КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Баллон Анри 5 страница. Специфическим видом деятельности, свойственной ребенку, является игра
Глава вторая ИГРА Специфическим видом деятельности, свойственной ребенку, является игра. Тот факт, что ребенок относится к игре часто с большим прилежанием, дал основание некоторым авторам, в частности В. Штерну, назвать игры детей серьезными играми. Игра, по мнению Ш. Бюлер, является этапом развития ребенка, но при этом сама она состоит из ряда последовательных периодов. Пока игра остается непосредственной и не включает объектов, имеющих обучающее значение, она исчерпывает всю деятельность ребенка. На первой стадии развития игры носят чисто функциональный характер, затем следуют игры с воображаемыми объектами, познавательные и творческие. Функциональные игры могут выступать в качестве весьма простых движений, например, ребенок вытягивает и поднимает руки или ноги, двигает пальцами, трогает предметы, заставляет их качаться, производит шумы и звуки. Здесь легко можно выделить деятельность, направленную на получение определенных эффектов, пока элементарных. Эта деятельность подчиняется закону эффекта, о большом значении которого для подготовки согласованного использования действий мы уже говорили. В играх с воображаемыми объектами, примером которых являются игры в куклы, езда верхом на палке, как на лошади, и т. д., мы находим деятельность, объяснить ко- торую более трудно. Но зато она стоит ближе к некоторым более дифференцированным определениям игры. В познавательных играх ребенок, выражаясь обыденным языком, превращается весь в глаза и уши: он смотрит, слушает, стремится воспринять и понять. Кажется, что вещи п живые существа, сцены, образы, рассказы, песни захватывают его целиком. В творческих, конструктивных играх ему доставляет удовольствие собирать, комбинировать между собой различные предметы, изменять и переделывать их, создавать из них новые. Творческие игры не подавляют ни воображения, ни возможности познания — и то и другое часто играет в них важную роль. Почему эти различные виды деятельности называются игрой? Очевидно, их называли так по аналогии с тем, чем является игра для взрослых/ Во-первых, она есть отдых и, следовательно, противостоит серьезной, трудовой деятельности. Но такое противопоставление не является действительным для ребенка, так как он еще не трудится и вся деятельность его выражается в игре. Однако следует подумать о том, не имеет ли игровая деятельность взрослых, дающая отдых, некоторого сходства с игровой деятельностью ребенка. Нельзя сказать, что по сравнению с обычным трудом игра не требует усилий, ибо нередко в игре приходится применять значительно больше энергии, чем в процессе обязательного труда: примером могут служить некоторые спортивные соревнования и даже занятия, осуществляемые в одиночку, но свободно. В игре используются силы, не растраченные в процессе труда. Но игра не всегда состоит в том, чтобы восстановить равновесие между неравномерно использованными видами деятельности: физические упражнения после интеллектуальной деятельности у работника умственного труда либо умственные развлечения после физической работы у занимающегося физическим трудом. Напротив, привычка заниматься умственным трудом может способствовать интеллектуальным развлечениям, а постоянное повторение профессиональных движений — спортивным упражнениям. Так, после умственной работы отдыхом может служить партия в шахматы, хотя после физической работы не всегда тянет к чтению даже развлекательной литературы. Иногда чтение более трудной книги, если оно не является обя- зательным, может в известной степени послужить отдыхом от другого чтения. Любая деятельность, какой бы трудной она ни была. может служить мотивом игры. Трудности преодолеваются во многих играх, но нужно, чтобы это делалось ради самой трудности. Цели игры не должны иметь причин вне их самих. Определение, данное Кантом искусству, можно отнести и к игре: «Конечная цель без цели»— реализация, которая стремится реализовать только самую себя. С того момента, когда деятельность становится полезной и выступает как средство для достижения цели, она теряет привлекательность и признаки игры. Этому определению соответствует также разделение, проводимое П. Жанэ, между реальной, или практической, деятельностью и деятельностью игровой. Приспособление своего поведения к обстоятельствам для получения результатов сообразно с необходимостью, либо внешней либо внутренней, предполагает, по Жанэ, вмешательство того, что он называет «функцией реального», без которого нет ни одного по-настоящему полного действия. Как бы просто ни было это действие, оно требует в какой-то степени «психического напряжения», которое отсутст^ вует в действии значительно более. сложном, но без при-способительной функции, а тем более в действии, не имеющем ни другой цели, ни другого условия, кроме самого себя. Иногда подобные действия являются единственными, которые может выполнять субъект. Существуют случаи психической астении, когда больной не может выполнять других действий. Они являются нарушенной формой деятельности, но вместе с тем дают психическую разрядку, что и объясняет, почему игра может служить отдыхом. Различение игровой деятельности и функции реальности может пояснить, в каком смысле деятельность ребенка похожа на игру. Через функцию реальности действия включаются в совокупность обстоятельств, которые делают их продуктивными. Это внешние обстоятельства, которые позволяют действиям включаться в ход вещей с целью их изменения; это умственные обстоятельства, которые в целях решения задачи заставляют действия обслуживать намерение, соответствовать условиям задачи. Впрочем, это различение является лишь провизорным, так как место, средства и особенности процесса ре- ализации действия в конечном счете находятся во внешнем мире. Но поток операций или серия интеграции, приводящих к этому процессу, могут быть более или менее продолжительными, более или менее развитыми, поскольку умственные операции связаны с деятельностью высших нервных центров, в которые постепенно включаются функции низшего уровня вплоть до вегетативных. Сравнение видов в процессе эволюции, равно как и индивидуальное развитие нервной системы каждого вида, показывает, что в созревании анатомических структур имеется определенная последовательность, благодаря чему становятся возможными проявления деятельности, начиная с наиболее непосредственной и наиболее элементарной и кончая такой, мотивы которой относятся к области конкретных или символических представлений и их комбинаций. Последовательность формирования нервных центров, регулирующих соответствующие функции, воспроизводит порядок их появления в эволюционном ряду. В процессе развития самые примитивные функции постепенно включаются в самые новые и, таким образом, теряют свою функциональную автономию, т. е. возможность функционировать без контроля со стороны новых образований. Если же центры, контролирующие те или иные функции, еще не созрели, то, будучи временно изолированными, эти функции не имеют характера продуктивной деятельности, свойственной данному виду. В их проявлениях есть что-то бесполезное, тщетное, они кажутся функционирующими ради самих себя. Это период свободного упражнения функций, напоминающий игры взрослых. Каждый из этапов развития ребенка сопровождается как бы взрывом характерных форм деятельности, на какое-то время почти целиком захватывающим его и, по всей вероятности, не утомляющим ребенка в его следовании за многочисленными эффектами. Эти формы деятельности ставят своего рода вехи на пути функционального развития ребенка, и некоторые их особенности позволяют обнаружить или измерить соответствующую способность. Например, игры, которые в результате сотрудничества между детьми или в силу традиции приобрели определенную форму, могут служить в качестве теста. От возраста к возрасту игры сигнализи- руют о появлении самых различных функций: сенсо-мо-торных, проявляющихся в играх, требующих ловкости, точности, быстроты, а также интеллектуальной оценки и дифференцированных реакций, как в игре «Голубь летит» («Pigeon vole»). К этим функциям относятся артикуляция. словесная и числовая память, проявляющиеся в считалках, дразнилках, правилах, которым дети учатся друг у друга с такой жадностью. Или же это функции, имеющие социальный характер и скрывающиеся за организацией противостоящих друг другу групп детей, ватаг, «партий». В таких играх роли распределяются наилучшим образом, обеспечивающим возможность сотрудничества для достижения общего торжества над противником. Последовательность игр в процессе роста ребенка означает постепенное функциональное его развитие. У взрослого возвращение к играм является регрессом, но регрессом непроизвольным и в некотором „роде исключительным, так как он является не чем иным, как общей дезинтеграцией его деятельности в условиях реальной действительности. Польза, которую приносит игра, заключается в том, что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей, обычно разбитых по частям соответственно потребностям существования и утрачивающих свое самобытное лицо и свой особый аромат^ Возможностей их полного проявления в результате не остается. Не всегда умеет играть тот, кто хочет, и тогда, когда он это хочет. Для этого необходима соответствующая установка, а иногда этому нужно учиться или переучиваться. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать, то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности. Рассмотренные нами отношения игры к общей динамике и генезису деятельности ребенка объясняют противоречия, существующие как в определениях игры, так и в реальном процессе игры. Жанэ рассматривал игру как деградированную форму деятельности, а Герберт Спенсер считал ее результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Последнее легко опровергается тем, что игровая форма деятельности про- является даже в моменты усталости, когда всякое серьезное или полезное занятие становится тягостным. Очевидно, эта активность есть скорее признак истощения сил, хотя бы относительного. С другой стороны, та деятельность, которую описывает Жанэ на примере психастении, считая ее продуктом напряжения, недостаточного для того, чтобы произвести действие, которое соответствовало бы реальным обстоятельствам, далеко не похожа на игру. В некоторых отношениях она даже противоположна игре. Часто сопровождаемая чувством тревоги, она не имеет тонизирующего влияния и ни в какой степени не заслуживает, в противоположность игре, названия отдыха. В игре, несомненно, отсутствует необходимость подчинения обстоятельствам и задачам, связанным с практическими требованиями жизни, с его заботами о своем положении, о себе. Но в процессе игры эти практические потребности не просто отрицаются и отвергаются — они предполагаются. Игра воспринимается как ослабление напряжения и восстановление сил именно потому, что. освобождаясь от практических требований, она выступает как свободное выявление уже имеющихся в распоряжении функций. Игра существует только при условии, что человек испытывает удовольствие от временного устранения тех ограничений, которые обычно накладываются на функции, осуществляющие приспособление к окружающей физической или социальной среде. Из этого следует, что все те игры ребенка, которые представляют собой первое бурное проявление только что возникших функций, не могут называться играми, так как еще не существует той функции, которая могла бы интегрировать данные функции в высшие формы деятельности. Отличительная особенность игр самых маленьких детей заключается в отсутствии осознания ими игры, хотя она составляет всю их деятельность. Однако деятельность эта стремится перерасти себя. При любой остановке в развитии психики ребенка, которая закрепляет деятельность в определенных застывших формах, игра заменяется стереотипами, которые придают поведению идиота монотонность, свойственную поведению психастеника, а его психике — такую же одержимость и мрачное упорство. Игра нормального ребенка, наоборот, псхожа на ликующее или вдохновенное исследование, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. В игре ребенок кажется увлеченным своего рода страстью или стремлением заставить функцию достичь своих пределов, т. е. того момента, дальше которого она может уже только повторяться, включаясь в высшие формы деятельности, появлению которых она сама способствовала и которым уступает свою автономность. На более поздних этапах развития у ребенка, так же как у взрослого, может произойти в форме игры временное высвобождение функций из-под контроля этих высших форм деятельности и их свободное упражнение. На эту явно выраженную связь игры с развитием способностей у ребенка и их функциональной иерархизации у взрослого указывают две теории, которые противостоят друг другу и стремятся исходить из эволюции,— одна, опирающаяся на прошлое, другая — на будущее. Согласно Стенли Холлу (Stanly Hall), в процессе развития ребенка оживляются типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человеческой цивилизации. Например, в определенный момент психического развития у ребенка выступают инстинкты охоты и войны, влекущие за собой даже появление примитивной техники — такой, как праща или лук. Но эта теория воспроизведения филогенеза в онтогенезе, которая наталкивается на трудности даже при рассмотрении последовательности анатомических форм эмбриона, является еще более несостоятельной, когда делается попытка сопоставить этапы развития цивилизации человечества с этапами развития психики ребенка. Ведь в этом случае неизбежно должна была бы иметь место биологическая связь. И тогда нужно было бы допустить не только наследственность приобретенных свойств, которая отнюдь не доказана, но и наследственность очень сложных систем, включающих одновременно и действия, и соответствующие им орудия. Но если бы организм был способен фиксировать подобные системы, то биологическая стабильность зафиксированных систем явилась бы препятствием для быстрого изменения техники, без которого невозможна история человечества '. ' См. третью главу первой части. Эта гипотеза рекапитуляции — автоматического повторения ребенком эпох, пережитых его предками,—возникла на основе старого смешения биологического и социального, ведущего к тому, что поведение индивида рассматривается как непосредственное проявление психофизиологической конституции его организма. Однако' в действительности средства, объекты и цели деятельности индивида неизбежно определяются средой. Если речь идет о человеке, то его деятельность изменяется под влиянием социальной среды, наслаивающейся на среду естественную и, по существу, заменяющей ее. Чем моложе ребенок, т. е. чем больше он нуждается в постороннем уходе, тем больше он зависит от среды. Следовательно, любое действительно наблюдающееся сходство' между играми ребенка и прошлой эпохой может возникнуть только из тех традиций, о которых взрослый забывает, но передача которых среди детей так же стойка, как и неуловима. Однако чаще всего причиной этого сходства является, по-видимому ', использование объектов, настолько широко распространенных, что они встречаются во всех эпохах и требуют определенных двигательных, перцептивных и интеллектуальных действий субъекта. Возможности манипуляций предметами, очень различные у разных видов животных, у ребенка меняются по мере развития в зависимости от его индивидуальных способностей. Нет ничего удивительного в том, что на одинаковом психическом уровне в одинаковых ситуациях и при наличии одних и тех же реальных обстоятельств повторяются одинаковые комбинации, создающие специфические «структуры», связывающие между собой деятельность и объект,-которые возникают благодаря своего рода взаимной индукции пли взаимному формированию. Многие игры, которые дети заимствуют друг у друга, можно объяснить. потребностью ребенка воздействовать на внешний мир^ для того чтобы присвоить заключенные в нем возможности, сделать их своими собственными, полнее и шире-ассимилировать мир. Это прямое и постоянное воздействие среды на ребенка суживает возможности проявления следов атавистических действий, даже если они действительно имеют 1 См. третью главу третьей части. 3 Психическое развитие ребенка 65, у него тенденцию самовоспроизводиться. Необходимость экономить время и силы приводит к тому, что бесполезное прошлое тем более полно упраздняется перед лицом настоящего, чем шире зона возможного прогресса человеческого рода. Но можно ли объяснить развитие влиянием только настоящего и не может ли оно двигаться путем антиципации будущего? [В отношении того типа развития, который характерен для ребенка в процессе его превращения во взрослого и который регулируется строгой последовательностью физиологических состояний, такая гипотеза возможна. Например, игры можно рассматривать как предвосхищение и научение тем видам деятельности, которые должны появиться позже. У мальчика и у девочки игры различны, и особенности этих игр обусловлены тон жизненной ролью, которая ждет каждого из них. Несомненно, эти1 особенности зависят от различий как в морфологическом строении девочек и мальчиков, так и в их поведении. Известно, что это различие зависит от влияния гормонов, свойственных каждому полу, и что в определенное время, задолго предшествующее половой зрелости, наблюдаются признаки деятельности половых желез.) Следовательно, функциональное предчувствие и предвосхищение инстинкта до наступления его настоящей деятельности не является чудом. Однако Отличию игр мальчиков и девочек способствуют также существующие обычаи и нравьг^ роль которых трудно переоценить. Даже при условии совершенно одинакового воспитания девочек и мальчиков сохраняется разница в их домашних занятиях и особенно в примерах взрослых, в соответствии с которыми ребенок (того или другого пола) представляет свое будущее и усваивает соответствующую психологическую ориентировку. Теория Фрейда, который исходит при объяснении игр из эволюционного принципа, свойственного теориям реконструкции и функциональной антиципации, противостоит, однако, им в применении этого принципа. По Фрейду, половой инстинкт, или либидо, какой бы ни была его биологическая основа, проявляется с самого рождения. Но, до тех пор пока половой инстинкт не сможет фиксироваться на своем настоящем объекте, что связано со зрелостью половых функций и актом воспроизведения. его фиксации определяются сочетанием чувствительных зон, характерных для каждого этапа индивидуального развития, и влечений, которые восходят к отдаленному прошлому человечества. В то время как функциональные цели сексуальности требуют от ребенка, чтобы он постепенно отходил от временных объектов, на которые была направлена его сексуальность, его «комплексы», воспроизводящие атавистические ситуации, заставляют его сохранять эти фиксации. Возникающий при этом конфликт может стать тем более серьезным, чем более комплекс отвергается сознанием, чем более он подвергается его цензуре и подавляется как находящийся в постыдном противоречии с моралью. Но это вытеснение не может уничтожить либидо, оно лишь заставляет его маскироваться. Поэтому игры, наряду с невропатическими и психопатическими проявлениями, наряду с мечтами, представляют собой один из случаев такой маскировки. Следовательно, в противоположность предыдущим теориям, игры тз теории Фрейда выступают не как выражение функции, но как ее извращение. Полезность игр, согласно Фрейду, заключается в том, чтобы вызывать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, подлинный катарзис. Ситуации, в которых благодаря играм проявляется либидо, таковы, что, давая возможность заменить настоящий объект либидо другим, игры вместе с тем позволяют либидо развернуться и выразиться. Разумеется, эта трансформация лишает либидо реальных, но нежелательных следствий. С другой стороны, смысл его при этом сохраняется и, таким образом, либидо, не вызывая осуждения, все же получает возможность высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя. Таким образом происходит переход от реальности к ее выражению посредством более пли менее прозрачных символов. Несомненно, важная заслуга этой теории заключается в привлечении ею внимания к тому, что в игре выступает фиктивно. Наряду с этим в психическую жизнь вводится представление о деятельности, Создающей необходимость перехода между знаком, еще связанным с вещью, и символом — опорой чисто интеллектуальных операций. Помогая ребенку переступить через этот порог, игра приобретает важное значение в его психическом развитии. Если эти различные теории не дают удовлетворительного объяснения игры, то это зависит не от их внутрен- ней противоречивости, а от их спорных посылок и вытекающих из них слишком отрывочных обобщений. Игра сама является результатом противоречия между свободной деятельностью и той деятельностью, в которую она естественно включается. Она развивается в противоречиях и осуществляется путем их преодоления. Являясь действием, свободным от обычных ограничений, игра быстро теряется в монотонных и скучных повторениях, если в нее не вводятся правила, иногда более строгие, чем те требования, от которых игра была свободна. Таким образом, за чисто негативной фазой наступает другая, которая через правила восстанавливает то, что было сначала отброшено, но при этом наделяет деятельность иным, чисто функциональным ' содержанием. Так как правила в игре обычно извлекаются из трудностей самих функций, к которым игра адресуется, то место препятствий, зависящих от обстоятельств, занимают препятствия, которые нужно преодолеть ради них самих, а не под давлением обстоятельств или интереса. Между тем такое бескорыстное подчинение правилам игры далеко от того, чтобы быть абсолютным и определенным; строгое следование правилам могло бы привести к упразднению игры, хотя они были созданы для того, чтобы ее поддержать. Поскольку их значение возникает из деятельности, которая воспроизводится игрой, то правила могут приводить и к утрате игрой ее игрового характера. Таким образом, трудность правил, если она приводит скорее к страху неудач, чем к удовольствию от достижений, придает усилию характер неприятной необходимости, уничтожающей свободный порыв игры и связанное с ним удовольствие. Правила игры могут также создавать впечатление внешней необходимости, когда в коллективных играх они становятся кодексом, который навязывается игроку коллективом играющих. Ребенок, который еще плохо различает объективную причинность и причинность волевую, неизбежные обязанности и обязанности, принятые добровольно, часто плутует в игре. С точки зрения строго логической он в этом случае в принципе отрицает игру. В действительности же ребенок стремится лишь видоизменить игру путем замены одной цели другой. Однако на деле попытка обмануть бдительность партнера вызывает со стороны детей нападки, благодаря чему правила приобретают характер, противоположный тому, который был бы необходим в игре. Правила приобретают абсолютную и формальную жесткость, становятся принуждением, в противоположность тому, чем они должны были бы быть в совершенно свободных действиях, связанных с четко определенными функциями. В результате ссоры между игроками, взаимного недовольства игра превращается в свою противоположность. Плутовство у детей, особенно часто и непосредственно связанное с игрой, ставит проблему успеха. Здесь тоже противоречия. Действительно, в игре хотят забыть о давлении жизненных интересов. Однако если в игре нет надежды добиться успеха, она быстро замирает. Согласно Жанэ, тонизирующим игру является более легкое, чем в реальности, достижение успеха. Но фактически дело здесь не в легкости успеха, так как он тем более воодушевляет, чем труднее достигается. Поэтому во многих играх специально увеличивают трудности. Однако достижения, к которым стремятся в игре, отличаются от достижений в реальной жизни и даже противоположны им../Реальные жизненные успехи, к которым ведут действительные достижения, иногда даже лишенные достаточно убедительных признаков, имеют долговременные и общие следствия. В игре же такого рода достижения заменяются успехом в его чистом виде, в виде немедленного результата, в виде какой-либо заслуги или удачи, не дающей реального жизненного успеха..Игра даже временно ставит под вопрос достижения играющих в реальной жизни, она и в этом отношении освобождает от воздействия реальности. Но для того чтобы успех был полным, он должен переживаться, о нем должны знать другие. Отсюда некоторые преимущества, на.которые дает право успех. Часто они являются чисто символическими, но иногда могут приносить и реальные выгоды, усиливая в результате своей исключительности и неожиданности удовольствие от игры. Если бы результаты игры можно было предсказать с большой степенью точности, игра была бы включена в явления обычной жизни. Чтобы избежать этого, в игру вводится элемент случайности. Правила игры часто создаются с расчетом на случайность, что компенсирует возможность ее чрезмерной регулярности и монотон- ности, свойственных простому упражнению способностей. Случайность создает противоположность игры выполнению повседневных обязанностей и способствует освобождению игры от них. Вместе с тем случайность придает удовольствию, получаемому от упражнения функций, как бы привкус приключения. Но если доля случайности становится слишком большой или остается лишь одна случайность, игра при этом также упраздняется, так как в этих условиях играющий ничего не испытывает, кроме томительного ожидания. Можно вполне допустить, что при исключении всякой другой физической или интеллектуальной деятельности такая игра с присущими ей эмоциями все же является игрой, но очень специфиче ской и больше приближающейся к наркоманиям, чем к функциональным играм. В игре, естественно, участвует вымысел, поскольку она противостоит жестокой действительности. Жанэ весьма обстоятельно показал, что ребенок не обманывается теми выдумками, которые использует. Если он готовит куклам обед из бумажных обрезков, то, называя их кушаньем, он прекрасно знает, что они остаются бумаж ными обрезками. Ребенок развлекается как свободным фантазированием по поводу различных предметов, так и тем легковерием, которое он встречает у взрослого, участвующего в его игре. Притворяясь, что он сам вериг, ребенок добавляет к игре еще и передачу другим развлекающего его вымысла. Но это пока еще негативная фаза, которой ребенок быстро пресыщается. Вскоре у него возникает потребность в большем правдоподобии или по крайней мере в более совершенном способе подражания. Ребенок стремится найти больше соответствия между реальным объектом и тем его эквивалентом, который он старается для него подыскать. Успехи в этом, являющиеся победой его способностей к символизации, радую г ребенка. Считалось, что ребенок всегда чередует вымысел и наблюдение. В действительности, если ребенок их не смешивает, как иногда кажется, то он их отнюдь и не разъединяет. Поглощенный то вымыслом, то наблюдением, он никогда целиком не отвлекается от одного при наличии другого. Он беспрестанно перемещает одно в другое. Наблюдения ребенка происходят вне вымысла, но его вымысел насыщен наблюдениями. '•- Ребенок повторяет в своих играх те впечатления, которые он только что пережил. Он воспроиз^ водит, он подражает. Для самых маленьких детей подражание является правилом игры< Это единственное приемлемое для них правило, поскольку в начале они не могут выйти за пределы конкретной живой модели и руководствоваться абстрактными правилами, так как процесс понимания у маленьких детей есть лишь процесс уподобления других себе и себя другим, в котором именно подражание играет большую роль. «Будучи орудием этого слияния, подражание несет в себе амбивалентность, объясняющую некоторые контрасты, которые могут служить материалом для игры. Подражание у ребенка не есть подражание чему угодно, оно очень избирательно. Еебе-нок подражает людям, пользующимся у него наибольшим авторитетом, тем, которые затрагивают его чувства, привлекают к себе, к которым он привязан. Но в то же время ребенок стремится противостоять им. Занятый целиком тем, что он выполняет в данный момент, ребенок воображает себя на месте этих людей.зПоэтому ему кажется, что его права узурпируются тем лицом, которое служит ему образцом, и это вскоре вызывает враждебное отношение со стороны ребенка. Он не может устранить ото лицо и каждый раз продолжает чувствовать его неизбежное и смущающее превосходство, вызывающее неприязнь. Именно со стороны этого лица он встречает сопротивление своим стремлениям к присвоению его достижений и к тому, чтобы самому испытать их преимущества. Впервые на эту амбивалентность четко указал Фрейд, но ее элементы он поставил в обратном порядке: ребенком движет ревность к отцу, но угрызения совести заставляют его возводить отца в идеал (super-ego). Однако следует сказать, что отец не является единственным объектом ребенка, а половая ревность — единственным мотивом, управляющим его чувством. Пожалуй, гораздо более важным и постоянным является тот факт, что ребенок стремится распространить свою активность на все окружающее, адсорбируя его и адсорбируясь им, а затем, овладев им, хочет стать победителем, а не побежденным. Эта двойная фаза позволяет разобраться в альтернативе, наблюдающейся в играх детей, следы которой со- храняются у взрослых. Эта альтернатива наблюдается между темп играми, которые считаются запрещенными, и темп, которые разрешены. Запрещение, лежащее на одних играх, влечет за собой как бы автоматически потребность в том, чтобы другие были разрешены.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |