Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тритоновые замены и функциональные дубли




Шопен. Прелюдия Es-dur (редукция)

Vivace legato

как стабильный прием. Систематическое применение — скорее от Шопена (пример 247).

См. также: Шопен. Этюд ор. 10 № 3 E-dur, конец эпизода; его же 1-й экспромт, середина главной темы; его же мазурка ор. 30 № 4 (с параллельными квинтами!); Лист. 3-й ноктюрн, As-dur; его же «Мыслитель», конец середины; его же «Прелюды», начало разработ­ки; Чайковский. «Времена года», «Июнь», конец эпизода; его же «Щелкунчик», увертюра, середина главной темы.

В ранней технике симметричных ладов (Римский-Корсаков) ак­кордовые ряды станут одним из главных средств аккордовой связи (см. § 31 настоящей главы). Ряды в них — фактурная форма реали­зации новоладовых функций.

Тритоновой заменой мы называем замещение данной гармонии (обычно в виде мажорного септаккорда) другой — включающей те же звуки тритона (терция и септима), имеющей ту же самую функ­цию и ту же (либо весьма сходную) аккордовую структуру. Принцип тритоновой функциональной замены своим происхождением обязан в первую очередь альтерации (см. § 22 настоящей главы). Возведе-

ние принципа в систему отношений всюду порождает возможность тритоновых замен, приводит к образованию функциональных дуб­лей (то есть гармоний-антиподов, исполняющих ту же функцию, но с основным тоном, отстоящим на тритон); в конечном счете возника­ет стремление к сплошному тритоновому самодублированию функ­циональных отношений системы (пример 248).

Если функциональный дубль есть полноправное замещение ис­ходной функции, то соответствующие аккорды-антиподы могут бес­препятственно подменять друг друга в любых комбинациях. При этом первичный коренной шаг фундаментных основных тонов — нижнеквинтовый (D-T) — совершенно логично подменяется ниж­неполутоновым. Тем самым намечается принципиальная реоргани­зация самых коренных основ тональной системы — как основан­ной на квинтовой связи.

Само собой разумеется, что раз в качестве «инверсии» автентического шага (D-T) широко применим и плагальный шаг (S-T), то вполне закономерно и «возвратное», восходящее движение по полу­тонам вверх.

Приведем таблицу функциональных дублей (пример 249).

Следующий отрывок (из репризы ноктюрна Грига) примечателен тем, что в одном пассаже хроматический ряд сначала идет вниз по квинтам, а затем происходит тритоновая замена, превращающая хроматический квинтовый ряд в полутоновый (историческая эволю­ция сложилась в гармоническую структуру), пример 250.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.