Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б - С. Рахманинов. Прелюдия G-dur (редукция)




Allegro

функции: целью является не длина гармоний, а отвлечение от норма­тивной функции данного аккорда (в примере 217А — побочной доми­нанты, 216А — доминантового вводного, 216Б — тоники) в пользу особого рода звучности и создания субсистемы, определяемой звучно­стью данного сочетания, включая сюда и собственно аккорд, и укра­шающие его неаккордовые. Даже такая, казалось бы, яркая тональ­ная неустойчивость, как звучание уменьшенного септаккорда, может «заглушаться» линейной неподвижностью и местными неустоями, для которых тянущееся созвучие — устой. В основную, центральную функциональность такая функциональная переменность вносит суще­ственные коррективы. Часто они способствуют психологическому сме­щению центра гармонического смысла в область красочности, коло­ристики (об этом в следующем параграфе этой главы).

Звуки тянущегося аккорда приобретают свойства местных усто­ев, что сравнимо и с ладовым устоем. Так возникают «аккордолады» (см. пример 216А), причем устоями таких микроладов могут стано­виться практически любые аккордовые структуры (а лады, соответ­ственно, не только мажор или минор).

Многозвучные аккорды допускают богатую выразительными воз­можностями разработку частей аккорда (пример 217).

217 А - С. Рахманинов. «Крысолов»

Красочно звучащий пятизвуковой «лидийский» аккорд DD9, от­крывающий главную тему произведения (оно написано в форме трех­частной с переходами), получает богатую оттенками разработку. Верх­няя часть (в данном регистре и стилистическом контексте это функ­циональный спутник второго порядка; ср. с окончанием романса Рахманинова «Ау!»), сама представляющая собой полный аккорд (субаккорд-трезвучие) и допускающая поэтому отдельное существо­вание в виде местной субдоминанты , получает переменно-функциональную фигурацию в качестве как бы звукоряда a-moll, причем 6 мелодического a-moll легко становится аккордовым тоном трезвучия a-moll в качестве сексты и — тем более — в качестве

сексты субаккорда DD9. В контексте же полного аккорда DD9 звуко­ряд мелодического a-moll образует сверкающий особенно яркими красками местный звукоряд лидийско-миксолидийского лада (при­мер 217Б).

Так же как остинато является разновидностью органного пунк­та, остинатная гармония есть вид педальной. Едва ли не самым выдающимся примером остинатной гармонии можно считать сцену колокольного звона из «Бориса Годунова» Мусоргского, необыкно­венный по впечатляемости гармонический замысел которой блиста­тельно довершен оркестровкой Римского-Корсакова. Вместо разра­ботки одного аккорда в остинатном чередовании у Мусоргского фактурно (вариантно), регистрово и темброво разрабатываются два аккорда, однотипные по структуре, водруженные на осевой цент­ральный тон с (сцена — предыкт к хору «Слава» в C-dur) и в своих чередованиях образующие симметричный лад 2.1.3 (пример 218).

218 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (инстр. Н. Римского-Корсакова)

Подобно тому как при неаккордовых звуках и педалях сочета­ются подвижные и неподвижные элементы гармонии, взаимодей­ствие педальной гармонии с другими, подвижными видами лине­арной гармонии часто приводит и к их объединению. В следующем примере две линеарные формы — проходящие аккорды и педаль — образуют динамичный подъем от Т к D (как остовных гармоний), см. пример 219.

219 С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»

Аккорды линеарного происхождения, как бы «невесомые» по отношению к функциональному аккорду-фундаменту, в силу своей многочисленности и художественной значимости, часто достойны того, чтобы называться в собственном смысле «аккордами». Однако необходимо разграничить две категории аккордов — линеарно-фундаментный (в линеарности он несет функцию первичного, произво­дящего, местного гармонического устоя) и линеарно-надстроечные (то есть линейные неустои, примерно равнозначные неаккордовым звукам по отношению к фундаменту-аккорду). Соответственно этому линеарно-надстроечные аккорды мы будем считать вторичными ак­кордами (см. пример 215).

При фактурно оформленной дифференциации аккордов на фун­даментные и надстроечные эти гармонические функции легко раз­личимы и определение их не составляет проблемы. Однако во мно­жестве случаев, особенно при очень развитом мелодическом голосо­ведении, функции вторичных аккордов возникают и без фактурно оформленного разделения созвучий на фундаментные и надстроеч­ные. Но для правильного слышания гармонии такое смысловое раз­деление и в этих случаях столь же необходимо.

Дело в том, что множество аккордов самых обычных функцио­нальных значений возникает под влиянием мелодической линеарно­сти и — что особенно важно — сводимо к ней (см. § 5 главы 5), пример 220.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.