Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация экспериментального исследования




Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития самоконтроля у учащихся. В эксперименте участвовали 20 учащихся в возрасте11-12 лет.

Анализ литературы и экспериментальные данные позволили в качестве критериев оценки уровня развития у школьников самоконтроля выделить:

- потребность в самоконтроле;

- овладение приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля;

- произвольность самоконтроля.

Критерии, показатели, уровни развития самоконтроля учащихся представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии, показатели, уровни развития самоконтроля учащихся

Критерии Показатели Уровни
низкий средний высокий
Наличие потребности в самоконтроле Стремление к самопроверке Неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверка лишь по просьбе учителя. Испытывают потребность в самоконтроле, самопроверка по собственной инициативе. Самопроверка по собственной инициативе
Отношение к внешнему контролю Легко отказывается от своего мнения Ожидание внешнего контроля как подтверждения (опровержения). Критичное восприятие результатов внешнего контроля, стремление понять, осознать.
Овладение учащимися приемами итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля Способность действовать по заданному образцу Частичное воспроизведение образца. Сличает действия, зафиксированные в памяти за счет многократных повторений Правильное воспроизведение образца, заданного материально Действия соотносятся с образцом, заданным через систему условий
Способность придерживаться плана проверки Хаотичность действий, импульсивность, план проверки выполняется формально Полностью придерживаются заданного плана проверки План выдерживается полностью. В него вносятся свои индивидуально обоснованные пункты, выведенные из анализа предыдущих ошибок
Способность действовать строго по инструкции Ошибочное следование инструкции. Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов Воспроизведение с 1-2 ошибками, самостоятельное следование инструкции в новых условиях Точное воспроизведение, самостоятельное следование инструкции в новых условиях
Способность к программированию и планированию Планирование частичное, наблюдается использование неадекватных способов поэлементного планирования Самостоятельное поэлементное планирование Планирование подробное, целостное
Произвольность самоконтроля Принятие учебной задачи Инструкцию не усваивает После дополни- тельных напоминаний С первого раза
Сохранение учебной задачи Непродолжительное время при выполнении одного задания В большинстве заданий На протяжении всего задания
Самостоятельность При постоянном руководстве со стороны взрослого При эпизодическом обращении за помощью взрослого Выполнение без помощи взрослого

 

Для определения уровня развития навыков самоконтроля учащимся было предложено несколько заданий.

1. Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой. При оценке выполнения учитывать сформированность умения: выделять исходные положения; правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения; правильно и ритмично вести подсчет.

2. По указанию учителя выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку определенных групп мышц. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе, учащемуся подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц. По полученному заданию инструктор должен подготовить и провести с группой комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений цели разминки.

3. Ученику предлагается задание-схема. Ученику необходимо самостоятельно видоизменить освоенный способ прыжка; найти новое значение акробатической комбинации на основе ранее изученных элементов; применить усвоенный навык в условиях более осложненных.

4. Ученикам предлагаются две позы: первая соответствует исходному, вторая конечному положению в двигательном движении, необходимо составить и выполнить рациональную связку между ними.

5. Ученику предлагается упражнение или его часть. Назвать возможные ошибки при исполнении, которые могут привести к его искажению.

Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу, на основе которых мы выявили уровни развития самоконтроля у учащихся.

Рисунок 1 дает возможность наглядно представить результаты констатирующего эксперимента.

Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента

Проведенный анализ результатов приводит к заключению, что у 50% учащихся низкий уровень развития самоконтроля. У данных учащихся присутствует неуверенность в правильном выполнении действий, самопроверка присутствует лишь по просьбе учителя, учащиеся легко отказываются от своего мнения, учащиеся сличают действия, зафиксированные в памяти за счет многократных повторений. У учащихся наблюдается хаотичность действий, импульсивность, план проверки школьниками выполняется формально, ошибочное следование инструкции. Планирование выполняется частично, наблюдается использование неадекватных способов поэлементного планирования. Инструкцию учащиеся не усваивают, принятие учебной задачи сохраняется непродолжительное время при выполнении одного задания, самостоятельность происходит при постоянном руководстве со стороны взрослого.

У 30% учащихся средний уровень развития самоконтроля, что выражается в то, что учащиеся испытывают потребность в самоконтроле, самопроверка происходит по собственной инициативе. У учащихся наблюдается ожидание внешнего контроля как подтверждения. Учащиеся правильно воспроизводят образец заданного материала, полностью придерживаются заданного плана проверки, план воспроизводят с 1-2 ошибками, самостоятельно следуют инструкции в новых условиях, самостоятельно поэлементно планируют деятельность, принятие учебной задачи сохраняется в большинстве заданий, присутствует эпизодическое обращение за помощью взрослого.

У 20% учащихся высокий уровень развития самоконтроля. Самопроверка у учащихся происходит по собственной инициативе, присутствует критичное восприятие результатов внешнего контроля, стремление понять, осознать. Действия соотносят с образцом, заданным через систему условий. План выдерживается полностью, в него вносятся свои индивидуально обоснованные пункты, выведенные из анализа предыдущих ошибок. Наблюдается точное воспроизведение, самостоятельное следование инструкции в новых условиях. Планирование подробное, целостное, учебная задача сохраняется на протяжении всего задания, задание выполняет без помощи взрослого.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что причину затруднений учащихся в выполнении физических упражнений следует искать в правильной организации учебного процесса. Один из резервов совершенствования процесса обучения физическим упражнениям – направленность всей методической системы обучения на личность школьников, на их индивидуальные особенности. В связи с этим, на наш взгляд необходимо больше внимания уделять организации действия самоконтроля на уроке, так как это приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует умение рассуждать, обнаруживать ошибки в процессе выполнения физических упражнений, позволяет предотвратить преждевременную усталость.

Исходя из вышесказанного, мы проводили работу, направленную на развитие у школьников умения контролировать свою деятельность в процессе выполнения физических упражнений, что позволит совершенствовать не только умение выполнять физические упражнения, но и способствовать воспитанию осознанного отношения к своей деятельности.

Таким образом, с учащимися нами будет применена методика развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями, которая представлена в следующем параграфе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.