КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шейла Фицпатрик
«ПРИПИСЫВАНИЕ К КЛАССУ» КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ [3] Согласно одному из определений, приведенных в Оксфордском словаре английского языка, приписывание (ascription) означает «зачисление в какой-либо класс». Но, согласно марксистской теории, как известно, индивидуума в социальный класс зачислить невозможно. Класс в марксистском смысле слова - это общность, к которой человек принадлежит в силу своего социально-экономического положения и своего отношения к средствам производства (или, согласно некоторым формулировкам, по своему классовому сознанию, зависящему от социально-экономического положения). В этом аспекте класс в его марксистском понимании кардинально отличается от такого класса, к которому человек может быть приписан: например, от сословия (английского social estate, французского etat, немецкого Stand), которое в первую очередь является юридической категорией, определяющей права личности и ее обязанности перед государством. В настоящей статье речь идет о том причудливом сочетании двух несовместимых понятий - «приписанного» социального статуса и класса в его марксистском понимании, - которое имело место в советской россии в 20-е и 30-е годы. Сочетание это стало возможным в результате того, что революция под знаменем марксизма произошла в стране, где классовая структура была слабо выражена, а социальная идентичность людей переживала кризис. В то время как марксистская идеологическая база произошедшей революции требовала «классификации» общества в полном соответствии с марксистской теорией, хаотическое состояние самого общества препятствовало подобной классификации. Все это привело к пересмотру концепции социального класса -процессу, который включал в себя приписывание гражданам различных классовых статусов; эта процедура стала тем способом, с помощью которого революционный режим (называвший себя «диктатурой пролетариата») мог отличать своих союзников от врагов. Детищем процедуры приписывания к классу и марксистской концепции класса стал феномен социального клейма. В революционной России существовали «опальные» классы, например, кулачество и нэпманы, которым было суждено быть «ликвидированными как класс» в конце 20-х годов. Противоположное положение в классовой градации занимали пролетарии, чей привилегированный классовый статус на протяжении первых пятнадцати послереволюционных лет гарантировал им продвижение по социальной лестнице, по крайней мере, тем из них, кто были молоды и амбициозны (и, предпочтительно, являлись представителями мужского пола). Но этот аспект проблемы к настоящему времени изучен относительно полно и в настоящей работе будет затронут в меньшей степени [I]. Важнейший постулат данной статьи состоит в том, что возникший после революции феномен «приписывания к классу» привел к появлению социальных образований, которые выглядели как классы в марксистском смысле этого слова и именно так описывались современниками, но которые более точно можно было бы охарактеризовать как советские сословия. Вопрос о том, шел ли в послереволюционном российском обществе - в дополнение к созданию этих «классов-сословий» -и процесс формирования истинно марксистских классов, выходит за рамки моего исследования. Но в гипотетическом порядке я бы высказала предположение, что в Советской России 20-х и 30-х годов процессы классообразования (в том смысле, который вкладывает в это понятие марксизм) были значительно заторможены, отчасти в результате приписывания марксистских классовых категорий различным дуплам населения - феномена, который и является предметом изучения в настоящей статье [2].
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |