Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брахманизм и воспитание




В дравидско-арийскую эпоху сложились устойчивые представле­ния о том, какими должны быть воспитание и обучение. Представле­ния эти основывались на идее, что каждому следует развивать нравст­венные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев — сила и му­жество, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность.

Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендо­вать на него могли лишь высшие касты), согласно которому че­ловек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Оно предус­матривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физиче­ское совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось со­действие общему благу.

Развернутые характеристики идеального воспитания мы нахо­дим в древнем эпосе. Так, в сказании индо-арийцев «Бхагавата-пура-на» дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь — воин и пастух — рос среди свер­стников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух ме­сяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих умений и искусств и овладев людской премудростью. Носителем идеального воспитания служил также Рама, герой другого эпоса — «Махаб-харата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех пре­взошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. По­стоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассу­дителен и никогда не уклонялся с пути долга. Своеобразной свя­щенной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н.э.). В ней предлагались примеры содержания и методов воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у наставника разъяснения для выхода из трудного положения, поднимаясь на новый, более высокий уровень познания и поведения. Способ приобретения знаний выглядит так: вначале це­лостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие отвлеченных понятий с конкретными примерами. Суть обучения сводилась к тому, что перед Арджуной ставили различные цели, расширяя и углубляя их так, чтобы побудить ученика к само­стоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором, Арджуна двигался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложились опреде­ленный канон образования и традиция семейно-общественного вос­питания. Главным объектом изучения служили веды. К VI в. до н.э. существовала сеть ведических школ под началом брахманов. На пер­вой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматри­валось. Для высших каст оно начиналось после упанаямы — ритуала посвящения. Непрошедшие инициацию считались отверженными, ли­шались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так общество контролировало результаты семейного воспитания, вырабатывало отношение к ученичеству как к закономерному этапу в жизни достойного человека.

Сроки, программа упанаямы, дальнейшее обучение у предста­вителей высших каст не были одинаковыми. Для брахманов иници­ация приходилась на 8-летний возраст, для кшатриев — 11-летний, вайшьев — 12-летний. Программа образования брахманов былаболее полной, кшатриев и вайшьев — менее насыщенной, но более профессионализированной. Кшатрии обучались военному искусст­ву, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Продол­жительность их обучения обычно не превышала восьми лет. Обуче­ние брахманов было на Ъ-Л года больше. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни. Формально все высшие кас­ты имели право на самое высокое образование, но на практике ред­ко пользовались этим правом, вайшьи занимались коммерцией и ремеслом, кшатрии — военной' службой. Так что фундаментальное образование получали прежде всего брахманы.

Брахманы-ученики (брахмачарины) занимались у умудренных учителей — гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брах­манов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью предназначенных для глу­бокого философского размышления вед (упанишад) они овладе­вали высшим знанием — брахмавидъя, постигали абсолютные ис­тину и реальность — брахману. Брахманское образование носило подчеркнуто религиозный характер, включая, правда, грамматику и другие подсобные науки: правила почитания и поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Обу­чение принимало мистическую окраску откровения свыше.

Программа начального образования включала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование получали, как правило, немногие юноши. В программу его входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весь­ма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые ввели ноль и счет с помощью десяти знаков, которые позже заим­ствовали арабы и европейцы.

Центром обучения служил обычно дом учителя — гуру кула. По­явились своеобразные семейные гурукулы, где мужчины обучали мо­лодежь, передавая знания. Порядок обучения строился по типу семей­ных отношений: ученик считался членом семьи и, помимо получения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специаль­ных помещений для учебных занятий не было. Занятия проходили на открытом воздухе. Ученики выслушивали, заучивали и анализирова­ли ведические гимны. Обучение, следовательно, было словесно-зву­ковым. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в Древней Индии записи делали на пальмовых листьях, которые хранились очень не­долго. (Записи на медных табличках появились на исходе древней эпохи.) Во-вторых (что еще более существенно), устное слово счита­лось наиболее достоверным способом передачи знаний. Основная часть вед звучала на санскрите. Вот почему на особом месте стояли санс­критская грамматика — веда вед, фонетика и этимология.

Обязанности учеников сводились не только к изучению вед: им следовало помогать взрослым по дому, предаваться аскезе, т.е. поститься и усмирять плоть. Учителя поначалу не получали воз­награждения. Подарки имели скорее символическую ценность. Ос­новным способом компенсации за обучение была помощь учени­ков семье учителя по хозяйству.

Приобретавшие повышенное образование юноши либо про­должали посещать известного своими познаниями гуру, либо участ­вовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы упанишад, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.