Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешение ладов. Мажоро-минорные системы




А) П. Чайковский. 1-я симфония, ч. I

[Allegro tranquillo]

Б) П. Чайковский. «Евгений Онегин», 5-я карт, (схема)

* В связи с этим целесообразно предложить и особое функциональное обозначение этого аккорда — , включив его в следующую систему обозначений: M — большая (большетерцовая) медианта; m — малая (малотерцовая) медианта;

(перевернутое «М») — большая (большетерцовая) субмедианта; (перевернутое «m») — малая (малотерцовая) субмедианта. Например: [Es]Т-Тр-Т- -Т (Римский-Корсаков, «Садко», вступление). или:[H]+ T-m-+T-m-+T-m-+D (Там же, 2-я картина, тема белых лебедей).

Процесс смешения основных ладов европейской музыки в XIX в. — одна из самых важных сторон расширения тональности. Специфи­кой является здесь расширение ладовых ресурсов тональности за счет «вбирания» одним ладом всех специфических ладовых красок другого, прежде всего одноименного (также фригийского; также па­раллельного лада противоположного наклонения).

Термин «мажоро-минор» обозначает тип гармонической систе­мы, характеризующийся смешением ладов (противоположного на­клонения). Сами лады называются: мажоро-минор (мажор, обога­щенный гармониями минора) и миноро-мажор (минор, обогащенный гармониями мажора). Таким образом, термин «мажоро-минор» мо­жет употребляться в двух значениях.

С точки зрения интервального рода, мажоро-минор есть уже хро­матическая система (до сих пор были показаны лишь отдельные хроматические явления), так как объединяет в себе и «диезную», и «бемольную» стороны лада, выходя принципиально за черту шестиквинтового звукового сообщества (см. пример 235А, Б, В). Естествен­но, в мажоро-миноре также широко распространены и фригийская гармония, и двойная доминанта (со своими ограничениями и особен­ностями).

Однако как музыкальное, гармоническое явление мажоро-минор представляет собой первую ступень хроматической системы, так как поначалу смешение ладов выступает в форме их чередования, то есть, в точном смысле слова, в виде ладовой переменности при не­зыблемой тональной централизации (в своих еще скромных формах смешения диатонических элементов мажоро-минор — система миксодиатоническая, лишь находящаяся на пути к собственно хромати­ке). Поэтому терминологически целесообразна исторически сложив­шаяся дифференциация понятий: мажоро-минор как переменный

лад условно не называется хроматической системой, хотя постепен­но эволюционирует в сторону хроматической.

Есть фактор, который позволяет проводить объективную гармо­ническую грань между миксодиатоническим мажоро-минором и соб­ственно хроматической системой гармонии. Мажоро-минор есть та­кое расширение тональной системы, где каждый аккорд охватыва­ется непосредственной, прямой связью (D, S) с тоникой. (Точно так же как и в каждом из двух составляющих эту систему структурных слоев в отдельности — мажоре и миноре.) Хроматическая же систе­ма в собственном смысле слова определяется использованием аккор­дов за пределами этой связи, однако с принципиальной возможно­стью прямого контакта с тоникой (например, в соотношениях нII-I, нV-I, нVI>-I в мажоре; об этом см. в § 31 настоящей главы).

В процессе смешения ладов принимают участие все постоянно употребительные ладообразования, в том числе — это особенно важ­но подчеркнуть — и фригийского лада, тесно примыкающего к ми­нору. В § 14 было показано, что «неаполитанская» гармония по своему существу натурально-хроматическая, фригийского лада, а не альтерационная. И по характеру применения в смешении ладов фри­гийская гармония полностью сливается с тем, как участвует в про­цессе смешения минорный лад; она как бы обрисовывает крайне минорную (среди употребительных диатоник) краску.

Поясним сказанное примерами 236.

236 А. Бородин. «Князь Игорь»

[Andante maestoso]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.