Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные изменения отрицательного отношения детей к моральным недостаткам




 

Качества, оцениваемые отрицательно 2-3 г. (%) 3-4 г. (%) 4-5 л. (%)
Непослушный      
Грязнуля      
Не помогает      
Обманывает      
Жадный      
Недобрый      
Лентяй      
Неаккуратный      
Трус      

Важную роль в формировании нравственных суждений и оце­нок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия до­школьниками сказки, позволили выделить следующие особеннос­ти. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществле­нию их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник зани­мает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персо­нажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино (С.Г.Якобсон).

Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрас­те около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются поня­тия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодей­ствие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил дейст­вие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопере­живания и содействия герою возникает нравственная аргумента­ция. Теперь дети указывают на общественную значимость поступ­ков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональ­ное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народ­ных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические этало­ны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведе­ние не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным пред­ставлением. То есть внешний образец поведения взрослого пере­ходит во внутренний план, расширяя возможности нравствен­ного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные пред­ставления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

 

В качестве примера приведем сказку, придуманную Максимом Д. (5 лет 9 мес.).

«Жил-был злой король. Он не любил нищих и всегда их убивал. Но вот однажды появился русский рыцарь и сказал королю: «Что прикажете?» - «Убей всех нищих». А русский богатырь сказал: «Я добрый и не убиваю нищих». -«Ах, так! Давай драться». И король выбил из рук богатыря саблю. «Пусть я умру, но я не буду убивать». Король хотел размахнуться, чтобы ему отрубить голову. Но все-все нищие стали его колоть саблями. И король умер. И сказал русский богатырь: «Спасибо, что вы пришли на помощь». И вдруг один нищий скатился в воду. И он бросился за ним. Видит, подводное царство. Видит, одна корона лежит. И стал ее вытаскивать. Но вдруг появился огромный чело­век с хвостом: «Чего ты мою корону трогаешь? А то я тебя убью трезубцем».

Русский богатырь сказал: «Ты не наказывай меня, а привези в свое царство. Напои, накорми». «Ладно», - сказал морской царь. Накормил, напоил его. Богатырь сказал: «Найди мне жену». А царь ответил: «Хорошо. Есть у меня три дочери. Выбирай, которую тебе надо». - «Мне - которая с голубыми глазами. И зовут ее Анастасия». Превратил ее царь морской в девушку. Вместо хвоста у нее появились ноги: «Это твой жених». - «До свиданья, папочка. Буду тебя очень ждать». И они поженились».

 

В дошкольном возрасте нравственные представления до­школьника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные дейст­вия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направ­ленность на окружающих.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хо­рошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрос­лого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. При­чем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оце­нивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оцен­ку не относит.

Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролиро­вать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравст­венных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нрав­ственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приво­дит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жа­лоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хо­чет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товари­щами, малыш подходит к реальной самооценке.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагма­тическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешне­го контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма

начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людь­ми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо со­блюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Не­обходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со сто­роны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нрав­ственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

 

Приведем для иллюстрации выписку из протокола проведенного наблю­дения за Катей В. (5 лет).

Дети собрались на прогулку. Катя надевает рейтузы. Рядом стоит Вася и пытается натянуть сапог.

Катя: Вася, можно я тебе помогу? У тебя тугой сапог. А я помогу! (Вста­ет, подходит к Васе, натягивает ему сапог.)

Вася: Спасибо.

Катя: На здоровье.

Вася подходит к шкафчику и достает куртку. К нему подходит Катя.

Катя: А молнию ты можешь застегнуть? Хочешь, я попробую?

Вася: Нет, я сам могу.

 

Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регули­ровать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавли­вается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступ­ках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам реша­ет, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, что­бы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В.А.Сухомлинский под­черкивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родите­лей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с норма­ми, принятыми в обществе. Норма, которая только декларирует­ся, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на ре­альное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нрав­ственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать не­обязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.

Можно наблюдать два способа поведения, коренным обра­зом отличающихся друг от друга, когда дошкольник нарушает нравственные нормы. Во-первых, норма нарушается неосознан­но, когда ребенок действует под влиянием ситуативных жела­ний. Такое поведение выступает как возрастная особенность. Это свидетельствует о несформированности механизмов про­извольного поведения и о том, что норма еще не стала внут­ренней психологической инстанцией, а остается внешним тре­бованием. Ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о послед­ствиях.

Во-вторых, при сознательном нарушении нормы, ребенок осознает противоречия между своим поведением и социально одобряемым образцом. В этом случае следует говорить о проступках. Чтобы показать их природу, сравним две очень схо­жие внешне, но на самом деле кардинально отличающиеся фор­мы поведения: проступки и шалости. А.А.Люблинская показа­ла их отличия.

Шалости характеризуются благожелательным отношением к людям. Ребенок активен, инициативен, изобретателен, а его поведение, окрашенное в яркий положительный эмоциональ­ный тон, имеет бескорыстный характер. Виды шалостей различ­ны. В раннем возрасте появляются шалости, выступающие ва­риантом игры, которая служит их источником. Они типичны для детей примерно до пяти лет. Ребенок сосредоточивается на действиях воображаемого персонажа. Шалости становятся само­целью, источником бурных положительных эмоций, вытесняя сюжет, когда игровой сюжет сохраняется как фон и служит свое­образным оправданием выполняемых действий и их последствий.

В 4-7 лет у детей наблюдаются шалости, мотивом которых является вопрос «Что получится, если...?» (открыть кран и за­крыть пальцем струю воды). Их источником выступает позна­вательное отношение у ребят к окружающему и стремление его исследовать. Такие шалости чаще встречаются у инициативных детей, в их основе лежат положительные черты формирующейся личности: активность, инициативность, любознательность.

На протяжении всего дошкольного детства заметны шалос­ти, мотивированные вопросом «Что же я могу?». Их источни­ком выступает развитие самостоятельности. Такие шалости гра­ничат с озорством. А протекают они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так он проверяет свою силу, утверждает свое «я», пытается как бы очертить круг дозволенного.

В основе большинства проступков лежит неумелое, но очень горячее стремление защитить свое «я» от переживаний, ущем­лений и обид. К ним приводят частые наказания, немотивированные запреты, окрики, обидные прозвища, насмешки, недо­статок любви и общения со взрослыми и сверстниками, чувст­во заброшенности и ненужности. Подчеркнем, что они появля­ются только тогда, когда ребенок не может положительно само­утвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Нарисовал малыш рисунок, а воспитатель не заметил, похвалил другого. Тогда ребенок разорвал чужой рисунок и был замечен взрослым. Повторяясь, проступки об­разуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в при­вычку. Они формируют отрицательные черты характера. Рас­смотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся у дошкольников: упрямство, лживость, драчливость.

Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает его абсурдность и невы­полнимость. Нередко дети сознательно выдвигают такие требования, которые взрослый не может выполнить. Упрямство возникает чаще всего в том случае, если взрослый ограничива­ет возможности малыша, не дает ему самостоятельно действовать и выражать свои желания. «Он еще маленький», - утверж­дают одни родители и стремятся все сделать за ребенка. «Он уже большой», - говорят другие и воздвигают целую батарею запретов, нередко без учета возрастных и индивидуальных воз­можностей. Часто заупрямившийся ребенок не может отказаться от первоначального требования. К основным причинам упрямства следует отнести протест ребенка против несправедливого отношения и унижения достоинства; нетактичность взрослых; неразумное ограничение самостоятельности и слишком строгое отношение к ребенку; игнорирование его личных желаний.

Наиболее распространенные причины детской лжи - страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Харак­терно, что ложь всегда имеет какой-то корыстный мотив, мо­тив утилитарной выгоды, чем и отличается от детской фанта­зии. Стремление переживать и действовать в воображаемой си­туации, потребность в самостоятельности, самоутверждении, притязание на признание приводят к детским фантазиям, в ко­торых малыш преувеличивает свои возможности, например рассказывает о том, как он побывал в разных странах, спасал людей от наводнения и прочее.

 

Приведем пример. Егор И. (5 лет 5 мес.) рассказывает: «Я летал на Луну. На самолете. Там скользко. Я съехал с Луны как на парашюте. А потом опять заехал на летающий корабль. А потом попал в книж­ку. И так ездил и ездил. На Луне был как бы кружок, вот такой (делает круго­вой жест рукой)... И бомбы там приземляются, а не взрываются».

 

Сюжеты ребенок чаще всего черпает из кинофильмов, рас­сказов взрослых, детских книг. Создается впечатление, что он и сам верит в достоверность создаваемых в воображении обра­зов. Но в описываемом случае ребенок не преследует никакой выгоды, и поэтому такое искажение действительности нельзя рассматривать как ложь. К фантазированию следует отнести рас­сказы детей о несуществующих животных, за которыми они уха­живают, о младших братьях и сестричках, с которыми играют. Причина сочинения этих рассказов состоит в недостатке обще­ния со взрослыми и сверстниками или в неудовлетворенности им. Драчливость чаще всего возникает у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях, играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, установить положительные от­ношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок начинает распростра­нять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся. Ощущение своей силы приводит к еще большей драчливости и к еще большему ухудшению отношений со сверстниками. К драчливости приводит культ силы в семье, неправильная пози­ция взрослых: «Дай сдачи!», «Уважают только сильных».

В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрос­лого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.

В 2-3 года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ог­раничение своих желаний малышами возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости и значения для других людей. В 3 года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соот­ветствующей категории. Они получают удовольствие от оцен­ки «хорошо».

Положительная моральная оценка взрослого придает по­ложительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.

Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положи­тельной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценоч­ное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определен­ным требованиям, то есть быть:

- объективной и в то же время тактичной, поэтому в по­ступке сначала выделяют положительные стороны, об отрица­тельных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его проступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;

- ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми, чтобы не унижать в гла­зах взрослых, не разрушать совместную деятельность;

-дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;

- систематичной, а не даваться от случая к случаю;

- включающей сочетание вербальных и невербальных спо­собов воздействия. К последним дошкольники особенно чувст­вительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, си­туации.

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

- у детей складываются первые моральные суждения и оцен­ки; первоначальное понимание общественного смысла нравствен­ной нормы;

- возрастает действенность нравственных представлений;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.