Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармоническая колористика. Колористические функции




Гармонической колористикой называется техника оперирова­ния всеми возможными гармоническими красками — звучностями тех или иных аккордовых структур, звукосочетаний, фактурно-регистрово-тембрового расположения гармоний, функциональных сопоставлений, красками тональностей, всевозможных ладов, не­аккордовых звуков и т. д. Об оппозиции «функциональность-кра­сочность» известно давно, однако нельзя сказать, чтобы колористи­ка заняла подобающее ей место в общей системе науки о гармонии. Большой вклад в научную разработку проблемы внесло учение Ю. Н. Тюлина о фонизме.

На первый взгляд гармоническая функциональность и колори­стика кажутся находящимися в разных измерениях. В действитель­ности же колористика есть особого рода гармоническая функцио­нальность, которая так же закономерно коренится в основных свой­ствах гармонического материала, как и тональная функциональность, линеарная функциональность.

Об этих коренных свойствах, трех сторонах аккорда было ска­зано выше — в главе 4. Здесь необходимо напомнить о них, чтобы поставить в закономерную связь актуально действующие в гармо­нии мощные силы формования, развившиеся из первичных воз­можностей материала:

1. Линейность тонов ———————> линеарные функции;
2. Тональная функциональность —— > тональные функции;
3. Фонизм ——————————— > колористические функции
  (тональные функции).

ческих) функциях?Вернемся к общему понятию функции. «Функ­ция» есть значение, роль элемента в системе, обусловливающие его смысловую сущность. При всем исключительно важном значении тональной функциональности фактор звучности, закономерно раз­вившийся из глубинных свойств гармонического материала, также приобрел в более поздней музыке значимость, вполне сравнимую с тональной функциональностью, по меньшей мере в смысловом отно­шении, в отношении эстетического интереса композиторов и слуша­телей к этой стороне гармонии. (Не забудем, что в музыке XX в. бурно развившаяся из тенденций колористики сонорная гармония часто характеризуется полным вытеснением фактором звучности традиционной тональной функциональности.) Тем самым фактор звучности, краски, как минимум, оказывается необходимым при рассмотрении общехудожественной его роли в музыке. С другой сто­роны, это требует выработки специального аппарата измерения, подобного тому, которым можно схватить сущность и различия то­нальных функций (тоника, D, S, побочные функции, функциональ­ные спутники и т. д.), сущность и различия линеарных функций (критерии систематики, законы связи, фактурные формы и т. д.). Нельзя сказать, что подобный аппарат уже сложился как система; этот вопрос еще требует специального исследования.

За основу технического понимания колористических функций может быть принят критерий основной звучности (своего рода «ЦЭ» в области колористики) и разного рода ее колебаний и видоизмене­ний (как производных и контрастных звучностей) с целью дости­жения красочной экспрессии. (Следует заметить, что эта уже автономизировавшаяся закономерность особенное распространение по­лучила в XX в.: по словам И. Ф. Стравинского, «каждое хорошее сочинение отмечено своим собственным характерным звучанием»; см. в кн.: Стравинский И. Диалоги. Л., 1971. С. 159.)

Согласно справедливому общему мнению, гармоническая колори­стика стала важным художественным средством в эпоху романтиков, скажем точнее — от Шопена. Отдельные, часто исполнительские, а не композиторские прецеденты, конечно, были и в прежние эпохи (крас­ки органных регистров; ренессансные и барочные инструментальные составы, вроде эффектов сонаты «для 16 тромбонов», то есть различ­ных «больших труб»; красочные эффекты клавесинной музыки, даже «разработка» аккорда в пьесе Рамо «Крики птиц», и т. д.). Но необхо­димым художественным фактором колористика стала лишь в XIX в.

Чтобы выявить и обрисовать сущность нарождающейся «музыки звучностей», сделаем анализ гармонии этюда ор. 25 № l As-dur Шопена (пример 222).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.