КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен
А) В МИНОРЕ А) В МАЖОРЕ А, Б) А) Ф. Лист. Соната h-moll Largo Ж С. Франк. Симфония А) В. А. Моцарт. Симфония C-dur В МИНОРЕ В МАЖОРЕ Хорошо известные и легко понимаемые, исходя из общего принципа альтерации аккордов, D и S не требуют специальных пояснений и иллюстраций. Но в них нуждается аккорд альтерированной тоники. Приводим поэтому ряд образцов с анализами (пример 227). Б) Л. Бетховен. Соната op. 111 В) Р. Шуман. «Карнавал» Г) П. Чайковский. Ноктюрн Д) П. Чайковский. «Евгений Онегин» Е) H. Римский-Корсаков. «Майская ночь» (редукция) (3) М. Мусоргский. «На Южном берегу Крыма», главная тема (См. также: Римский-Корсаков, «Млада» д. III, антракт к сцене 5.) В хроматических проходящих возможен ход назад — от хроматического вводного тона к диатонической форме той же ступени (например, g-fis-f-e в C-dur). Этот ход может внедряться и в аккордовую гармонию; таким путем возникает дезальтерация (пример 228). [Allegro energico] Б) С. Рахманинов. 2-й концерт для фортепиано с оркестром В примере 228Б можно говорить о дезальтерации, несмотря на новый хроматический ход S3-3>, так как аккорд °3 относится к миксодиатоническому роду (гармонический мажор), то есть к ладу, составленному из диатонических элементов; звук же eis недиатоничен ни в миноре, ни в мажоре. Однако если это сопровождается одновременной хроматической альтерацией другого аккордового звука, о дезальтерации уже говорить нельзя (см. пример 192 — чередование разных видов альтерированной субдоминанты). Из генетической связи альтерации с хроматическими неаккордовыми звуками выводится существование двух видов альтерации: 1) аккорды проходящей альтерации; 2) аккорды вспомогательной (вводнотонной) альтерации. Различие между ними такое же, как между соответствующими хроматическими неаккордовыми: при проходящей альтерации (например, в побочной теме финала 5-й симфонии Бетховена: (Т5-5< -S), когда хроматический звук предшествуется диатоническим и разрешается в диатонический, острота хроматизма (при прочих равных условиях) меньше, чем при вспомогательной альтерации, когда хроматизм с одной стороны «открыт» и поэтому действует интенсивнее (например, в начале поэмы ор. 32 № l Fis-dur Скрябина). Среди аккордов, порождаемых альтерацией, следует выделить часто употребляемые два типа — увеличенное трезвучие (аккорд увеличенной квинты) и аккорд увеличенной сексты. Увеличенное трезвучие удивительно по своим свойствам. Составленное, казалось бы, из одних только акустических консонансов, не содержащее в себе ни септим, ни секунд, оно тем не менее всегда диссонантно — точнее сказать, всегда неконсонантно. Очевидно, причина диссонирования увеличенного трезвучия сродни мнимой консонантности функциональных спутников: оно не совпадает ни с мажорным, ни с минорным трезвучием, причем всегда образует, по меньшей мере, с одним из звуков опорной квинты острое диссонантное противоречие. По существу, это то же, что скрытый диссонанс (см. § 6 настоящей главы); однако увеличенное трезвучие всегда функционирует как диссонанс. Подобно другим аккордам, получаемым геометрическим делением двенадцати полутонов на равные части, увеличенное трезвучие обладает «многоконечностью» (здесь — «трехконечностью»), то есть оно само по себе не имеет ни «низа», ни «верха»; отсюда его специфически неопределенный характер. В тональной гармонии наиболее частое «амплуа» увеличенного трезвучия — D с минорной секстой или с увеличенной квинтой (см., например: Римский-Корсаков, «Майская ночь», № 12). Встречается также +Т5< и — редко — °S1> (в миноре), пример 229. 229 А) П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» [Allegro giusto] Б) Н. Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством» [Adagio] В первом образце примера (А) особенно нежный и изысканный характер гармонии связан с избеганием нормативной формы тоники, заменяемой то увеличенным трезвучием (вспомогательного значения), то мнимоконсонантной формой Т6; во втором (Б) — увеличенное трезвучие используется как выражение сказочной народной фантастики: вареники сами прыгают герою в рот. Острота в обоих случаях связана со вспомогательной формой альтерации. Подобно уменьшенному вводному септаккорду, увеличенное трезвучие при движении по полутонам обнаруживает связь с фундаментными ходами баса по квинтам (см. пример 230). Интересно, что и здесь возникает повторность аккордовых структур «через четыре» (пример 230В). Однако использование этих гармонических возможностей приходится уже на рубежную эпоху перехода к новой гармонии XX в. и связано с иными гармоническими принципами, чем тип S-T-D (см. об этом в § 24 настоящей главы). Более употребителен другой альтерированный аккорд — увеличенной сексты. Разрешаясь в октаву, аккорд 6<; естественно, «пристраивается», в первую очередь, к каждому из звуков тонического трезвучия, то есть строится на полтона выше квинты, примы и терции В) Г) Φ. Лист. «Фауст» Lento assai Д) H. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схема) соответствующего мажорного или минорного трезвучия (примеры 231 А, 232А). С учетом действующих (прямо- или переменно-функционально) других альтерированных или побочно-функциональных форм возникают еще несколько, правда, значительно менее употребительных аккордов увеличенной сексты (примеры 231Б, В; 232Б, В). (С соответствующими транспозициями то же может переноситься и на побочные функции.) К звукам тонического трезвучия: Б) Побочные формы и прочие альтерации: К звукам тонического трезвучия: Побочные формы и прочие альтерации: Некоторые из аккордов увеличенной сексты широко известны и не нуждаются в пояснениях (см. примеры 231А, 232А). На других можно немного остановиться. В приведенном выше отрывке из «Евгения Онегина» Чайковского (см. пример 227Д) показан аккорд альтерированной тоники с увеличенной секстой на н3; как и неальтерированная форма, он сменяется доминантой, что свидетельствует об отсутствии даже местных побочных функций, которые так часто сопровождают альтерацию и аккорды 6<. Во вступлении к Увертюре на темы трех русских песен Балакирева фигурирует Т6< (пример 233). Прибавление сексты к основному аккорду функции обычно действует как диссонанс и требует перехода в другую функцию; прибавление же увеличенной сексты придает диссонированию еще и остроту. Диссонирующий аккорд тоники получает местную функцию побочной субдоминанты к доминанте, что и реализуется в гармоническом последовании. Сходный оборот открывает гармонически-конфликтную главную тему I части 3-й симфонии Бетховена (см. такты 6-10): Особое положение аккордов 6< в гармонической системе определяется использованием свойств хроматических интервалов (прежде всего, структурные отражения увеличенной секстой свойств малой септимы; см. главу 8, § 9). В наибольшей мере это касается самого типичного строения аккорда увеличенной сексты — сочетания (от баса) большой терции и увеличенной сексты (будем считать именно это сочетание аккордом 6 <). Аккорд 6< (вопреки примитивной терцовой теории) не только не является обращением («квинтсекстаккордом»), но, более того, по силе выявления и подчеркивания в нем основного тона (нижнего звука увеличенной сексты) оказывается совершенно равен и мажорному трезвучию, и мажорному септаккорду (типа g-h-f). Сила основного тона в аккорде 6< приводит к очередному расщеплению функций в качестве еще одной из сторон расширения тональности. Расщепление выражается в том, что основной тон функции начинает дублироваться своей тритоновой транспозицией. Например, вместо основного тона D на 5 отчетливо слышен основной тон на н2, вместо DD на 2 — основной тон на н6. В результате получается умножение фундаментных тонов в тональности. Наиболее заметна такая эмансипация в аккорде DD на н6 — гармонии, настолько характерной для стиля Чайковского, что ее с полным правом можно назвать «секстой Чайковского». Конечно, формально ничего не стоит изобразить «сексту Чайковского» как альтерированный аккорд (вмажоре; и сходно в миноре) либо как Но эти трактовки не схватывают главного: «секста Чайковского» строится и в мажоре и в миноре на основном тоне н6; так она слышится, так она должна и определяться (пример 234).* В такте 2 примера 234Б расширенно-тональная и хроматическая сущность нVI () очень выразительно подчеркивается голосоведением: более острый диссонанс 11 полутонов разрешается в диссонанс 10 полутонов (переход 11 в 10 связан с ощутимым спадом остроты напряжения). Таким образом, вместе с расщеплением фундамента функции зарождается и принципиально новая градация диссонантного и консонантного напряжения внутри групп диссонансов или консонансов, а не только между ними (ср. с примером 7 из главы 2). По-видимому, эти процессы — один тонально-функциональный, другой аккордо-структурный — в целом взаимообусловлены. То же касается и увеличенной сексты на н2.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |