Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные пособия по детской психологии 2 страница




Основные понятия. Самосознание, самооценка, самокон­троль, половая идентификация, образ «я», активность, новая внутренняя позиция.

Развитие воли

Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детст­ве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности. Фазы развития произволь­ных движений: предварительная ориентировка в задании, фор­мирование сенсомоторного образа. Условия развития произ­вольных движений и действий у ребенка от рождения до 3 лет, их значение для психического развития на этом возрастном этапе.

Основные направления развития воли в дошкольном возрасте.

Становление волевого действия.

Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию.

Появление новых мотивов и потребностей в разном возрас­те. Изменение содержания мотивов и потребностей. Борьба и соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов и произвольность поведения.

Условия развития мотивов и потребностей в разном воз­расте в разных видах деятельности.

Установление отношения цели действий к их мотиву. Воле­вые усилия при выполнении действий, преодоление препятствий.

Особенности оценки ребенком полученных результатов.

Развитие волевых качеств: самостоятельности, настойчивос­ти, смелости, целеустремленности, инициативности и волевых

привычек: к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности. Волевые привычки и индивидуаль­ность ребенка. Взаимосвязь развития воли с развитием познавательных процессов, личностных новообразований, произволь­ности поведения и деятельности, самосознания, самооценки, самоконтроля. Воля и совершенствование разных видов деятель­ности.

Условия волевого развития в разных видах деятельности в разных возрастных группах.

Основные понятия. Воля, волевое действие, волевое усилие, соотношение мотива и цели, волевые привычки, волевые каче­ства личности, произвольность поведения, произвольные дви­жения и действия, мотив, соподчинение мотивов, борьба моти­вов, потребность.

Эмоциональное развитие

Особенности развития эмоций и чувств в младенчестве и раннем детстве.

Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств. Дифференциация, обогащение переживаний. Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.

Развитие положительных эмоций и их роль в психическом развитии.

Особенности развития высших чувств у дошкольников: по­знавательных, нравственных, эстетических. Роль сопережива­ния в развитии высших чувств.

Условия развития эмоций и чувств в разном возрасте. Роль общения со взрослыми - родителями, воспитателями детского сада. Роль общения со сверстниками.

Влияние условий и характера выполнения деятельности на развитие чувств. Индивидуальность ребенка и развитие чувств. Роль возрастных этапов, кризисов, появления новых интересов, потребностей в развитии эмоций и чувств.

Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Аф­фекты, страхи, причины, их вызывающие, и пути преодоления.

Основные понятия. Эмоции, высшие чувства, динамика и дифференциация чувств, аффект, страх, содержание чувств, эмо­циональное неблагополучие.

Программа по курсу дошкольной психологии...

Нравственное развитие

Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых спо­собов поведения (формирование нравственного поведения) и нрав­ственных чувств.

Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоционального отношения к ним. Постепенное усложнение знаний о нормах морали и правилах поведения. Усвоение этических эталонов. Формирование нравственных мотивов поведения.

Развитие нравственного поведения. Формирование позитив­ных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек поведения.

Происхождение и появление негативных личностных образований: ложь, зависть, жестокость, драчливость, неряшли­вость, жадность. Шалости и проступки детей, их причины, виды (А. А. Люблинская). Притязания на признание у сверстников.

Культура поведения как основа нравственного развития до­школьников. Культурно-гигиенические навыки: этапы формиро­вания, содержание и специфика освоения в разных возрастных группах (самостоятельность, качество, осознанность их выпол­нения). Место культурно-гигиенических навыков в психическом развитии.

Условия нравственного развития детей в разном возрасте: опыт самостоятельной и специально организованной деятель­ности, общение со взрослыми и сверстниками.

Роль художественной литературы в нравственном развитии.

Психологические основы методов и средств формирования нравственного поведения и нравственного сознания.

Основные понятия. Нравственное сознание, нравственное поведение, моральные нормы, этический эталон, негативные и позитивные личностные образования.

Развитие темперамента

Общее в проявлении темперамента в поведении и деятель­ности ребенка младенческого и раннего детства.

Особенности развития темперамента в дошкольном возрас­те. Возрастные особенности возникновения и проявления раз­личных свойств темперамента. Соотношение наследственного и приобретенного в темпераменте. Физиологические и психо­логические предпосылки изменчивости темперамента.

Характеристика детей разных типов темперамента и основы индивидуального подхода к ним.

Основные понятия. Темперамент, типы темперамента, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, тип выс­шей нервной деятельности, реактивность, ригидность; эмоцио­нальная возбудимость, динамичность, лабильность, пластич­ность, экстраверсия, интроверсия.

Развитие способностей

Предпосылки развития способностей, задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей.

Развитие сенсорных способностей, в частности форм опос­редованного познания - использование сенсорных эталонов.

Развитие интеллектуальных способностей, в частности, овладение наглядным пространственным моделированием (Л.А. Венгер).

Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических.

Развитие специальных способностей: музыкальных, изобра­зительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности.

Условия развития способностей. Взаимосвязь развития спо­собностей с развитием познавательных процессов, личности и творчества. Деятельность как основное условие развития спо­собностей. Индивидуальный подход. Одаренные дети.

Основные понятия. Способности, склонности, задатки, ода­ренность, виды способностей, творчество, саморегуляция, ак­тивность.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологические особенности детей 6-летнего возраста

Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период.

Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия периода.

Формирование новой внутренней позиции.

Развитие познавательных процессов 6-летнего ребенка.

Развитие личности 6-летнего ребенка.

Развитие деятельности.

Основные понятия. Новая внутренняя позиция.

Психологическая готовность к систематическому обучению

Понятие психологической готовности к обучению в школе.

Основные компоненты психологической готовности ребен­ка к школе.

Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

Социально-психологическая и коммуникативная готов­ность: сформированность форм общения со взрослыми и сверст­никами, коммуникативных умений и навыков.

Личностная готовность: произвольность поведения и воле­вая готовность, особенности мотивационной сферы и мотивов учения.

Основные понятия. Готовность к школе, психологическая готовность к школе, обучаемость, морфофункциональная го­товность, предметно-специфическая готовность, структура пси­хологической готовности ребенка к обучению в школе, школь­ная зрелость.

Приложения

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Абстрагирование —мыслительная операция, состоящая в отвле­чении от несущественных признаков в объекте.

Активность - стремление ребенка к поддержанию жизненно важ­ных связей с окружающим миром или к его преобразованию.

Акцентирование - операция воображения, состоящая в подчер­кивании определенных частей, свойств, качеств, признаков в знакомом образе, в результате чего получается новый образ.

Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном рас­членении объекта на составные части.

Антропоморфизация - операция воображения, состоящая в оду­шевлении.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначи­мых.

Волевое действие - преднамеренное, осознанное, связанное с пре­одолением трудностей действие. Его структуру составляют по­становка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка.

Волевое усилие- психическое напряжение, мобилизующее внут­ренние ресурсы человека для преодоления препятствий.

Воля - способность человека действовать в направлении созна­тельно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение - психический познавательный процесс, заключа­ющийся в создании новых образов путем переработки материа­ла восприятий, представлений, понятий, полученных в предше­ствующем опыте.

Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка.

Воспоминание - процесс непроизвольного восстановления про­шлого опыта.

Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств.

326

Словарь основных психологических понятий

Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируют­ся известные по прошлому опыту объекты.

Воссоздающее воображение - вид воображения, предполагаю­щий создание образа на основе описания.

Гиперболизация - операция воображения, состоящая в преувели­чении или преуменьшении определенных сторон знакомого объ­екта, в результате чего получается новый образ.

Двигательная память - память на движения и действия.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружаю­щей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Забывание - утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить.

Запоминание - процесс памяти, состоящий в фиксации новой ин­формации.

Знаково-символическая функция сознания - возможность исполь­зовать объект в качестве заместителя другого.

Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уро­вень развития познавательных процессов.

Интеллектуальные чувства- чувства, возникающие и развиваю­щиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, со­мнение, радость познания).

Интериоризация- процесс перехода внешних действий во внут­ренние.

Классификация - мыслительная операция, состоящая в разделе­нии объектов на группы по определенным признакам.

Коммуникативное умение - освоенный человеком способ уста­новления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального.

Культура наблюдения - качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить про­цессом восприятия.

Латентный период запоминания - время, в течение которого ин­формация удерживается в памяти.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, харак­теризующих индивида со стороны его включенности в социаль­ные отношения.

Логическая память -вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала.

Манипулирование - нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение).

Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.

Мнемическая память - сознательно принимаемая или поставлен­ная самим человеком цель запомнить.

Мнемические приемы- действия, которые применяются для уп­равления своей памятью.

Мнемические средства - идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворени­ем потребности.

Мотивировка - словесное объяснение своего действия или по­ступка.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отраже­ния существенных свойств, связей и отношений между объекта­ми. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью про­исходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выхо­дит далеко за его пределы.

Наблюдение - систематическое, целенаправленное и планомер­ное восприятие объектов.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, осуществляе­мый с помощью внешних практических действий.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.

Новая внутренняя позиция дошкольника - возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значи­мой деятельностью.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества - постоянные свойства личности, прояв­ляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравст­венным нормам.

Нравственные нормы - общественно выработанные правила по­ведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и дея­тельности.

Обобщение - мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.

Образная память - память на чувственно воспринимаемую ин­формацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

Общение - взаимодействие людей, направленное на согласова­ние и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Объем памяти - количество объектов, которые человек запоми­нает (воспроизводит) за единицу времени.

Опосредованная память - вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства.

Опосредованное воображение - вид воображения, предполагаю­щий создание образа с опорой на внешние или внутренние сред­ства.

Орудийные действия - действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель.

Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздейст­вии на органы чувств.

Память - психический познавательный процесс, состоящий в от­ражении прошлого опыта.

Переключение внимания - переход от одного объекта (вида дея­тельности) к другому.

Перцептивные действия -действия, сознательно направляемые на обследование объектов.

Потребность - источник активности субъекта, нужда в матери­альных или духовных объектах, необходимых для его сущест­вования и развития.

Предметные действия - общественно выработанные способы упот­ребления предметов.

Припоминание - сознательный поиск информации в памяти.

Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождаю­щийся волевыми усилиями для ее достижения.

Произвольное действие - действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью.

Произвольность поведения - способность отказаться при необ­ходимости от того, что непосредственно привлекает, и действо­вать в соответствии с заранее поставленной целью.

Психическое развитие - процесс количественных и качествен­ных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: про­цесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Психологическая готовность к школьному обучению - комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллек­туальная готовность (определенный уровень развития познава­тельных процессов - мышления, восприятия, памяти, вообра­жения); личностная (определенный уровень развития самосозна­ния, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определен­ный уровень развития умений и навыков общения, установле­ния контактов со сверстниками и взрослыми).

Психологическая защита - регулятивная система личности, на­правленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Распределение внимания - способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.

Рассеянность внимания - неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности.

Речь - процесс использования языка в качестве средства обще­ния и обобщения.

Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способ­ностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим индиви­дуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Сенсомоторный образ - зрительно-двигательный образ действия или предмета.

Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представле­ния о чувственных свойствах, качествах и признаках объек­тов.

Синтез - мыслительная операция, состоящая в мысленном соеди­нении различных частей или сторон объекта в единое целое.

Ситуативные желания - желания, мотивы поведения, возникаю­щие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас».

Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутрен­нем плане с опорой на понятия. Словесно-логическая память- память на мысли.

Соотносящие действия - действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей.

Соподчинение мотивов - определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных моти­вов, подчиняющих себе другие.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка челове­ком других людей.

Сравнение - мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.

Творческое воображение - вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.

Творчество - деятельность, результатом которой является созда­ние новых материальных и духовных ценностей.

Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании восприни­маемого объекта как уже известного в прошлом опыте.

Умозаключение - логическая форма мышления, вывод, получае­мый путем сопоставления фактов или суждений.

Устойчивость внимания - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.

Фантазия - синоним воображения или его продукт.

Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое си­туацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу.

Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека.

Чувства высшие - отражения устойчивых эмоциональных отно­шений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности.

Чувственное познание - познание, протекающее с помощью ор­ганов чувств.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пере­живания значимости действующих на человека явлений и ситуа­ций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающе­му миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворе­ния или неудовлетворения потребностей.

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого чело­века, проникновение в его переживания.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................................ 3

Раздел I. Общие вопросы детской психологии

Глава 1. Предмет детской психологии............................................ 7

§ 1. Основные закономерности психического развития............... 8

§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.................................................................. И

Глава 2. Принципы и методы детской психологии........................ 16

§ 1. Принципы изучения психики ребенка....................................... 16

§ 2. Методы детской психологии...................................................... 18

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности

ребенка..........................................................................................25

Глава 3. Общая характеристика психического развития

ребенка от рождения до 7 лет...........................................................28

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте.... 28

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни............ 30

§ 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет................ 34

§ 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.........................35

Раздел II. Развитие деятельности дошкольника

Глава 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном

возрасте................................................................................................ 41

§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве................... 41

§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве................43

§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.....46

Глава 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном

возрасте................................................................................................ 51

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем

детстве.......................................................................................... 51

§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте... 53 Глава 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном

возрасте................................................................................................64

§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве.................. 65

§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном

возрасте......................................................................................... 68

§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности

дошкольника..................................................................................77

§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.................... 81

Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности

в дошкольном возрасте...................................................................... 86




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.