Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные пособия по детской психологии 1 страница




В сфере деятельности и общения: умение принимать услов­ную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятель­ность.

Литература

1. БожовичЛ.И. Психологические вопросы готовности ребен­ка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка до­школьного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорож-ца. - М., 1995. - С. 132-142.

2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? -М., 1994.

3. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии де­тей шестилетнего возраста. - М., 1988.

4. Особенности психического развития детей 6-7-летнего воз­раста/Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988.

5. Ульенкова У Формирование общей способности к учению у шестилетних детей// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3. -С. 53-57.

1. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М., 1988.

2. Детская психология /Под ред. Я. Л.Коломинского, Е.А.Пань-ко. - Минск, 1988.

3. ЗеньковскийВ.В. Психология детства.-Екатеринбург, 1995.

4. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

5. Мухина B.C. Детская психология. /Под ред. ЛА.Венгера. -М., 1986.

6. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. -М., 1983.

7. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Яро-шевского. -М., 1990.

8. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.-Т. 1.

9. ЭльконинД.Б. Детская психология. - М., 1960.


Приложения

 

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ

Автор — кандидат психологических наук Г.А. Урунтаева

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии

Развитие психики ребенка первых семи лет жизни - предмет дошкольной психологии. Детская психология как часть возраст­ной психологии.

Место и связь детской психологии с другими науками, изу­чающими человека и ребенка.

Методологические основы детской психологии. Методоло­гические принципы изучения психики ребенка: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятель­ности, гуманизм и педагогический оптимизм, историзм, ком­плексность, системность, систематичность и последователь­ность, научность и объективность, индивидуальный и личност­ный подход.

Задачи детской психологии.

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие в свете законов диалектики как про­цесс усвоения, присвоения общественно-исторического опыта.

Основные закономерности психического развития: нерав­номерность, скачкообразность, стадиальность и наличие сензитивных периодов; дифференциация и интеграция; кумулятивность психических особенностей; пластичность и возможность компенсации; единство общего и индивидуального в психичес­ком развитии.

Предпосылки и условия психического развития.

Наследственные особенности и прирожденные свойства ор­ганизма как предпосылки психического развития. Задатки и спо­собности.

Влияние социальных условий жизни на психическое разви­тие. Социальная среда: макро-, микро-, мезосреда как источник психического развития. Роль семьи, общения со взрослыми и сверс­тниками в психическом развитии.

Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта. Детерминированность психического развития условиями жизни и воспитания. Усло­вия эффективности воспитания и обучения. Взаимосвязь обуче­ния и развития.

Роль собственной активности ребенка и различных видов деятельности в психическом развитии. Понятие и признаки ве­дущей деятельности.

Противоречия как движущие силы психического развития.

Понятие возраста в социальной ситуации развития. Возраст­ные и сензитивные периоды. Переходные и кризисные перио­ды. Подходы к построению возрастной периодизации.

Основные понятия. Психическое развитие, деятельность, ве­дущая деятельность, биологический и социальный фактор психического развития, предпосылки, условия и движущие силы психического развития, сензитивный период, онтогенез, обще­ние, обучение, воспитание, интериоризация, возраст, социаль­ная ситуация развития, кризис, переходный период, новообра­зование, периодизация психического развития.

Методы детской психологии

Основные пути исследования в детской психологии: конста­тация и формирование. Этапы психологического исследования.

Методы изучения психики ребенка. Ведущие методы, их характеристика, достоинства, недостатки, виды, основные тре­бования к организации: наблюдение, эксперимент, беседа, ме­тод анализа продуктов деятельности, диагностические методы.

Изучение детей воспитателем детского сада.

Основные направления психического развития в младенчестве и раннем детстве

Основные направления психического развития в младенчестве

Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет (Н.М.Аксарина). Единство физического и психического развития как главная особенность развития в ран­нем детстве.

Психологические основы воспитания и обучения на этом воз­растном этапе.

Период новорожденности. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачат ков психической жизни - начало формирования биоритма «сон - бодрствование», отделение сна от бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль обще­ния со взрослыми в психическом развитии младенца.

«Комплекс оживления»: предпосылки, составляющие и эта­пы формирования. Возникновение ситуативно-личностной фор­мы общения, ее влияние на развитие эмоциональных реакций и познавательной сферы у ребенка первого полугодия жизни. Возникновение ситуативно-деловой формы общения со взрос­лыми и ее значение для развития детей второго полугодия жизни; развитие манипуляций с предметами и предметного восприятия.

Характеристика общения как ведущей деятельности младен­ца. Совместный со взрослым образ жизни как основа воспита­ния и развития младенца.

Роль матери в психическом развитии ребенка первого года жизни. Становление предпосылок общения со сверстника­ми. Влияние ранних контактов со сверстниками на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Развитие движений и действий младенца. Хватание как ос­нова их развития.

Довербальный этап развития речи. Предпосылки возник­новения речи в младенчестве.

Развитие ориентировки в окружающем: особенности вни­мания, памяти, восприятия.

Младенчество как период развития предпосылок к форми­рованию личности. Индивидуальные различия младенцев. Кри­зис первого года.

Основные понятия. Новорожденность, младенчество, «ком­плекс оживления», ситуативно-личностная и ситуативно-дело­вая форма общения со взрослыми, хватание, довербальный этап развития речи.

Основные направления психического развития в раннем детстве

Социальная ситуация развития в раннем детстве.

Овладение ходьбой и другими основными движениями. Их роль в психическом развитии ребенка.

Развитие предметной деятельности в раннем детстве. Разви­тие соотносящих действий. Этапы формирования предметной де­ятельности: предметные манипуляции, предметно-специфические действия и развитие ручных операций, предметно-опосредован­ные действия: развитие и специфика орудийных действий.

Место предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Характеристика предметной деятельности как ведущей в раннем детстве. Предметная деятельность и развитие позна­вательных процессов.

Орудийные действия и развитие мышления. Накопление и уточнение представлений об окружающем, их первичная систе­матизация. Формирование сенсорных основ познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности. Зарож­дение воображения, знаково-символические функции сознания.

Раннее детство - сензитивный период развития речи. Овла­дение активной речью - важнейшее новообразование данного возрастного периода.

Предметная деятельность и развитие личности. Возникно­вение и развитие стремления к самостоятельности. Формирова­ние бытовой самостоятельности. Отделение своих действий от предмета и себя от своих действий. Развитие целенаправленнос­ти и произвольности.

Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимо­отношений со взрослыми и сверстниками.

Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобрази­тельной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на пси­хическое развитие.

Предметное отношение к деятельности как важнейшее до­стижение раннего детства.

Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловая фор­ма) и сверстниками (эмоционально-практическая форма). Ос­воение речевых средств общения.

Развитие личности в раннем детстве. Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания. Осо­бенности первых представлений о себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.

Основные понятия. Раннее детство, предметная деятель­ность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятель­ность, «гордость за собственные достижения», ситуативно-дело­вая форма общения, эмоционально-практическая форма общения.

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Бытовая деятельность

Роль бытовых процессов в зарождении контактов со взрос­лыми, первых социальных потребностей. Режим дня как первое социальное средство организации жизни младенца. Освоение бытовых процессов на первом году жизни. Роль взрослого в их организации.

Специфика освоения культурно-гигиенических навыков в раннем детстве. Раннее детство - сензитивный период для фор­мирования основных культурно-гигиенических навыков, их операционально-технической стороны. Взаимосвязь освоения навыков с основными линиями развития в раннем детстве.

Дальнейшее совершенствование и расширение круга куль­турно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте. До­школьное детство - период освоения норм, связанных с прави­лами поведения в бытовой деятельности. Становление культуры поведения в дошкольном возрасте.

Влияние культурно-гигиенических навыков на психическое развитие.

Психологические основы форм и методов формирования культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.

Основные понятия. Навык, привычка, культура поведения, культурно-гигиенический навык, режим дня.

Трудовая деятельность

Предпосылки формирования трудовой деятельности в ран­нем детстве: овладение предметной деятельностью, развитие произвольности поведения и действий, отделение себя от своих действий и действия от предмета, подражание взрослому, стрем­ление к самостоятельности, формирование культурно-гигиени­ческих навыков, развитие зрительно-двигательных координаций.

Основные направления развития трудовой деятельности до­школьника.

Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков, формирование привычки к регулярному труду.

Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и само­оценки.

Формирование общественных мотивов труда.

Формирование трудолюбия, интереса и уважения к любому труду взрослых. Развитие представлений о профессиях. Особен­ности представлений дошкольников о труде взрослых.

Развитие видов и форм трудовой деятельности.

Влияние трудовой деятельности на психическое развитие. Расширение представлений об окружающем, о свойствах пред­метов, материалов и орудий труда, развитие познавательной сферы. Трудовая деятельность и развитие личности.

Специфика совместного труда детей со взрослыми и сверс­тниками. Характеристика взаимоотношений в процессе совмест­ного труда.

Основные понятия. Трудовая деятельность, умение, навык, привычка.

Игровая деятельность

Исторические корни возникновения игры. Социальная при­рода игры.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в мла­денчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметно-отобразительная игра.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, пра­вила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.

Значение игрового материала в возникновении и развитии игры. Виды игрушек и их значение для психического развития.

Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.

Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонен­тов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сю­жетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

Виды игр дошкольника и их место в психическом развитии: дидактические, подвижные, строительно-конструктивные, игры-драматизации.

Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведе­ния, воли. Игра и межличностные отношения детей.

Основные понятия. Игра, виды игр, виды игрушек, структу­ра игры: роль, игровые действия, правила, игровые и реальные взаимоотношения, сюжет, содержание игры, игровые предме­ты, предмет-заместитель.

Изобразительная деятельность

Предпосылки возникновения изобразительной деятельнос­ти в раннем детстве: освоение предметной деятельности, зри­тельно-двигательные координации.

Стадии развития рисования: свободное манипулирование карандашом, доизобразительная стадия рисования, возникно­вение изобразительной функции рисования и развитие графи­ческих образов.

Основные направления развития изобразительной деятель­ности (рисование, лепка, аппликация) и их взаимосвязь. Освое­ние средств выразительности разных видов изобразительной деятельности, их взаимосвязь.

Особенности формы и конструкции изображений, компо­зиции.

Цвет детского рисунка. Развитие функций изобразительной деятельности: знаковой, логической, изобразительной, эстети­ческой, выразительной.

Развитие содержания детского рисунка. Влияние на него социальных условий жизни, индивидуальных особенностей, осязательного, зрительного, двигательного опыта. Взаимосвязь развития речи и рисования.

Место и влияние изобразительной деятельности на психи­ческое развитие. Изобразительная деятельность и сенсорное, умственное развитие. Развитие творчества и изобразительных способностей. Взаимосвязь восприятия исполнительства и твор­чества в изобразительной деятельности. Психологические ос­новы руководства изобразительной деятельностью.

Основные понятия. Изобразительная деятельность, виды и выразительные средства изобразительной деятельности, функ­ции изобразительной деятельности, художественный образ, гра­фический образ.

Конструктивная деятельность

Предпосылки конструктивной деятельности в раннем детст­ве: овладение предметными действиями, развитие зрительно-дви­гательных координаций. Отделение действий от предмета и себя от своих действий.

Основные направления развития конструирования дошколь­ника. Формирование способов обследования образца и спосо­бов построения конструкции. Развитие мотивов конструирова­ния. Формирование контроля (самоконтроля) и оценки (само­оценки) в процессе конструирования.

Развитие видов конструирования. Конструирование по об­разцу (целостному, расчлененному, объемному, схеме, чертежу), по условиям, по замыслу.

Конструирование из разных материалов.

Место и влияние конструирования на психическое разви­тие. Конструирование и умственное развитие, техническое мыш­ление. Взаимосвязь восприятия, исполнительства и творчества в процессе конструирования.

Психологические условия руководства разными видами конструирования.

Основные понятия. Конструирование, виды конструирова­ния, схемы, чертеж.

Общение ребенка со взрослыми

Функция и роль общения в психическом развитии.

Развитие общения как смена форм общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познаватель­ная, внеситуативно-личностная.

Содержание потребности в общении, ведущие мотивы об­щения. Основные средства общения.

Механизм смены форм общения.

Особенности общения ребенка с родителями.

Особенности общения ребенка с воспитателем. Отношение дошкольника к личности воспитателя.

Педагогическое общение. Особенности познания воспитате­лем детей. Стиль отношения к детям и стиль руководства детским коллективом. Условия оптимального педагогического общения.

Основные понятия. Общение, мотивы, потребность, сред­ства общения, формы общения со взрослыми, педагогическое общение.

Развитие общения со сверстниками

Значение общения со сверстниками для психического разви­тия ребенка.

Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познава­тельная.

Содержание потребности в общении, ведущий мотив обще­ния, средства общения.

Особенности межличностных отношений в группе детского сада: личностные (социометрическая структура), оценочные (со­циально-перцептивная структура), деловые (актометрическая структура).

Влияние групп детского сада на психическое развитие.

Причина трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей, пути их устранения.

Сходство и различие общения со взрослыми и сверстниками.

Основные понятия. Коммуникативные навыки и умения, социометрический эксперимент, социальная перцепция, межлич­ностное взаимодействие, конфликт, структура взаимоотноше­ний в группе детского сада.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА

Развитие внимания

Особенности проявления внимания в младенчестве и раннем детстве. Слуховое и зрительное сосредоточение как первое про­явление внимания.

Развитие объема, устойчивости, распределения, переключе­ния, концентрации внимания. Формирование элементов произ­вольного внимания.

Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте. Непроизвольное внимание и условия его развития. Произвольное, опосредованное внимание и условия его фор­мирования. Послепроизвольное внимание и условия его раз­вития.

Развитие свойств внимания. Рассеянность внимания, ее при­чины и пути преодоления. Колебания внимания.

Внимание как условие успешного протекания внешней и внутренней деятельности, умственной и практической.

Пути и средства организации и поддержания внимания у де­тей разного возраста, в разных видах деятельности. Роль речи в развитии видов и свойств внимания. Дидактическая игра как сред­ство развития внимания.

Основные понятия. Внимание, виды внимания, свойства вни­мания, рассеянность.

Развитие речи

Предпосылки развития речи в младенчестве. Предпосылки активной речи. Гукание, гуление, лепет. Появление первых слов. Развитие понимания речи, ориентировки на речь. Развитие фо­нематического слуха как предпосылка освоения речи.

Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие пассивного и активного словаря. Освоение грамматического строя языка. Познание отношений и связей окружающей действительности - основа фор­мирования грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Общение как важнейшее условие развития речи детей на ранних этапах онтогенеза.

Основные направления развития речи в дошкольном воз­расте.

Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный сло­варь.

Основные закономерности усвоения дошкольниками син­таксиса и морфологии родного языка.

Осознание детьми звукового состава слова и словесного состава речи как предпосылки овладения чтением и письмом. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, звуковой, обобщающей. Эгоцентрическая речь, ее особенности, функции, роль в психическом развитии. Развитие видов речи: от ситуативной к контекстной и объяснительной.

Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи.

Психолого-педагогическое обоснование задач развития речи, целей и содержания формирования речи детей.

Значение речи для психического развития. Речь и развитие познавательных процессов, личности, деятельности.

Основные понятия. Речь, виды речи, функции речи.

Сенсорное развитие

Развитие у ребенка основных видов чувствительности. Вы­работка условных рефлексов на раздражители в разные перио­ды. Особенности развития восприятия в разном возрасте.

Развитие видов восприятия.

Восприятие пространства: удаленности предметов, формы и величины. Освоение «близкого» пространства в младенчест­ве. Освоение «далекого» пространства в действии ребенком ран­него возраста. Роль самостоятельной ходьбы и ориентировки на собственном теле в освоении пространственных отношений. Ориентировка на листе бумаги, плане, чертеже в дошкольном возрасте. Основные закономерности восприятия формы и ве­личины. Роль речи в развитии восприятия пространства.

Специфика восприятия времени. Формирование биоритма «сон-бодрствование» как предпосылка восприятия времени.

Восприятие временных промежутков: день, ночь, утро, ве­чер, сутки, неделя, месяц, минута и пр. Осознание временных изменений в окружающем. Роль речи и собственной деятельнос­ти ребенка в восприятии времени.

Восприятие художественных произведений. Восприятие ри­сунка, произведения живописи. Понимание средств выразитель­ности. Эстетическая оценка. Восприятие сюжетных картин: установление всех необходимых связей, выделение структурного и композиционного центров, формирование умения выражать связи в адекватных речевых формах. Восприятие литературных произведений разных жанров. Понимание содержания и идеи произведения. Особенности восприятия образов героев, моти­вов их поведения, языковых особенностей произведения. Особенности восприятия и понимания поэтических произведений.

Особенности восприятия малых жанров фольклора в мла­денчестве и раннем детстве. Развитие слушания. Особенности восприятия сказки в раннем и дошкольном детстве. «Действен­ное» отношение к содержанию сказки, механизм «представливания». Различение реальной и сказочной действительности. «Присвоение» ребенком нравственного опыта героев литератур­ных произведений. Единство нравственного и эстетического в восприятии и понимании сказки.

Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии и понимании литературного про­изведения, ее влияние на отношение к герою.

Развитие произвольности восприятия: формирование культу­ры наблюдения, умение ставить цель, разрабатывать программу, контролировать процесс, оценивать результат. Формирование наблюдательности. Роль взрослого в развитии наблюдения.

Психологические основы системы сенсорного воспитания.

Основные понятия. Восприятие, перцептивные действия, сен­сорный эталон, чувствительность, виды восприятия, наблюде­ние, наблюдательность, культура наблюдения, ощущение, по­роги чувствительности.

Развитие памяти

Особенности проявлений памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти в мла­денчестве. Появление разных видов памяти в младенчестве. Ран­няя форма воспроизведения - узнавание.

Развитие видов памяти в раннем детстве: двигательной, об­разной, эмоциональной. Появление и развитие словесно-смы­словой памяти. Рост объема памяти и длительности сохранения материала.

Основные направления развития памяти в дошкольном воз­расте.

Развитие видов памяти. Непроизвольная память и условия ее развития. Деятельность как основное условие непроизволь­ного запоминания. Этапы развития произвольной памяти. Игра как основное средство развития произвольной памяти. Образ­ная память - ведущий вид памяти дошкольника. Характерис­тика образной памяти. Формирование представлений. Разви­тие логической, опосредованной памяти.

Развитие процессов памяти. Непроизвольное запоминание и пути его организации. Приемы и средства произвольного за­поминания.

Влияние памяти на психическое развитие. Память и разные виды деятельности. Память и обучение, усвоение знаний, фор­мирование умений и навыков. Память и развитие личности. Формирование связи между настоящим, прошлым и будущим как показатель становления личности. Память и развитие речи. Место памяти в системе познавательных процессов.

Основные понятия. Память, запечатление, узнавание, вос­произведение, образная, двигательная, словесно-смысловая, аф­фективная память, механическая память.

Развитие воображения

Предпосылки развития воображения в раннем детстве. Ста­новление условного игрового действия, использование предме­тов-заместителей.

Основные направления развития воображения дошкольника.

Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного, непроизвольного. Опосредованное воображение.

Роль речи в развитии произвольного опосредованного во­ображения.

Развитие операций воображения: комбинирование, агглю­тинация, антропоморфизация, схематизация, акцентирование.

Характеристика образов воображения дошкольника. Раз­витие функций воображения: гностическая, планирующая, за­щитная.

Условия, пути и средства развития воображения. Обогаще­ние опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения.

Влияние литературных произведений, игры, труда, продук­тивных видов деятельности на развитие воображения.

Место воображения в системе познавательных процессов. Реализм детского воображения.

Воображение и развитие личности. Овладение личностны­ми смыслами человеческой деятельности. Формирование пред­ставлений о профессиях.

«Эмоциональный» этап профессионального самоопределе­ния. Формирование представлений о социально одобряемом образце поведения.

Воображение и усвоение нравственных норм.

Основные понятия. Воображение, творчество, операция во­ображения.

Развитие мышления

Предпосылки развития мышления в младенчестве. Обсле­дование предметов, выделение некоторых свойств. Установле­ние элементарных причинно-следственных связей. Освоение предметных действий.

Развитие мышления в раннем детстве. Специфика нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления. Взаимосвязь мышления с развитием орудийных действий. Предметное отно­шение к действительности как важнейшее достижение раннего детства.

Становление элементов наглядно-образного мышления. Ос­новные направления развития мышления дошкольника. Разви­тие форм мышления.

Особенности оперирования образами и системами образ­ных представления. Конкретная образность мышления. Нагляд­ное пространственное моделирование. Предпосылки развития словесного мышления.

Развитие мыслительных операций: сравнение, абстрагиро­вание, классификация, обобщение, анализ, синтез. Установле­ние причинно-следственных связей и особенности рассуждения при решении мыслительных задач. Взаимосвязь развития мыш­ления и речи. Усвоение понятий, наглядное обобщение.

Развитие познавательных интересов и познавательной ак­тивности, любознательности. Детское экспериментирование. Познавательные вопросы, их происхождение и содержание.

Формирование умений и навыков умственной деятельнос­ти: умения принять цель, вопрос, задачу, определить способы решения мыслительной задачи, достичь результата и оценить его.

Значение знаний для развития мышления. Знания неясные и ясные, четкие.

Место мышления в системе познавательных процессов.

Влияние мышления на психическое развитие. Мышление и развитие личности. Мышление и деятельность.

Условия, пути и средства развития мышления в разном воз­расте и в разных видах деятельности.

Психологические основы умственного воспитания детей.

Основные понятия. Мышление, виды мышления, мыслитель­ные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное пространственное моделирование, понятие, знания.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Развитие самосознания

Возникновение предпосылок развития самосознания в мла­денчестве и раннем детстве. Формирование представлений о собственном теле. Активность как личностное новообразова­ние первого года жизни.

Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: «гор­дость за собственные достижения» и самосознание.

Основные направления развития самосознания у дошкольни­ков. Особенности развития самооценки и самоконтроля. Осозна­ние себя во времени. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности. Осознание своего места в системе обществен­ных отношений.

Новая внутренняя позиция как итог развития самосознания у дошкольников.

Условия и пути развития самосознания и самооценки в раз­ном возрасте в разных видах деятельности.

Роль социального окружения в формировании самосозна­ния: общение со взрослыми, сверстниками, взаимодействие с «рукотворным» миром вещей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.245 сек.