Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия развития самоконтроля у учащихся на занятиях физическими упражнениями




Показатели для самоконтроля на занятиях физическими упражнениями

Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных упражнений является важнейшим компонентом успешной работы по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.

Самоконтроль на занятиях физическими упражнениями - это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения.

Задачи самоконтроля.

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные [24].

Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма [34].

При проведении самоконтроля рекомендуется брать такие показатели, учет которых не требует сложной аппаратуры и дает цифровой результат для точной и объективной оценки (в сантиметрах, килограммах, секундах).

Антропометрические измерения, функциональные пробы, контрольные испытания лучше всего проводить вдвоем: один делает измерения, а другой записывает результаты. После этого спортсмены меняются ролями. Данные, полученные утром до тренировки и на следующий день после тренировки, наиболее ценны, так как они позволяют выяснить, наступило ли восстановление организма, и в какой степени. При нормальном ходе тренировочного процесса к утру следующего дня силы полностью восстанавливаются.

Проба функциональная – определенный вид функциональной нагрузки, предъявляемой человеку с целью выявления функциональных резервов отдельных систем и всего организма, состояния здоровья, скрытых патологий [37].

Обычно врачи разделяют данные состояния организма человека на субъективные и объективные. Такое разделение является условным. Однако в целях удобства изложения данные самоконтроля мы также делим на объективные и субъективные, к которым относятся следующие.

В группу субъективных показателей входят: самочувствие, работоспособность, настроение, желание тренироваться, сон.

Самочувствие - это состояние и деятельность организма в целом. Неправильное построение ваших тренировочных занятий (однообразие, чрезмерный объем и интенсивность нагрузки) приведет к изменениям нервно-психического статуса и ухудшению работоспособности. При этом наблюдается повышенная потливость, быстрая утомляемость, сердцебиение, головные боли (признаки, переутомления и перетренированности). При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, прилива сил и повышение работоспособности. Ортостатическая проба проводится утром после сна. Произведите подсчет частоты пульса лежа, затем сидя и, наконец, стоя. Полученные значения в каждом из трех положений не должны превышать предыдущий более чем на 10 ударов. Например, норма: 60-70-80, учащение же пульса (70-78-92) свидетельствуете неполноценном восстановлена сил или накопленном утомлении [36].

Работоспособность - это показатель не только производственной, но и бытовой, и тренировочной деятельности.

Настроение. При занятиях атлетизмом настроение имеет немаловажное значение. Это показатель вашего психического состояния. Хорошее настроение - это жизнерадостность и уверенность в себе; плохое - это ухудшение вашего физического состояния (снижение силы и выносливости).

Желание тренироваться. Правильно организованные тренировочные занятия - это отличное самочувствие и желание тренироваться.

Сон - одна из важнейших потребностей организма. Сон выполняет восстановительные функции жизненных сил организма, состояние же сна зависит от деятельности нервной системы. Правильный режим занятия атлетизмом способствуют улучшению сна.

К объективным признакам при самоконтроле относятся: частота пульса (ЧСС), артериальное давление (АД), физическое состояние и визуальные наблюдения [35].

Пульс - исключительно важный показатель. Подсчет частоты пульса и оценка его качества отражают деятельность сердечнососудистой системы.

По реакции пульса на отдельные упражнения во время тренировки вы можете определить приспособляемость организма к различным нагрузкам. Это позволит вам рациональнее управлять тренировочным процессом, подбирая достаточные интервалы отдыха. Если нагрузка вызвала у вас учащение пульса до 100-130 уд./мин., такая реакция оценивается как слабая, а нагрузка - небольшой интенсивности; 150-170 уд./мин. - реакция средняя, нагрузка - выше средней интенсивности; 170-200 уд./мин. реакция сильная, нагрузка - максимальной интенсивности.

Давление. Для определения нормы вашего АД, рекомендуем формулы, предложенные А.Ф. Синяковым, в зависимости от возраста.

Систолическое АД = 0,4*возраст +109.

Диастолическое АД = 0,3*возраст + 67.

Для контроля за физическим развитием используется антропометрический индекс и антропометрические измерения.

Жизненный показатель ЖЕЛ (мл)/общая масса тела (кг) [26].

Нормой для мужчин является показатель 65-70 мг/кг. Если же величина показателя менее 5 мл/кг, это свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких.

Анализ системы внешнего дыхания. Проба Генги заключается в задержке дыхания после вдоха. Время задержки уменьшается при переутомлении, перетренированности.

Физическое развитие. Оценивать свое физическое развитие можно по программе: измерения длины и массы тела, обхвата грудной клетки в покойном и напряженном состоянии, обхвата талии, живота, ягодиц, бедер и голени, частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и во время нагрузки [33].

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы, в другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение, результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и др. Самоконтроль необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов поведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами [30].

Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в покое становится реже, а восстановление после нагрузки происходит сравнительно быстро.

Существует несколько методов измерений пульса:

Пальпаторный (прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях).

Чаще всего – на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки (больше 170 уд./мин.) более достоверным будет подсчет в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья.

Под влиянием систематических тренировок наблюдается урежение частоты сокращений в покое, т.е. экономизация работы сердца. У незанимающихся спортом учащихся младших классов в состоянии покоя пульс в среднем равен 90 (у мальчиков), 94 (у девочек) ударам в минуту, у старшеклассников соответственно — 80, 85. У юных спортсменов этого же возраста урежается в спокойном состоянии до 70-60 уд./мин.

Школьники смогут сами оценивать величину нагрузки во время самостоятельного занятия, если им сообщить, что после умеренной работы частота сердечных сокращений равняется 120-130 уд/мин, после тяжелой - 150-160, а после предельной - до 200 и выше [13].

Нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 уд/мин., вызывает существенное увеличение систологического выброса крови, и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста ЧСС до 180 уд./мин. вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 уд./мин.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечнососудистой системы, является уровень артериального давления (АД).

У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт.ст., минимальное (диастолическое) – 65-85 мм рт.ст. При физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт.ст. и более, а минимальное понижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке [10].

Занятия физическими упражнениями, гимнастикой, играми, спортом, туризмами, особенно, соревнования требуют от участников большого физического и нервного напряжения, иногда на протяжении нескольких дней и даже нескольких месяцев. При таком нервно-физическом напряжении спортсмен, естественно, утомляется, работоспособность его снижается.

При всех прочих равных условиях, чем более выражено утомление, тем энергичнее протекают процессы восстановления сил. Поэтому, если спортсмен в процессе тренировочных занятий или состязаний щедро расходует свою энергию, то затем, во время отдыха, он восполняет ее с избытком. В таблице 1 приводятся внешние признаки, по которым можно судить о степени утомления.

Таблица 1

Внешние признаки утомления обучающихся в процессе занятий [11]

Наблюдаемые признаки Степень выраженности утомления
Небольшая Средняя
Окраска кожи лица, шеи небольшое покраснение лица значительное покраснение лица
Потливость незначительная выраженная потливость лица
Характер дыхания несколько учащенное, ровное резко учащенное
Характер движений бодрые, задания выполняются четко неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей отмечается возбуждение, у других – заторможенность.
Самочувствие хорошее, жалоб нет жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий
Мимика спокойное выражение лица напряженное выражение лица
Внимание четкое, безошибочное выполнение указаний рассеянное, задания выполняются неточно

 

После каждого тренировочного занятия организм спортсмена отдыхает и постепенно опять становится работоспособным. Но однажды может случиться, что работоспособность снизится и для восстановления потребуется более длительный отдых. Так дает знать о себе болезнь или переутомление. Единичные случаи плохого засыпания и бессонницы могут наблюдаться иногда при больших учебных и тренировочных нагрузках, а постоянный плохой сон указывает на переутомление. Отсутствие аппетита и потеря веса - тревожные симптомы, которые необходимо принять во внимание. Частая причина переутомления - неправильный образ жизни: недостаточный сон, бедная витаминами пища, неправильный режим дня. Конечно, к переутомлению могут привести и ошибки в тренировке: недостаточный отдых, слишком быстрое повышение нагрузок, однообразная тренировка или чересчур большая нагрузка [11].

Симптомы утомления следует распознавать как можно раньше. Поэтому необходимо воспитывать у себя привычку последовательно соблюдать здоровый образ жизни, уметь правильно совмещать спортивные нагрузки с учебной деятельностью. В основе тренировки лежат два взаимосвязанных процесса: утомление и восстановление. Их чередование - обязательное условие развития работоспособности. Тренировочные занятия, проводимые в разные фазы восстановления, дают различный эффект. Повторная нагрузка, выполненная, когда «следы» от предыдущей работы исчезли, не дает прироста работоспособности. Повторная нагрузка, выполненная на фоне незакончившегося восстановления, ведет к снижению работоспособности. Повторная нагрузка, выполненная в фазе сверхвосстановления, ведет к повышению работоспособности.

Утомление, возникающее в результате тренировки, вызывает временное снижение функциональных возможностей, что является главным раздражителем для процессов приспособления, которые преимущественно осуществляются в фазе отдыха. При правильном чередовании нагрузки и отдыха возобновление работоспособности происходит с превышением исходного уровня. Эта сверхкомпенсация составляет основу повышения тренированности. Поэтому нагрузку и отдых следует рассматривать в единстве [36].

Таким образом, самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятии физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походах, экскурсии, самостоятельные, занятия дома и т. д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания. Прежде всего, самоконтроль предполагает знания учащихся влияния физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений и т.д.), а в старшем возрасте и закономерность физического развития.

Понятие «условие» трактуется следующим образом: среда, обстановка, в которой обеспечивается эффективность развития умений самоконтроля в учебной деятельности; обязательное выполнение, осуществление определенных педагогических мер для создания необходимой среды, обстановки, позволяющей осуществлять формирование умений самоконтроля у школьников [39].

Нами выявлены следующие педагогические условия развития самоконтроля у школьников на занятиях физической культурой:

- формирование положительной мотивации к самоконтролю;

- осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля на занятиях физической культуры;

- оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

Рассмотрим содержание каждого условия развития самоконтроля у школьников на занятиях физической культурой.

При формировании положительной мотивации к самоконтролю у школьников необходимо учитывать все потребности, способности, стремления, уровень активности, внешние и внутренние условия, определяющие поведение ребенка и побуждающие его к деятельности. «Я сам» – великолепное стремление школьника, которое нужно поддерживать. Понимание школьником своих возможностей происходит при активном включении в самостоятельную деятельность. Это позволяет ему ставить перед собой новые цели, осуществлять саморегуляцию. Стремление к самостоятельности принадлежит к числу фундаментальных мотивов человека. Мотив этот побуждает человека к испытанию себя, к открытию себя [39].

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен. В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как побуждение, на потребность, на цель, на намерение, свойства личности [30].

Наряду с понятием «мотив» рассматривается понятие мотивации, т.к., по мнению многих ученых, мотивация и мотив – две взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории. Все определения мотивации, которые давали в разное время ученые, можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности и мировоззрением и т.д. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а динамичное образование, как процесс, механизм [30].

Создание положительной мотивации к самоконтролю мы рассматриваем как процесс, механизм формирования мотива, что обеспечит включение школьника в процесс развития самоконтроля при единстве целей, задач и содержания данного процесса, а также при полноценном использовании различных методов и средств в теоретической и практической деятельности. Поскольку самоконтроль является одним из основных компонентов учебной деятельности, то факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к самоконтролю, также как и к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала, направленного на развитие самоконтроля;

- организация работы, направленной на развитие самоконтроля; - коллективные формы учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя [29].

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, следовательно, не побуждает к самоконтролю, в целом к учебной деятельности. Поэтому, учитывая потребность учащихся в самоконтроле, нужно умело подобрать соответствующий учебный материал. Он должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным.

Отбор учебного материала, направленного на развитие самоконтроля у школьников, является одним из условий развития самоконтроля на занятиях физической культурой школьников. В педагогике существует два основных механизма формирования у учащихся нужной мотивации. Первый путь, иногда называемый «снизу вверх», означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызывала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Ребенок включается под руководством педагога в реальные виды деятельности и приобретает практический опыт выполнения, так как в процессе деятельности ситуативные побуждения обучаемого при их систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Другой путь, называемый «сверху вниз», заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие [27].

Этот путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играют коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям какого-то предмета, какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у него возникает особое теоретическое отношение к этому объекту как к некой ценности, а также потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.

В организации работы, направленной на развитие самоконтроля у школьников на занятиях физической культурой, необходимо использовать оба механизма, поскольку полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать их в себя.

Формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников – достаточно сложный процесс. Условиями формирования данного процесса являются: контроль со стороны учителя; взаимоконтроль «ученик-ученик»; взаимоконтроль «ученик-учитель». В роли воспитателей, направляющих процесс развития самоконтроля, выступают педагоги. Их роль заключается в контроле учебной деятельности детей.

Учитель должен постоянно видеть перед собой конечную цель: подготовить ученика, желающего и умеющего выполнять физические упражнения самостоятельно. Для этого нужно отказаться на уроках от «дрессировки» и натаскивания, когда ученики лишь бездумно повторяют указания учителя. Обучению двигательному действию должно предшествовать ясное понимание детьми того, зачем их обучают этому действию, как оно влияет на организм, каков механизм его выполнения, и т. п. Желательно также не преподносить эти занятия ученикам в готовом виде, а добиваться их «добывания» учениками в процессе обучения [28].

На каждом уроке после уяснения учебных задач и организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность помогать друг другу при выполнении упражнений, выступая в роли помощника учителя (например, проведение разминки с группой учащихся). В подготовке помощников учителя используются практические задания, способствующие формированию у школьников умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых далее задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и с разным уровнем сформированности навыков самоконтроля можно проследить процесс обучения умениям разминки с группой одноклассников. Выполнение заданий с инструктивной направленностью способствует самосовершенствованию, накоплению знаний, формированию и практической отработке умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями [1].

Мы видим, что реализация условий развития самоконтроля у младших школьников возможна при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося, повышение эффективности развития самоконтроля на занятиях физической культурой.

Таким образом, нами были выделены условия развития самоконтроля учащихся на занятиях физической культурой: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля на занятиях физической культуры; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

 

 

Выводы по первой главе

Процесс самоконтроля нельзя отделять от процесса контроля, по сути - это две стороны единого процесса развития личности, эффективность контроля в значительной степени зависит от мотивации к обучению, от познавательной активности учащихся, и, соответственно - от их способности к самоконтролю собственной деятельности учения. Если под контролем учебной деятельности понимают проверку уровня успеваемости учащихся, то, соответственно, самоконтроль должен обеспечивать способность учащихся проверить свою работу, приобретенные знания, поведение и регулировку их путем внесения соответствующих коррективов. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность как самого процесса выполнения работы, так и его корректировки.

Самоконтроль на занятиях физическими упражнениями - это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения.

Нами были выделены условия развития самоконтроля учащихся на занятиях физической культурой: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля на занятиях физической культуры; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.