КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устойчивые факторы 2 страница
В течение десятилетия между 1938 и 1948 годами как нацисты, так и советское правительство предпринимали попытки очистить зоны фронтира, разделяющие немцев и русских, от населения, которое они считали потенциально враждебным (а нацисты - расово нежелательным). Сталин намеревался перечеркнуть итоги тысячелетней немецкой миграции, колонизации и завоеваний путем выселения из этих районов как можно большего числа немцев. С одобрения большинства славянских народов и при безразличном молчании венгров и румын советские войска изгнали более тринадцати миллионов человек с земель, издавна населенных немцами, включая Силезию и Восточную Пруссию [33]. Если взглянуть на историю российской экспансии с точки зрения приграничных зон (фронтиров), она предстанет несравненно более сложной, чем история одностороннего внешнего натиска. Она развернется до масштабов бесконечной упорной борьбы за наследие рухнувших степных и восточно-европейских империй. Эта борьба вовлекала Россию не только в войны против держав-соперниц по ту сторону фронтиров, но и в войны против народов, населявших сами зоны фронтира. Поэтому российское продвижение на Кавказ, в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток, в Приморье включало не просто кампании по подчинению племен, княжеств или ханств фронтира, но и конфликты с другими могущественными державами, преследовавшими в тех же регионах свои имперские интересы. Русские выиграли большинство из этих войн, однако они не завладели всеми фронтира-ми, отделявшими их от китайских, персидских или османских соперников. К 1904 году, когда экспансия Российской Империи достигла своего пика, вдоль ее южных границ тянулась широкая полоса многонациональных территорий, оставшихся вне российского контроля: провинция Синьцзян, иранский Азербайджан, Афганистан, турецкая Армения, которые по характеру культуры и этническому составу копировали среднеазиатские и закавказские владения России. С 1920 до 1945 гг. схожий этнический фронтир, оставшийся вне советского контроля, существовал вдоль западных границСССР, включая латышей, эстонцев, литовцев, а также белорусов и украинцев, проживавших на территории Польши. Чехословакии и Румынии. Существование зон фронтиров затрудняло задачу обороны страны, создавало проблемы внутренней безопасности, провоцировало недовольных к бегству и вредило как экономической, так и политической интеграции. Как заметил Латтимор, народы фронтиров демонстрировали «феномен двойственной лояльности и склонность вставать на сторону победителя» [34]. В ходе российских завоевательных войн всегда существовала опасность, что приграничные народы после первого же успешного удара противника перейдут на его сторону. Так было с запорожскими казаками при Мазепе, с поляками в ходе наполеоновских войн и с западными украинцами во время второй мировой войны. Начало внешних войн служило сигналом к разжиганию внутренних. Историю последних ста лет можно рассматривать как новую фазу в борьбе за фронтиры. Возрастание промышленной и имперской мощи Германии и Японии привело к трем основным конфликтам с Россией в XX веке: войнам 1904-1905 гг., 1914-1917 и 1941-1945 гг., и каждый раз поводом к войне становился кризис в той или иной зоне фронтира, разделявшей три державы: на Балканах, в Маньчжурии, в Восточной Европе. Военные планы Германии в ходе первой мировой войны показывают, что немецкая правящая элита намеревалась отторгнуть от России ее западные приграничные земли и вернуть ее границы к допетровскому состоянию. Соответственно целями Японии после победы 1905 года, как свидетельствуют ее военные планы в ходе интервенции в Сибирь 1918-1920 гг. и авантюры Квантунской армии в 1930-х годах, было ликвидировать влияние России на северокитайском фронтире - в Маньчжурии, Монголии и Синьцзяне, а также отторгнуть от России Приморский край, если не всю Восточную Сибирь. Планы Гитлера в отношении западных регионов Советского Союза были еще более амбициозными и безжалостными, направленными ни больше ни меньше как на изгнание русских, порабощение местных народов и колонизацию этих земель немцами [35]. По тем же причинам внешняя политика российского и советского правительств была направлена на ослабление или уничтожение влияния Германии и Японии на пограничных территориях. Когда обстоятельства требовали быть осторожными, правительства выражали готовность разделить сферы влияния или контролировать спорные территории совместно. На первом этапе, с конца 1890-х годов до 1907 года, попытки русских добиться господства в Маньчжурии и укрепить свои позиции на Балканах были сведены на нет японцами и немцами. Не теряя надежды, российское правительство стремилось путем примирения с Японией удержать свое влияние в северной Маньчжурии и отторгнуть Внешнюю Монголию от Китая. В то же время оно поддерживало Балканский союз, который вроде бы ставил своей целью изгнание турок из Европы, но одновременно должен был препятствовать распространению австрийского и германского влияния на Балканах [36]. На втором этапе, с 1914 по 1922 годы, первоначальные военные планы правительства Российской Империи свидетельствуют о ее намерении уничтожить власть Германии в восточноевропейском фронтире путем разделения империй Гогенцоллернов и Габсбургов и создания на их обломках нескольких славянских государств-сателлитов [37]. Иными словами, военные планы России были зеркальным отражением военных планов Германии и Австрии. Если бы на мирной конференции России удалось настоять на своем, это просто означало бы Брест-Литовский договор наоборот. Молодая Советская республика оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на контроль над пограничными землями по ту сторону своего собственного с таким трудом завоеванного фронтира. Взамен она могла предложить лишь политику неагрессивных пактов, направленных на то, чтобы предотвратить превращение пограничных территорий в полигоны для подготовки новой иностранной интервенции; ее рубежи были еще слишком уязвимы. На третьем этапе, продолжавшемся с 1917 по 1950 годы, Советский Союз пытался вначале предотвратить проникновение Германии и Японии через фронтиры Восточной Европы и Восточной Азии путем создания системы коллективной безопасности. После неудачи этого плана Советский Союз взял курс на примирение со своими противниками и раздел сфер влияния. В конце концов, будучи все же вовлечен в войну. СССР вновь обратился к старой практике изгнания своих соперников с приграничных территорий. СССР стремился заменить их «дружественными правительствами», устанавливая границы таким образом, чтобы включить в свой состав всех тех представителей народов фронтира (например, украинцев и белорусов), которые все еще находились вне советского контроля, а также захватить ключевые стратегические пункты, такие как Петсамо (Печенга), Ханко, Кенигсберг (Калининград), Порт-Артур (Люйшунь), Дальний (Да-лянь) и Курильские острова - приобретения, которые, как надеялось правительство, наконец изменят расстановку сил в приграничных зонах и положат конец изменчивости российских границ. Но этот выигрыш в стиле «пришел - увидел - победил» оказался ошеломляюще недолговечным. Советское влияние в Маньчжурии и Синьцзяне быстро сошло на нет. когда китайские коммунисты неожиданно одержали полную победу в гражданской войне с Гоминьданом. При Хрущеве сильные стратегические пункты - Порт-Артур, Дальний и Ханко - были возвращены обратно. В 1989 году был разрушен весь буфер из дружественных государств Восточной Европы, что повлекло за собой непредсказуемые последствия для внутриполитического развития самого Советского Союза. Японцы оказывают на современное правительство России сильное давление, требуя возвращения Курил. И внутренние, и внешние границы бывшей Российской Империи - Советского Союза - вновь образованных независимых государств едва ли когда-либо казались более уязвимыми, чем теперь. Поликулыпурное общество. С проблемой «пористых» границ тесно связана проблема поликультурной структуры Российской Империи. По мере того как Россия ради приобретения новых ресурсов и обеспечения безопасности расширяла свои границы, она постепенно стала представлять собой пояс экстерриториальных блоков, окружавший внутреннее ядро. Это «ядро» к концу императорской эпохи населяли великороссы, хотя их доля в составе населения империи существенно снизилась. Эти культурные сообщества никогда не были в полной мере ни поглощены, ни ассимилированы великороссами. Таким образом, угроза безопасности государства исходила не только от народов фронтира, но и со стороны целых сообществ, которые зачастую лелеяли мечты о государственной независимости, как бы глубоко эти мечты не были погребены. Двойственность их исторически сложившегося статуса была взрывоопасной. Она существенно воздействовала как на внешнюю, так и на внутреннюю политику. С одной стороны, сопротивляясь ассимиляции, эти разнообразные культурные сообщества затягивали и усложняли процесс государственного строительства. Оглядываясь назад с высоты XX века, мы можем констатировать, что этот процесс так и не был завершен. Иногда он приостанавливался; иногда обращался вспять или казался безнадежно зашедшим в тупик. С другой стороны, поликультурный характер государства глубоко воздействовал на взаимоотношения Центральной власти с внешним миром. Конфликты тех или иных этно-территориальных блоков с центральной властью приобретали международный масштаб. Население регионов, вовлеченных в борьбу, обращалось с мольбой об избавлении - в чем бы оно ни заключалось - к иностранным державам. Восстания внутри государства превращались в повод Для иностранного вмешательства или даже интервенции. Грань между административным управлением и дипломатией, между внешней и внутренней политикой часто становилась зыбкой. Поликультурный характер российского государства был следствием особых взаимоотношений с коренным населением тех территорий, йа которые распространялась российская экспансия. Обращение европейских колонизаторов с американскими индейцами или немцев с ^реями во время второй мировой войны резко отличалось от того, rbk вели себя с завоеванными народами и российское государство, и Российские переселенцы: они не пытались ни выселять, ни уничтожать коренное население. На то существовали три причины. Во-первых, государственная политика прикрепления крестьян к земле, а затем и к помещику, иными словами, крепостное право, существенно замедляла переселение россиян на вновь приобретенные земли. С середины XVII века до конца XIX века, согласно правительственным указам. освоение новых земель в большинстве своем осуществляли казаки. расселенные на приграничных землях, или даже иноземцы, приглашенные из-за рубежа и обосновавшиеся преимущественно в юго-западных степях и Нижнем Поволжье. Во-вторых, важнейший институт культурной ассимиляции в допетровской России, православная церковь, не проповедовала насильственного обращения иноверных. В лучшем случае отношение церкви к насильственному обращению было безразличным; и сама церковь действовала на этом поприще не слишком эффективно, даже когда государство перешло к более решительной политике ассимиляции (вначале - при Петре I, затем, после долгого перерыва, при Екатерине II, и, наконец, в начале XIX века) [38]. В-третьих, Россия никогда официально не придерживалась политики этнической или расовой исключительности. Со времен первых контактов Киевской Руси с кочевниками препятствий для заключения браков между представителями высших классов разных этнических и расовых групп никогда не возникало. Вместо того. чтобы подрывать могущество и влияние местной знати - естественных лидеров покоренных империей культурных сообществ, - российское государство стремилось даровать им равное положение среди дворянства империи, зачастую предусматривая для них особые привилегии, которые способствовали сохранению местных культурных традиций. Такая политика кооптирования элиты продолжалась на протяжении всего существования Московской и императорской России и распространялась на татарскую, прибалтийскую и грузинскую знать, а также на казацкую старшину. Лишь в последние полвека существования монархии, когда империю захлестнула волна великорусского национализма, власть начала отступать от этой просвещенческой позиции. Но даже тогда аристократия все еще считала предметом гордости свое происхождение, часто уходившее корнями к литовским, польским. татарским, грузинским, прибалтийским, немецким и другим родам. Возможно, что именно дворянский космополитизм смягчил крайние проявления русского национализма на рубеже XX века. Но он также помог узаконить поликультурный характер государства [39]. Подобным образом, начиная с середины XVII века, российские правители выработали множество легальных способов спровоцировать добровольное присоединение новых территорий к империи или усмирить покоренный народ. Приверженцы школы «российской угрозы» часто забывают о том, что экспансия императорской России на территории, населенные другими народами, часто проходила при поддержке или с молчаливого согласия местной знати. Так было в Финляндии, где на протяжении всей второй половины XVIII века были сильны пророссийские и антишведские настроения; в Прибалтике, где немецкая знать сопротивлялась внедрению шведского земельного законодательства и совместно с Петром Великим строила планы свержения королевской власти; на Украине, где Богдан Хмельницкий и его казацкая старшина принесли присягу верности православному царю, чтобы избежать подчинения польской шляхте; в Грузии и Армении, где братские православные народы искали защиты России от исповедующих ислам Османской империи и Ирана; и в степях Средней Азии, где три казахских жуза приняли российское подданство во избежание завоевания джунгарами. На протяжении XVIII века в Польше, а точнее среди ее литовских князей, существовала «русская» партия, которая, по меньшей мере, искала поддержки Российского государства в своей борьбе против засилья католической церкви. Про-российская партия возродилась в Польше даже в конце XIX века. После перехода под царское покровительство форма отношений между центром и вновь присоединенными территориями часто оставалась либо неясной, либо спорной. Эта проблема впервые возникла в связи с крайне противоречивым решением Переяславской Рады 1654 года о присоединении Украины к Московскому государству. Этот договор не имел аналогов в практике международного права, и, по понятным причинам, истолкование его точного смысла стало предметом бесконечных споров среди юристов и историков. Но каковы бы ни были первоначальные намерения русского правительства, впоследствии оно упорно сводило на нет казацкие привилегии. Прошло полтора века, и Екатерина II вообще ликвидировала гетманское правление и распространила на Украину стандартные административные порядки Российской Империи [40]. Отношения с другими экстерриториальными блоками, например с Башкирией, отличались отчаянным сопротивлением, которое коренные народы оказывали присоединению или ассимиляции. На протяжении полутора веков башкирский народ неоднократно предпринимал вооруженные акции протеста. В период между 1661 и 1774 годами сопротивление вылилось в три крупномасштабных восстания; время от времени возникала даже угроза, что к джихаду против неверных присоединится Османская империя [41]. Начиная с третьего раздела Польши и вплоть до заката Российской Империи, одно за другим вспыхивали польские восстания: в 1794, 1830-1832, 1846, 1863 и 1905 годах, что прямо или косвенно влияло на внешнюю политику царского правительства. Восстание 1863 года, в частности, повлекло за собой вмешательство европейских держав и угрозу французской интервенции [42]. Процесс административного присоединения разделенных польских земель к территории Российской Империи был прерван вначале Наполеоном, создавшим в 1807 году Герцогство Варшавское, а затем Венским конгрессом 1814-1815 гг., на котором было принято решение об образовании Царства Польского под конституционные гарантии России. После польского восстания 1830-1832 гг. на смену польской конституции пришел Органический Статут, превративший автономию во внешнюю видимость; после же подавления восстания 1863 года с Царством Польским стали обращаться, как с обычными губерниями империи. Там не было введено земское самоуправление, чтобы избежать преобладания поляков в местной администрации; закон 1907 года о выборах в Государственную Думу также содержал особые пункты, дискриминационные по отношению к польскому населению империи. После начала первой мировой войны, в 1914 году, вопрос о законодательном статусе польских земель был вновь открыт для обсуждения и вызвал острую дискуссию внутри царского правительства. Как и следовало ожидать, министры не пришли к согласию по данному вопросу: решение так и не было найдено, когда крах империи прервал затянувшиеся дебаты [43]. Польский вопрос, конечно, представлял собой крайний случай; но аналогичные государственно-правовые кризисы имели место и в истории отношений центра с прибалтийскими губерниями, Финляндией, Кавказом и Средней Азией [44]. В процессе государственного строительства российским правителям пришлось столкнуться с более широким спектром политических культур, начиная от европейских культур Польши и Прибалтики до степных культур Средней Азии, чем какой-либо другой поликультурной стране. Частые договоры между российским правительством и зависимыми народами, в особенности соглашения с башкирами и казахами, были в высшей степени двусмысленны и зачастую расторгались или пересматривались той или другой стороной. В контексте культуры кочевников присяга на верность и признание вассальной зависимости выступали не как нерушимые обязательства, а лишь как вопрос временной выгоды. Признавая культурное своеобразие своих подданных, но нетвердо представляя себе, какие методы управления ими будут наиболее эффективны, правительство империи проявляло непоследовательность, отдавая данные территории под юрисдикцию различных бюрократических ведомств: от Министерства иностранных дел и Военного министерства до Министерства внутренних дел [45]. На закате Российской Империи среднеазиатские оазисы Хива и Бухара все еще считались вассальными государствами, и Россия относилась к ним, как метрополия к своей колонии. Таким образом, в отличие от практики европейских колониальных империй, основанных на морском господстве, и даже от опыта освоения Соединенными Штатами территорий за р. Миссисипи (несмотря на некоторое внешнее сходство), Российская Империя уникальным, калейдоскопическим образом сочетала государственное строительство с колониальным правлением. Культурная гармония и идейная сплоченность представлялись такими же основополагающими факторами стабильности и безопасности государства, как и его административно-правовое единство. Начиная со взятия Казани в XVI веке, каждое последующее завоевание вновь и вновь ставило на повестку дня вопросы аккультурации и ассимиляции. До какой степени можно было осуществлять политику русификации покоренных народов, не рискуя при этом вызвать вспышку волнений? Какую степень культурного плюрализма можно было допустить, не подвергая угрозе внешнюю безопасность страны? Разрабатывая свою «национальную политику», Россия вновь не смогла четко разделить сферы «иностранных» и «внутренних дел». Проблема осложнялась еще и тем, что культурную политику надо было разрабатывать, когда процесс государственного строительства еще не завершился. Речь тут не шла о выработке политической линии в пределах сложившейся государственной системы (как в случае Англии, Шотландии и Ирландии, ставших после унии 1707 года Соединенным Королевством) или об ассимиляции отдельных лиц и целых этнических сообществ, физически оторванных от своей родины, как это было в США (хотя американский вариант решения оказался гораздо менее Удовлетворительным, чем ожидалось изначально). Русским приходилось проводить ассимиляцию народов, проживающих на своих исконных территориях и зачастую отделенных от своих соплеменников и единоверцев лишь «пористыми» зонами фронтира или искусственно проведенными пограничными линиями. Многочисленные российские (и советские) правительства, начиная с XVIII века и до сегодняшнего дня, разработали не меньше десятка вариантов «национальной политики», часто принимая во внимание возможный резонанс, который такая политика вызовет за рубежом. При этом замысел и практическое осуществление национальной политики не всегда отличались последовательностью. Можно выделить три возможных варианта - или три уровня - культурной интеграции, выстроив их по степени глубины и интенсивности: идеологическая ассимиляция, обрусение, русификация [46]. Идеологическая ассимиляция в дореволюционной России означала обращение в православие и воспитание преданности правящей династии. В Советском Союзе она стала означать принятие государственной политики модернизации (в организационных формах, предложенных Коммунистической партией), проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Обрусение представляет собой процесс превращения русского языка и, до некоторой степени, русской культуры в доминирующую форму дискурса и идентичности. Русификация означает психологическую трансформацию в «русского» на личностном уровне. С другой стороны, можно выделить и три уровня сопротивления ассимиляции в любых ее формах. Это были: пассивное сопротивление или уход в культурную изоляцию; затем - активная защита или даже экспансия национальных культурных институтов (включая церковь, школы, частные объединения и полуподпольные организации); и, наконец, открытое восстание. Степень ассимиляции или сопротивления ей зависела от множества факторов: исторической памяти о былой независимости; культурной дистанции между местным населением и русскими; а иной раз - и от реакции международного сообщества. В последнем случае жесткая ассимиляционная политика могла вызвать резкую реакцию за рубежом или, по крайней мере, усложнить взаимоотношения России с другими странами. Именно таким образом русские спровоцировали осложнение отношений с Османской империей своим обращением с башкирами в XVII веке; с французами - своей политикой по отношению к полякам в середине XIX века; и с Соединенными Штатами - своей политикой по отношению к евреям в начале XX века и вновь после 1967 года. Во всех трех случаях правительство - оправданно или нет - верило, что имеет право усомниться в лояльности этнического меньшинства, которое оказывает сопротивление русификации или идеологической ассимиляции, поддерживает подозрительные или противозаконные контакты с соотечественниками за пределами страны и представляет собой «угрозу безопасности». Призывы иностранных держав проявлять терпимость расценивались как неправомерное вмешательство во внутренние дела России. Своеобразный характер поликультурного государства порождал сомнения при решении вопроса о том. какое место приличествует России в международной системе государств. В настоящее время внутриполитическая стабильность и внешняя безопасность бывшего Советского Союза - или нового Российского государства как поликультурной системы - вновь оказались под угрозой. В начале 1990-х годов кардинальные государственно-правовые проблемы, касающиеся формы, структуры и - что весьма символично - самого названия СССР, привели к заключению первой (как можно надеяться) серии договоров между девятью из пятнадцати бывших советских республик, стремящимися установить взаимоотношения совершенно нового типа. Одновременно ведутся бурные споры о сущности русского национального самосознания. Вопрос национальной идентичности значительно усложняется из-за существования в пределах России небольших национальных анклавов, официально составлявших в советские времена шестнадцать автономных республик (АССР). В Грузии конфликты вокруг вопросов национальной идентичности уже привели к формированию очага гражданской войны между грузинами и осетинами. Возможность превращения территории бывшего Советского Союза в арену крупномасштабных войн вызывает глубокую обеспокоенность Европейского Союза. Сейчас предпринимаются лихорадочные попытки выработать действенные способы интеграции зарождающейся государственной структуры -какую бы форму она не приняла - в международное экономическое и политическое сообщество. Но в прошлом и это было трудноразрешимой проблемой из-за маргинального культурного положения Российского и Советского государства. Маргинальный характер культуры. Четвертым из устойчивых факторов, с которыми приходилось иметь дело российским правителям при выработке внешнеполитического курса, является маргинальный характер культуры [47]. Начиная с возвышения Москвы в XV веке, Российское государство располагалось, как географически, так и в культурном плане, на периферии трех великих культур: Византийской империи на юго-западе, католического Запада, мусульманского Мира на юго-востоке. (Применительно к более позднему периоду, учитывая переход от религиозной культурной идентичности к светской, наименования двух различных христианских культур можно заменить общим понятием «Европа»). Еще до возникновения централизованного Российского государства русский народ и его предки - восточнославянские племена - уже имели длительную предысторию отношений с этими тремя культурными регионами. Войны чередовались с Торговлей, заключением браков между представителями элиты, культурными заимствованиями. Подвергаясь неприятельским вторжениям, утрачивая часть своих территорий, даже переживая завоевание или Попадая в культурную зависимость, русские тем не менее никогда не были полностью абсорбированы ни одной из этих трех граничивших с ними великих культур. Они отбили вооруженный натиск латинского Запада и сопротивлялись попыткам Рима обратить их в католичество; они избежали политического подчинения Византии; и, даже утратив политический суверенитет, они отстояли от монголо-татар свою культурную независимость. Именно за этот долгий период конфликтов, эпизодических или же интенсивных, который продолжался более шести столетий и предшествовал образованию объединенного Российского государства, во многом сложилось отношение россиян к внешнему миру. Когда Москва вела свои первые битвы за богатство и безопасность в окружавших ее зонах фронтира, ее правители стремились подтвердить легитимность своей власти, заявив о своих правах на политическое и культурное наследие трех прилегающих регионов. Русские цари хотели бы, чтобы Москву воспринимали и как часть Европы, и как наследницу Византии, и как преемницу Золотой Орды. Осуществляя свою внешнюю политику, они примеряли маски то государя эпохи Ренессанса, то базилевса, то хана [48]. Во внешней политике эти роли не всегда сочетались гармонично, а во внутренних делах цари представляли собой нечто большее, чем простую сумму трех разных образов. Но игнорировать хотя бы одну из этих культур или отвергнуть ее как совершенно чуждую было невозможно - это повлекло бы за собой серьезные политические последствия. В допетровской России маргинальный характер культуры особенно явно проявлялся в самом стиле российской дипломатии, способах доказать легитимность своего правителя на международной арене или оправдать свою имперскую политику, а также в обращении с иноземцами. Во второй половине XV века, когда Москва уже готова была сбросить как иго религиозной зависимости от Византии, так и политическую зависимость от Орды, она выработала и усвоила науку «двойной дипломатии». Она применяла один свод правил и язык дипломатии в отношениях с европейцами, а другой - в своих контактах со степными сообществами. Со временем правители России стали отдавать предпочтение «ренессансной дипломатии» в западном смысле слова, что означало равные и братские отношения с соседями взамен той политики неравноправных, иерархических взаимоотношений, которая была характерна как для Византии, так и для монголо-татар [49]. Правда, российские правители не всегда могли легко отделить друг от друга тот дипломатический протокол и практику, которые следовало применять в Европе, от тех, которые предназначались для взаимоотношений со степняками; это порождало недоразумения, а иногда навлекало на российских правителей обвинения в лицемерии [50]. Строя свои взаимоотношения с государствами - преемниками Золотой Орды, русские овладели искусством выдвигать там «своих» претендентов на трон или поддерживать в лагере противника «русскую партию». Первым образцом такой политики стало создание Касимовского царства в середине XV века; эту практику довел до совершенства Иван IV в своих взаимоотношениях с Казанским ханством. Впоследствии подобную тактику применяли неоднократно: наиболее яркими примерами была политика России по отношению к Польше в течение XVII - XVIII веков; к Швеции - в XVIII веке и по отношению к трем казахским жузам - в XIX веке. Первоначально выдвинутая Лениным концепция существования независимых компартий была в корне пересмотрена Сталиным, последним из «степных» политиков. За время его пребывания у власти зарубежные коммунистические партии приобрели все отличительные особенности дореволюционных «русских партий». Он с готовностью использовал их как пешек в борьбе за приграничные земли (особенно при соперничестве с такими державами, как Турция, Иран, Китай), а при необходимости жертвовал ими ради интересов Советской России. Неразборчивое следование канонам «степной» политики вызывало нарекания со стороны европейских государственных деятелей и дипломатов с самого начала их взаимоотношений с Российским государством. Русские вели себя некорректно; они либо нарушали западный дипломатический этикет, либо навязывали иностранцам свой собственный; они игнорировали международные нормы суверенитета. Когда впервые в истории Иван IV использовал азиатские войска в качестве вспомогательной силы в Ливонской войне, волна негодования захлестнула все европейские страны. Жестокий характер военных Действий был воспринят как свидетельство варварства московитов и их безразличия к установленным правилам ведения войн. За этим незамедлительно последовало исключение Московии из числа участников международного съезда в Щецине 1570 года, куда, чтобы установить свободное судоходство на Балтийском море, были приглашены йсе заинтересованные державы. Тогда же имена московских князей и Царей не были включены в дипломатический реестр христианских государств («Ordo regnum christianorum») [51].
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |