КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конфуций
Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций (551—479 гг. до н.э.) и его последователи. Конфуций почитался как божественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогический опыт древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи. Воспитание, нравственное самосовершенство рассматривались как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия. Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному предназначению: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека — тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь (воспитание возмещает дефекты от рождения), Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки», — писал он. Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости (сыны неба, правители); тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам (благородные мужи, опора государства); людей, неспособных к трудному постижению знаний (чернь). Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение «сынов неба» и «благородных мужей» шести искусствам (мораль и этика, церемонии и обряды; чтение и письмо; счет; музыка; стрельба из лука; управление лошадью и колесницей). Важнейшей педагогической целью Конфуций определял воспитание терпимости. Подобная терпимость, по его суждению, — условие гражданского согласия. Чтобы сфомировать толерантность, каждый должен иметь свои жизненные цели и добиваться их при серьезной и упорной учебе. Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, — это трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»). В нем предложены методики обучения: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Приведем некоторые изречения из этой книги: Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно; Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?; Учиться без пресыщения; Учиться и время от времени повторять изученное. Последователями Конфуция (1У-1 вв. до н.э.)был составлен трактат «Книга обрядов» (Ли цзи). В ней образование признается необходимым и первостепенным для человека: Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении. В трактате изложены важные педагогические принципы, методы и приемы: Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть; Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца; Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься; Питай почтение к последовательности; Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны; Учитель и ученик растут вместе и т.д. Трактат содержит программу 9-летнего организованого обучения и воспитания. Авторы стремились сформулировать программу воспитания человеческих чувств в некоем чистом виде. Соответственно трактовались отношения воспитателя и воспитанника: первый должен быть ласков, человеколюбив, снисходителен, милостив, второй — покорен, почтителен, предан. По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание его последователи Мэн-цзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н.э.) и Сюнъ-цзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н.э.). Сюнь-цзы придерживался мнения о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Мэн-цзы утверждал, что в каждом можно встретить задатки, по крайней мере, четырех добродетелей: сострадания, милосердия, почтительности, способности руководствоваться справедливостью. Он уверял, что если людям дать возможность свободно развивать эти качества, в мире воцарятся добро и истина. На исходе древней эпохи (II в. до н.э. — II в. н.э.) конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |