Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление советской культуры 3 страница




21. См., например: Исаков И. Кривая трех И // Жизнь искусства. 1924. № 30 (22 июля). С.5-6. [О ГИИИ как важном немарксистском, полунезависимом центре в области гуманитарных наук и искусствоведения в годы нэпа см.: Katerina Clark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution (Harvard University Press; Cambridge, Mass., and London, 1995). P.149-150. - Прим. М.Дэвид-Фокса].

22. В Институте истории искусств // Жизнь искусства. 1924. № 10 (4 марта). C2l.

23. Социологическое изучение искусства // Жизнь искусства. 1925. № § (24 февраля). С.23.

24. Шмидт Ф.И. Российский институт истории искусств // Жизнь искусст­ва. 1925. № 6 (10 февраля). С.5.

25. Институт истории искусств // Жизнь искусства. 1925. № 45 (7-10 нояб­ря). С.35.

26. Эта позиция наиболее убедительно изложена в его книге «Запад и Во­сток»: Троцкий Л.Д. Запад и Восток: Вопросы мировой политики и мировой революции. М., 1924.

27. Всеволодский В. «Левый» театр сего дня // Жизнь искусства. 1924. № 6 (5 февраля). С.6.

28. Шмидт Ф.И. Российский институт истории искусств. С.4; Очередные задачи АХРР // Жизнь искусства. 1924. № 22 (27 мая). С.5.

29. См.: Троцкий Л.Д. О художественной литературе и политикеРКП (Речь на совещании при ЦК РКП о литературе) // Жизнь искусства. 1924. № 34 (19 августа). С.4.

30. По поводу этого см.: Robert С. Tucker, Stalin as Revolutionary, 1879-1929: A Study in History and Personality (New York: W.W. Norton and Co., 1973), особ. сс.373-392.

31. См. главу6 в книге dark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution. [Прим. ред. - Майкл Дэвид-Фокс].

32. См. описание «Трех дней»: Пиотровский А.И. Хроника ленинградских празднеств 1919-1922 гг. // Массовые празднества: Сборник Комитета социо­логического изучения искусства. Л., 1926. С.58-60, 78-79, 84; а также: Рабочий репертуар // Жизнь искусства. 1923. №21 (29 мая). С.20; Октябрь в рабочих клубах // Жизнь искусства. 1923. № 43 (30 октября). С.13-16.

33. N. Новая постановка Акдрамы // Жизнь искусства. 1924. № 37. С.23;

Авлов Гр. «Лизистрата» // Жизнь искусства. 1924. № 42 (14 октября). C.I 1.

34. ОРИС (Общество ревнителей истории) // Жизнь искусства. 1926. № 4 (26 января). С.21; В.Б. [Реп. на:] Д. Щеглов, «Спектакль в клубе» // Жизнь искусства. 1926. № 4 (26 января). С.22.

35. Революционная дата [от редакции] // Жизнь искусства. 1925. № 51 (22 декабря). C.I.

36. Гайк Адонц. История или балаган // Жизнь искусства. 1925. № 23 (9 июня). С.2.

37. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М.; Л., 1925. С.137.

38. Два таких произведения - «Мать» А.М.Горького (1906 г.) и «Чапаев» Д.А.Фурманова (1923 г.) - были опубликованы ранее; «Цемент» Ф.В.Гладко­ва появился в 1925 году, и, хотя «Разгром» А.А.Фадеева полностью был на­печатан лишь в 1927 году, некоторые главы романа были опубликованы уже в 1925 году.

39. Луначарский А.В. Достижения нашего искусства // Жизнь искусства. 1926. № 19(11 мая), С.4.

40. См.: Katerina dark, The Soviet Novel: History as Ritual, Appendix (Chicago: University of Chicago Press, 1981).

41. Пиотровский А.И. О новых драматургах // Жизнь искусства. 1925. № 4 (20 января). С. 12.

42. Художник И.И.Бродский // Жизнь искусства. 1924. № 52 (23 декабря). С.21. Кроме особо оговариваемых случаев, сведения о Бродском почерпнуты мною из книги: Исаак Израилевич Бродский: Статьи, письма, документы. М.,

1956.С.100-118.

43. Изо губполитпросвета // Жизнь искусства. 1925. № 15 (14 апреля). С.29.

44. Исаак Израилевич Бродский. С.313-318.

45. См. критические выступления П.Н.Филонова, Н.Н.Пунина и даже К.З.Петрова-Водкина против АХРР: Диспут обАХРР в Доме искусств // Жизнь искусства. 1926. № 45. С.4-5; или Малевич К.С. Открытое письмо голландс­ким художникам Ван-Гофу и Бекмену // Жизнь искусства. 1924. № 50 (9 декаб­ря). С. 13.

46. Биокосмисты находились под влиянием идей Н.Ф.Федорова. О цент­ризме космистов см. Литературная хроника // Жизнь искусства. 1922. № 8

(21 февраля). С.7.

47. См.: Блюменфельд В. Пролетпоэты ЛАПП // Жизнь искусства. 1925. № 50 (15 декабря). С.4; Гор Г. Замедление времени // Звезда. 1962. № 4. С.175-

176, 182, 188.

48. Интересно сопоставить освещение обоих событий в специальном юби­лейном номере «Жизни искусства» (1925. № 51, 14-17 декабря); см. особенно статью А.И.Пиотровского «1905 год в советской драматургии» в этом выпус­ке журнала (с.7).

49. См., например, два фильма, сделанные Г.М.Козинцевым и Л.З.Трау­бергом по сценариям Ю.Н.Тынянова - «Шинель» (1926 г.) и «С.В.Д. (Союз Великого Дела)» (1927 г.).

50. См. сообщение Б. Бродянского о праздновании годовщины Октябрьс­кой революции в Ленинграде в 1925 году: Бродянский Б. Шаги тысяч // Ле­нинградская правда. 1925. №257 (10 ноября).

51. См.: Зильбер В. (Каверин В.А.) Сенковский (Барон Брамбеус) // Рус­ская проза. Л., 1926; Каверин В.А. Барон Брамбеус. Л., 1929.

52. Костелянец Б. Примечания // Тынянов Ю.Н. Сочинения: В 2 т. T.I. Л., 1985. С.506.

53. Здесь я придерживаюсь точки зрения, отличной от той, которую выра­жает А.Белинков в своей книге «Юрий Тынянов» (2-е изд. М., 1965). См. Ты­нянов Ю.Н. Кюхля//Тынянов Ю.Н. Сочинения; В 2т. T.I. Л., 1985. С.76,138-139, 185, 200.

54.Тамже.С.138-139, 171.

55. В этом более обширном контексте, а не только с точки зрения уступок, вызванных политическими гонениями, можно даже рассматривать знамени­тый сдвиг, произошедший в творчестве формалистов: от полного игнорирования внелитературных факторов они пришли к учету «литературного быта» -Исторического и социального контекста литературы. Сдвиг этот обычно свя­зывают с 1927 годом, но фактически он произошел несколько ранее - в этом можн0 убедиться, ознакомившись, например, с появившимся в сентябре 1925 года

сообщением о том, что Эйхенбаум работает над очерками по истории форми­рования натуралистического романа, которые будут называться «Быт в лите­ратуре». - Б.Эйхенбаум. Ленинград // Жизнь искусства. 1925. № 36 (8 сентяб­ря), С.31.

56. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. М.; Л., 1925. С.137.

57. См.: Троцкий Л.Д. О художественной литературе и политике РКП. С.2-5; Троцкий Л.Д. Литература и революция. С.202-203.

58. Луначарский А.В. Достижения нашего искусства. С.4; Жизнь искусст­ва. 1926. №20 (18 мая). С. 12.

59. См.: Гингер B.C. Ячейка АХРР в Академии художеств //АХРР. С.136-151.

60. Хроника // Рабочий и театр. 1924. № 3 (2 октября). С.20; Бек А. Лицо рабочего читателя // Рабочий и театр. 1925. № 6. С.16; Жизнь искусства. 1924. №7. С.22.

61. «Багдадский вор» шел в Ленинграде в течение трех недель, начиная с 31 марта 1925 г.; см.: Ленинград // Жизнь искусства. 1925. № 10 (10 марта). С.28. «Робин Гуд» вышел на экраны в сентябре одновременно в двух основ­ных кинотеатрах Ленинграда: «Пикадилли» и «Паризиане»; см.: Севзапкино // Жизнь искусства. 1925. № 37 (15 сентября).

62. В статье, напечатанной в «Жизни искусства» в июле 1925 года, сооб­щается, что за предшествующий девятимесячный период из 183 показанных в Ленинграде новых фильмов 103 были американского производства и лишь 25 -советского: см.: Недоброво Влад. Девятимесячный баланс киноэкрана // Жизнь искусства. 1926. № 27 (7 июля). С.10-11.

63. Н[едоброво] Вл. Робин Гуд // Жизнь искусства. 1925. № 38 (22 сентяб­ря). С.23.

64. Сливкин А. Тов. Красин и кино // Жизнь искусства. 1926. № 49 (7 де­кабря). С.2-3.

65. См. рекламу этого журнала в «Жизни искусства», № 19 за 1926 год.

66. Литературная хроника//Жизнь искусства. 1925. №48(1 декабря). С. 18.

67. Трайнин И. Количество и качество кино // Жизнь искусства. 1925. №44(3 ноября). С. 14.

68. Луначарский А.В. Кино - величайшее из искусств // Красная панорама. 1926. 15 декабря.

69. См.: Белогорский А. Сила Фербенкса // Рабочий и театр. 1925. № 29 (21 июля). С. 18-19.

70. Larry L. May, Screening out the Past: The Birth of Mass Culture and the Motion Picture Industry (New York: Oxford University Press, 1980).

71. Необходимо отметить, что на проходившем в 1934 году Первом съезде писателей в официальном докладе С.Я.Маршака (который не был членом партии и даже покровительствовал Объединению Реального Искусства - обериутам - и другим менее конформистским писателям), прочитанном им в ав­торитетном тоне сразу после вступительного обращения А.М.Горького и яко­бы посвященном детской литературе, социалистический реализм по существу определялся как литература о «путешествиях и приключениях»; по словам Маршака, эту формулу он позаимствовал из писем читателей о том, какую литературу они предпочитают. Такая оценка предвосхищает многое в лите­ратуре 30-х годов; см.: Содоклад С.Я.Маршака о детской литературе // Пер­вый съезд писателей: Стенографический отчет. М., 1934. С.20, 33. См. также выступление В.Кирпотина о драматургии, где он дает сходные рекоменда­ции - Там же. С.378. Об ОБЕРИУ как главной организации литературного авангарда Ленинграда конца 1920-х гг. см.: dark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution. P.231-241. [Прим. ред. - Майкл Дэвид-Фокс].

72. Один из персонажей фантастического романа Мариэтты Шагинян -Профессор шагистики Евгений Барфус, создавший на базе эйнштейновской теории относительности «циркуль, отмечающий угол времени», что позволяет «колоссально экономить время и силы и ускорить темпы во всех областях» и «возродить нашу страну без помощи иностранного капитала». - См.: Шаги­нян М. Месс-менд. М., 1988. С. 112. [Прим. ред.].

73. Брик О.М. Почему понравился «Цемент» // На литературном посту. 1926.№2.С.31-32.

74. Гладков Ф. Цемент // Красная новь. 1925. № 1. С.18.

75. См., например, «Голый год» Б.Пильняка, созданный в 1922 году.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.