КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные пособия по детской психологии 2 страница
Основные понятия. Самосознание, самооценка, самоконтроль, половая идентификация, образ «я», активность, новая внутренняя позиция. Развитие воли Предпосылки развития воли в младенчестве и раннем детстве. Произвольные движения как одно из первых проявлений воли. Зачатки целенаправленности. Фазы развития произвольных движений: предварительная ориентировка в задании, формирование сенсомоторного образа. Условия развития произвольных движений и действий у ребенка от рождения до 3 лет, их значение для психического развития на этом возрастном этапе. Основные направления развития воли в дошкольном возрасте. Становление волевого действия. Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию. Появление новых мотивов и потребностей в разном возрасте. Изменение содержания мотивов и потребностей. Борьба и соподчинение мотивов. Соподчинение мотивов и произвольность поведения. Условия развития мотивов и потребностей в разном возрасте в разных видах деятельности. Установление отношения цели действий к их мотиву. Волевые усилия при выполнении действий, преодоление препятствий. Особенности оценки ребенком полученных результатов. Развитие волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, смелости, целеустремленности, инициативности и волевых привычек: к регулярному труду, физической и гигиенической культуре, к сдержанности. Волевые привычки и индивидуальность ребенка. Взаимосвязь развития воли с развитием познавательных процессов, личностных новообразований, произвольности поведения и деятельности, самосознания, самооценки, самоконтроля. Воля и совершенствование разных видов деятельности. Условия волевого развития в разных видах деятельности в разных возрастных группах. Основные понятия. Воля, волевое действие, волевое усилие, соотношение мотива и цели, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия, мотив, соподчинение мотивов, борьба мотивов, потребность. Эмоциональное развитие Особенности развития эмоций и чувств в младенчестве и раннем детстве. Общие закономерности и пути развития эмоций и чувств в онтогенезе. Развитие динамики и содержания эмоций и чувств. Развитие произвольности, разумности эмоций и чувств. Дифференциация, обогащение переживаний. Развитие высших чувств как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. Развитие положительных эмоций и их роль в психическом развитии. Особенности развития высших чувств у дошкольников: познавательных, нравственных, эстетических. Роль сопереживания в развитии высших чувств. Условия развития эмоций и чувств в разном возрасте. Роль общения со взрослыми - родителями, воспитателями детского сада. Роль общения со сверстниками. Влияние условий и характера выполнения деятельности на развитие чувств. Индивидуальность ребенка и развитие чувств. Роль возрастных этапов, кризисов, появления новых интересов, потребностей в развитии эмоций и чувств. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины. Аффекты, страхи, причины, их вызывающие, и пути преодоления. Основные понятия. Эмоции, высшие чувства, динамика и дифференциация чувств, аффект, страх, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие. Программа по курсу дошкольной психологии... Нравственное развитие Нравственное развитие как усвоение знаний (формирование нравственного сознания) и освоение социально одобряемых способов поведения (формирование нравственного поведения) и нравственных чувств. Развитие нравственного сознания. Знание норм морали и эмоционального отношения к ним. Постепенное усложнение знаний о нормах морали и правилах поведения. Усвоение этических эталонов. Формирование нравственных мотивов поведения. Развитие нравственного поведения. Формирование позитивных нравственных качеств: доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и др. Формирование нравственных привычек поведения. Происхождение и появление негативных личностных образований: ложь, зависть, жестокость, драчливость, неряшливость, жадность. Шалости и проступки детей, их причины, виды (А. А. Люблинская). Притязания на признание у сверстников. Культура поведения как основа нравственного развития дошкольников. Культурно-гигиенические навыки: этапы формирования, содержание и специфика освоения в разных возрастных группах (самостоятельность, качество, осознанность их выполнения). Место культурно-гигиенических навыков в психическом развитии. Условия нравственного развития детей в разном возрасте: опыт самостоятельной и специально организованной деятельности, общение со взрослыми и сверстниками. Роль художественной литературы в нравственном развитии. Психологические основы методов и средств формирования нравственного поведения и нравственного сознания. Основные понятия. Нравственное сознание, нравственное поведение, моральные нормы, этический эталон, негативные и позитивные личностные образования. Развитие темперамента Общее в проявлении темперамента в поведении и деятельности ребенка младенческого и раннего детства. Особенности развития темперамента в дошкольном возрасте. Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента. Соотношение наследственного и приобретенного в темпераменте. Физиологические и психологические предпосылки изменчивости темперамента. Характеристика детей разных типов темперамента и основы индивидуального подхода к ним. Основные понятия. Темперамент, типы темперамента, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, тип высшей нервной деятельности, реактивность, ригидность; эмоциональная возбудимость, динамичность, лабильность, пластичность, экстраверсия, интроверсия. Развитие способностей Предпосылки развития способностей, задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей. Развитие сенсорных способностей, в частности форм опосредованного познания - использование сенсорных эталонов. Развитие интеллектуальных способностей, в частности, овладение наглядным пространственным моделированием (Л.А. Венгер). Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических. Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности. Условия развития способностей. Взаимосвязь развития способностей с развитием познавательных процессов, личности и творчества. Деятельность как основное условие развития способностей. Индивидуальный подход. Одаренные дети. Основные понятия. Способности, склонности, задатки, одаренность, виды способностей, творчество, саморегуляция, активность. Психологическая готовность к обучению в школе Психологические особенности детей 6-летнего возраста Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов 6-летнего ребенка. Развитие личности 6-летнего ребенка. Развитие деятельности. Основные понятия. Новая внутренняя позиция. Психологическая готовность к систематическому обучению Понятие психологической готовности к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков. Личностная готовность: произвольность поведения и волевая готовность, особенности мотивационной сферы и мотивов учения. Основные понятия. Готовность к школе, психологическая готовность к школе, обучаемость, морфофункциональная готовность, предметно-специфическая готовность, структура психологической готовности ребенка к обучению в школе, школьная зрелость. Приложения СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Абстрагирование —мыслительная операция, состоящая в отвлечении от несущественных признаков в объекте. Активность - стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию. Акцентирование - операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков в знакомом образе, в результате чего получается новый образ. Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части. Антропоморфизация - операция воображения, состоящая в одушевлении. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Волевое действие - преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка. Волевое усилие- психическое напряжение, мобилизующее внутренние ресурсы человека для преодоления препятствий. Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте. Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка. Воспоминание - процесс непроизвольного восстановления прошлого опыта. Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств. 326 Словарь основных психологических понятий Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты. Воссоздающее воображение - вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания. Гиперболизация - операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ. Двигательная память - память на движения и действия. Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. Забывание - утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить. Запоминание - процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации. Знаково-символическая функция сознания - возможность использовать объект в качестве заместителя другого. Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов. Интеллектуальные чувства- чувства, возникающие и развивающиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, сомнение, радость познания). Интериоризация- процесс перехода внешних действий во внутренние. Классификация - мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам. Коммуникативное умение - освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое. Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального. Культура наблюдения - качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия. Латентный период запоминания - время, в течение которого информация удерживается в памяти. Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения. Логическая память -вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала. Манипулирование - нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение). Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления. Мнемическая память - сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить. Мнемические приемы- действия, которые применяются для управления своей памятью. Мнемические средства - идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотивировка - словесное объяснение своего действия или поступка. Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы. Наблюдение - систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий. Наглядно-образное мышление - вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы. Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели. Новая внутренняя позиция дошкольника - возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью. Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственные качества - постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам. Нравственные нормы - общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности. Обобщение - мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам. Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата. Объем памяти - количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени. Опосредованная память - вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства. Опосредованное воображение - вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства. Орудийные действия - действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель. Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта. Переключение внимания - переход от одного объекта (вида деятельности) к другому. Перцептивные действия -действия, сознательно направляемые на обследование объектов. Потребность - источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития. Предметные действия - общественно выработанные способы употребления предметов. Припоминание - сознательный поиск информации в памяти. Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения. Произвольное действие - действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью. Произвольность поведения - способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью. Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Психологическая готовность к школьному обучению - комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми). Психологическая защита - регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Распределение внимания - способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности. Рассеянность внимания - неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности. Речь - процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения. Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания. Самосознание - осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям. Сенсомоторный образ - зрительно-двигательный образ действия или предмета. Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов. Синтез - мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое. Ситуативные желания - желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас». Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия. Словесно-логическая память- память на мысли. Соотносящие действия - действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей. Соподчинение мотивов - определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие. Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка человеком других людей. Сравнение - мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами. Творческое воображение - вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте. Умозаключение - логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений. Устойчивость внимания - длительное удержание внимания на объекте или деятельности. Фантазия - синоним воображения или его продукт. Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу. Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека. Чувства высшие - отражения устойчивых эмоциональных отношений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности. Чувственное познание - познание, протекающее с помощью органов чувств. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие........................................................................................ 3 Раздел I. Общие вопросы детской психологии Глава 1. Предмет детской психологии............................................ 7 § 1. Основные закономерности психического развития............... 8 § 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.................................................................. И Глава 2. Принципы и методы детской психологии........................ 16 § 1. Принципы изучения психики ребенка....................................... 16 § 2. Методы детской психологии...................................................... 18 § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка..........................................................................................25 Глава 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет...........................................................28 § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте.... 28 § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни............ 30 § 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет................ 34 § 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.........................35 Раздел II. Развитие деятельности дошкольника Глава 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте................................................................................................ 41 § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве................... 41 § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве................43 § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.....46 Глава 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте................................................................................................ 51 § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве.......................................................................................... 51 § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте... 53 Глава 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте................................................................................................64 § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве.................. 65 § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте......................................................................................... 68 § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника..................................................................................77 § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.................... 81 Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте...................................................................... 86
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |