Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный почерк подчиненного-реалиста 2 страница




2. Важно также правильно сформулировать цели интервью для сотрудника. Они должны быть привлекательными именно для него и содержать обещание улучшения системы мотивации в компании. Ра­зумеется, А^ичое обещание необходимо выполнять!

3. Не стоит формулировать цели интервью такими словами: «Отдел персонала проводит интервью сотрудников нашей компании. Нам это нужно для составления годового отчета руководству».

4. Правильной будет формулировка цели интервью, способству­ющая проявлению открытости и доверия со стороны сотрудника: «Отдел персонала проводит интервью сотрудников нашей компании. Результаты всех собеседований будут обработаны и положены в осно­ву системы мотивации персонала. Ваши интересы обязательно будут отражены в рекомендациях, которые мы предложим руководству по разработке эффективной системы мотивации. Руководство заинте­ресовано в стабилизации и удержании ценных сотрудников компа­нии».

Проведение анкетирования с целью выявления мотивационного профиля сотрудников

Анкетирование - это опрос сотрудников при помощи специального бланка-анкеты, на котором сформулированы вопросы по выявлению их интересов и потребностей (Приложения 1, 2, 3,4).


[ 144 ] Эффективная мотивация персонала

Оно может быть сплошным (опрашиваются все сотрудники компа­нии) или выборочным (опрашивается одно подразделение или опре­деленная категория сотрудников).

Анкетирование может быть именным, когда каждый отвечающий вписываете анкету свое имя, и анонимным, когда сотрудник отвечает на поставленные вопросы, но своего имени не указывает.

Объем анкеты имеет большое значение для работающих и, конечно же, занятых людей. Если в анкете мало вопросов, можно получить фрагментированный материал. Но не стоит увлекаться объемными анкетами. Если вопросов в анкете окажется слишком много, люди бу­дут испытывать трудности при ответах в связи с нехваткой времени и необходимостью спешить. Оптимальный формат анкеты — от 5-7 до 10-12 вопросов.

Анкета, как правило, состоит из нескольких разделов. Первый из них содержит обращение к сотруднику (респонденту), объяснение пели анкетирования и краткое описание того, как отвечать на вопросы. Второй раздел состоит из вопросов, третий - содержит благодарность за ответы. Ecavi анкета именная, то в конце ее есть графа, в которой сотрудник фиксирует информацию о себе («паспортичка>>). Образец анкеты приведен ниже.

АНКЕТА я'м>|"'":'ад: ^1^Д^*;°аиГl»4nJ)>Cft.anniinWTitoMtiMM>rA JHL-;^aaB.lnn>m:i'lJ:^ —и»»-»

Уважаемые коллеги!

Руководство компании и отдел по персоналу проводят анкетирование со­трудников с целью выявления их ведущих потребностей. После анализа результатов анкетирования будут разработаны конкретные меры по раз­работке системы мотивации в компании (по оптимизации системы моти­вации в компании).

В анкете предложены восемь вопросов и представлены несколько ва­риантов ответов. Подчеркните те ответы, которые совпадают с вашим мнением.

Вопрос:...

Ответ:...

Вопрос:...

Ответ:...

ФИО _____________________________

Воэра ст.____________________________________

Образование________________________________


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 145 ]

Стаж работы в компании_______________________

Должность, подразделение_____________________

Благодарим вас за участие в анкетировании. Руководство компании, отдел по персоналу.

В хорошей Анкете, как правило, представлены разные типы вопро­сов, закрытых или открытых.

Приведу пример закрытого вопроса, в котором представлены не­сколько альтер!Ы1 ив ответ оп. Сотрудник можег выбрать тот из них, который соответствует ею мнению

Подчеркните, какие условия труда наиболее значимы для вас?

• Самостоятельность в работе.

• Стабильная работа без угрозы увольнения.

• Возможность повышать профессиональный опыт.

• Работа в подчинении авторитетного руководителя.

• Справедливая оценка работы.

• Возможность видеть результаты своего труда.

• Перспектива карьерного роста и возможность стать руководителем.

• Достаточная информация отом, что происходит в компании, участие в решении актуальных проблем компании.

• Решение амбициозных задач и возможность проявить свои конкурент­ные преимущества

Закрытые вопросы могут содержать не только варианты ответов, но и перечисление разных оценок относительно поставленного вопроса. Для выявления при обработке результатов анкетирования преобла­дания тех или иных мотиваторов желательно, чтобы число вариантов предлагаемых ответов было нечетным,

Руководство компании решило проводить корпоративные праздники толь­ко для сотрудников, без приглашения членов их семей. Выразите свое мнение по этому вопросу (подчеркните)

• Совершенно согласен.

• Согласен.

• Согласен, но не совсем.

• Не согласен.

• Совершенно не согласен.


[ 146 J Эффективная мотивация персонала

При закрытом вопросе могут быть другие варианты ответов.

4. Согласны ли вы, что система мотивации, существующая в нашей компа­нии, является эффективной? Подчеркните нужный ответ.

• Да.

• Скорее, да.

• Не знаю.

• Скорее, нет.

• Нет.

В анкете могут быть также открытые вопросы, не имеющие зара­нее приготовленных ответов, на которые сотрудник может отвечать в свободной форме. В этом случае после вопроса дается несколько свободных линеек, чтобы респондент мог вписать свой ответ.

7. Напишите, какие другие условия работы являются для вас важными:

Вопросы в анкете могут бьггь полузакрытыми или комбинирован ными.

Подчеркните, какие условия работы для вас являются наиболее важ­ными?

• Заработная плата.

• Режим работы.

• Отношение со стороны руководства.

• Продолжительность и удобство дороги на работу.

• Перспектива роста и построения карьеры.

• Получение профессионального опыта.

• Организация профессионального обучения.

Если здесь не названы важные для вас условия, напишите.


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 147 ]

Кроме того, и анкете могут быть прямые вопросы.

10. Знаете ли вы, что в отделе персонала можно получить исчерпывающую

информацию по системе мотиваторов, существующих в нашей компа­нии?

11. Что выдумаете о планируемом выезде в пансионат всем отделом в следу­ющие выходные?

12. выскажите ваше мнение по поводу корпоративного праздника, прове­денного на прошлой неделе?

13. Удовлетворены ли вы своей работой в отделе продаж?

14. Считаете ли вы, что некоторые факторы мотивации, принятые в нашей компании, нуждаются в изменении или доработке?

В некоторых случаях, когда задаются сложные, щепетильные во­просы, они могут быть сформулированы в осторожной, зондирующей или косвенной форме.

ш •>,<-. u-a.«* iu,iu» ->"Л|('и».11и™*-1^1-'.»Ч1«яг* i-fc».b-. ii " in..... ч 11 ■■■ iriHHHili ii-i и In

15. Некоторые люди считают, что система мотивации, принятая в нашей компании, нуждается в улучшении. А как думаете вы?

16. Иногда сотрудники высказывают недовольство существующей органи­зацией труда в нашей компании. Что вы думаете по этому поводу?

Как проводить анкетирование? Казалось бы, нет ничего проще: раздать анкеты сотрудникам, а потом собрать их. Но это не так. В проведении анкетирования есгь обязательные правила, которые необходимо знать.

Во-первых, проявление открытости и доверия сотрудников при анкетировании зависит от того, как представил цели опроса анкетер. Так же как в случае интервью, неправильно говорить о целях, которые важны непосредственно для отдела персонала.

Например, неправильно так формулировать цели анкетирования: «Здравствуйте! Сегодня я выдам вам анкеты. Вы должны ихзаполнить и отдать мне. Это обычное анкетирование, которое, как вы знаете, ре­гулярно проводится в нашей компании». В такой формулировке цели анкетирования содержатся две ошибки: здесь нет условий для моти­вации сотрудников открыто отвечать на вопросы анкеты и отсутствует указание на то, какие позитивные улучшения ожидаются в их работе после анализа результатов анкетирования.


[148 ] Эффективная мотивация персонала

Необходимо правильно формулировать цели анкетирования: «Здрав­ствуйте! Мы проводим анкетирование во всех ведущих подразделениях нашей компании. Анализ результатов опроса будет положен в основу оптимизации (улучшения) системы мотивации в нашей компании. На совещании руководитель компании обязательно выступит с докладом по результатам анкетирования и своими предложениями. Кроме того, вы можете получить информацию по анализу результатов анкетирова­ния на нашем корпоративном сайте (о корпоративной газете)».

Во-вторых, нежелательно отдачать анкеты сотрудникам дли запол­нения их дома. Чтобы получить максимально возможное число воз­вращенных анкет, желательно собрать их через 15-30 минут после раздачи, тогда будет обеспечен полный и оперативный сбор всех вы­данных анкет. Если анкеты выдаются сотрудникам на дом, их возврат может быть очень низким, в некоторых случаях возвращаются лишь 10-15 % от всего числа выданных анкет.

Рекомендуете» также, чтобы каждый сотрудник заполнил анкету в присутствии анкетера. Если же анкетер выдал в подразделении (отде­ле, цехе) анкеты, с тем чтобы забрать их. через полчаса-час, он может получить не индивидуальные, а общие отпеты, которые люди догово­рились сформулировать после группового обсуждения. Замечено так­же, что если анкеты выдаются на дом, либо их заполняют всей семьей сотрудника, либо он поручает заполнить анкету супруге (супругу) или ребенку. Естественно, в этих двух случаях результаты анализа анкети­рования будут неинформативными.

Анализ результатов анкетирования обычно проводится в процент­ном выражении.

.ни ■ -- | -и и I ш- tl- ■- - - ; - 1Г г.. | ■ | и г mi I in I I ■ 1*11 mi m i ill» i ни и ■ ■ i—11 in i in» i in i i

Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что 40 % опро­шенных считают, что.... 15 % выразили мнение, что...

Итак, преимущество анкетирования по сравнению с методом ин­тервью заключается в оперативном сборе большого массива инфор­мации по выявлению мнений и позиций всех сотрудников или опре­деленном группы относительно существующей или разрабатываемой системы мотивации.

В качестве недостатка анкетирования можно выделить тот факт, что при помощи этого метода удается собрать лишь поверхност­ную информацию о существующей или желаемой системе мотивации

)


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 149 ]

персонала. Поэтому, если и компании существует отдел персонала и у его работников есть время и силы для получения действительно достоверной информации о мнениях сотрудников, анкетирование рекомендуется применять вместе с такими методами, как интервью и тестирование.

Тестирование с целью выделения психотипов по темпераменту и стилям мышления

Потребности сотрудника, кроме таких факторов, как воспитание, возраст, пол, образование и жизненный путь, определяются также его характером (психотипом). В главе 4 этой книги мы обсуждали дне типологии, которые можно применять в практической работе с пер­соналом, — по темпераменту и по стилям мыслительной деятельности. Поскольку в главе 4 представлены подробные описания выделенных психотипов, их можно выявить и оценить при помощи наблюдения. Однако для получения более достоверной оценки, особенно в случае разработки индивидуальных мотиваторов для ценных сотрудников компании и топ-менеджеров, рекомендуется применять соответству­ющие тесты (Приложение 5,6).

Предлагаемые тесты состоят из списка конкретных вопросов, при оценке которых используются определенные шкалы значений, обе­спечивающие объективность получаемой информации о сотруднике. Вопросы объединены в разделы. Например, в тесте, направленном на оценку темперамента, имеются десять пронумерованных разделов, а в тесте по оценке стиля мышления — восемнадцать разделов, обо­значенных буквами по алфавиту.

К каждому тесту прикладывается протокол, в котором сотрудник фиксирует свои ответы, а также ключи, по которым следует обра­батывать результаты тестирования и формулировать оценки (При­ложение 5, 6).

Позитивной стороной как первого, так и второго тестов является то, что они позволяют получить оценку смешанных психотипов. Тест по оценке темперамента дает процентную оценку присутствия разных темпераментных качеств в характере сотрудника, а тест по оценке сти­ля мышления предполагает получить смешанную оценку, выражен­ную в пяти коэффициентах.


[ 150 ] Эффективная мотивация персонала

При тестировании сотруднику выдаются бланки вопросов и прото­колов тестов. Тестирование проводится с обязательным присутствием кадрового работника, чтобы вопросы, непонятные для сотрудника, были сразу же прояснены.

Тестирование с применением этих двух тестов проходит в течение 20-30 минут (5-10 минут — по тесту по оценке темперамента, 15-20 минут — по тесту по оценке стиля мышления). Желательно, чтобы сотрудник отвечал без спешки, но и без слишком длительного, затянутого размышления.

Преимущества тестирования по сравнению с такими методами вы­явления и оценки интересов и потребностей сотрудников, как ин­тервьюирование и анкетирование, заключаются в том, что этот метод позволяет оперативно, в сжатые сроки, собрать объективную инфор­мацию о сотруднике.

Следует учитывать, что тестирование должен проводить тот кадро­вый сотрудник или работник отдела персонала, который имеет базовое или второе высшее психологическое образование. В крайнем случае можно допустить, что тестированием будет заниматься сотрудник, прошедший обучение на профильных консалтинговых семинарах или в формате мастер-класса опытного психолога-диагноста.

Кроме того, результаты тестирования — это своеобразная момен­тальная «психологическая фотография» характерологических и мыс­лительных особенностей сотрудника. Можно с определенной вероят­ностью предполагать, что через некоторое время по этим же тестам человек покажет несколько другие результаты.

Однако по 'гесту, направленному на оценку темпераментных ка­честв, можно ожидать получения вполне устойчивых результатов. Это связано с тем, что темперамент — генетический фактор, который мало изменяется в течение всей жизни человека. Результаты теста, направ­ленного на оценку стиля мыслительной деятельности сотрудника, могут меняться в течение его жизни в зависимости от повышения образова­тельного статуса, а также накопления жизненного и профессиональ­ного опыта.

В результате тестирования выявляется доминирующий или смешан­ный темперамент, а также стиль мышления сотрудника. На основе полученной информации формулируются предварительные выводы относительно доминирующих потребностей, имеющихся у сотрудни­ка. Затем проводится интервью с сотрудником для уточнения и конк­ретизации полученных выводов.


Глава 5. Методы выявления потребностей персонала [ 151 ]

В ходе тестирования линейный менеджеры получил следующие результаты.

По тесту, направленному на оценку темперамента: холерическийтемпера- мент — 4балла, сангвинический — 3 балла, флегматический — 2 балла, меланхолический — 1 балл.

По тесту, направленному на оценку стиля мышления: критическое мышле­ние — 41 балл, идеалистическое — 52 балла, прагматическое — 67 бал­лов, аналитическое — 47 баллов, реалистическое — 53 балла.

Следовательно, сотрудник имеет ведущий холерический темперамент и в настоящее время у него проявляется преимущественно прагматиче­ский стиль мышления.

Можно предполагать, что для сотрудника N актуальными будут такие мо­тиваторы, как стремление к вертикальной карьере, высокие и амбициоз­ные цели, свобода и самостоятельность в принятии решений, интересная и креативная работа.

Привлекает работа в условиях риска и прорывах. Он способен успешно трудиться в консолидированной команде по разработке и внедрению но­вого, возможно, несколько рискованного проекта.

Во многих случаях будет мотивирован конкуренцией с коллегами своего профессионального и должностного уровня. Хороший мотиватор для со­трудника N — спешка, ограничения во времени, когда работу необходимо сделать срочно, как говорится, «еще вчера».

Демотиваторы для этого сотрудника — рутина и однообразие в работе, излишнее давление и контроль со стороны топ-менеджера, отсутствие но­ваций, «застой» в компании. Может «перегореть» и снизить эффективность в условиях затягивания времени в процессе принятия решений и при от­срочках.


Глава 6

Построение системы нематериальной мотивации в компании

Лишь поставив в «снопу производства не прибыльность, а производительность и качество, мы организуем настоящее дело, в выгодности которого не придется сомневаться

Генри Форд, предприниматель

Когда задача мотивации персонала становится приоритетной?

Известно, что компания проходит определенные этапы развития, от детства до зрелости. Можно выделить два основных этапа развития российского бизнеса: тактический («тусовочный») и стратегический.

На тактическом этапе развития компании приоритетным высту­пает интенсивное накопление финансового капитала и развитие ком­пании. После пыработки идеи и учреждения компании производятся вложения в аренду помещения, закупку оборудования и товара, а так­же набор первых сотрудников.

В подавляющем большинстве российских компаний начальный этап работы сам по себе является мотивирующим. Это этап «корпоратив­ного рая», построенного на основе принципов справедливости и де­мократизма. Присутствует азарт в работе, люди чувствуют общность,


Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 153 ]

всем нравится работать вместе и сообща, активные сотрудники выкла­дываются, все радуются первым успехам. Вместе работают, вместе от­дыхают. В компании — хорошая атмосфера, демократичные деловые и дружеские отношения Процветают взаимопомощь и взаимовыруч­ка, нет формализма и бюрократизма.

Не во всех компаниях на этапе тактического бизнеса идет целена­правленное построение полноценной и эффективной системы моти­вации персонала. Конечно, если бизнес строить грамотно, «всерьез и надолго», то систему мотивации необходимо «закладывать» в момент рождения новой компании. Но реально в практике бизнеса это проис­ходит редко, поскольку мотиваторами для сотрудников на этом этапе выступают чувства, связанные с началом, развитием, получением ощу­тимых результатов от своих усилий, коллективностью труда, демокра­тизмом отношений, взаимопомощью и взаимоподдержкой в команде.

Сотрудники сравнивают то, что было, и то, что стало1 «Три месяца назад мы продаиали всего..., а сегодня уже...!» Или: «Год назад мы сидели в подвале, а сейчас уже весь первый этаж - наш!» Или так: «Полтора года назаду нас было всего два серьезных клиента, а сейчас мы работаем практически со всеми крупными российскими произ­водителями!» Возможно, итак: «Когда мы начинали работать, у нас были всего пять сотрудников. А сейчас в компании около трехсот спе­циалистов!»

Разрастаясь и утверждая свое положение на рынке, успешная ком­пания закономерно переходит с этапа тактического бизнеса на страте­гический этап. Бизнес становится стабильным и нуждается в грамот­ной работе компетентных специалистов.

В персонал вкладываются деньги — оплата медицинской страховки, бонусов, обучения и т. д. Становится невыгодным, если люди работа­ют «спустя рукава». Поэтому на стратегическом этапе развития в ком -пании появляются отдел обучения и служба персонала, сотрудники которых занимаются проблемами развития и мотивации персонала.

Анализ текучести персонала для разработки системы мотивации

Термин «текучесть персонала» применяется в двух случаях. Пер­вый: так называются изменения в составе сотрудников, в ходе которых некоторые из них увольняются, а их должности могут быть заняты


[ 154 ] Эффективная мотивация персонала

(или не заняты) новыми специалистами. Второй: в реальной практике управления персоналом так называется процесс увольнения сотрудни­ков, как по собственному желанию, так и в принудительном порядке, по решению администрации компании.

Кроме того, увольнения по собственному желанию можно разделить на две группы: функциональную и дисфункциональную текучесть персонала. К первой группе относятся сотрудники, увольняющиеся добровольно, но против потери которых компания не возражает. Это могут быть конфликтные люди или сотрудники с низкой квалификаци­ей. Ко второй группе относятся добровольно увольняющиеся специа­листы, которые были в компании на высоком счету (9).

Оценка текучести персонала может проводиться по двум группам показателей: численным и качественным. Численные показатели отра­жают конкретное число специалистов, уволившихся по собственному желанию. Качественные — структуру этих увольнений: какие специа­листы, из каких подразделений и по каким причинам.

Чтобы понлть, присутствуют ли риски, связанные с текучестью пер­сонала, следует более конструктивно пользоваться качественными по­казателями, поскольку численные показатели относительны и зависят от региона, конкретного бизнеса, наличия свободных специалистов на рынке них востребованности в данный момент. Например, если о таком финансово и промышленно развитом мегаполисе, как Моск­ва, текучесть персонала выше, чем в отдаленном провинциальном го­родке, это нормальная ситуация.

В небольшой компании, персонал которой состоит из пятидесяти человек, добровольное увольнение даже одного ключевого сотрудника может оказаться рискованным для ее дальнейшей успешной деятель­ности. В крупной организации, имеющей персонал до тысячи и более сотрудников, увольнение нескольких ценных сотрудников не создает особого риска, особенно когда в компании остаются работать опыт­ные специалисты, принявшие на себя выполнение важных функций уволившихся работников.

Анализ качественных показателей дает больше возможностей для принятия решений по разработке и оптимизации системы мотива­ции персонала. Особенно это важно тогда, когда в компании или в ее отдельных подразделениях наблюдается повышенная дисфункцио­нальная текучесть персонала, т. е. добровольно увольняются ценные, профессиональные, опытные и ключевые сотрудники. В этом случае руководство должен насторожить тот факт, что после увольнении по


Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 155 ]

разным причинам освободившиеся вакансии остаются не занятыми более шести месяцев.

В компании накапливается информация по качественным показате­лям текучести персонала, если проводятся регулярные собеседования с добровольно увольняющимися сотрудниками (об этом говорилось в главе 2). Если в результате таких наблюдений получена информа­ция по «горящим», «болевым точкам», имеющимся в организации, з систему мотивации работающего персонала должны быть включены мероприятия по нейтрализации или ликвидации факторов, провоци­рующих дисфункциональную текучесть.

Интервью сотрудников, которые увольняются по собственному желанию, проводимое с целью накопления информации по факторам увольнении, могут включать такие вопросы.

• Сколько времени вы проработали в нашей компании?

«Какие условия привлекали вас, когда вы пришли работать в нашу компанию?

• Как строилась ваша карьера в нашей компании?

• Назовите самые значительные успехи, которых вы добились, ра­ботая в нашей компании.

• Как вы считаете, какие условия работы в компании способство­вали достижению этих успехов?

• Были ли у вас хорошие отношения с коллегами?

• Остаются ли в нашей компании сотрудники, с которыми у вас до сих пор сохранились хорошие отношения?

• В какой период (когда конкретно) вы приняли решение поменять место работы?

• Какие события, заставившие вас принять решение о поиске но­вого места работы, произошли в этот период?

• Чем конкретно вы недовольны в отношении своей работы в на­шей компании?

• Какие условия работы в нашей компании вы оцениваете наиболее негативно?

• Какие привлекательные условия вам предложены на новом месте работы?

• Какие новые перспективы в построении карьеры вы видите в ком­пании, в которую переходите работать?

• Познакомились ли вы с новыми сотрудниками, с которыми буде­те работать?


[ 156 J Эффективная мотивация персонала

* Как вы оцениваете возможность формирования хороших отно­шений с новыми сотрудниками?

Профилактика текучести персонала

Итак, еще один ценный для компании специалист уволился! Что же делать? Отвечаю: следует предпринимать профилактические меры по стабилизации и мотивации высокопрофессиональных сотрудников, еще работающих в компании.

С этой целью необходимо заняться анализом не только реальной, но и потенциальной текучести. Реальная текучесть — это фактическое увольнение сотрудников. Потенциальная текучесть протекает в скры­той форме, когда люди еще работают в компании, но планируют уйти и занимаются активным поиском нового места работы. Такой поиск может длиться от нескольких месяцев до полутора и более лет, поэтому времени для профилактики текучести, стабилизации и мотивации по­тенциально «текучих» сотрудников вполне достаточно.

За основу построения системы профилактики дисфункциональной текучести персонала необходимо взять два фактора: степень удовлет­воренности сотрудников и наличие (или отсутствие) поиска ими новой работы.

Комбинируя эти два фактора, можно выделить четыре группы ра­ботников (табл. 2).

Таблица 2

Структура потенциальной текучести персонала

Стабильная группа (1) Нестабильная группа (2) Стабильная группа (3) Нестабильная группа (4)
Высокая удо­влетворенность работой в компании Высокая удо­влетворенность работой в компании Низкая удо­влетворенность работой в компании Низкая удо­влетворенность работой в компании
Не ведут поиск новой работы Ведут поиск новой работы Не иедут поиск новой работы Ведут поиск новой работы

Первую, стабильную группу составляют сотрудники, удовлетво­ренные работой в компании и не предпринимающие попыток поиска


Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 157 ]

нового места работы. Разумеется, если в этой группе находятся ценные и ключевые сотрудники и их численность высока, можно предполагать, что в компании разработана эффективная система мотивации пер­сонала. Конечно, возможны случаи, когда кто-либо из сотрудников этой группы получает выгодное предложение, в результате которого увольняется. Но это скорее исключение, нежели правило.

Вторая группа считается нестабильной, несмотря на то что состав­ляющие ее сотрудники удовлетворены работой в компании. Причи­ны поиска ими новой работы не зависят от условий их деятельности в компании. Это могут быть такие факторы: переезд в другой район или в другом город по семейным причинам, получение диплома и по­вышение требований к содержанию работы и должностному статусу при отсутствии вакансий в компании, изменение стиля жизни, бо­лезнь и др.

Третья группа, хотя и считается стабильной, не относится к ценным кадровым ресурсам компании, поэтому ее нередко называют «балла­стом». Ее составляют неудовлетворенные сотрудники, не предприни­мающие поиска нового места работы по таким причинам, как низкая квалификация и отсутствие востребованности на рынке, неуверенность в себе, наличие «комплексов» по поводу возраста, страх перед пере­менами и т. п.

В эту группу входят низко мотивированные и немотивированные сотрудники, которые ориентированы не на зарабатывание денег при помощи собственных усилий, а на их получение за присутствие на ра­бочем месте. Их мотиваторы могут быть связаны не с работой, а цен­ностями частной жизни: семья, воспитание детей, хобби, увлечения. В худшем случае эту группу могут составлять малоразвитые сотруд­ники, не испытывающие потребности в осознании своих ценностей и мотивов.

В третьей группе нередко находятся также сотрудники, допуска­ющие прогулы рабочих дней, что может быть связано с их низкой мотивацией к работе.

Четвертая, нестабильная группа состоит из сотрудников, неудов­летворенных работой в компании и предпринимающих активные усилия по поиску нового места работы. Чаще всего в ату группу входят образованные и уверенные в себе специалисты, востребованные на рынке. Из этой группы, конечно, увольняются не вес сотрудники, а лишь нашедшие работу, которая их удовлетворяет. Тем не менее потенциальный риск «потерять» этих сотрудников достаточно велик,


[ 158 ] Эффективная мотивация персонала

и система мотиваторов должна быть направлена в первую очередь на их стабилизацию.

Выделение этих четырех групп осуществляется при помощи анке­тирования (Приложение 1). Поскольку обычно такое анкетирование проводится анонимно, необходим процентный анализ полученной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.