Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

I. Сущность содержания учебного процесса.

II. Структура изложения содержания обучения.

III. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

 

I. Сущность содержания учебного процесса.

Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить порастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе заведения. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения. Содержание должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества. Содержание является системой, зависящей от систем, обуславливающих его формирование. Выделяются системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) личных потребностей; 4) социальных потребностей; 5) педагогических возможностей.

Система потребностей тесно связана с системой целей. На нынешнем этапе построения новой русской школы образование должно стать основой создания нового демократического государства, культурного и духовного возрождения, преобразований во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение для формирования содержания обучения имеет система социальных и научных достижений. Исследования, проведенные в области внедрения научных достижений в содержание образования, показали, что период времени между появлением научного открытия и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается.

Система возможностей играет роль своеобразного регулятора, открывающего или запрещающего попадание в содержание образования сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей. В данной системе содержатся и ограничения возрастного характера.

Требования к содержанию обучения в средней школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного и многокомпонентного процесса обучения.

Существуют следующие принципы формирования содержания школьного образования:

  1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет свободного развития личности.
  2. Научности, проявляющейся в соответствии знаний последним достижениям научного, культурного прогресса.
  3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, когда новое знание опирается на предыдущее.
  4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории изучаемой науки.
  5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе.
  6. Связи с жизнью, т.е. связь теории с практикой.
  7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьника.
  8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения знаний.

Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся.

 

II. Структура изложения содержания обучения.

Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – это отдельные знания или их элементы, которые могут сцепляться между собой различным образом. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. материал излагается в хронологическом, последовательном порядке (например, изучение истории).

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных способностей углубляются и расширяются.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний.

III. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

Содержание учебного процесса определяется Государственным образовательным стандартом, учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебниках, учебных пособиях, на электронных накопителях информации.

Государственный образовательный стандарт – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает сохранение единого образовательного пространства страны и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент отражает нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и т.д., относящиеся к компетенции определенного региона РФ. Федеральный и национально-региональный компоненты включают:

­ описание содержание образования на каждой его ступени, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

­ требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

­ максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Школьный компонент определяет содержание образования сверх федеральной и региональной норм. Включает учебные предметы, расширяющие кругозор учащихся, соответствующие запросам обучающихся и их родителей, а также возможностям и специфике конкретного образовательного учреждения.

Рассматривая образовательный стандарт с точки зрения требований к качеству образования, можно выделить следующие группы требований:

­ к содержанию образования (перечень учебных дисциплин; объем и структура содержания образования, определяемая списком дидактических единиц – понятий, законов, теорий, технологий);

­ к уровню подготовки выпускников (квалификационная характеристика выпускника, объекты его деятельности);

­ к учебно-программному и учебно-методическому обеспечению (наличие программ, учебных пособий; финансовая и материально-техническая поддержка учебного процесса);

­ к технологии контроля (процедуры, средства аттестации и диагностики обучающихся, педагогов);

­ к информационным базам (разработка, введение, организация, структурирование данных о качестве образования).

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: 1)продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета. Предметы, включенные в программу делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; 4) перечень основных вопросов; 5) указания по реализации межпредметных связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 7) рекомендуемую литературу. В любом учебном заведении могут применяться несколько программ по одному предмету.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. От её качества зависит результативность обучения. Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, а также быть интересным, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение материала.

В настоящее время активно применяются компьютерные обучающие программы, которые являются эффективными для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы научные основы определения содержания образования?
  2. Перечислите и охарактеризуйте основные структуры изложения содержания.
  3. Каково назначение Государственного образовательного стандарта?
  4. Каковы нормативные документы, регламентирующие содержание образования?
  5. Проанализируйте любую учебную программу: её структуру, принцип построения, содержание. Сделайте вывод.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.