Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гидравлический удар в трубах




 

Гидравлическим ударом называют резкое повышение давления в трубопроводах при внезапной остановке движущейся в них жид­кости. Причиной такой остановки могут быть быстрое закры­тие задвижки на трубопроводе, внезапная остановка насоса или турбины, различные аварии и т. д. Особенно опасен гидрав­лический удар в длинных магистральных трубопроводах, в которых огромные массы жидкости движутся с большими скоростями. В этом случае в результате резкого повышения давления в трубопроводе мо­гут произойти повреждение мест соединения труб (стыков, фланцев, переходов), разрыв стенок трубопровода, поломка насоса и т. п.

Гидравлический удар следует рассматривать как частный слу­чай неустановившегося движения жидкости. Теорию гидравлического удара разработал Н. Е. Жуковский в 1898 г. Он установил, что гидравлический удар в трубе является быстропротекающим периодическим процессом, который сопровождается упругими де­формациями жидкости и стенок трубы.

Рассмотрим горизонтальный трубопровод длиной l постоянного диаметра d, по которому движется жидкость с некоторой средней скоростью v0 при гидродинамическом давлении р0 (рис. 10). Если быстро закрыть задвижку D, установленную на трубопроводе, то слой жидкости, находящейся в этот момент непосредственно около задвижки, также остановится. На участке трубопровода рядом с зад­вижкой образуется зона повышенного давления Dl. Вследствие пере­хода кинетической энергии в потенциальную давление в этой зоне возрастет на величину руд и совершит работу по сжатию жидкости и растяжению стенок трубы (рис. 11).

Так как реальная жидкость сжимается, то мгновенной оста­новки всей массы жидкости в трубопроводе не произойдет, а область повышенного давления будет перемещаться навстречу по­току с некоторой скоростью с, которая называется скоростью распространения ударной волны, и достигнет начала трубы за время Т = l/с после закрытия задвижки.

Но такое состояние не будет равновесным, и под действием давления руд частички жидкости устремятся из трубы в резервуар, и через время 2l/с во всем трубопроводе восстановится первоначальное давление р0. Однако движение частиц жидкости в сторону резервуара не прекращается, в направлении от задвиж­ки к резервуару начнет распространяться новая волна, понижающая давление в трубопроводе на величину –руд. Через время 3l/с волна достигнет резервуара, оставляя за собой сжавшиеся стенки трубы и расширяющуюся жидкость. В этом случае кинетическая энергия жидкости вновь совершит работу деформации, но противоположно­го знака. Но состояние трубы и жидкости в этой фазе также не будет равновесным, и по этой причине ударная волна, отразившись от резервуара, будет вновь перемещаться в сторону задвижки. За время 4l/с будет восстановлено первоначальное положение.

Время 4l/с называется периодом гидравлического удара. Нетруд­но увидеть, что этот период состоит из двух фаз. Первая фаза равна 2l/с, когда давление у задвижки будет больше первоначаль­ного на величину руд, а вторая также равна 2l/с, когда давление меньше первоначального на руд. В опытах Н. Е. Жуковского было отмечено до 12 полных периодов с постепенным уменьшением руд вследствие трения и потери энергии в резервуаре.

Н. Е. Жуковский установил, что кинетическая энергия пото­ка Ек расходуется на работу А1, которая затрачивается на рас­ширение стенок трубы, и на работу А2 сжатия жидкости, т. е.

Ек = А1 + А2. (22)

Кинетическую энергию потока можно выразить как

. (23)

Приравняв уравнение (23) к сумме работы по расширению стенок трубы, и работы, затраченной на сжатие жидкости, Н. Е. Жу­ковский вывел уравнение для определения ударного давления руд и скорости с распространения ударной волны:

. (24)

, (25)

где Е — модуль упругости стенки трубы; e - модуль объемной упругости жидкости; d - толщина стенки трубы.

Можно установить, что с измеряется в единицах скорости и выра­жает скорость распространения ударной волны. Поэтому выражение (24) можно записать как

. (26)

Физический смысл скорости ударной волны можно понять, если принять, что стенка трубы абсолютно жесткая, т. е. Е = ¥. Тогда из выражения (25) получим известное из физики выражение, определяющее скорость распространения звука в жидкой среде:

. (27)

Формула (27) справедлива при так называемом мгновен­ном закрытии задвижки, когда время закрытия Тз меньше полу­периода гидравлического удара
Тз < Т0 < 2l/c. Если увеличивать Тз и закрывать задвижку постепенно, то при
Тз > 2l/c будет иметь место неполный гидравлический удар, т. е. ударная волна, отразив­шись от резервуара, возвратится обратно к задвижке раньше, чем она будет закрыта, и полного повышения давления в этом случае не произойдет. Частичное повышение давления можно определить из соотношения

. (28)

Используя уравнения (26) и (28) и выражение То = 2l/с, получим дру­гую формулу для определения частичного повышения давления за счет ударной волны:

. (29)

Таким образом, для ослабления гидравлического удара сле­дует увеличивать время закрытия задвижки на трубопроводе. Кроме того, разработаны и применяются различные способы борьбы с гидравлическим ударом: установка предохранитель­ных клапанов, отрегулированных на определенное давление, при повышении которого они открываются и понижают давление в трубопроводе; установка компенсаторов ударного давления (воздуш­ных колпаков, уравнительных резервуаров, гидроаккумуляторов); ус­тановка в промежуточных точках трубопровода обратных клапанов; установка предохранительных диафрагм, которые разрушаются при повышении давления сверх допустимого предела и сбрасывают жидкость.

Иногда для уменьшения ударного давления увеличивают проч­ность слабых звеньев трубопровода, не устанавливая каких-либо дополнительных устройств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.