Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Allegro non troppo




А) В МАЖОРЕ

Andante

и свои уже второго порядка мажоро-минорные связи, свои альтера­ции и т. д. Притом все это может вступать во всевозможные взаимо­действия с обычными тональными субсистемами, альтерациями, по­бочными функциями, проходящими и вспомогательными аккордами и т. п. Могут возникать на этой почве весьма сложные функциональ­ные связи (пример 242).

242 С. Рахманинов. «В душе у каждого из нас» (гармония в партии сопровождения)

Non allegro

Практически такая система уже равнозначна современной хро­матической.

Таблица некоторых побочных функций к гармониям мажоро-минора (пример 243).

Б) В МИНОРЕ

244 A) H. Римский-Корсаков. «Кащей Бессмертный»

Б) С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»

Среди аккордов мажоро-минорных систем того и другого основ­ного ладового наклонения начинают особенно выделяться два типа последования.

1. Большетерцовые последования гармоний одинаковой (или в основе своей одинаковой) структуры, как бы транспонирующие цен­тральное созвучие вверх и вниз (пример 244).

2. Иногда сходное значение приобретают и малотерцовые транспо­зиции (Лист, «Когда я сплю», заключительный каданс: +Тр<->-Т; Римский-Корсаков, «Садко», 2-я карт., тема белых лебедей: +Т--°Тр[=m]-+Т).

Новую жизнь обретает тоническая функция в чередованиях и сопоставлениях мажорного и минорного вариантов. Подчас это кра­сочные сопряжения (например, утонченно-восточный колорит чере­дований Т<->-< в «Песне Индийского гостя» из «Садко»), тонкие психологические штрихи (Чайковский, «Орлеанская дева», ария Иоанны). Иногда в одноименной гармонии проскальзывает своеоб­разный оттенок альтерированной субдоминанты (Рахманинов, «Гру­зинская песня», кода; сходно — Прокофьев, «Александр Невский», № 6, «Мертвое поле», конец вступления); это, так сказать, «разно-терцовая субдоминанта».

В сопоставлениях нVI> с D впервые внутри тональности устанав­ливается новый тип связи — однотерцовая (Мусоргский, «Борис Годунов», монолог Бориса «Скорбит душа»); хотя исторически это не первое проявление однотерцовости (см. об этом дальше, § 30 на­стоящей главы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.