Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях




Отношение к образованию, удельный вес предписываемых обществом знаний на­прямую зависели также от формы госу­дарственного устройства. В то время как основу античного образования состав­ляли «семь свободных искусств» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка, риторика, грамма­тика, диалектика), в Спарте, находящейся на Пелопоннесском полуострове и также говорящей на греческом языке, упор делался на военную подготовку (вплоть до уничтожения фи­зически слабых детей). Пример Спарты чрезвычайно поучи­телен. Если классическая античная культура легла в основу всего дальнейшего развития европейской, да и мировой циви­лизации, сохранила бессмертие в бесчисленных памятниках философии, науки, искусства, архитектуры, то о Спарте мы знаем только из учебников истории. Не менее поучительно, что Чингисхан, захватив и разграбив Пекин, не нашел ничего другого, как... сжечь его — он уже не был нужен.

Общества, государства, цивилизации, не создающие куль­туры, не пестующие и не передающие ее в непрерывной образовательной цепи, а делающие упор на завоевание, по­требление созданного другими, обречены. Человек в равной мере может выступать и как творец культуры, и как ее творение. Он формируется, образуется как человек в процес­се создания и использования культуры, приобщения к ее ценностям. По словам выдающегося философа М. Мамардаш-вили, «человек — существо, рождаемое вторым рождением». Очевидна особая роль, которая принадлежит здесь образова­нию. Именно образование — тот стержень, который обеспе­чивает связь поколений, взаимодействие старого и нового, саму жизнь и развитие культуры…

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизаци­ям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тыся­челетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколе­ния сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаич­ным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущест­венно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и ви­доизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других фак­торов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпа­дало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспита­ния и обучения. Убедительным подтверждением этого служат воз­никшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умствен­ного труда от физического вызвало появление специальности учите­ля, который был хранителем и «ретранслятором» педагогических идей.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в ло­гике эволюции культурных, нравственных, идеологических цен­ностей. Человек формировался в рамках жестких социальных обязанностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворя­лась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало эко­номическим, культурным, политическим запросам общества. Эти за­просы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, мето­дам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециаль­ного образования. Возникнув как результат развития общества, педа­гогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыс­лить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

«Дома табличек»

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г. н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизне­стойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математи­ка, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних горо­дах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В цент­ре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культу­ры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой сту­пени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили пис­цов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Пись­мена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му ты­сячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким сло­ем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найден­ные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библио­тек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют су­дить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархаль­но-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Семейно-об-щинный уклад обучения и воспитания сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. В «Законах» вавилон­ского царя Хаммурапи (1750 г. до н.э.) подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Как следует из «Законов», за под­готовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес прежде всего отец.

Вначале организованное обучение служило только для подго­товки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в горо­дах Ниппур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учите­лем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые уче­ники заучивали и переписывали в таблички-упражнения. В крупных «Домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и др. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Раз­мер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться допол­нительным вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являл­ся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей. Быт и учеба «Дома табличек» напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу отец-учитель; ос­тальные учителя именовались братьями отца. Сами ученики де­лились на младших и старших детей эдуббы.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Учени­кам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таб­лички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Уни­версальными приемами обучения являлись заучивание и переписыва­ние. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табли­чек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда вы­полняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения ле­жало, таким образом, простое многократное повторение, запоминав ние словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и другие методы обучения: беседы, разъяснение труд­ных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым оппонентом. Ученики делились на пары и под руководством учителя утверждали и опровергали что-либо. Вот как преподаватель предлага­ет ученику вести беседу: Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу: «Почему ты не отвечаешь мне?..».

О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички, найденные на развалинах Ниневии — столицы Ассирии. В них говорилось: «Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия». Другой клинопис­ный документ (2-е тысячелетие до н.э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится:

- Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

- Я хожу в школу, - отвечает ученик.

- Что ты там делаешь?

- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уро­ках, и отец мой радуется.

-Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: «Скорей дай мне мой завтрак».

- Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: «Почему
ты опаздываешь?» Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к
учителю и кланяюсь ему почтительно.

Процесс обучения в «Домах табличек» был сложным и трудо­емким. Вначале учили читать, писать и считать. Следовало запом­нить множество клинописных знаков. Постепенно ученик перехо­дил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для строительст­ва различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в «Доме табличек» становился об­ладателем своего рода интегрированной профессии.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изуча­лись два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, ис­кусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснован­ные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Некоторые «Дома табличек» становились своеобразными куль­турно-просветительскими центрами. Появляется специальная учеб­ная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями — словарями и хрестоматиями, изготовленные в Шуме­ре в 3-м тысячелетии до н.э., содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко распо­лагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовен­ства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи тор­говцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-но-вовавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась про­грамма обучения и преимущество получала специализация. В про­грамму эдуббов входили занятия философией, литературой, музы­кой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались све­дения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Меди­цина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появи­лись эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Пис­цы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.