Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы контроля




Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия в виде:

· Защита самостоятельных расчетно-аналитических работ;

· Рецензирование письменных домашних заданий;

· Презентация и защита проектных работ;

· Рецензирование научных публикаций;

· Разработка и разбор кейсов;

· Оппонирование выступлений;

· Оценка участия в круглых столах/дискуссиях;

· Текущее тестирование по разделам дисциплины.

Промежуточный контроль:

· Экзамен в письменной форме.

 

II. Содержание программы учебной дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№№пп Наименование тем дисциплины Содержание тем Формируе-мые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образова-тельные техноло-гии
1. Теоретические основы экономики труда Предмет и объект дисциплины, ее место и роль в системе экономических наук и наук о труде и персонале, цели, миссия и задачи. Теоретические основы экономики труда. Уровни экономики труда. Труд как социально-экономическая система и как процесс. Изменение подходов к определению роли живого труда в экономике. Генезис, развитие и взаимосвязь основных понятий, связанных с трудом. Законы экономики труда.Развитие науки о труде в мире и в России,теории и концепции современной экономики труда. Общественная организация труда, ее элементы, принципы и эволюция. Система социально-трудовых отношений, ее структура, субъекты, уровни, принципы и механизмы реализации. Типы социально-трудовых отношений и принципы, их определяющие. Рыночная система трудовых отношений. Труд в постиндустриальном обществе.   ОК-3, ПК-5, ПК-8, ПК-9, ПК-13.   Знать: место и роль дисциплины в системе экономических наук и наук о труде и персонале, цели, миссию и задачи. Теоретические основы экономики труда. Уровни экономики труда. Генезис, развитие и взаимосвязь основных понятий, связанных с трудом. Законы экономики труда.Теории и концепции современной экономики труда. Теорию общественной организации труда и социально-трудовых отношений. Особенности рыночной системы трудовых отношений. Особенности и тенденции развития труда и трудовых отношений в постиндустриальном обществе. Уметь: выявлять, анализировать, правильно интерпретировать экономические проблемы социально-трудовых отношений, тенденции их развития, Владеть: методикой и методологией проведения исследований в сфере экономики труда и социально-трудовых отношений; навыками самостоятельной исследовательской, аналитической и проектной деятельности в сфере экономики труда и социально-трудовых отношений; семинар, дискуссия, презентации, СРС, консультации, обсуждение результатов заданий подготовка научных публикаций.  
2. Формирование ресурсов для труда Рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, персонал, человеческий капитал. Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов. Теория трудового потенциала общества. Основные составляющие воспроизводства трудового потенциала. Интеллектуальный потенциал, его значение в информационном обществе. Система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования человеческих ресурсов и трудового потенциала. Население как субъект и объект общественного производства. Закономерности развития населения и экономики. Особенности влияния различных видов движения населения на воспроизводство человеческих ресурсов и трудового потенциала. Современная демографическая ситуация в России, ее особенности и перспективы изменения. Теоретические основы разработки демографической и миграционной политики. Приоритетные направления и меры демографической и миграционной политики в современной России, их стоимостная оценка. Зарубежный опыт разработки и реализации мер демографической и миграционной политики. Баланс трудовых ресурсов: значение в обеспечении экономики рабочей силой, территориальные и отраслевые балансы, расчет основных показателей, пути совершенствования методики разработки.   ОК-2, ОК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-13.   Знать: Категориальный аппарат. Теоретические основы трудового, интеллектуального потенциала общества. Основные составляющие воспроизводства трудового потенциала. Закономерности развития населения и экономики. Особенности влияния различных видов движения населения на воспроизводство человеческих ресурсов и трудового потенциала. Теоретические основы разработки демографической и миграционной политики. Основные результаты новейших исследований в области воспроизводства человеческих ресурсов и трудового потенциала, российские и международные правовые нормы в области регулирования процессов воспроизводства Уметь: выявлять, анализировать, правильно интерпретировать экономические проблемы в области воспроизводства рабочей силы, применять современные методы макроэкономического регулирования этих процессов; формировать прогнозы развития социально-трудовых в области воспроизводства рабочей силы; разрабатывать методические и нормативные документы в этой области; осуществлять анализ, проводить оценку эффективности проектов в этой области. Разрабатывать проектные решения в области формирования ресурса для труда. Владеть: методикой и методологией проведения исследований в области воспроизводства рабочей силы, навыками самостоятельной исследовательской, аналитической и проектной деятельности в данной сфере Лекция, практическое занятие, КС, презентации, обсуждение результатов заданий, СРС, консультации, подготовка научных публикаций.    
3. Качество и компетентность рабочей силы Качество рабочей силы: основные элементы, требования и показатели. Качество рабочей силы, качество труда и качество продукта труда, их взаимосвязь и место в системе всеобщего (тотального) управления качеством – TQM. Качество рабочей силы в современной России: тенденции и проблемы. Социально-личностные характеристики рабочей силы. Мотивационная составляющая качества рабочей силы. Регулирование качества рабочей силы на уровне государства, региона, отрасли, организации и индивидуума. Профессиональные стандарты, их роль в управлении качеством рабочей силы. Профессионализм - понятие, уровни, этапы становления и показатели. Квалификация работника и квалификация работы. Уровень и критерии квалификации работника. Квалификационные характеристики. Основные составляющие развития профессионализма. Профориентация. Профессиональная подготовка, переподготовка. Повышение профессиональной квалификации. Роль непрерывного образования в процессе профессионализации. Компетентность и компетенции: основные подходы к определению, взаимосвязь понятий. Классификация компетенций, их содержание и определяющие факторы. Составляющие компетентности. Виды профессиональной компетентности. Профилирование должности, составление карты компетенций. Основные элементы профессионально-должностного профиля рабочего места. Спецификация работы. Модель компетенций. Подходы к разработке и использованию модели компетенций в организации. Основной инструментарий построения модели компетенций. Проектирование модели компетенций. Формирование профилей компетенций под конкретные должности. Формирование и развитие компетенций. Оценка компетенций. Стимулирование развития компетенций. Прогнозирование и разработка компетенций рабочей силы. Управление компетенциями на уровне общества, организации и личности. Разработка учебных программ, направленных на развитие конкретных компетенций.   ОК-2, ОК-3, ОК-4; ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-14.   Знать: Категориальный аппарат, теоретические основы управления качеством рабочей силы и компетенциями на уровне общества, организации и личности, особенности и тенденции развития качества рабочей силы в современной России. Особенности мотивационной составляющей качества рабочей силы. Основные составляющие развития профессионализма. Основные результаты новейших исследований в области качества и компетентности рабочей силы, российские и международные правовые нормы в области регулирования качества и компетентности рабочей силы Уметь: выявлять, анализировать, правильно интерпретировать проблемы в области качества и компетентности рабочей силы, применять современные методы макро- и микроэкономического регулирования этих процессов; формировать прогнозы развития качества и компетентности рабочей силы; разрабатывать методические и нормативные документы в этой области; осуществлять анализ, проводить оценку эффективности проектов в области качества и компетентности рабочей силы. Разрабатывать проектные решения в области повышения качества рабочей силы. Владеть: методикой и методологией проведения исследований в области качества и компетентности рабочей силы, навыками самостоятельной исследовательской, аналитической и проектной деятельности в данной сфере. Основными приемами, методами и технологиями регулирования качества рабочей силы на уровне государства, региона, отрасли, организации и индивидуума. Навыками разработки учебных программ, направленных на развитие конкретных компетенций. Лекция, КС, семинар, дискуссия, презентации, обсуждение результатов заданий, СРС, консультации, подготовка научных публикаций.    
4. Рынок труда и политика занятости Рынок труда: уровни, основные элементы, виды, механизм, цикличность функционирования, сегментирование, тенденции развития. Спрос и предложение на рынке труда, факторы их формирующие. Гибкость рынка труда. Демографические и миграционные факторы предложения труда. Мобильность на рынке труда. Конкурентоспособность работника на рынке труда: понятие, составные элементы, определяющие факторы. Конкурентоспособность трудовых ресурсов и персонала. Формы и виды конкурентоспособности персонала. Российская модель рынка труда и перспективы ее развития. Инфраструктура рынка труда. Государственная политика занятости, формы и методы регулирования занятости. Регулирование отношений занятости на международном уровне, МОТ. Моделирование и прогнозирование формирования спроса и предложения на рынке труда, прогнозирование численности и состава трудовых ресурсов. Внешний рынок труда, внутренний рынок труда – взаимное влияние и взаимодействие. Кадровые агентства. Внутрифирменное движение персонала: природа, формы, факторы и мотивы. Регулирование внутрифирменной мобильности работников.   ОК-2, ОК-3, ОК-4; ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13.   Знать: Теории рынка труда, теорию и методологию регулирования занятости и основных процессов на различных сегментах рынка труда. Закономерности функционирования рынка труда. Основные результаты новейших исследований в области занятости и рынка труда. Российские и международные правовые нормы в области регулирования занятости   Уметь: выявлять, анализировать, правильно интерпретировать процессы, происходящие на рынке труда, его сегментах, применять современные методы макро- и микроэкономического регулирования этих процессов; формировать прогнозы развития рынка труда; разрабатывать методические и нормативные документы в области регулирования занятости; осуществлять анализ, проводить оценку эффективности проектов в области управления занятостью Владеть: методикой и методологией проведения исследований в области рынка труда и занятости, навыками самостоятельной исследовательской, аналитической и проектной деятельности в данной сфере. Основными приемами, методами и технологиями регулирования рынка труда и занятости на уровне государства, региона, организации. Лекция, семинар, дискуссия, КС, презентации, обсуждение результатов заданий; СРС, консультации, подготовка научных публикаций.    
5. Условия эффективного использования человеческих ресурсов Эффективность трудовой деятельности как основной фактор развития экономики, ее конкурентоспособности и качества жизни населения. Производительность и эффективность труда: понятия, место в системе показателей эффективности производства (деятельности), виды, показатели и методы измерения. Теории производительности труда. Управление повышением производительности труда. Современные концепции качества и уровня жизни. Качество жизни в постиндустриальном (информационном) обществе. Модели и составляющие качества жизни, их взаимосвязь. Компоненты, факторы, параметры и оценка уровня жизни. Важнейшие объективные показатели для международного сравнения качества и уровня жизни. Механизмы регулирования уровня жизни. Социальные стандарты уровня жизни. Различные подходы к оценке бедности. Проблема абсолютной и относительной бедности в аспекте стабилизации уровня жизни. Пути повышения уровня жизни населения, связь экономического роста и повышения уровня жизни. Качество трудовой жизни как важнейший элемент содержательной составляющей качества жизни: понятие и факторы его формирующие, показатели и оценка, направления и методы повышения. Доходы населения и их виды, особенности формирования и распределения. Дифференциация денежных доходов, ее показатели. Государственная политика доходов и ее регуляторы. Вознаграждение за труд и порядок его регулирования. Теоретические основы оплаты труда. Функции оплаты труда в обществе. Сущностные характеристики заработной платы. Системы регулирования заработной платы в экономике и их составляющие. Механизм регулирования заработной платы на макроуровне. Варианты регулирования заработной платы - государственный и договорной. Внутрифирменная организация заработной платы: понятие, принципы и элементы. Структура и формирование средств на оплату труда работников организаций разных форм собственности. Формы и системы оплаты труда работников, их особенности, назначение, разновидности и условия применения. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда, гибкие методы оплаты труда. Базовая ставка оплаты труда, ее формирование; поощрительные и компенсационные надбавки и доплаты к ставкам и окладам. Организация труда как условие эффективного использования рабочей силы. Сущность и содержание организации труда, ее задачи, принципы и функции. Трудовые процессы и их организация. Разделение и кооперация труда. Разделение заданий и распределение функций. Определение времени на задание. Гибкие формы организации труда и их эффективность. Рабочее место, его рациональная организация. Регламентация и организация управленческого труда. Проектирование организации труда. Принципы организации собственного труда. Методы и техника личной работы. Саморазвитие работника. Управление личным режимом труда и отдыха.   ОК-2, ОК-3, ОК-4; ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13.   Знать: Теории производительности и эффективности труда. Современные концепции качества и уровня жизни, доходов и расслоения населения. Теоретические основы государственной политики доходов, вознаграждения за труд, организации заработной платы и организации труда. Основные результаты новейших исследований в данной области. Российские и международные правовые нормы в области уровня и качества жизни Уметь: выявлять, анализировать, правильно интерпретировать процессы, связанные с эффективным использованием человеческих ресурсов, применять современные методы макро- и микроэкономического регулирования этих процессов; формировать прогнозы динамики эффективности труда, уровня и качества жизни, отдельных их составляющих и показателей; разрабатывать методические и нормативные документы по управлению эффективностью, качеством жизни, доходами и заработной платой; осуществлять анализ, проводить оценку эффективности проектов в указанных сферах. Разрабатывать проектные решения в области эффективного использования человеческих ресурсов; Владеть: методикой и методологией проведения исследований в области эффективности труда, качества и уровня жизни, доходов и заработной платой, организации труда, навыками самостоятельной исследовательской, аналитической и проектной деятельности в данных сферах. Основными приемами, методами и технологиями регулирования эффективности труда, качества и уровня жизни, доходов и заработной платы, организации труда. Лекция, практическое занятие, проектная работа; презентации, обсуждение проектов; СРС, консультации, подготовка научных публикаций.    
6. Управление трудом Государственное управление трудом: содержание, механизмы. Система управления трудом и персоналом в организации, ее развитие. Инновационное управление трудом и персоналом. Сопротивление персонала инновациям и методы его преодоления. Трудовой потенциал организации в системе стратегического управления. Стратегическое управление трудом и персоналом: сущность, составляющие, виды, разработка и критерии выбора стратегии. Этапы формирования системы стратегического управления персоналом. Управление трудом в условиях кризиса и антикризисное управление трудом. Реструктуризация системы управления трудом на предприятии: значение, проблемы, мероприятия и их оценка. Кадровая политика как средство реализации кадровой стратегии. Государственная кадровая политика: понятие, типы, основные принципы, субъекты и объекты. Цели и приоритеты современной государственной кадровой политики. Формирование кадровой политики. Направления реализации кадровой политики государственными органами. Кадровая политика организации и ее место в стратегии бизнеса. Механизм реализации кадровой политики организации. Система трудовых показателей, их учет и использование в системе управления. Анализ, планирование, прогнозирование, моделирование, учет и контроль трудовых показателей в рыночной экономической системе. Взаимосвязь трудовых показателей с экономическими показателями деятельности организации. Оценка эффективности и аудит в социально-трудовой сфере. Бюджетирование и управление инвестициями (расходами) в персонал. Основные статьи расходов на персонал, способы их калькулирования и оценка их эффективности. Планирование труда и кадровое планирование. Оперативный план работы с персоналом. Формирование персонала организации. Набор персонала как единство привлечения и найма. Управление трудовой адаптацией, оценка ее успешности. Оценка и аттестация персонала.   ОК-2, ОК-3, ОК-4; ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13.   Знать: Теоретические основы управления трудом. Основные результаты новейших исследований в области управления трудом. Российские и международные правовые нормы в области управления трудом. Основные приемы, методы и технологии управления трудом, осуществления функций по руководству службами и подразделениями предприятий и организаций, связанными с управлением трудом, персоналом, его использованием и развитием,методы исследования, анализа и разработки инновационных проектов в области экономики и управления трудом и персоналом Уметь: разрабатывать методические и нормативные документы по управлению трудом; осуществлять анализ, проводить оценку эффективности проектов в области управления трудом и персоналом. Разрабатывать проектные решения в области управления трудом, стратегии развития системы управления трудом и персоналом предприятий, организаций и их отдельных подразделений с учетом фактора неопределенности; разрабатывать и обосновывать систему трудовых/социально-трудовых показателей хозяйствующих субъектов, осуществлять поиск, анализ и оценку источников информации для проведения расчетов трудовых/социально-трудовых показателей, проводить их анализ; составлять соответствующие (связанных с трудом) разделы планов предприятий и организаций; Владеть: методами исследования, анализа и разработки инновационных проектов в области экономики и управления трудом и персоналом, методикой и методологией проведения исследований в области управления трудом и персоналом, навыками самостоятельной исследовательской, аналитической и проектной деятельности в данной сфере. Основными приемами, методами и технологиями управления трудом и персоналом. Лекция, практическое занятие, тренинг, проектная работа; презентации, обсуждение проектов; СРС, консультации, подготовка научных публикаций.    

Обеспечение содержания дисциплины




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.