КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шопен. Этюд op. 25 № l
Приведем гармоническую схему начального периода этого этюда, представляющую тонально-функциональные отношения: В конце периода появляется тональность C-dur, находящаяся в «красочном терцовом отношении» к As-dur. В остальном же гармония стилистически как будто нейтральна: отклонение в параллель, далее в Доминанту — всё так, как могло бы быть и у Бетховена, и у Глинки, и у И. С. Баха. Сравним, например, начальный оборот с «тем же самым» в начальных тактах Adagio As-dur бетховенской сонаты ор. 27 № 1. У Бетховена, как и вообще у венских классиков, на первом плане — динамическая сила функционального действия, убеждение слушателя логикой функционального последования. У Шопена же сразу, с первого такта, воспринимается на слух особого рода мягкость, ласкающая звучность — именно гармония!А «красочная медианта» в конце — уже следствие этой гармонии. Получается, что сами категории классической тональности гармонии вообще начисто не улавливают в гармонии Шопена чего-то такого, что составляет само ее существо, ее красоту, ее «душу». Классический вопрос «какая функция» становится некорректным, он направляет наше внимание в какую-то сторону, далекую от сущности самой гармонии. Это и есть ситуация, когда колористические функции гармонии уже развиты достаточно полно, а традиционный «функциональный анализ» вообще их игнорирует, поскольку они лежат совсем в ином измерении. (Причем в данном случае нет никакой особой «разработки аккорда», никаких «самодовлеющих» аккордов, созвучий; пожалуй, лишь гармонии сменяются медленнее, чем, скажем, в Adagio сонаты ор. 13 или 9-й симфонии Бетховена.) Так в чем же здесь «изюминка» гармонии? Именно в культивировании нового фактора гармонии — звучности. Этого не было у Бетховена, этого не было в фортепианных этюдах, например, К. Черни. Вообще, этюды Шопена в некотором отношении — программный манифест романтической гармонии, все они — «упражнения» на звучность гармонии. И отныне без фактора звучности не обходятся даже «классицисты» вроде Брамса. Продолжим рассмотрение этюда ор. 25 № 1 Шопена. Это произведение особенно ценно для наших целей именно тем, что в нем поначалу нет никаких признаков «романтической гармонии» в тонально-функциональном смысле, и таким образом все возлагается только на колористику. Колористические функции конкретно — это те значения гармонических элементов, которые создают определенную звучность и формируют свое развитие в виде постоянного регулирования звучности и целенаправленных ее изменений. В этюде Шопена различные стороны индивидуально созданной композитором звучности связаны с теми или иными особенностями звукоотношений. Звучность анализируется с учетом следующих факторов: ♦ регистровое положение (с точки зрения колористики звук as в большой октаве или во 2-й октаве резко отличны друг от друга); ♦ расположение аккорда (с точки зрения колористики резко различаются тесное или широкое расположение, особенно в сочетании с регистром; здесь наиболее характерна тенденция к расположению аккордов по принципу натурального звукоряда); ♦ плотность (частота звуков на определенную единицу времени, их одновременность или разновременность, равномерность или не- равномерность в ритме их взятия, скученность или разреженность их констелляции); ♦ интервалика одновременно берущихся звуков, подчеркнутость или завуалированность тех или иных интервальных комбинаций из звуков аккорда; ♦ длина аккорда (то есть его протяженность во времени); ♦ целостная фактурная композиция из линий, точек, плоскостей, скольжений, вибрации и т. п.; ♦ индивидуально присущая данной фактурной форме особенность экспрессии (часто вследствие определенной обработки аккорда украшающими неаккордовыми); ♦ динамика, громкость (в колористике forte — «диссонанс», а piano — «консонанс»). В оркестровой ткани к этому прибавляется ряд тонкостей тембровых красок и их комбинаций, а также всевозможных оттенков оркестрово-голосоведенческой фактуры (см. пример 222В: тритон, «покрытый» шипящей чернотой piatto colla bacchetta, поражает воображение ворожбой страхов сказочного темного леса). Необходимо еще учитывать специфический характер колористических функций в отличие от функций тональных. Функциональность тональных отношений возникает из взаимодействия между собой отдельных «точек» (звуков, интервалов, аккордов), или своего рода «атомов» системы; целое складывается из их взаимодействия. То же относится и к линеарным функциям. Колористические же функции, несмотря на наш «дискурсивно-атомистический» подход к факторам, определяющим собой звучность, есть значение некоего синкретического бесструктурного красочного эффекта, который по своей природе не «атомистичен», неделим на элементы; целое здесь не складывается из взаимодействия элементов (хотя нельзя не разложить на гармонические элементы то, от чего зависит реализация определенного фонического эффекта). Это даже ставит под сомнение саму возможность применения термина «функция», правомерного в системе категорий «элемент-функция-структура». Однако мы все же оставляем его, что практически целесообразно в аналитических целях. Конкретными проявлениями фонических функций мы можем считать следующие: 1) комплекс особенностей гармонии, создающих данную звучность (см. выше перечень факторов звучности); функционально эти особенности — исходный колористический материал, отправная точка Для дальнейших процедур; 2) развитие — как повторение (может быть видоизмененное) или неповторение исходной звучности; 3) целенаправленная линия изменений колористических свойств материала; 4) способ завершения («каданс»), обычно в виде какой-то перемены («результата») или перемены с последующим возвращением к началу либо с приближением к нему. В рассматриваемом этюде Шопена развитие есть перенесение исходной звучности на другие гармонии, с соответствующим освежающим эффектом звучания по-новому того же колористического комплекса. Линия изменений пока еще выражена слабо (для этого нужно было бы скорее анализировать развивающую часть мысли, то есть не представленную здесь II часть формы). О завершении можно говорить лишь как о предварительном эффекте, который состоит в возникновении внутри мягко вибрирующей звучности тонких и изящных линий-голосов, как бы с синкопированной задержкой отражающих контуры интервалов мелодии. Другие примеры гармонической колористики, выходящей на первый план или, по крайней мере, возвышающейся в своем общехудожественном значении: 4 Шопен. Ноктюрн ор. 9 № 1 b-moll (колористическая разработка аккордов Des7 и Des ♦ Шопен. Ноктюрн ор. 27 № 2 Des-dur, начальная фигурация (по наблюдению В. А. Цуккермана, от звука к звуку даются интервалы — только терции и сексты; колористическая разработка аккорда (во второй репризе — романтическое «сладкое мгновенье»). ♦ Глинка. «Жизнь за царя», последние такты оперы (колокольный звон сонорно «заливает» звучность обычной тональной гармонии). ♦ Глинка. «Руслан и Людмила», лезгинка из IV акта (фрагмент звучания квинтаккорда g-d1-a1-e2 — в подражание кавказским народным инструментам); ♦ Вагнер. «Золото Рейна», вступление (136 тактов колористической разработки только одного аккорда Es-dur).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |