Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственное развитие в раннем детстве




На основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения.

В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействия малыша с окружающим миром. Услож­няются формы поведения ребенка и расширяется круг доступ­ных малышу предметов. Он все больше включается в совмест­ную со взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Происшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, про­являть умение подождать, если воспитатель занят с другим ре­бенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на мес­то, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топ­тать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназна­ченные для этого места.

Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регуля­тор поведения малыша - слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок может противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.

Подчеркнем, что по-прежнему выполнение норм и подчи­нение правилам имеет для малыша не самостоятельное значе­ние, а служит средством поддержания положительных контактов со взрослым. Стремление заслужить положительную оцен­ку, быть «хорошим» побуждает малыша действовать так, как этого требуют педагоги и родители.

Требования, предъявляемые к малышу (от 1 года до 2 лет), должны быть обязательно посильны и положительно окраше­ны. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятель­ности. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и за­преты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него протест. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Иначе он их забывает, путает и в результате не пони­мает, что можно делать, а что нельзя. Важно не только указать малышу на те действия, которые нежелательны, но обязатель­но показать то, что можно. Ребенок должен знать, где не запре­щается проявлять активность.

Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречи­ли друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то сле­дование таким правилам становится привычным для малыша.

Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, у него складываются послушание, дисциплинированность, ор­ганизованность, потребность выполнять просьбы взрослых. А появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игруш­кам и убирать их на место. А в возрасте 2-3 лет ребенок дол­жен замечать поломанную игрушку и просить взрослого ее по­чинить.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрос­лый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - под­черкивал В.Г.Белинский.

Так, взрослый показывает малышу, куда и как надо убирать игрушки, и приучает его сначала вместе, а затем самостоятельно это делать. Он каждодневно организует выполнение ребенком правила «после игры игрушки нужно расставлять по местам».

В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограниче­но рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Шумел - и разбудил бабушку. Не убрал игрушки - они потерялись. Разорвал книжку - ее нельзя читать. Разбил чашку - из нее нельзя пить молоко.

Указанные примеры говорят о том, что понимание правила и нормы поведения основано на собственном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные - при соблю­дении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен моти­вировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.

Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и де­ятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, мане­ры, привычки и даже отношение к людям, предметам, живот­ным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отно­шение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Маль­чик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо».

Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихий­ная нравственность. Положительные поступки малыш выпол­няет по побуждению взрослого: помочь маме донести продук­ты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.

Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, при­давая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны ма­лыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нару­шает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запре­тов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разреша­ется действовать, в недоступное место; исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступны­ми опасные места; создать условия для положительных прояв­лений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует разрешать ребенку делать то, что будет потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направ­лено. Малыш скорее поделится игрушкой или сладостями с тем сверстником, к которому у него взрослый вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к окружа­ющим создает предпосылку для нравственных проявлений.

В раннем детстве, когда взрослый выдвигает определенные требования к малышу и следит за их выполнением, помогает доводить начатое дело до конца, правильно оценивает поло­жительные и отрицательные поступки, мотивирует свои требо­вания, можно воспитать у ребенка такие нравственные качест­ва, как стремление помочь, умение считаться с интересами дру­гих, терпеливо ждать, не шуметь, не мешать другим, проявлять доброту и отзывчивость.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем дет­стве:

- нравственное развитие малыша происходит на фоне поло­жительного отношения ко взрослому;

- выполнение ребенком нравственных норм и правил пове­дения направлено на установление положительных контактов со взрослым;

- выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создает основу для нравственного раз­вития малыша;

- требования и запреты взрослых нередко нарушаются вслед­ствие объективных особенностей поведения малыша - ситуативности и импульсивности;

- нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоцио­нальным отношением к объекту, на который они направлены;

- у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

- нравственное поведение возникает стихийно, по побужде­нию взрослого или под влиянием ситуации и не осознается ма­лышом как таковое;

- формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.