КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление советской культуры 3 страница
21. См., например: Исаков И. Кривая трех И // Жизнь искусства. 1924. № 30 (22 июля). С.5-6. [О ГИИИ как важном немарксистском, полунезависимом центре в области гуманитарных наук и искусствоведения в годы нэпа см.: Katerina Clark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution (Harvard University Press; Cambridge, Mass., and London, 1995). P.149-150. - Прим. М.Дэвид-Фокса]. 22. В Институте истории искусств // Жизнь искусства. 1924. № 10 (4 марта). C2l. 23. Социологическое изучение искусства // Жизнь искусства. 1925. № § (24 февраля). С.23. 24. Шмидт Ф.И. Российский институт истории искусств // Жизнь искусства. 1925. № 6 (10 февраля). С.5. 25. Институт истории искусств // Жизнь искусства. 1925. № 45 (7-10 ноября). С.35. 26. Эта позиция наиболее убедительно изложена в его книге «Запад и Восток»: Троцкий Л.Д. Запад и Восток: Вопросы мировой политики и мировой революции. М., 1924. 27. Всеволодский В. «Левый» театр сего дня // Жизнь искусства. 1924. № 6 (5 февраля). С.6. 28. Шмидт Ф.И. Российский институт истории искусств. С.4; Очередные задачи АХРР // Жизнь искусства. 1924. № 22 (27 мая). С.5. 29. См.: Троцкий Л.Д. О художественной литературе и политикеРКП (Речь на совещании при ЦК РКП о литературе) // Жизнь искусства. 1924. № 34 (19 августа). С.4. 30. По поводу этого см.: Robert С. Tucker, Stalin as Revolutionary, 1879-1929: A Study in History and Personality (New York: W.W. Norton and Co., 1973), особ. сс.373-392. 31. См. главу6 в книге dark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution. [Прим. ред. - Майкл Дэвид-Фокс]. 32. См. описание «Трех дней»: Пиотровский А.И. Хроника ленинградских празднеств 1919-1922 гг. // Массовые празднества: Сборник Комитета социологического изучения искусства. Л., 1926. С.58-60, 78-79, 84; а также: Рабочий репертуар // Жизнь искусства. 1923. №21 (29 мая). С.20; Октябрь в рабочих клубах // Жизнь искусства. 1923. № 43 (30 октября). С.13-16. 33. N. Новая постановка Акдрамы // Жизнь искусства. 1924. № 37. С.23; Авлов Гр. «Лизистрата» // Жизнь искусства. 1924. № 42 (14 октября). C.I 1. 34. ОРИС (Общество ревнителей истории) // Жизнь искусства. 1926. № 4 (26 января). С.21; В.Б. [Реп. на:] Д. Щеглов, «Спектакль в клубе» // Жизнь искусства. 1926. № 4 (26 января). С.22. 35. Революционная дата [от редакции] // Жизнь искусства. 1925. № 51 (22 декабря). C.I. 36. Гайк Адонц. История или балаган // Жизнь искусства. 1925. № 23 (9 июня). С.2. 37. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М.; Л., 1925. С.137. 38. Два таких произведения - «Мать» А.М.Горького (1906 г.) и «Чапаев» Д.А.Фурманова (1923 г.) - были опубликованы ранее; «Цемент» Ф.В.Гладкова появился в 1925 году, и, хотя «Разгром» А.А.Фадеева полностью был напечатан лишь в 1927 году, некоторые главы романа были опубликованы уже в 1925 году. 39. Луначарский А.В. Достижения нашего искусства // Жизнь искусства. 1926. № 19(11 мая), С.4. 40. См.: Katerina dark, The Soviet Novel: History as Ritual, Appendix (Chicago: University of Chicago Press, 1981). 41. Пиотровский А.И. О новых драматургах // Жизнь искусства. 1925. № 4 (20 января). С. 12. 42. Художник И.И.Бродский // Жизнь искусства. 1924. № 52 (23 декабря). С.21. Кроме особо оговариваемых случаев, сведения о Бродском почерпнуты мною из книги: Исаак Израилевич Бродский: Статьи, письма, документы. М., 1956.С.100-118. 43. Изо губполитпросвета // Жизнь искусства. 1925. № 15 (14 апреля). С.29. 44. Исаак Израилевич Бродский. С.313-318. 45. См. критические выступления П.Н.Филонова, Н.Н.Пунина и даже К.З.Петрова-Водкина против АХРР: Диспут обАХРР в Доме искусств // Жизнь искусства. 1926. № 45. С.4-5; или Малевич К.С. Открытое письмо голландским художникам Ван-Гофу и Бекмену // Жизнь искусства. 1924. № 50 (9 декабря). С. 13. 46. Биокосмисты находились под влиянием идей Н.Ф.Федорова. О центризме космистов см. Литературная хроника // Жизнь искусства. 1922. № 8 (21 февраля). С.7. 47. См.: Блюменфельд В. Пролетпоэты ЛАПП // Жизнь искусства. 1925. № 50 (15 декабря). С.4; Гор Г. Замедление времени // Звезда. 1962. № 4. С.175- 176, 182, 188. 48. Интересно сопоставить освещение обоих событий в специальном юбилейном номере «Жизни искусства» (1925. № 51, 14-17 декабря); см. особенно статью А.И.Пиотровского «1905 год в советской драматургии» в этом выпуске журнала (с.7). 49. См., например, два фильма, сделанные Г.М.Козинцевым и Л.З.Траубергом по сценариям Ю.Н.Тынянова - «Шинель» (1926 г.) и «С.В.Д. (Союз Великого Дела)» (1927 г.). 50. См. сообщение Б. Бродянского о праздновании годовщины Октябрьской революции в Ленинграде в 1925 году: Бродянский Б. Шаги тысяч // Ленинградская правда. 1925. №257 (10 ноября). 51. См.: Зильбер В. (Каверин В.А.) Сенковский (Барон Брамбеус) // Русская проза. Л., 1926; Каверин В.А. Барон Брамбеус. Л., 1929. 52. Костелянец Б. Примечания // Тынянов Ю.Н. Сочинения: В 2 т. T.I. Л., 1985. С.506. 53. Здесь я придерживаюсь точки зрения, отличной от той, которую выражает А.Белинков в своей книге «Юрий Тынянов» (2-е изд. М., 1965). См. Тынянов Ю.Н. Кюхля//Тынянов Ю.Н. Сочинения; В 2т. T.I. Л., 1985. С.76,138-139, 185, 200. 54.Тамже.С.138-139, 171. 55. В этом более обширном контексте, а не только с точки зрения уступок, вызванных политическими гонениями, можно даже рассматривать знаменитый сдвиг, произошедший в творчестве формалистов: от полного игнорирования внелитературных факторов они пришли к учету «литературного быта» -Исторического и социального контекста литературы. Сдвиг этот обычно связывают с 1927 годом, но фактически он произошел несколько ранее - в этом можн0 убедиться, ознакомившись, например, с появившимся в сентябре 1925 года сообщением о том, что Эйхенбаум работает над очерками по истории формирования натуралистического романа, которые будут называться «Быт в литературе». - Б.Эйхенбаум. Ленинград // Жизнь искусства. 1925. № 36 (8 сентября), С.31. 56. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М.; Л., 1925. С.137. 57. См.: Троцкий Л.Д. О художественной литературе и политике РКП. С.2-5; Троцкий Л.Д. Литература и революция. С.202-203. 58. Луначарский А.В. Достижения нашего искусства. С.4; Жизнь искусства. 1926. №20 (18 мая). С. 12. 59. См.: Гингер B.C. Ячейка АХРР в Академии художеств //АХРР. С.136-151. 60. Хроника // Рабочий и театр. 1924. № 3 (2 октября). С.20; Бек А. Лицо рабочего читателя // Рабочий и театр. 1925. № 6. С.16; Жизнь искусства. 1924. №7. С.22. 61. «Багдадский вор» шел в Ленинграде в течение трех недель, начиная с 31 марта 1925 г.; см.: Ленинград // Жизнь искусства. 1925. № 10 (10 марта). С.28. «Робин Гуд» вышел на экраны в сентябре одновременно в двух основных кинотеатрах Ленинграда: «Пикадилли» и «Паризиане»; см.: Севзапкино // Жизнь искусства. 1925. № 37 (15 сентября). 62. В статье, напечатанной в «Жизни искусства» в июле 1925 года, сообщается, что за предшествующий девятимесячный период из 183 показанных в Ленинграде новых фильмов 103 были американского производства и лишь 25 -советского: см.: Недоброво Влад. Девятимесячный баланс киноэкрана // Жизнь искусства. 1926. № 27 (7 июля). С.10-11. 63. Н[едоброво] Вл. Робин Гуд // Жизнь искусства. 1925. № 38 (22 сентября). С.23. 64. Сливкин А. Тов. Красин и кино // Жизнь искусства. 1926. № 49 (7 декабря). С.2-3. 65. См. рекламу этого журнала в «Жизни искусства», № 19 за 1926 год. 66. Литературная хроника//Жизнь искусства. 1925. №48(1 декабря). С. 18. 67. Трайнин И. Количество и качество кино // Жизнь искусства. 1925. №44(3 ноября). С. 14. 68. Луначарский А.В. Кино - величайшее из искусств // Красная панорама. 1926. 15 декабря. 69. См.: Белогорский А. Сила Фербенкса // Рабочий и театр. 1925. № 29 (21 июля). С. 18-19. 70. Larry L. May, Screening out the Past: The Birth of Mass Culture and the Motion Picture Industry (New York: Oxford University Press, 1980). 71. Необходимо отметить, что на проходившем в 1934 году Первом съезде писателей в официальном докладе С.Я.Маршака (который не был членом партии и даже покровительствовал Объединению Реального Искусства - обериутам - и другим менее конформистским писателям), прочитанном им в авторитетном тоне сразу после вступительного обращения А.М.Горького и якобы посвященном детской литературе, социалистический реализм по существу определялся как литература о «путешествиях и приключениях»; по словам Маршака, эту формулу он позаимствовал из писем читателей о том, какую литературу они предпочитают. Такая оценка предвосхищает многое в литературе 30-х годов; см.: Содоклад С.Я.Маршака о детской литературе // Первый съезд писателей: Стенографический отчет. М., 1934. С.20, 33. См. также выступление В.Кирпотина о драматургии, где он дает сходные рекомендации - Там же. С.378. Об ОБЕРИУ как главной организации литературного авангарда Ленинграда конца 1920-х гг. см.: dark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution. P.231-241. [Прим. ред. - Майкл Дэвид-Фокс]. 72. Один из персонажей фантастического романа Мариэтты Шагинян -Профессор шагистики Евгений Барфус, создавший на базе эйнштейновской теории относительности «циркуль, отмечающий угол времени», что позволяет «колоссально экономить время и силы и ускорить темпы во всех областях» и «возродить нашу страну без помощи иностранного капитала». - См.: Шагинян М. Месс-менд. М., 1988. С. 112. [Прим. ред.]. 73. Брик О.М. Почему понравился «Цемент» // На литературном посту. 1926.№2.С.31-32. 74. Гладков Ф. Цемент // Красная новь. 1925. № 1. С.18. 75. См., например, «Голый год» Б.Пильняка, созданный в 1922 году.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |