Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм и воспитание




В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской циви­лизации начинается новая эпоха. Существенные изменения в эко­номике, культуре, сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии — буддизма, который в свою оче­редь оказал воздействие на весь уклад жизни древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623-544 гг. до н.э.). С точки зрения его последовате­лей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершен­ства. В отличие от философии брахманизма, которая предусматри­вала достижение высшего знания через напряжение чувств и само­истязание, Будда полагал, что подлинные истина и счастье (нирвана) постижимы при непротивлении злу, через благородный путь правед­ной жизни. Согласно буддийскому учению главной задачей воспита­ния является очищение человеческой души, которую следует изба­вить от мирских страстей через самопознание и самосовершенство. В этом очищении различали три основные стадии: предваритель­ную, сосредоточенности, окончательного усвоения. Будда выступал против монополии индуизма в духовной жизни и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании. По преданию Будда начи­нал просветительскую деятельность отшельником — гуру в лесной школе близ города Бенареса. Буддизм обратился к отдельной лич­ности и провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Распространение буддизма привело к важным изменениям в обу­чении и воспитании. Основными центрами буддийского образования сделались монастыри, двери которых были открыты послушникам из всех каст. Вначале обучение (во всяком случае, элементарное) велось на родном для учеников языке. Позже внимание уделяли грамматике санскрита, который (с I в. до н.э.) стал ведущим языком обучения в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индий­ский слоговой алфавит — брахми. К III в. н.э. в Индии было распрост­ранено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Алфавитно-слоговое письмо за­метно повышало результативность образования. В некоторых буд­дийских монастырях давали повышенное образование. В этом случае в программу обучения входило изучение трактатов по философии, математике, медицине и пр. Наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение.

Во 2-6 вв. происходит ренессанс индуизма. Необрахманизм внес изменения во взгляды на воспитание. Оно стало рассматри­ваться как способ помочь человеку научиться различать сущност­ное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренеб­регать суетным и бренным, добиваться «плодов дела». Программы обучения постепенно приближались к жизненным потребностям. Предусматривалось расширение доступа в учебные заведения пред­ставителей разных каст. Происходило постепенно нараставшее слияние буддийской и брахманской педагогических традиций. Со­гласно буддизму, как и индуизму, важнейшим условием воспитания считалось служение ученика наставнику. В свою очередь, учитель должен был разделять с учениками все, что имел.

В период сосуществования буддизма и необрахманизма обра­зование получали в брахманских школах вед и в буддийских мо­настырях. В ведических школах обучение носило сословный ха­рактер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст; акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии. Кроме санскрита обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа школ вед: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. В программах аграхаров постепенно стали учитываться житейские потребности. С притоком в аграхары кшатриев и особенно вайшьи увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

В буддийских монастырях учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а обучение носило более практический характер. Сложились крупные просветительские центры буддизма. В VI в. в Индии насчитывалось не менее 5 тыс. буддийских монастырей с более чем 200 тыс. ученых монахов.

Получил известность, например, комплекс в Такташиле (г. Таксила в Пакистане), в монастырях которого жили известные ученые и философы, которые учили медицине, искусству, астрономии, есте­ствознанию, коммерции, магии, заклинанию змей и пр. Не мень­шую славу получила просветительская деятельность в Наланде (близ г. Бхуванешвара), где в период расцвета (IV в. до н.э.) действовали 13 буддийских монастырей с множеством учеников и наставников — знатоков философии, логики, вед, медицины, фило­логии, языкознания, права, астрономии и др. Ученые-просветители Такташилы и Наланда поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.

Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций древнего Китая лежит семейно-общественное воспитание, уходя­щее корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в семье протекала под знаком сложившихся веками обы­чаев. Считалось, что у каждого дома есть покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Чле­нам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограниче­ния, например запрет на бранные слова, поступки, которые вредят старшим и родственникам. Представлялось, что существуют боже­ства, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой уси­ливала непременная атрибутика жилища — картинки с изображе­нием нравоучительных сценок. Веками складывался педагогический идеал, который предполагал воспитание начитанного, внешне веж­ливого, обладающего внутренней сдержанностью человека, умею­щего заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе. В основе воспитательных отношений было уважение младших к старшим. Корневой являлась идея семейного родства. Детям следовало всячески угождать старшим, быть кроткими и бес­прекословно подчиняться отцу. Уважение к родителям и покорность им считались залогом благоденствия. Это нашло отражение в нра­воучениях: «В разговоре со старшим нужно понижать голос. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший си­дит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший» и пр. В ходу были сентенции: «Всем добродетелям угрожает опас­ность, когда сыновнее благочестие поколеблено»; «Недостоин име­ни сына тот, кто любит другого человека более, чем отца»

Традиция почитания родителей питала идею минимизации само­стоятельности детей, лишения их личных прав. Наставник почитался как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Получе­ние образования рассматривалось как крайне престижное дело.

Первые заведения воспитания и обучения в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях ХУ1-Х1 вв. до н.э. В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью и колесницей.

В Х1-Ш вв. до н.э. в школах обучались дети из высокопостав­ленных слоев (Го Сюэ) и менее родовитой знати (Сан Сюэ): То Сюэ — в столице, Сан Сюэ — в провинциальных городах. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение для родовитых юношей — своего рода университет (Да Сюэ). В 1о Сюэ и Сан Сюэ учились 7 лет (с 13 лет), в Да Сюэ — 9 лет (с 20 лет).

Главной целью обучения было освоение иероглифического пись­ма. Ко времени возникновения учебных заведений иероглифическим письмом владели немногие — так называемые пишущие жрецы. Уме­ние пользоваться иероглификой передавалось по наследству и рас­пространялось крайне медленно. Первые иероглифы высекали на кос­тях различных животных. С X в. до н.э. появились иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. для письма стали использовать рас­щепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. Когда в начале II в. н.э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс изо­бражения иероглифов и обучения письму стал более простым.

Подход к обучению сводился к краткой, но емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питом­цев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

В итоге в Китае грамотность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Организация обучения, экзаме­нов превратились в неотъемлемую часть государственной политики. В успешной сдаче экзаменов видели путь к общественной карьере.

Китайские мудрецы попытались теоретически осмыслить вос­питание и образование. Одной из основных философских школ, которые сформировались в Китае к VI в. до н.э. и влияли на воспи­тание и обучение, был даосизм. Основатель даосизма Лао-цзы (род ок. 599 г. до н.э.) рассматривал организованное обучение как искусственную преграду на пути гармонии человека и неба. Основ­ное внимание даосизм уделял опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.