КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устойчивые факторы 1 страница
Альтернативный подход состоит в том, чтобы выявить те специфические именно для России устойчивые факторы, которые на протяжении длительного времени определяли спектр возможностей и сетку ограничений во взаимоотношениях правящей элиты и народных масс России с другими государствами и народами. Прилагательное «устойчивый», в отличие от «постоянный», предполагает, что эти факторы не являются ни безличными, ни неизменными. В качестве основополагающих для понимания истоков и эволюции российской и советской внешней политики представляется возможным выделить четыре таких фактора: 1. Относительная экономическая отсталость по сравнению с Западной Европой и позднее с Соединенными Штатами Америки и Японией. 2. Уязвимые границы на всем протяжении державы. 3. Поликультурное общество и государство, состоящее из этно-территориальных блоков. 4. Маргинальный характер культуры. В отличие от трех перечисленных выше мифов, эти устойчивые факторы - каждый в отдельности или в совокупности с другими - не подразумевают предрешенного развития ситуации, они не исключают возможности выбора. Они также не предполагают наличия какой-либо четкой системы ценностей или институтов, которая в определенный исторический момент под давлением внешних причин прекращает свое существование. Общим для всех этих факторов является конкретный аспект, который удачнее всего можно обозначить как геокультурный, поскольку эти факторы относятся к тем областям человеческой деятельности - взаимодействию с окружающей средой, сфере взаимоотношений и ценностей, которые медленно изменяются с течением времени и не так легко поддаются воздействию политической власти какой бы всемогущей она себя не считала. Экономическая отсталость. На протяжении всей своей долгой истории Россия - Московская, имперская или советская - часто, хотя и не всегда оказывалась позади других ведущих держав по определенным демографическим, экономическим и технологическим показателям, которые в международной практике принято считать мерилом могущества, положения и влиятельности. С XVII века (мы не располагаем более ранними статистическими данными) обширная территория страны была малонаселенной. Такой важный показатель активности городской жизни и торговых взаимоотношений, как плотность населения, в России даже в XX веке был намного ниже, чем в других державах, а за пределами европейской части России это отставание сохраняется и по сегодняшний день. Во времена Петра I, о которых мы можем судить по статистическим данным, а не по догадкам ученых, на европейской части России проживало около 13 миллионов населения, что составляло в среднем 3,7 человека на квадратный километр. Почти два столетия спустя, в 1897 году, когда была проведена первая перепись населения современного образца, плотность населения увеличилась до 17 человек на квадратный километр. Соответствующие данные по Западной и Центральной Европе резко отличались от российских. Еще в XIV веке Франция достигла показателя 40 человек на квадратный километр. В 1740 году плотность населения Пруссии была выше, чем соответствующий показатель по европейской части России в 1897 году. К концу XIX века плотность населения Франции и Австро-Венгрии превышала плотность населения европейской России в четыре раза; Германия опережала Россию по этому показателю более, чем в пять раз, а Великобритания - более, чем в семь раз [10]. С самого раннего периода существования Московского государства дальние расстояния и относительно редкое население создавали большие трудности для транспортного сообщения и крайне усложняли задачу защиты границ [II]. Вплоть до 40-х годов XX века подавляющая часть населения России была сельской, однако продовольственное обеспечение было недостаточным для того, чтобы накормить население или создать резервные фонды. Урожайность в России конца XIX века была самой низкой в Европе, ниже, чем даже в Сербии, а сбор зерновых с одного акра земли вполовину уступал Франции, Германии и Австрии [12]. На протяжении советского периода показатели урожайности колебались, но к окончанию эпохи хрущевских реформ (конец 1950-х - начало 1960-х годов) валовой сбор советской пшеницы составлял чуть более 50 % валового сбора пшеницы в США и был равен валовому сбору в США в конце 1930-х годов, не самых лучших лет для американского сельского хозяйства. С первых дней существования централизованного Московского государства зоны, богатые природными ресурсами, как правило, располагались на периферии сферы влияния государства, в наименее населенных районах. Это и побуждало выйти за пределы своего относительно небогатого природными дарами региона и в погоне за экономической выгодой продвигаться на соседние территории: на восток вдоль Волги (в Казанское ханство) и на юг в украинское «Дикое поле» -ради плодородной земли; за «Камень» (Урал), а затем к Тихому океану и Аляске - ради пушнины; на юго-запад вдоль Волги к Каспийскому морю - ради соли и рыбы; на Алтай - ради драгоценных металлов; к югу, вдоль Дона - ради добычи угля и железной руды. Все эти перемещения привели к образованию целой серии пересекающихся «фрон-тиров». За переселением людей в другие районы не стояло никакой руководящей идеи, да и государство не всегда оказывало им организованную поддержку. Государству не принадлежала монополия на захват новых земель. На протяжении всей истории русской экспансии в поисках богатств, земель и новых ресурсов стихийная колонизация и систематическая государственная политика подменяли друг друга, сочетались, а иногда и соперничали [13]. Однако, как демонстрирует опыт Испании XVI века, одного обладания новыми ресурсами недостаточно. Необходимо также организовать переработку сырья и торговлю им. И Россия, подобно Испании (даже если по каким-то другим причинам) оказалась неспособной справиться с этой задачей. Слаборазвитые города, изолированное положение в мировой торговле и относительная технологическая отсталость - вот те трудности, с которыми пришлось столкнуться России при попытке наверстать экономическое отставание. Большинство российских правителей, начиная с Ивана Грозного и до конца царского режима (если не до более позднего времени), осознавали, сколь серьезны будут последствия, если преодолеть технологический разрыв так и не удастся. (Технологию здесь следует понимать не только как технические новшества, но и как систему организации производства). Главное назначение решительной внешней политики, направленной на то, чтобы «догнать» более развитые страны, состояло в стремлении получить от них - через торговлю или путем непосредственной передачи технологий - отвечающее современным требованиям техническое оборудование и организационные навыки. Основными сопутствующими задачами внутренней политики были развитие и поддержка институциональных и социальных структур, необходимых для внедрения этих новшеств, чтобы в конечном счете сделать инновации самогенерирующими и самообновляющимися. Насколько успешны были попытки государства в обеих сферах, можно судить по тому факту, что Россия смогла приобрести статус великой державы и сохранить его с конца XVIII века до сегодняшнего времени. О неудачах же можно судить по тому обстоятельству, что в конце XX века руководство страны все еще решает проблему экономической отсталости, пусть даже в ином ее проявлении. С XVI поXX столетия основная проблема, с которой правителям России приходилось иметь дело в борьбе за преодоление отсталости, состояла в особом геокультурном положении страны. Доступ к главнейшим артериям мировой торговли для России оставался до совсем недавнего прошлого ненадежным и непостоянным. До петровского прорыва к Балтийскому морю русское торговое дело страдало от в высшей степени неблагоприятного географического расположения государства. Согласно удачному образу, предложенному Фернаном Броделем, «русский перешеек» Европы был равно удален от двух центров мировой торговли, расцветших на заре нового времени: Средиземноморья, которое Бродель называет «источником процветания», и Атлантики [14]. На протяжении всего московского и имперского периодов правители России стремились создать «внутренний коридор» из рек, протекающих на севере и на юге страны, укрепить свои позиции на берегах двух внутренних морей, связанных водными путями с центром страны, а также получить доступ от внутренних морей к внешним океанам и обеспечить защиту балтийского и черноморского побережья от нападений с моря. Но два узких водных пространства - Датские проливы и контролируемые Турцией проливы Босфор и Дарданеллы, которые могли бы завершить эту систему, -Постоянно ускользали из-под контроля России. Даже после того как внутренние водные пути оказались под властью России, их полноценное использование было ограничено значительными расстояниями, сезонным замерзанием воды, нерегулярной Навигацией и нежеланием консервативного купечества пускаться в Рискованные предприятия, связанные с долгими и изнурительными Путешествиями. Мечте Ивана IV о торговом посредничестве между Северной Европой и Восточной Индией путем захвата волжского бассейна никогда не суждено было осуществиться. На водный путь из Москвы до Астрахани уходило сорок дней, а чтобы добраться из Астрахани до Ормузского пролива, требовалось еще два с половиной месяца - через Каспийское море, затем сушей через Персию. Для сравнения: единственной альтернативой был водный путь из Западной Европы в Индию вокруг южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды. Кроме того, налеты кочевников и разбойничьих судов на российских реках и соперничество между Османской империей и Ираном за побережье Каспия нередко мешали торговле, а путь из России в Индию делали небезопасным предприятием. В целях самозащиты и снижения риска купцы формировали огромные, медлительные и дорогостоящие торговые флотилии, насчитывавшие до пятисот кораблей. Торговые отношения с Ираном были нормализованы только век спустя после завоевания Россией Астрахани. Тем не менее, Петр I счел необходимым послать военную экспедицию против Ирана с целью укрепить свои позиции на южных берегах Каспийского моря, что должно было раз и навсегда сделать дорогу в Индию безопасной. Его преемники решили, что русские владения на южном берегу Каспия слишком далеки, и оставили их. Так близко и так далеко: России так никогда и не удалось использовать географическую близость к «сказочным сокровищам Востока» с выгодой для себя [15]. Завоевание Петром балтийского побережья на другом конце «внутреннего коридора» не разрешило проблемы торговли с Западом. Путь из внутренних губерний, поставляющих основные товары российского экспорта, к портам Санкт-Петербурга, Риги и Ревеля был длинным и изматывающим. Перевозимые навалом товары, такие как зерно, железную руду, древесину и корабельные припасы, дешевле всего было доставлять по воде. Однако внутренний речной коридор был «открыт» не на всем протяжении. Например, плавание по Онежскому озеру было рискованным из-за противных ветров и течений, таких же опасных. как и в открытом море. Следовательно, нужно было строить каналы. С присущей ему энергией Петр начал строительство трех больших водных систем, которые должны были соединить Москву и внутренние губернии с Петербургом: Вышневолоцкой, Мариинской и Тихвинской. Выполнение его строительных планов потребовало ста лет. В то же время для улучшения сухопутных перевозок предпринималось слишком мало усилий. Строительство первой шоссейной дороги между Москвой и Петербургом началось в 1817 году, а завершилось в 1834 году. Слаборазвитый внутренний рынок, что объяснялось застойной крепостной экономикой, неблагоприятными природными условиями в центральной России, где местность пересекалась болотами, лощинами и мелкими речками, а также недостатком дорожно-стро-ительных материалов, усугублял ужасающе низкий уровень развития российской дорожной системы. К 1870 году в европейской части России было построено всего лишь 10 000 км шоссейных дорог; для сравнения, во Франции того времени их протяженность составляла 261 000 км [16]. Строительство железных дорог улучшило положение России по отношению к мировым рынкам, однако не помогло преодолеть относительную отсталость страны на международной арене. Изначально высокая стоимость строительства, недостаточный инвестиционный капитал и огромная протяженность дорог, нуждающихся в оснащении, задерживали создание железнодорожной сети в масштабах страны и серьезно снижали конкурентоспособность России в мировой торговле. В 1890 году, спустя полвека после начала строительства железных дорог, по их протяженности в милях Россия стояла на пятом месте после США, Германии, Франции и Великобритании; Индия и Канада быстро догоняли ее, а в Латинской Америке протяженность железных дорог уже вдвое превысила достигнутый Россией уровень [17]. Слаборазвитая российская коммерческая инфраструктура, в свою очередь, затрудняла развитие внешней торговли как стимула экономического развития. В силу того, что национальная валюта России, а позже Советского Союза была неконвертируемой, страна получала меньше чистого дохода с фиксированного объема продаж, чем другие страны. Рубль служил международной единицей обмена лишь краткое время - с 1890-х до 1917 года. Только в период правления С.Ю.Витте российское правительство создало широкую сеть иностранных консульств; то была политическая линия, продолженная Советской властью. Тем не менее, при царском режиме слабое развитие торговли и ксенофобия бюрократии привели к тому, что большая часть внешней торговли оставалась в руках иностранцев. Установленная советским правительством государственная монополия внешней торговли лишь незначительно поправила положение. От конвертируемости рубля пришлось отказаться, а система международных цен создала новые проблемы. Развитие внешней торговли при советском правительстве, впрочем как и при предыдущих правителях, в значительной степени зависело от иностранных кредитов, на вероятность получения которых влияло любое изменение политического климата [18]. Надежды на получение зарубежных технологий и экономической помощи как дополнения внешней торговли или альтернативы ей постоянно ставили перед российским правительством сложную дилемму. С одной стороны, иностранная помощь будила тревожные предчувствия зависимости России от других держав и (что не менее важно во внешней политике) она заставляла усомниться в фундаментальных Ценностях русской культуры при сопоставлении их с культурой экономически более развитых стран. Ответная реакция российских или советских лидеров не всегда была однотипной, но они нередко давали отпор попыткам зарубежных держав увязать решение вопросов торговли и поставки технологий с теми или иными политическими уступками. В серединеXVIII века Англия пыталась использовать свою фактически монопольную позицию в российской торговле и предоставление российскому правительству крупных займов на содержание армии как средство для управления русской внешней политикой [19]. Это была одна из первых попыток зарубежной державы использовать экономическую отсталость России в своих целях. Во второй половине XIX века настала очередь Франции. Несколько русских правителей, начиная с Александра II, стремились избегать политических соглашений с Францией в обмен на необходимый для строительства железных дорог капитал и технический опыт. В большинстве случаев им это удавалось, но лишь до рубежа веков, когда, чтобы обеспечить себе жизненно необходимые ссуды на экономическое развитие, им пришлось пойти навстречу требованиям Франции и построить стратегически важные пути в направлении восточных границ Германии [20]. С другой стороны, вторжение иностранных специалистов в сферу русской культуры вызывало резко негативную реакцию защитников национальных традиций. Физическое присутствие иностранцев было необходимо потому, что заимствованные технологии после внедрения в производство зачастую не становились самоокупаемыми и эффективными. Найм иностранных специалистов был одновременно и самым простым, и довольно недорогим способом приобрести технические и научные знания. Но для многих русских сам факт заимствований с Запада воспринимался как подрыв главных культурных ценностей. Появление иностранцев на престижных должностях вызывало серьезное недовольство среди тех групп населения, которым было что терять. В царской России это были церковные иерархи и купечество; в Советской России - партия и «красные спецы». Со времен Московского царства и вплоть до сталинской эпохи использование иностранных специалистов, книг и идей нередко оказывалось под угрозой из-за погромов в сфере культуры. Так, сразу же после наполеоновских войн была развернута мощная антизападная кампания, которая привела к радикальной чистке рядов западных специалистов и их русских последователей в университетах, школах и государственных учреждениях [21]. Век спустя, в эпоху Сталина, в ходе двух политических судебных процессов над техническими специалистами («шахтин-ского дела» и «дела Промпартии») обвинения в промышленном вредительстве были предъявлены группе немецких технических работников и большому числу советских инженеров, получивших образование на Западе и поддерживавших контакты с зарубежными коллегами. Одним из существенных аспектов обвинения было то, что советские инженеры перенимали американские методы рационализации производства и лелеяли технократические надежды [22]. Попытки советского государства преодолеть технологический разрыв в постсталинский период путем восстановления международных связей, через торговлю и передачу технологий, по сей день не увенчались успехом. В отличие от технологий 1930-х годов, технологии 1980-х уже не могут быть переданы путем обычного приобретения индустриального артефакта, будь то механический инструмент или сложная деталь оборудования. Сложность современных технологий настолько велика, что конечный продукт более не может сам по себе раскрыть секретов производственного процесса, результатом которого он является [23]. Для государства и технической интеллигенции становится все труднее и труднее поддерживать современную систему вооружений в условиях экономического кризиса и периода реформирования. Узловой проблемой является уже не внедрение технических новшеств, а, как и во второй половине XIX века, преимущественно проблема производства. Уже в 1960-х годах советские экономисты-реформаторы пришли к осознанию того, что весь парк оборудования в сфере государственной экономики нуждается в основательной реконструкции. В Советском Союзе любили говорить о научно-технической революции, но было мало свидетельств того, что она воплощается в жизнь. Рассчитывать на то, что обновление технологий произойдет быстро, не приходилось [24]. В то же время фундаментальные экономические перемены требовали соответствующих крупномасштабных перемен в обществе, и современная бурная внутриполитическая борьба началась именно вокруг вопроса о том, как их проводить. В данном контексте запутанная связь между «перестройкой» во внутренней политике и «новым политическим мышлением» в политике внешней не так уж нова, а скорее традиционна для России, и все то, что мы сейчас наблюдаем, является, может быть, лишь несколько драматичным и внезапным проявлением этой связи. Когда в годы перестройки было принято решение стимулировать крупный приток в страну западного капитала, технологий и организационных принципов, Необходимо было столь же кардинально изменить советскую внешнюю Политику, вплоть до вывода войск из Афганистана и фактического отказа от Восточной Европы как защитного буфера. Уязвимые границы. Второй устойчивый фактор - уязвимые или «пористые» границы по всему периметру державы - создавал серьезные проблемы и для внутренней стабильности государства, и для внешней безопасности. Хотя первоначальные владения Московского княжества претерпели колоссальное расширение (прерываемое иногда судорожными сжатиями), контроль центра над периферией все же оставался ненадежным. В первые века существования державы своеобразие процессов завоевания и колонизации часто приводило к неопределенности границ. С одной стороны, границы были уязвимы для внешних вторжений. С другой стороны, это обстоятельство облегчало беглым крепостным и прочим смутьянам задачу бегства за рубеж. По мере продвижения от центра к периферии государственная власть ослабевала. Первой и важнейшей из стоявших перед ней проблем были дальние расстояния и трудности передвижения по бездорожью, будь то северная тайга, густые леса на западе или южные степи. Вторая проблема состояла в том, что из-за низкой плотности населения в приграничных районах там было трудно организовать оборону границ и сформировать административные и экономические центры. Третья проблема - в том, что характер хозяйственной деятельности покоренных народов Сибири и степей, большей частью кочевников или полукочевников, затруднял установление четких пограничных линий. И, наконец, этническое разнообразие земель, лежащих за пределами регионов первоначального расселения великороссов, сталкивало государство с угрозой нестабильности в приграничных регионах - зонах «фронтира». Концепция «зон фронтира», впервые разработанная Оуэном Лат-тимором на материале Внутренней Азии, с определенными оговорками может быть применена и ко всей периферии российского, а позже и советского государства (табл. 1). Фронтиры создавались в результате приливов и отливов цивилизаций на великой Евразийской равнине. После завоевания Россией Казани, Астрахани и огромных пространств сибирской тайги российские рубежи невозможно было четко обозначить на карте [25]. С ходом времени они неоднократно изменялись. Более того, в чем и состояла их уникальность, они не служили разграничительными рубежами между различными этническими группами. В отличие от границ между большинством европейских и восточно-азиатских государств, приграничные зоны на периферии Российского государства были населены народами, этнически отличающимися от политически доминирующей национальности: от русских с одной стороны границы, и от китайцев, иранцев, турок или немцев - с другой. Таким образом. Российское государство опоясывали бесчисленные фронтиры. По мере приближения к отдаленным окраинам империи русское население заметно сокращалось, часто в результате смешения с другими этническими группами, что в результате создавало этнический фронтир. Кроме того, через районы расселения нерусских народов на периферии империи (монголов, уйгур, таджиков, азербайджанцев, армян, молдаван, украинцев, белорусов и финнов) проходил еще один, на этот раз политический фронтир. Большую часть нового времени эти народы не имели своей государственности, были разделены и находились под властью нескольких держав. И наконец, ситуация дублировалась по ту сторону границы. Еще один этнический фронтир начинался там, где народы пограничья смешивались с этническим большинством соседнего государства, например, с китайцами, персами, турками-османами, поляками (впоследствии немцами) и шведами. Такие многоярусные фронтиры создавали неограниченные возможности для миграций, побегов, смены государственного подданства и локальных военных конфликтов [26]. Таблица 1 Этнические зоны фронтира Европейская модель
Евразийская модель
Даже до образования Московского централизованного государства в конце XV - начале XVI веков у русских княжеств не было твердых демаркационных линий ни в физической, ни в политической географии. Несмотря на все завоевания последующих пятисот лет, коренного изменения ситуации не произошло. В течение XVI-XVII веков «пористая» южная граница была особенно уязвима как для вражеских набегов, так и для оттока населения из центра страны. Особенности социально-экономического уклада жизни крымских татар -отчасти оседлых земледельцев, отчасти воинственных кочевников -создавали постоянную угрозу безопасности пограничных городов и крепостей [27]. В географическом плане длинные степные полосы («шляхи»), врезавшиеся в лесные массивы, создавали естественные тропы для татарских набегов на московские земли. Столетие спустя после разграбления Москвы в 1571 году, татары все еще представляли страшную угрозу для Слободской Украины. Несмотря на то, что государство с возрастающим рвением строило оборонительные линии («черты») и крепости, что должно было побудить или даже заставить людей заселять новые земли, современные ученые в большинстве своем считают, что «раздвинуть пределы» России в равной степени помогли процессы бегства, переселения и вооруженных вылазок за рубежи российских владений. Иными словами, и без того неопределенные официальные границы, разделявшие русских и татар, постоянно нарушались с обеих сторон. Переселенцы и искатели приключений с севера могли принадлежать к самым разным социальным группам: это были крестьяне, монашествующие, казаки, представители финно-угорских народностей (марийцы, мордва), наконец, ватаги охотников и рыбаков, уходившие по суше, вниз по Волге и дальше за «Камень», в Сибирь [28]. Государственные власти питали двойственное отношение к этой стихийной, «ползучей» экспансии. С одной стороны, они опасались как оттока рабочей силы, недостаток которой в центральных сельскохозяйственных районах ощущался уже в XVI веке, так и ухода налогоплательщиков, что было жизненно важно для обеспечения хотя бы минимальных хозяйственных излишков в экономически отсталой стране. С другой стороны, присутствие русского населения за официальными границами государства предоставляло властям хорошие экономические причины и политический повод, чтобы последовать за переселенцами. В случае русского империализма флаг не следовал за купцом, а преследовал беглых. Уязвимые границы на западе и юго-западе давали крестьянам и тяглым людям возможность бегства от непосильного бремени государственных повинностей. Вопрос о беглых стоял на повестке дня с середины XVI века и вплоть до окончательного установления крепостного права в 1649 году. Беглецы не обязательно были крестьянами, ушедшими от жестокой экономической эксплуатации со стороны землевладельцев; это могли быть также дезертиры и перебежчики из числа служилых людей или религиозные диссиденты, бежавшие, чтобы избежать кары или уйти от своих обязательств перед государством. На Дону и в Запорожье беглецы сформировали хорошо организованные, самоуправляющиеся военизированные сообщества, которым не хватило совсем немногого, чтобы их признали самостоятельными государствами. Возникнув однажды, казачество стало надежной гаванью для последующих волн беглецов. Донские казаки даже имели право предоставления убежища беглым. Российские правители от Петра I до Екатерины II пытались пресечь бегство путем оказания давления на гетманов, однако эта тактика оправдала себя лишь отчасти [29]. Спустя много лет после того как пограничные земли перешли под непосредственное управление централизованного государства, историческая память о былых «вольностях» живет и сегодня, запечатленная в фольклоре и народном сознании. Неоднозначное отношение государства к внутренней миграции в направлении отдаленных окраин сохранялось и в более поздний период существования империи. Лишь в 1880-е годы государство законодательно разрешило переселение крестьян в Сибирь. Миграция значительного числа населения в Приморье развернулась только в последние годы перед революцией. К тому времени опасение утратить контроль над крестьянством уступило место страху перед японской экспансией в Северной Азии и осознанию необходимости укреплять славянское влияние в малонаселенной зоне фронтира [30]. Когда центральная власть ослабевала или терпела крушение, как после революции 1917 года или в начале второй мировой войны, историческая память о былой автономии и свободе воскресала у населения фронтиров с удивительной силой. Их лояльность по отношению к российскому государству разлеталась в прах, несмотря на долгие века подчинения центральной власти и отсутствия собственной государственности. Ответом государства на такие кризисы в зонах фронтира становилось обращение к политике депортации «неблагонадежных элементов». Страдали не только реальные, но и надуманные враги. Сразу после начала первой мировой войны правительство приказало депортировать евреев (которые якобы представляли собой угрозу российской безопасности) с западных приграничных земель [31]. Когда советские войска после заключения пакта Молотова-Риббентропа оккупировали Восточную Польшу, они организовали депортацию полумиллиона человек, в большинстве своем поляков, во внутренние области СССР. Советская оккупация Бессарабии сопровождалась депортацией около трехсот тысяч социально нежелательных элементов. Позднее, столкнувшись с некоторыми, довольно противоречивыми, свидетельствами нелояльности со стороны нерусского населения западных и южных окраин Советского Союза, Сталин депортировал сотни тысяч крымских татар и народов Северного Кавказа (чеченцев, ингушей и других) [32].
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |