Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шейла Фицпатрик




«ПРИПИСЫВАНИЕ К КЛАССУ» КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ [3]

Согласно одному из определений, приведенных в Оксфордс­ком словаре английского языка, приписывание (ascription) означает «зачисление в какой-либо класс». Но, согласно марксистской теории, как известно, индивидуума в социальный класс зачислить невозможно. Класс в марксистском смысле слова - это об­щность, к которой человек принадлежит в силу своего социально-эко­номического положения и своего отношения к средствам производства (или, согласно некоторым формулировкам, по своему классовому со­знанию, зависящему от социально-экономического положения). В этом аспекте класс в его марксистском понимании кардинально отличается от такого класса, к которому человек может быть приписан: например, от сословия (английского social estate, французского etat, немецкого Stand), которое в первую очередь является юридической категорией, определяющей права личности и ее обязанности перед государством.

В настоящей статье речь идет о том причудливом сочетании двух несовместимых понятий - «приписанного» социального статуса и клас­са в его марксистском понимании, - которое имело место в советской

россии в 20-е и 30-е годы. Сочетание это стало возможным в результа­те того, что революция под знаменем марксизма произошла в стране, где классовая структура была слабо выражена, а социальная идентич­ность людей переживала кризис. В то время как марксистская идеоло­гическая база произошедшей революции требовала «классификации» общества в полном соответствии с марксистской теорией, хаотичес­кое состояние самого общества препятствовало подобной классифи­кации. Все это привело к пересмотру концепции социального класса -процессу, который включал в себя приписывание гражданам различ­ных классовых статусов; эта процедура стала тем способом, с помо­щью которого революционный режим (называвший себя «диктату­рой пролетариата») мог отличать своих союзников от врагов.

Детищем процедуры приписывания к классу и марксистской кон­цепции класса стал феномен социального клейма. В революционной России существовали «опальные» классы, например, кулачество и нэп­маны, которым было суждено быть «ликвидированными как класс» в конце 20-х годов. Противоположное положение в классовой града­ции занимали пролетарии, чей привилегированный классовый статус на протяжении первых пятнадцати послереволюционных лет гаран­тировал им продвижение по социальной лестнице, по крайней мере, тем из них, кто были молоды и амбициозны (и, предпочтительно, яв­лялись представителями мужского пола). Но этот аспект проблемы к настоящему времени изучен относительно полно и в настоящей рабо­те будет затронут в меньшей степени [I].

Важнейший постулат данной статьи состоит в том, что возникший после революции феномен «приписывания к классу» привел к появле­нию социальных образований, которые выглядели как классы в мар­ксистском смысле этого слова и именно так описывались современни­ками, но которые более точно можно было бы охарактеризовать как советские сословия. Вопрос о том, шел ли в послереволюционном рос­сийском обществе - в дополнение к созданию этих «классов-сословий» -и процесс формирования истинно марксистских классов, выходит за рамки моего исследования. Но в гипотетическом порядке я бы выска­зала предположение, что в Советской России 20-х и 30-х годов про­цессы классообразования (в том смысле, который вкладывает в это понятие марксизм) были значительно заторможены, отчасти в резуль­тате приписывания марксистских классовых категорий различным дуплам населения - феномена, который и является предметом изуче­ния в настоящей статье [2].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.