Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие способностей дошкольника




Развитие способностей в дошкольном возрасте

Способности — это индивидуально-типологические особенности чело­века, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию спо­собностей.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности ор­ганизма.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты, ко второй - степень выра­женности способностей.

Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для мно­гих видов деятельности. Специальные важны только в конкретных видах деятельности - изобразительной, музыкальной, литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое пер­вое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятель­ности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не ре­зультат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картин­ку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосыл­ки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваи­вает основные движения и предметные действия, у него формиру­ется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие спо­собности составляют две группы - познавательные и практичес­кие. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образ­ную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способнос­тей занимает способность создавать образы, отражающие свой­ства предметов, их общее строение, соотношение основных при­знаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связа­ны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они состав­ляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, ког­да, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составля­ют действия наглядного моделирования: замещение, использо­вание готовых моделей и построение модели на основе установ­ления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентировать­ся. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, напри­мер стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позво­ляют ребенку находить оригинальные способы и средства ре­шения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

 

Приведем в качестве примера сказку, сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес).

«В траве гулял цыпленок. И видит - бабочка летит. И говорит цыпленок бабочке: «Давай дружить». А бабочка сказала: «Ладно». И цыпленок сказал:

«Как тебя зовут?» - «Меня зовут Лена». - «А меня зовут Бип. Вот мы и познакомились». И засмеялись, и вдруг началась гроза. Бабочка сказала: «Полетели. Я знаю очень хорошее местечко». Цыпленок побежал. Они пришли к маленькому дому и стали в нем жить очень долго. Но однажды начался сильный ветер и разломал дом. Цыпленок сказал: «Полетели в Африку». - «А что такое Африка?» - «Это страна, в которой никогда нет снега». Пошли они в Африку. Видят - стоит красивый дворец, в котором живут люди. Они сказали: «Какая красота!» Бип сказал: «Давай построим домик». Бабочка сказала: «Давай». И стали они строить конуру. А в кону­ре гнездо. Стала бабочка превращаться в гусеницу. Превратилась она в куколку сначала. И стала гусеницей. Увидел цыпленок гусеницу и съел».

- Максим, а разве можно друзей есть? Как это так, цыпленок съел бабоч­ку? Они же дружили.

Максим: Но он же не узнал ее.

 

Дошкольник включается в многообразные виды деятельнос­ти - игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совмест­ный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достиже­ния цели, соотнесение полученного результата с предполагае­мым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в со­ответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные во­просы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

 

Приведем пример.

Наблюдение за дежурством Наташи К. (6 лет 1 мес.).

Воспитатель: Сегодня Наташа и Рома - дежурные.

Наташа и Рома подходят к двери моечной, одевают фартуки, идут в умы­вальную, моют руки. Возвращаются в групповую комнату, подходят к разда­точному столу.

Наташа: Рома, ты будешь раскладывать тарелки, а я чашки (берет чаш­ку). Хорошо?

Рома берет ложки: Давай сначала ложки разложим.

Наташа (ставит чашку на поднос): Давай. А потом чашки.

Дети берут ложки и раскладывают на столы.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарел­ки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

Рома берет тарелки и расставляет их на столе. Подходит к Наташе. Она дает ему новую стопку тарелок. Рома расставляет их на столы, подходит к Наташе: А теперь чашки.

Наташа: Я буду носить, а ты подавай (берет чашки у Ромы и расставляет их на столы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы у меня совсем уже большие!

Наташа: Мы с Ромой молодцы. Мы посуду расставляли!

 

К практическим способностям дошкольников относят так­же конструктивно-технические: пространственное видение, про­странственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающий­ся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктив­но-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, исполь­зование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное дет­ство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста про­являются такие способности, как изобразительные, декора­тивно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и рит­мический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мими­ки. Любая специальная способность включает основные состав­ляющие: определенный уровень развития познавательных про­цессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчи­вости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

 

Приведем пример из наблюдения на музыкальном занятии за Андреем Н. (6 лет 10 мес.).

Муз. рук.: Представьте, что мы с вами забрались высоко-высоко. И смот­рим оттуда. Кто такую картину видит? (Включает проигрыватель, звучит пье­са П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».) Андрей вниматель-

Развитие способностей в дошкольном возрасте

но смотрит на проигрыватель, раскачивается в такт музыке всем корпу­сом, улыбается. Музыка заканчивается.

Муз. рук.: Кто какую картину увидел?

Андрей тянет руку.

Муз. рук.: Андрей, скажи.

Андрей: Как будто снега много кругом, сугробы большие. Деревья все засыпаны. Ветками качают. Солнышко светит... И еще... снег блестит.

 

Особое место в психологии способностей занимает пробле­ма развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей че­ловека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее полу­чать и систематизировать, стремление решать трудные пробле­мы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные за­висимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в ту­пик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес).

К первой относятся дети с ускоренным умственным разви­тием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем разви­тия интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

 

Приведем пример. За день до того, как известному английскому психологу Ф.Гальтону исполнилось пять лет, он написал своей сестре такое письмо: «До­рогая Адель, мне четыре года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать любые числа и умножать на 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11. Я умею немного читать по-французски и узнавать время по часам. Френсис Гальтон (15 февраля 1827)».

 

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специа­лизацией. Они характеризуются при обычном общем уровне осо­бой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специ­фика материала, углубленностью интереса, готовностью усваи­вать и творчески участвовать в работе.

 

Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавляя к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, восклик­нул: «Подсчет неверен. Вот какая должна быть сумма». Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

 

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельны­ми признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают осо­бые качества отдельных психических процессов. Например, не­обычайная память на какие-либо объекты, богатство воображе­ния, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюда­тельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.