Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и интерпретация ктесту «Т»




9.

Е.

Г

Во всех этих случаях для выяснения причин необходимо провести оценку действия мотивационных факторов. С этой целью необходи­мо пропести интервью (беседу) с ключевыми сотрудниками и нефор­мальными лидерами в подразделениях. Если проблема имеет систем­ный характер и проявляется у подавляющего большинства сотрудников подразделения или компании, рекомендуется пропести массовое и ано­нимное анкетирование. В результате анализа выявленных причин воз­никшей ситуации необходимо провести комплекс мер по коррекции системы мотивации в компании.

■Щ--Ч ■ 1-Щ II ■ и ■ ill i i II ■ яч!■■..........i 1 ни..... luitiinf?4»*1«.ii««v»kiii» <---*ai.1-4» -Т •• '.ilil—1 "-.----- ч•-"

В российской номпании, занимающейся продажей издательских услуг, между отделом продаж и производственным отделом в течение месяца резко повысился уровень конфликтности. Менеджеры по продажам об­виняли производственников в том, что их дизайнеры предлагали неин­тересные идеи для визиток и поздравительных открыток, а издательский цех задерживал выполнение заказов.

Сотрудники производственного отдела, в свою очередь, говорили о том. что менеджеры по продажам «идут на поводуу клиентов", стараясь угодить им в ущерб получению прибыли для компании. Кроме того, они объяс­няли. что подготовка макета к изданию, а также издание печатной про­дукции — это длительный процесс, имеющий свои обязательные этапы, которые пропустить или ускорить нельзя.

С целью выяснения причин конфликта между подразделениями HR-ме-неджер провел интервью с ключевыми сотрудниками конфликтующих под­разделений. Выяснилось, что сотрудники отдела продаж находятся на «особом счету- у директора компании. Он часто хвалит их на совещаниях, подчеркивая, что они приносят основную прибыль для компании, для них регулярно организуются обучающие тренинги. В отношении производ­ственного отдела в компании реализуется другая политика: их часто кри­тикуют и высказывают недовольство.

Такой избирательный стиль управления выступал демотиватором для пер­сонала как первого, так и второго отделов. Для менеджеров по прода­жам слишком частые похвалы со стороны директора оказались «пусковым механизмом* для повышения претензий в адрес сотрудников производ­ственного отдела. У последних, в свою очередь, возникали чувства не­справедливости и обиды.

В результате выяснения причины конфликта было принято решение изме­нить такой корпоративный мотиватор, как празднование общенародных праздников.

До этого праздничные мероприятия проходили отдельно по подразделе­ниям. Теперь первый праздник, посвященный Новому году, прошел сов-


Глава 6. Построение системы нематериальной мотивации в компании [ 189 ]

местно. Персонал был вывезен в пансионат, где в большом зале за общим столом присутствовали все сотрудники. Консолидирующая функция такого мероприятия проявилась уже в середине января; уровень конфликтности снизился.

Кроме того, для руководителя был разработан «пакет» рекомендаций по изменению стиля управления и более объективному отношению к сотруд­никам отдела продаж и производственного отдела.

К началу февраля конфликт между подразделениями продаж и производ­ства был полностью урегулирован.


Заключение

Построение эффективной системы мотизации персонала и компа­нии — самый важный и, пожалуй, самый сложный вопрос. Мы об­судили практически все этапы разработки, поддержки и мониторинга мотивационной среды и системы мотиваторов п компании.

Теперь задача читателя состоит в том, чтобы практически реализо­вать те идеи книги, которые вызвали у него интерес и показались ему практически полезными.

В заключение хочу пожелать успеха в практическом решении про­блемы мотивации персонала!

С уважением, Наталья Самоукына Москва, сентябрь, 2005


Приложение 1 Анкетирование с целью оптимизации кадровой политики компании

Анкета

Слгр/сба персонала проводит анкетирование сотрудников с це­лью оптимизации кадровой политики nauteti компании. Ваше мнение будет- обязательно учтено при разработке мер по сни-усению текучести персонала в организации.

1. Сколько времени вы работаете в нашей компании?

2. Довольны ли вы своей работой в нашей компании?

• Да.

• Скорее да.

• Затрудняюсь ответить.

• Скорее нет.

• Нет.

3. Проранжируйте по степени значимости факторы, которые пред­ставлены ниже (по 7-балльной системе).

• Содержание работы.

• Условия работы.

• Перспектива построения карьеры.

• Повышение профессионализма.

• Заработная плата.

• Отношения с руководством.

• Атмосфера в команде.


[ 192 ] Приложение 1 4. Какие еще условия работы важны для вас? (напишите)^

5. Отметьте, пожалуйста, то утверждение, которое соотиететкуе!

нашей позиции.

• Я удовлетворен (а) работой в компании и не хотел (а) бы менять место работы.

• Я удовлетвореи(а) работой в компании, но хотел(а) бы сменить место работы по объективным обстоятельствам.

• Я не удовлетворен(а) работой в компании, но не хотел(а) бы менять место работы.

• Я не удовлетворен (а) работой в компании и хотел(а) бы сменить место работы.

• Я не задумывался (не задумывалась) над этим вопросом.

6. Напишите, пожалуйста, ваши пожелания по улучшению деятель-кости нашей компании:

1. Если высчитаете нужным, напишите, пожалуйста, свои фами­лию, имя и отчество:

Спасибо за ваши ответы!


Приложение 2 Анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации-1

Анкета

лнкета

Уаау/саемые коллеги/ Руководство и слуусба персонала прово­дят анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации. Ответьте на вопросы, предлагаемые в этой анкете. ваши ответ ы обязательно будут учтены при построении систе­мы мотывацыи в нашей компании.

1. Проранисируите по 10-балльной системе факторы, которые, на ваш взгляд, могут повысить вашу производительность труда.

• Хорошие шансы продвижения по службе.

• Стабильный заработок.

• Оплата, связанная с результатами труда (дифференцированная

заработная плата).

• Признание и одобрение хорошо выполненной работы со сторо­ны руководства.

• Работа, которая создает условия для самовыражения и заставляет

развивать свои способности.

• Сложная и трудная работа.

• Работа, позволяющая думать самостоятельно.

• Высокая степень ответственности.

• Интересная работа, требующая творческого подхода.

• Общение с коллегами, партнерами и клиентами.

2. Проранжируйте по 10-балльной системе факторы, которые, пс вашему мнению, делают работу привлекательной.


[ 194 ] Приложение 2

• Работа без большого напряжения и стресса.

• Удобное расположение офиса.

• Отсутствие на рабочем месте шума и каких-либо загрязнений.

• Работа с людьми, которые мне нравятся.

• Хорошие отношения с непосредственным начальником.

• Достаточная информация о том, что вообще происходит в ком­пании.

• Стабильная работа без угрозы увольнения.

• Гибкое рабочее время (гибкий график).

• Справедливое распределение объемов работы.

• Дополнительные льготы. Напишите, какие:_________________

3. Выберите условия, которые вам не нравятся в нашей работе, и оцените их по 10-балльной системе.

• Ко мне несправедливо относится непосредственный руководи­тель.

• Мой заработок обычно ниже, чем у других работников, выпол­няющих такую же работу.

• Мне часто поручается выполнять большие задания, делать менее престижную работу, чем другим работникам с аналогичными обязанностями.

• Я редко выполняю работу, соответствующую моей квалификации.

• Меня не принимают или не приглашают участвовать в совмест­ных развлечениях после работы (праздниках, совместных посе­щениях оздоровительных, спортивных и других мероприятий).

• Меня не поощряли или не разрешали участвовать в программах обучения и повышения квалификации персонала.

• V меня не было доступа к неформальным каналам и к допол­нительным источникам информации, необходимым мне для работы.

• Меня давно не повышали в должности.

• Мне давно не повышали заработную плату.

• У нас (в компании или подразделении) плохая психологическая атмосфера.


Приложение 3 [ 195 ]

4. Напишите, какие другие условия работы являются для вас важ­ными;

Ф.И.О.___________________________

Должность_________________________

Образование_________. ____________

Общий стаж работы__1____________

Стаж работы п нашей компании __

Подразделение, в котором вы работаете

Спасибо за ваши отвиты!


Приложение 3 Анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации-2

Анкета

Уважаемые коллеш! Руководство компании и слгр/сба персона­ла проводят анкетирование с целью разработки эффективной системы мотивации. Ответьте на вопросы, предлашемые в ан­кете. Ваши ответы обязательно будутучтены при построении сисгпелгы мотивации в нашей компании.

1. Прораижируйте по Ю-балльной системе факторы, которые могут повысить вашу эффективность.

• Самостоятельность в работе.

• Стабильная работа без угрозы увольнения.

• Возможность повышать профессиональный опыт.

• Работа в подчинении авторитетного руководителя.

• Справедливая оценка работы.

• Возможность видеть результаты своего труда.

• Перспектива карьерного роста и возможность стать руководи­телем.

• Достаточная информация о том, что происходит в компании, учас­тие в решении актуальных проблем компании.

• Решение амбициозных задач и возможность проявить свои кон­курентные преимущества.

• Возможность видеть результаты своего труда.

2. Прораижируйте по Ю-балльной системе факторы, которые, по иашему мнению, делают работу привлекательной.


Приложение 3 [ 197 ]

• Признание и одобрение хорошо выполненной работы со сторо­ны рукоподства.

• Работа, которая создает условия для самовыражения и заставляет развивать свои творческие способности.

• Миссия и ценности компании.

' • Сложная и трудная работа с высокой степенью ответственности.

• Общение с коллегами, партнерами и клиентами.

• Работа в сплоченной команде.

• Забота руководства О здоровье сотрудников (горячие обеды, ме­дицинская страховка, занятия спортом и др.).

• Техника безопасности на рабочем месте, хорошая экология ра­бочего места (кондиционер, отсутствие шума и загрязнений).

• Позитивная атмосфера в компании (подразделении), радостный труд, работа с людьми, которые нравятся,

• Красивый, престижный офис компании.

3. Напишите, какие другие условия работы являются для вас важ­ными:

Ф.И.О.___________________________

Должность_________________________

Образование_______________________

Общий стаж работы_________________

Стаж работы в нашей компании_______

Подразделение, в котором вы работаете

Спасибо за ваши ответы!


Приложение 4 Анкетирование с целью оценки мотивационной среды в компании

Анкета

Уваз/саемые коллеги! Руководство и служба персонала прово­дят анкетирование с целью оценки мотивационной среды в на­шей компании. Будьте добры, ответьте на вопросы, предлага­емые в этой анкете. Ваши ответы обязательно будут учтены при улучшении существующей системы мотивации.

Оцените по 11-6ал_лыюй шкале приведенные ниже факторы, име­ющиеся в нашей компании: от О (полностью не соответствуют) до 10 (полностью соответствуют).

1. Результаты, ожидаемые руко­водством, четко определены  
2. Ожидаемые руководством результаты н.чпестпы каждому сотруд-нику 01234 5 6789 10
3. В компании существуют возна­граждения за высокие результаты в работе  
4. Система вознаграждений за вы­сокие результаты п работе известна каждому сотруднику  
5. Возна1*раждешш за высокие результаты в работе значимы для каждого сотрудника 01 2345678910

Приложение 4 [ 199 ]

fi. Система контроля и оценки обеспечивает объективную оценку результатов работы  
7. Персонал уверен в том, что результаты труда оцениваются объективно  
8. Результаты работы каждого хорошо известны в подразделении (компании)  
9. Вознаграждения соответствуют результатам труда  
10. Сотрудники уверены в справед­ливом системе вознаграждении 0123 456*789 10
П. Вознаграждения являются свое­временными 01234 5 678!) 10
12. Работники уверены, что ожи­даемые руководством результаты соответствуют их возможностям  
13. Достижение ожидаемых руководством результатов не связано с чрезмерными усилия­ми сотрудников  
Н. Сотрудники имеют достаточ­но информационных, матери­ально-технических и других ресурсов для выполнения работы 0 1 2345 6 7 89 10
15. Статус сотрудника в команде и отношение к нем\г коллег зависят от того, как он работает 01 2345678910
16. При выполнении работы сотрудники испытывают больше положительных эмоции, чем отри­цательных  

Если вы считаете нужным, напишите, пожалуйста, свою фамилию, имя и отчество ___ ____ ._

Спасибо за ваши ответы!


Приложение 5 Тест «Т»

Тест (19) предназначен для оценки проявления темпераментных свойств,

В кш/сдой группе, состоящего из четырех высказывании, най­дите одно, которое больше всего подходит вам. Отметьте это высказывание значком (< + >) в протоколе. Па каждой строчке дол -усен стоять только один такой знак. После окончания работы подсчитайте количество значков #+£ показ/сдому стапбику,

1.

А — Мое настроение часто меняется, меня легко можно вывести из себя.

Б — У меня почти всегда веселое, жизнерадостное настроение, ко­торое обычно передается окружающим.

В — У меня обычно ровное настроение, меня трудно вывести из равновесия.

Г— У меня часто плохое настроение, я редко улыбаюсь и редко шучу.

2.

А — Я — активный человек, но не совершаю резких движений и же­стов.

Б — Мои движения, жесты и речь замедленные, обычно я говорю тихим голосом.

В — Я быстро двигаюсь, имею торопливую речь, иногда начинаю суетиться.

Г — Мои движения, жесты и речь — замедленные, я — сдержанный человек, у меня ровный и сильный голос.

3.

А — При неудачах я обычно продолжаю работать, упорно двигаясь к мели, но искать новые подходы не люблю.


Приложение 5 [ 201 ]

Б — При неудачах я бросаю работу или начинаю искать другие под­ходы.

В — При неудачах долго переживаю, волнуюсь, не могу продолжать работу.

Г — Быстро забываю о неудачах и продолжаю работу.

4.

А — Я быстро утомляюсь, люблю мечтать и фантазировать.

Б — Могу долго и напряженно работать, стараюсь все доделать до конца.

В — Предпочитаю работу, в которой можно достичь успеха.

Г — Я берусь за выполнение любой работы, часто проявляю ини­циативу.

5.

А — Обычно я бурно реагирую на замечания, спорю, оправдыва­юсь.

Б — Замечания выслушиваю спокойно, спорить не люблю, но могу повторить одну и ту же ошибку.

В — Внимательно выслушиваю замечайся, ошибки сразу же ис­правляю.

Г — Тяжело воспринимаю любые замечания, нервничаю, пережи­ваю, но спорить не люблю.

А — Перед тем как приступить к делу, продумываю все заранее, тщательно планирую и рассчитываю.

Б — При возникновении затруднений в работе легко перестраивав юсь на достижение других целей.

В — Обычно сразу приступаю к делу, не задумываясь, что будет потом.

Г — Перед началом работы испытываю колебания и нерешитель­ность, при неудаче могу все бросить.

7.

А — Долго раздумываю и размышляю перед тем, как приьшть ре­шение.

Б — Попав в трудное положение, способен на импульсивный, не­обдуманный поступок.

В — Из-за своей медлительности часто затрудняюсь найти выход из положения.

Г — Обычно я быстро нахожу выход из затруднительного поло­жения.


[ 202 ] Приложение 5

8.

А — В общении проявляю мягкость, тактичность и деликатность.

Б — В общении проявляю активность, стремлюсь всех расшевелить, не люблю однообразия.

В — В одиночестве чувствую себя хорошо, не ищу встреч с людьми.

Г— Постоянно стремлюсь к контактам с людьми, в одиночестве чуис'1 вую себя плохо.

А— Бурно переживаю обиды и огорчения, но быстро все забы­ваю.

Б — Обиды и огорчения переживаю глубоко и помню долго, но внешне это не проявляется.

В — Долго не Moi*y забыть обиды и огорчения.

Г - Легко переношу обиды и огорчения, все быстро забываю.

10.

А— Люблю шутки, юмор, розыгрыши, не обижаюсь, если кто-то подшучивает надо мной.

Б — Люблю и ценю юмор и шутки, но в розыгрышах предпочитаю не участвовать.

В — Люблю подшучивать над окружающими, часто не задумываясь, приятно это им или нет,

Г — Редко шучу, часто обижаюсь на чью-то шутку.

Протокол к тесту «Т». 1.А Б В Г

2. В А Г Б

3. Б Г А В

4. В Г Б А 5.А В Б Г

6. В БАГ

7. Б Г В А

8. Г Б В А

9. А Г Б В 10. А В Б Г

Баллы: количество ответов со знаком «+».

Ключ: 1 столбик — холерик, 2 — сангвиник, 3 — флегматик, 4 — ме­ланхолик. При подсчете баллов следует учитывать, что в сумме они должны быть равны 10.


Приложение 5 [ 203 ]

Интерпретация.

При сумме баллов от О до 2 темпераментные свойства не прояв­ляются.

и сумме баллов от 3 до 4 темпераментные свойства находят­ся на среднем уровне, часто это связано с проявлением смешанного темперамента.

При сумме баллов от 5 до 7 темпераментные свойства заметно про­являются и могут доминировать.

При сумме баллов от 8 до 10 данные темпераментные свойства существенно преобладают.

ПР


Приложение 6 Опросник «СМ»

Опросник (2) предназначен для оценки присущего зам способа мышления. Он состоит из 18 разделов, обозначенных буквами по ал­фавиту от А до Т. В каждом разделе имеется пять утверждений, ха­рактеризующих тот или иной способ мышления. При работе с тестом постарайтесь точнее оценить особенности своего мышления. Отве­чайте исходя из того, как вы сами мыслите на работе и в жизни, а не из того, как следовало бы мыслить.

Напротив каждого из пяти утверждений необходимо поставить балл от I («менее всего подходит для меня») до 5 («более всего подходит для меня»). Каждый балл должен быть использован вами в одном раз­деле только один раз. Даже если вы могли бы дважды и более приме­нить данный балл, постарайтесь все же определиться и использовать его именно один раз. Следовательно, каждое из пяти утверждений в разделе должно получить вашу оценку: 1, 2, 3, 4 или 5,

Поставьте свои баллы на протоколе, который дан после опросника.

А. КОГДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ, Я ЗАНИМАЮ СТОРОНУ ТЕХ, КОТОРЫЕ:

1) фиксируют возникновение конфликта и открыто его выражают;

2) лучше всех выражают ценности и идеалы;

3) отражают мои собственные взгляды и личный опыт;

4) анализируют ситуацию логично и последовательно;

5) излагают аргументы наиболее кратко и убедительно.

Б. КОГДА Я НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ В СОСТАВЕ ГРУППЫ,

ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО:

1) понять цели и значение своей собственной работы;

2) понять цели членов рабочей группы;


Приложение 6 [ 205 ]

3) определить содержание работы;

4) оценить прибыль, которую принесет наша работа;

5) чтобы работа была хорошо организована и быстрее сдвинулась с места.

В. Я УСВАИВАЮ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ЛУЧШЕ, КОГДА МОГУ:

1) связать их с текущей или с будущей деятельностью;

2) применить их к конкретным ситуациям;

3) сосредоточиться и тщательно их проанализировать;

4) понять, насколько они согласуются с уже имеющимися у меня знаниями;

5) применить новые знания для формулирования критических аргументов против прежних знаний.

Г. ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ В ДОКУМЕНТАХ ИЛИ СТАТЬЯХ ДЛЯ МЕНЯ ОБЫЧНО:

1) полезнее текста, поскольку они точны и отражают логику изло­жения;

2) полезны, потому что ясно показывают реальные факты;

3) полезны, если подкрепляются и поясняются описательным тек­стом;

4) полезны, если иллюстрируют противоречивые вопросы по тексту;

5) полезны, если способствуют повышению прикладного значе­ния текста.

Д. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ИЗУЧИТЬ КАКОЕ-ТО СОБЫТИЕ, Я НАЧАЛ БЫ С:

1) определения его места в широком контексте исторических, по­литических и экономических условий;

2) определения практического значения данного события;

3) точного формулирования проблемы и существующих меша­ющих факторов;

4) понимания того, смогу ли я работать один или мне понадобится группа;

5) сбора и классификации как можно большего числа имеющихся фактических данных по этому событию.


[ 206 ] Приложение 6

Е. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ИНФОР­МАЦИЮ О КАКОЙ-ЛИБО ОРГАНИЗАЦИИ, Я ПРЕДПО­ЧЕЛ БЫ:

1) встретиться с каждым членом этой организации индивидуально и задать конкретные вопросы;

2) провести общее собрание и попросить членов организации вы­сказать свое мнение по определенным вопросам;

3) опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

4) встретиться с лидерами группировок и выяснить их взгляды;

5) попросить членов организации предоставить мне письменные подробные аналитические отчеты.

Ж. Я СЧИТАЮ ПРАВИЛЬНЫМ ТО, ЧТО:

1) выдержало сопротивление критике;

2) согласуется с другими идеями, в которые я верю;

3) было проверено практикой;

4) может быть логически обосновано;

5) можно проверить при личном наблюдении.

3. ПРИ ЧТЕНИИ ЖУРНАЛА В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Я ВЫ­БИРАЮ СТАТЬЮ:

1) в которой написано о том, как кому-то удалось гуманно разре­шить личную проблему, не нанося никому вреда;

2) которая посвящена дискуссионному политическому или соци­альному вопросу;

3) в которой описано научное исследование;

4) в которой сообщается о чем-то новом и необычном;

5) в которой рассказывается о чьем-то реальном жизненном опыте,

И. КОГДА Я ЧИТАЮ ОТЧЕТ О РАБОТЕ, Я ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ:

1) насколько выводы согласуются с моим профессиональным опытом;

2) можно ли внедрить данные рекомендации;

3) подтверждаются ли результаты фактическими данными;

4) правильно ли исполнитель понял цели и задачи работы;

5) на объяснение имеющихся противоречий.


Приложение 6 [ 207 ]

К. КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ПОСТАВЛЕНА ПРОИЗВОД­СТВЕННАЯ ЗАДАЧА, МНЕ НУЖНО:

1) найти оптимальный метод для ее решения;

2) понять, кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

3) какую пользу нашей организации или обществув целом прине­сет решение данной задачи;

4) сможет ли решение данной задачи способствовать исправлен ию имеющихся ошибок в работе организации;

5) какова немедленная прибыль от решения данной задачи.

Л. ПЕРЕД ТЕМ КАК СДЕЛАТЬ ЧТО-ЛИБО НОВОЕ:

1) я должен понять, как это связано с общечеловеческими ценно­стями, которые я разделяю;

2) сразу же принимаюсь за дело;

3) стремлюсь понять, какие ошибки возможны при реализации новых действий;

4) нахожу специалиста, который показывает мне, как это нужно сделать;

5) тщательно продумываю, как это сделать наилучшим образом.

М. ЕСЛИ БЫ Я МОГ ВЫБРАТЬ ФОРМУ СДАЧИ ЭКЗАМЕ-НА В ИНСТИТУТЕ:

1) я предпочел бы отвечать по вопросам;

2) я выбрал бы форму дискуссии со студентами, которые тоже сда­ют экзамен;

3) я выбрал бы форму устного сообщения;

4) я рассказал бы, как применил на практике то, что узнал в инс­титуте;

5) я пыбрал бы письменный отчет об истории, теории и методе.

Н. Я БОЛЬШЕ ВСЕГО УВАЖАЮ:

1) философов критического направления;

2) писателей, утверждающих гуманистические идеи;

3) лидеров деловых и политических кругов, имеющих практиче­ское мышление;

4) ученых, обладающих хорошей логикой;

5) журналистов, описывающих реальные факты.


[ 208 ] Приложение 6

О. ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНА, ЕСЛИ ОНА:

1) согласуется с общечеловеческими ценностями;

2) дает мне новое объяснение событий;

3) систематизирует множество различных фактов;

4) проясняет мой личный опыт;

5) имеет конкретное практическое применение.

П. СТАТЬЯ ПО СПОРНОМУ ВОПРОСУ ИНТЕРЕСНА, ЕСЛИ В НЕЙ:

1) я вижу практические преимущества дли себя;

2) точно излагаются реальные факты;

3) логично построено содержание статьи;

4) определяется ценностная направленность автора;

5) выявлено существо конфликта или противоречия.

Р. Я БУДУ ЧИТАТЬ КНИГУ НЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ЕСЛИ:

1) она поможет мне получить описание различных фактов;

2) мне посоветовал ее известный специалист;

3) она позволяет мне поразмышлять об общечеловеческих цен­ностях и гуманизме;

4) для разнообразия;

5) она поможет мне больше узнать об интересующем меня пред­мете.

С. Я БУДУ ТАК РЕШАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРО­БЛЕМУ:

1) попытаюсь найти ее связи с историческими, политическими и экономическими условиями;

2) начну искать способы быстрот решения проблемы;

3) обдумаю возможные ошибки;

4) буду искать способы, которыми другие уже решили эту проблему;

5) попробую найти самый лучший способ ее решения. Т. В РАБОТЕ Я ПРОЯВЛЯЮ СКЛОННОСТЬ:

1) искать существующие методы работы;

2) своевременно выявить возможные ошибки и противоречия;

3) обсуждать общую пользу и принцип справедливости;


Приложение 6 [ 209)

-4) разрабатыоать и внедрять новые методы работы;

5) собирать и классифицировать факты и числовые данные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.