КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность понятия «самоконтроль» в психолого-педагогической литературе
Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования самоактуализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В новой парадигме образования личность учащегося кроме социальных качеств наделяется субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, самобытность, способность к выбору, рефлексии, саморазвитию. Главными ценностями являются личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося. В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности [14]. Одной из важных задач школы является развитие у учащихся умений самостоятельно управлять учебной деятельностью, контролировать и оценивать ее результаты, что, в свою очередь, позволит учащемуся эффективно управлять процессом овладения знаниями в процессе обучения. Как утверждает Л. Деркач, предметом специального исследования самоконтроль становится в 20-е годы ХХ века, когда началось развитие многих теорий, в частности — бихевиоризма, которые определенным образом раскрывали психологическую природу самоконтроля. Этот подход нашел дальнейшее развитие в работах необихевиористов (Б. Скиннер, Е. Толмен, К. Халл), в которых было изложено понимание физиологического механизма самоконтроля зависящего от внутреннего поведения личности. По их мнению, психологическая сущность самоконтроля, во многом зависит от контролирующей роли внешних стимулов [20]. Весомый вклад в исследование взаимосвязи между эффективностью усвоения знаний и самоконтролем, определение стадий формирования навыков самоконтроля, в течение которых растет самостоятельность ученика, осуществил в середине 20-х годов известный педагог и психолог П. П. Блонский. П.П. Блонский показал зависимость развития самоконтроля от изменений, происходящих в соотношении между такими психическими процессами, как память и мышление. Он подчеркивал всевозрастающую роль мышления в развитии и совершенствовании самоконтроля и в процессе усвоения знаний. Вывод им формулируется так: «Усвоение без проверки - простая, безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой, - память, работающая под контролем мышления» [8]. В педагогике проблему самоконтроля анализировали в основном в рамках понятия самостоятельности и сознания учеников в процессе обучения (Н.Ф. Бундак, Б.П. Есипов, С.Ф. Иванов, С.М. Ривес, К.Д. Ушинский и др.). Позже, во второй половине ХХ в., проблема формирования самоконтроля стала предметом специального изучения. П.М. Ердниев, А.К. Маркова, Н.А. Омельченко и др. подтвердили правильность выводов П.П. Блонского, заметив, что качеству усвоения знаний учащимися, заметно способствует их самоконтроль за ходом и результатами учебной работы. СИ. Архангельський, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина и др., освещая вопросы управления процессом приобретения и усвоения знаний, также признают необходимость осуществления внешней обратной связи (к тому, кто обучает) и внутренней (к тому, кто обучается). Они доказали, что развитый самоконтроль не только улучшает результаты познавательной деятельности, но и способствует повышению его активности. Учеными было показано значение самоконтроля как весомого звена учебного процесса, сущность которого заключается в обеспечении внутренней обратной связи [2]. Для понимания роли самоконтроля в процессе обучения важно представить его место в системе взаимодействия преподавателя и студентов. Ю.К. Бабанский в своих работах указывает на необходимость одновременного осуществления контроля и самоконтроля учащихся, что позволяет обеспечить функционирование обратной связи в процессе обучения. По мнению Ю.К. Бабанского самоконтроль является важным учебным умением, специфика которого заключается в том, чтобы самостоятельно находить ошибки, неточности, замечать способы устранения найденных пробелов. Развитие мотивации студента к саморазвитию и самостоятельному контролю своей деятельности, поступков является одной из основных задач современной высшей школы. Согласно концепции профессионального управления, самоконтроль является необходимым элементом учебной деятельности, способствует самоуправлению собственным развитием. Ученый рассматривает самоконтроль как важный элемент учебной деятельности, который способствует повышению эффективности обучения по всем предметам [6]. Действительно, между преподаванием и учением, контролем преподавателя и самоконтролем учащихся существует связь: они образуют систему. Контроль преподавателя за усвоением студентами научных понятий невозможно без деятельности учащихся. Самоконтроль и контроль дополняют друг друга. Реализация преподавательского контроля, опыт, полученный студентами в ходе контроля, позволяет совершенствовать деятельность, связанную с самоконтролем. Соответственно, преподаватель должен подбирать формы, методы, приемы формирования умений самоконтроля у студентов экономических специальностей на каждом этапе формирования умственных действий с целью ускорения перехода студента к ориентировочной основе действия, свидетельствующего об интериоризованности потребности в контроле, его способность осуществлять контроль собственных достижений самостоятельно, то есть о сформированности умений самоконтроля. Как видно из вышесказанного, процесс самоконтроля нельзя отделять от процесса контроля, по сути - это две стороны единого процесса развития личности, эффективность контроля в значительной степени зависит от мотивации к обучению, от познавательной активности учащихся, и, соответственно - от их способности к самоконтролю собственной деятельности учения. Если под контролем учебной деятельности понимают проверку уровня успеваемости учащихся, то, соответственно, самоконтроль должен обеспечивать способность учащихся проверить свою работу, приобретенные знания, поведение и регулировку их путем внесения соответствующих коррективов. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность как самого процесса выполнения работы, так и его корректировки. Следовательно, с точки зрения теории управления, процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы перевести обучающегося, с позиции объекта в позицию субъекта управления собой и своей учебной деятельностью (самоуправления). В такой ситуации он становится носителем всех основных функций управления, включая функции организации и контроля, для самого субъекта учения приобретают формы самоорганизации и самоконтроля, ведь умение контролировать результаты своей деятельности - является одним из проявлений самостоятельности, которая необходима обучаемому, для углубления знаний, развития познавательных способностей. По нашему мнению, необходимо учитывать определенную динамику в пределах связи контроля и самоконтроля. В частности то, что овладевая теми или иными умения самоконтроля, учащиеся приобретают способность брать на себя все большую часть образовательных функций, которые поначалу относятся только к преподавателю. В результате этого учебная деятельность наполняется дополнительным, личностным смыслом, повышается социальная значимость активности учащегося. Формирование у учащихся умений самостоятельно контролировать и оценивать ход и результаты своего обучения и на этой основе управлять процессом овладения знаниями, умениями и навыками - является одним из важных факторов активизации познавательной деятельности учащихся [19]. Учащиеся, у которых сформирована потребность к самоконтролю, систематически осуществляют его, имеют более высокие результаты обучения в отличие от тех, которые ориентируются на результаты только преподавательского контроля. Это можно объяснить тем, что те, кто учится, осуществляют непрерывный контроль за своими действиями, могут уменьшить отклонения реального протекания процесса усвоения от ожидаемого. В процессе самоконтроля учащийся получает информацию об уровне усвоения им научных понятий, на основании которой он принимает решение о ходе своих дальнейших действий. Таким образом, развитые умения самоконтроля у учащегося позволяют последнему постепенно взять часть образовательных и управленческих функций преподавателя на себя. В результате учебная деятельность наполняется личностным смыслом, повышается социальная значимость активности учащегося. Это позволяет сделать вывод, что одной из важных задач обучения учащихся, является развитие у них умений самостоятельно контролировать и оценивать ход и результаты своего обучения, и на этой основе управлять процессом овладения знаниями, умениями, навыками. Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получения студентами информации о полноте и качество изучения материала, прочности сформированных умений и навыков, трудностях и недостатках, которые возникли. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирование обучения. С ее помощью учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения заданий путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных заданий, упражнений, опытов и т. д. Самоконтроль является неотъемлемым регулятивным компонентом любой целенаправленной деятельности (игровой, учебной, производственной). Чем значима для личности отметка и чем труднее ее достичь, тем большую роль играют процессы самоконтроля [23]. Обобщая вышесказанное, можно выделить три основных структурных элемента самоконтроля: самопроверку - проверку достигнутого результата; самооценивание - оценку учащегося самого себя, своих возможностей (самооценка); самоанализ - анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, эмоциональных реакций, переживаний, и наконец - качеств личности, мотивов и поведения (рефлексия). Термином «самоконтроль» везде обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности. Субъект не только определяет свои состояния и психические процессы, а подвергает рефлексии собственную деятельность с позиции достижения поставленных целей и оценивает ее результативность. Важно отметить, что рефлексия преподавателя представляет собой «процесс познания самого себя как профессионала, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний в связи с профессионально-педагогической деятельностью, осознание того, как его воспринимают и оценивают студенты, коллеги» [23]. Самоконтроль возникает вместе с появлением рефлексивной деятельности по отношению к процессу организации обучения, умственной проработки его целей, способов осуществления, результатов. В проводимом нами исследовании понятие «самоконтроль» учащихся ограничено рамками учебного процесса. Исходя из анализа имеющихся определений, мы определяем «самоконтроль школьников» как развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности [1]. Оценка самоконтроля заключается в предотвращении ошибочных действий или операций и исправлении их. Самоконтроль является важным средством умственного и нравственного самосовершенствования личности. Важной предпосылкой успешного осуществления самоконтроля является самооценка личности. Именно на ней основывается сравнение себя, своих достижений с теми требованиями, которые существуют в социуме в отношении определенных видов деятельности. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности студентов и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования. Поэтому становится понятным, что использование в практике учебной деятельности задач для самоконтроля повышает эффективность обучения и улучшает успеваемость учащихся.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |