КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление советской культуры 2 страница
Важным аспектом «открытости» культуры той эпохи был непрерывный диалог между группами деятелей культуры двух столиц. Речь шла не просто о колонизации Петербурга новой московской культурной империей. Когда в Ленинграде учреждались отделения новых московских пролетарских организаций, зачастую они крайне отличались от «вышестоящей» московской организации. Показательным примером здесь может служить ЛАПП (ленинградское отделение ВАПП), куда входило несколько фракций, каждая из которых отстаивала позицию, в значительной степени отличную от позиции «неистовых ревнителей» московского руководства ВАПП. В самом начале в ЛАПП доминировали космисты - группа фантазеров-утопистов; некоторые из них (фракция биокосмистов) считали, что большевистская революция несет людям надежду на достижение биологического бессмертия [46]. Позже в ассоциацию вошла комсомольская литературная группа «Смена», которая стремилась следовать чему-то вроде международной «урбанистской» традиции, включавшей в себя, по их мнению, Ш.Бодлера, М.Пруста и Н.С.Гумилева (считавшегося «белогвардейцем»), которые, конечно же, были слишком далеки от выбранных ВАПП примеров для подражания - В.Г.Белинского и Л.Н.Толстого [47]. После 1926 года к ЛАПП присоединилась московская группировка, лишившаяся руководящих позиций в результате недавней схватки за власть в рядах ВАПП, - «ультралеваки», ревнители еще более неистовые, чем остальные их соратники. Другой широко распространенной в Ленинграде формой диалога с нарождающейся официальной культурой было использование интеллектуалами новой официальной генеалогии 1917 года (от года 1825 к году 1905 и затем к году 1917) в качестве средства для исследования собственных экзистенциальных дилемм и разработки собственных программ. Около 1925 года практика эта стала наиболее заметной, поскольку год этот был юбилейным по отношению к первым двум датам триады: отмечалось столетие событий 1825 года и двадцатая годовщина революции 1905 года. В рамках официальных празднеств год 1905 заслонил год 1825, который очень мало освещался в прессе и едва ли упоминался в ходе общественных ритуальных мероприятий [48]. В целом авангардисгы в своих работах также уделяли основное внимание 1905 году; к примеру, революция 1905 года - тема эйзенш-тейновского «Потемкина». Но ленинградские интеллектуалы, включая прежних союзников Эйзенштейна из мастерской ФЭКС (Фабрики экспериментального актера), выбрали как основную тему события, связанные с 1825 годом [49]. Если интеллектуалы выбирают в качестве своего парадигматического времени эпоху столетней давности - эпоху, которая не соприкасается во времени с настоящим, а параллельна с ним, но на расстоянии столетия, то это означает, что они делают свой выбор в пользу не угиологического, а аллегорического ее потенциала. Ленинградские интеллектуалы сосредоточили внимание на движении от 1825 года (и предыстории восстания) к последующим десятилетиям царствования Николая I для того, чтобы иметь возможность таким опосредствованным образом проследить движение от эпохи революции к эпохе реакции. 1825 год предстает в их работах не просто как одна из высших точек революции, но скорее как некая узловая точка на пути к 30-м и 40-м годам XIX столетия, то есть к николаевской России, которая в то время притягивала особое внимание интеллектуалов как поучительный пример (обычно подававшийся в гротескной форме) застоя, бюрократизма, тупости и провинциализма. То, что внимание интеллектуалов было направлено на 1825 год, можно также расценивать как опыт погружения в эпоху, когда им подобные обладали аристократическим статусом, как поиски убежища перед лицом наступающего антиинтеллектуализма, признаки которого проявлялись лаже в сфере общественных ритуалов и культуры (тенденция эта в определенной степени заметна и в «Цементе») [50]. Доходившее до одержимости увлечение интеллектуалов 1825 годом наиболее ярко проявилось в литературе. Примером тому является повествующий о декабристах роман формалиста Ю.Н.Тынянова «Кюхля» (1925 г.). Роман рассказывает о Вильгельме Кюхельбекере, малоизвестном литературном деятеле и второстепенном, незадачливом участнике восстания декабристов, который умер в сибирской ссылке после многих лет одиночного заключения в царских тюрьмах. Используя фигуру В.К.Кюхельбекера в качестве мнимого центра своего Романа, Тынянов умудрился с почти энциклопедическим размахом представить картину жизни литературной интеллигенции той эпохи. На фоне этого широкого полотна писатель исследовал тему интеллектуала, который «выбыл из времени», оказавшись неспособным идти с ним в ногу или став его жертвой. Тема это явно имела современный Резонанс и затрагивалась и в других исследованиях литературной жизни николаевской России, появившихся в 20-е годы [51]. Таким образом, Тынянова можно обвинить в «биографизме», как, впрочем, и остальных формалистов, работавших в то время в сфере литературной теории. А ведь ранее они критиковали возникавший в России культ Пушкина за излишний биографизм. Однако в середине 20-х годов (в ответ ли на давление, целью которого было заставить исследователей использовать более «социологическую» методологию или в результате эволюции самих представителей формализма) они окунулись в русскую литературную историю. Ленинградские формалисты Ю.Н.Тынянов и Б.М.Эйхенбаум, а также В.Б.Шкловский, который теперь жил в Москве, но поддерживал тесные контакты со своими ленинградскими единомышленниками, стали авторами нескольких критических биографий писателей XIX столетия, а также начали активно интересоваться литературной и издательской политикой и экономикой той эпохи. Таким образом, они в каком-то смысле вернулись к своим корням в знаменитом «Венгеровском кружке» (который посещали во время своей учебы в Петербургском университете Тынянов и Эйхенбаум, и где занимались точными, хотя и несколько традиционными исследованиями творчества А.С.Пушкина и его современников), хотя в противовес принятому в этом кружке подходу они всегда называли себя формалистами. Да и сам роман «Кюхля» может рассматриваться как возврат Тынянова к теме своего длинного доклада «Пушкин и Кюхельбекер», написанного им для кружка и уничтоженного пожаром в 1918 году [52]. Ирония в том, что в «Кюхле» Тынянов частично использовал жанр биографии для критики ползучего биографизма своей эпохи. В его миссию входила демистификация того гипсового святого, в которого превратили Пушкина, а также выработка противоядия против распространившейся в последнее время в пьесах и фильмах об исторических фигурах (царях и писателях) моды на щекочущие воображение детали и сенсационность. И, что еще более важно, похоже, что в этой книге Тынянов в первую очередь стремится не столько поразить своими стрелами внекультурные, политические цели, сколько защитить принципы осознанного, непосредственно ощущаемого милленаризма от АХРР и прочих приверженцев «бесхребетной» или романтизированной культуры [53]. Некоторые ключевые места «Кюхли» фактически содержат полемику по вопросу о том, что «случай» непременно играет решающую роль в любой революционной культуре, и критику культа «аккуратности» и «стандартности» [54]. Более того, хотя на первом плане романа - неуклюжий Кюхельбекер, его подлинными героями. бесспорно, являются Пушкин и Грибоедов, писатели, чье творчество являет собой образец того подхода, которому отдает предпочтение и сам автор. Таким образом, цель Тынянова - не только деми-фологизация, но, одновременно, и контрмифологизация; он использует официальную генеалогию революции (1825 - 1905 - 1917), но изменяет ее значение. С середины до конца 20-х годов дебаты о сущности революционной культуры шли наиболее интенсивно. Следовательно, в эволюции этой культуры важным фактором было не только «политическое вмешательство», но и теоретические баталии внутри самой творческой интеллигенции. Самые различные группы в 1925 году вели спор о том, какой должна быть «революционная» культура; некоторые испытывали непреодолимое влечение к фактам и культуре «повседневной жизни» (аналогом этому была Neue Sachlichkeit - «Новая вещественность» - течение, возникшее в авангардистских кругах веймарской Германии) [55], в то время как другие стремились к наполненной героическим пафосом «монументальной» культуре. Точки зрения основных участников данной дискуссии явно не совпадали с их пролетарскими (непролетарскими) и марксистскими (немарксистскими) позициями. Другими словами, нельзя говорить об однозначной взаимосвязи политических позиций участников спора и их эстетических воззрений. Внутри конкретных движений и в рядах приверженцев того или иного «изма», в частности, такого труднообъяснимого понятия, как «реализм», отдельные личности могли занимать противоположные позиции. Таким образом, в середине 20-х годов наблюдалась эволюция в сторону более пролетарского и более тенденциозного искусства, но дебаты о сущности советской культуры все еще носили ожесточенный характер, а направление, в котором эта культура должна была развиваться, все еще не было определено. Несомненно, что перспектива захвата власти подстрекателями из таких организаций, как РАПП, РАПМ и АХРР, представляла наибольшую угрозу для непролетарских и экспериментальных групп, но в тот момент вопрос о реальности такого развития событий оставался открытым. Показательно, что основной орган ВАПП, журнал «На посту», который должен был выходить ежемесячно, столкнулся с денежными трудностями и нехваткой бумага; по этой причине за весь период публикации (с 1923 по 1925 гг.) выщло всего пять номеров этого журнала. В противоположность такому положению дел основной орган «попутчиков», журнал «Красная новь», выходил каждый месяц и издавался наибольшим тиражом среди всех литературных журналов. Более того, в 1924 и 1925 гг. партийные руководители защищали «попутчиков» от нападок со стороны «пролетариев», созвав для обсуждения петиций первых специальное заседание Отдела печати Центрального Комитета ВКП(б) [56]. мщения этого совещания, в общем подтвердившие принцип недопустимости установления гегемонии пролетарских ассоциаций, в течение ряда лет действовали в качестве непререкаемых указаний по общим вопросам культурной политики. Вероятно, большевистские вожди так неохотно поддерживали пролетарские движения потому, что, по их мнению, движения эти не обладали достаточно высоким уровнем культуры. Троцкий последовательно противостоял упорным попыткам ВАПП содействовать росту популярности писателя Юрия Либединского и попыткам этой организации приклеить Б.А.Пильняку ярлык вредоносной буржуазности; он отзывался о Либединском как о «еще очень молодом товарище», который, чтобы его воспринимали как серьезного писателя, должен «учиться и расти» [57]. Подобным же образом, хотя Луначарский явно считал своим долгом воздать преувеличенную хвалу роману «Цемент», он не хотел воспринимать его как некий окончательный ответ на стоящие перед литераторами вопросы (писатели должны были «строить дальше»). Более того, Луначарский не только не хвалил исключительно пролетарское творчество - в своих рецензиях на события культурной жизни он часто выбирал для похвалы такие произведения, как драма Н.Р.Эрдмана «Мандат» (впервые поставленная на сцене В.Э.Мейерхольдом), и таких модернистов,как композиторы И.Ф.Стравинский и С.С.Прокофьев [58]. В то время партия была далеко не монолитна; внутри нее велись жаркие дебаты по вопросам культуры (как и по вопросам экономики и политики). Она фактически являлась зеркалом культурной интеллигенции - ввиду того. что большинство принимавших участие в интеллигентских дебатах фракций так или иначе находили на одной из ступеней партийной иерархии сочувствующих им деятелей. Развернувшаяся в Ленинграде борьба АХРР против «левого» искусства в значительной степени была борьбой за могущественных покровителей из числа партийного руководства. У «левых» художников были свои покровители, принимавшие решения в их пользу, но АХРР удалось апеллировать к чиновникам более высокого ранга [59]. У вопроса, кого и что (какие группировки и какие позиции) будут поддерживать в области культуры государство, комсомол и партия, были и в высшей степени практические аспекты. Последние годы нэпа были для интеллектуалов временем быстро прогрессирующей безработицы. Тем не менее вопрос о том. какую позицию занять по отношению к культуре, решался не партией как таковой, а в намного большей степени, чем это обычно признается, общественным вкусом (представителями которого были и многие партийные функционеры). Массы не спешили посещатьте культурные институты, двери которых теоретически распахнула для них революция. Посещаемость «серьезных» театров была тревожно низкой, и, как показывают проводившиеся в то время исследования, население даже не посещало рабочие театры и не читало пролетарскую литературу [60]. (Популярность «Цемента», являвшаяся для того времени аномалией, несомненно, была одним из факторов, повлиявших на оказание ему официальной поддержки). Пролетарская культура была жупелом для интеллигенции, но в реальности в тот момент она представляла лишь небольшую часть культурной продукции и на нее приходилась еще меньшая часть потребления этой продукции. Все смотрели американские фильмы. 1925 год был не только годом «Цемента» и «Потемкина», но и годом, когда такие фильмы Дугласа Фербенкса, как «Робин Гуд» и «Багдадский вор», а также другие голливудские версии экзотического приключенческого кино абсолютно доминировали на советских экранах [61]. Подавляющее большинство новых фильмов, шедших в советских кинотеатрах того времени, было из Соединенных Штатов, численно превосходя даже фильмы советского производства - в пропорции четыре к одному [62]. Фербенкс и его жена, актриса Мэри Пикфорд, - король и королева западных кинозрителей - были любимцами русской публики; когда они в 1926 году приехали в Москву, их чуть не растерзали обезумевшие толпы поклонников. Такие западные фильмы для многих представителей власти были мерзейшими изо всех нечистот, от которых должно было очистить «авгиевы конюшни» просвещенное советское правительство. Рецензенты фильмов с участием Фербенкса обычно тут же указывали на неверное изображение классовых отношений в его исторически-романтических картинах [63]. Однако в советских кинотеатрах продолжали показывать западные фильмы. Более того, демонстрировавшиеся картины отнюдь не были контрабандным импортным товаром, ввезенным благодаря характерным для нэпа послаблениям и санкционированной государством частной инициативе. Большинство из них были ввезены в результате широкомасштабных закупок, сделанных старым большевиком Л.Б.Красиным в 1924 году [64]. Точно так же при государственной поддержке была возрождена дореволюционная мода на экзотическую приключенческую литературу; были возрождены и соответствующие институты. В 1925 году был начат выпуск двух популярных массовых журналов, недвусмысленно посвященных публикации советских версий такой продукции в американском стиле»; журнал «Тридцать дней» специализировался на рассказах и очерках, а «Всемирный следопыт» называл себя «ежемесячным журналом путешествий, приключений и научной фантастики» [65]. «Тридцать дней» был очень похож на «Аргус», популярный петербургский журнал 1910-х годов; у него даже был тот же редактор В.А.Ренигин. «Всемирный следопыт» издавался под редакцией Попова, бывшего редактора популярного дореволюционного журнала «Вокруг света» [66]; последний также стал вновь издаваться комсомолом в 1927 году. Такие двусмысленные действия государства в отношении «авгиевых конюшен» бросаются в глаза при изучении любого из номеров «Жизни искусства», вышедших в 1925 году. Часто на обложке того или иного номера была фотография Фербенкса, Бестера Китона или какой-то другой голливудской звезды - обычно это был кадр из последней картины, в которой эта звезда снялась. А непосредственно под обложкой была напечатана редакционная статья, поносившая подобное искусство и призывавшая к очистке от него кинотеатров и к созданию здорового, пролетарского искусства. Тема эта обычно более или менее продолжалась на последующих страницах, но приложение в конце журнала часто содержало киносплетни о последних «подвигах» экзотичных голливудских звезд и, возможно, о таких персонажах эмигрантского мира, как Анна Павлова или Ф.И.Шаляпин. Ясно, что журналу нужно было «продавать себя», а материалы о голливудских звездах помогали увеличивать тиражи. Как будто в подтверждение всего сказанного, в одной из статей, напечатанных в тот год в журнале, отмечалось, что. несмотря на то, что советские фильмы демонстрировались на 27-30% всех киносеансов, денежные поступления от их проката составляли лишь 14-19% общих сборов [67]. «Жизнь искусства» должна была, однако, соответствовать своему мандату борца за дело революционной пролетарской культуры (дело, которое, вероятно, искренне отстаивал по крайней мере редактор журнала). Но руководство также понимало, что оно находится перед дилеммой. Хотя Луначарский и отвергал «Багдадского вора» как «хлам», далее он отмечал, что откровенно дидактические и агитационные фильмы не могли стать ему противоядием. Для того чтобы иметь эффект, агитационные кинокартины должны были быть «захватывающими» и «беллетристическими» -как упомянутая голливудская продукция [68]. В фербенксовских фильмах доминирует фигура самого Фербенкса, затмевающая собой других персонажей, фигура отчаянного ру-баки, для которого, когда он прыгает, раскачивается на веревке или даже летит, не существует физических ограничений; он преодолевает ошеломляющие препятствия и достигает невозможных целей - Тарзан псевдоисторической любовной драмы или Супермен, опередивший свое время. Как отмечали даже некоторые советские рецензенты,Фербенкс жизнерадостен и бесстрашен; на лице у него всегда улыбка оптимиста; он - воплощение молодости и здоровья, олицетворение физической энергии (несмотря на то, что во время съемок «Багдадского вора» ему было сорок лет) [69]. Часто зрители видели Фербенкса с обнаженным торсом или в наполовину расстегнутой рубахе, из-под которой выступало мускулистое тело; его прозвали «Мистер Электричество» - в данном случае речь шла о чистой пульсирующей энергии, а не о воплощении новых технологий. Фербенкс совершал захватывающие дыхание подвиги с поразительной решительностью и настойчивостью, но всегда ради благородного дела, будь то любовь (в «Багдадском воре») или защита обездоленных (в «Робин Гуде»). Некоторые историки кино анализируют фильмы с участием Фербенкса с точки зрения их функции как посредника в процессе приспособления масс населения к условиям корпоративной Америки [70]. Но в советских условиях фербенксовский тип героя оказался не менее функционален, став моделью для скрещивания «бульварного» романа с назидательностью советской идеологии. Именно вариант такой модели мы находим в «Цементе» Гладкова. Многие критики и теоретики той эпохи считали, что романисты должны давать реалистические картины работы в заводских цехах, но в романтических приключениях Гладкову удалось найти лучшую формулу «производственного романа». В «Цементе» рассказывается, как группа местных энтузиастов, возглавляемая героической фигурой Глеба Чумалова, восстанавливает и вновь запускает цементный завод, обветшавший за годы гражданской войны. Герой романа добивается экономических успехов в прозаичном мире провинциального цементного завода, но автор изображает его как лихого сорвиголову, борющегося с препятствиями в какой-нибудь экзотической стране. Гладков последовательно отождествляет каждый шаг Чума-лова в деле восстановления завода с каким-нибудь героическим, на первый взгляд, невозможным физическим подвигом, совершенным в мире природы, с чем-нибудь, напоминающим подвиги Фербенкса. В таких подвигах - сальто - был больший, чем в «пинкертоне», потенциал для аллегорического изображения впечатляющего политико-экономического прогресса. Такая художественная стратегия стала достаточно обычной в классической культуре сталинизма, где «люди действия» решают задачи быстрее, чем это возможно согласно законам природы. Другими словами, хотя и принято считать, что социалистический реализм и доминирующая в нем политическая образность были вызваны к жизни политикой партии, общественный вкус, ориентировавшийся на приключения и романтику, несомненно, сыграл в их становлении важную роль [71]. «Красный пинкертон» избавился от образа детектива и был «видоизменен». Путь от Мика Тингемастера из «Месс-менд» до Глеба Чумалова - это превращение тайного заговорщика в идеального рабочего, который презирает логическое мышление и действует согласно своей классовой сущности. Миру Глеба не нужен «профессор шагистики» [72], ибо его образ создан в соответствии с иконографией русского эпического героя - богатыря - и получает согласно этой иконографии сапоги-скороходы. Итак, если большинство населения предпочитало как в кино так и в литературе именно такую продукцию (американскую, приключенческую и экзотическую), то роман Гладкова «Цемент» был похож на нее больше (и пользовался в то время намного большей популярностью), чем «Потемкин». Фильм Эйзенштейна с трудом пережил 1920-е годы в качестве эталона, в то время как «Цемент» обладал этим статусом на протяжении десятилетий, сохраняя его долгое время и после 1953 года - года смерти Сталина. В середине 1920-х годов создание героических фигур колоссального масштаба было для широких кругов авангардистской интеллигенции хуже анафемы. Вот почему, снимая «Потемкин», Эйзенштейн пытался показать подвиги масс, а не личностей. Его коллеги превозносили «Потемкин» и ненавидели «Цемент» [73]. Но в 1930-е годы «Цемент» и его титанический герой бесспорно остались «цементным фундаментом» социалистического реализма, в то время как «Потемкин» был заслонен новыми фильмами о русских и советских героях. Другой определяющей чертой культуры сталинизма, которую можно связать с «Цементом» и фербенксовской интерлюдией, была фантастическая трансформация пространства. Если в появлявшихся незадолго до этого «красных пинкертонах» герои должны были мчаться в Европу, чтобы «спасти» ее (или, наоборот, янки должны были ехать в Петроград), то теперь в литературе герои перемещались из царства болезни в царство здоровья, а из царства серости - в царство великолепия; и все это, не покидая непосредственно окружающего их пространства! Воплотить такие невероятные преобразования можно было и без путешествий во времени или в пространстве. Теперь уместным стало фантастическое. Когда в «Цементе» Глеб впервые попадает на завод после долгого пребывания на фронтах гражданской войны, он идет по заводской территории среди гор щебня, затхлых запахов и одиноких рабочих; перед ним - прозаичный и жалкий мирок.Но когда он спускается в «строгий храм машин», он начинает видеть завод не как повседневную реальность, а как некие копи царя Соломона: «И черные, с позолотой и серебром, идолами стоят дизели... Жили и напрягались ожиданием машины» [74]. Это - не подземный Метрополис, не экспрессионистский кошмар, а предвосхищение одного из основных пространств сталинистской культуры. На чьи же берега, в таком случае, выбросило «Ноев ковчег», груженный утопическими надеждами и планами интеллигенции? И какова была природа «наводнения», сметавшего на своем пути столь многих из них? Что сыграло роковую роль потопа - призывы к «марксизму», «социологии» и «орабочению»? Или массовая популярная культура? Западные исследователи обычно описывают события, происходившие в советской культуре в конце 1920-х годов, в эпоху, к которой мы уже подходим в своем повествовании, как хронику прихода еще более мрачных времен. Спорность таких описаний состоит в том, что они как бы перенимают дурные привычки сталинистской историографии, они пишут эту хронику в черно-белых тонах и делают сталинистскую культуру ее логическим телосом. Но история культуры - не роман, написанный по канонам социалистического реализма; в ней нет смелых до безрассудства всесильных героев. Все действующие лица этой истории прокладывали себе путь среди крайне сложного ландшафта. Несомненно, если бы многие из ведущих деятелей культурной жизни 20-х годов смогли бы взглянуть назад с выигрышной позиции конца 30-х или 40-х годов, то они, используя возможность судить задним числом, увидели бы ту эпоху в несколько ином свете, чем она виделась им в то время. Любой конкретный момент естественной истории определяется различными состояниями живых организмов и различной скоростью изменений, которые на том этапе прочитываются с трудом. Именно то, что когда-то обеспечило успех эволюционных изменений в рамках данного вида, может стать позже причиной его гибели. Но, в любом случае, различные виды могут эволюционировать совершенно по-разному в ответ на одну и ту же вновь возникшую совокупность экологических условий (такую, как наводнение). При столь многих и столь различных «фальстартах» невозможно вычертить одну-единственную эволюционную линию. То, как интерпретировать «наводнение», зависит от точки зрения конкретного человека. Когда во времена «военного коммунизма» наводнение стало популярной метафорой для революции, оно часто описывалось как стихия, способная устранить затвердевшую коросту косного и устарелого, как очищающая сила [75]. Если бы можно было посмотреть на ленинградское наводнение 1924 года глазами тех, кто мечтал о культурном «прорыве», то оно было бы воспринято не как апокалиптический знак, а как знамение начала новой эпохи. Образовавшаяся при старом режиме «короста» смыта стихией, но что появится из-под нее? Как покажут последующие главы этой книги, многих не снесло потоком наводнения - давлением под лозунгами «орабочения», «молодежи» и более «марксистского» и «социологического» подхода; не уступив, они взяли на себя нелегкую задачу - создать последовательную концепцию постбуржуазной культуры. Пер. с англ. С.Каптерева Примечания 1. См., к примеру: В Ленинградском театральном управлении // Жизнь искусства. 1924. № 40 (30 сентября). С.20; На помощь! // Жизнь искусства. 1924. №41 (7 октября). С.2. 2. Историческая доска // Красная газета. 1924. № 217 (24 сентября). C.I; Наводнение в 1824 году // Там же. С.2. 3. Евреинов Н.Н. Коммуна праведных // Жизнь искусства. 1924. № 41 (7 октября). С.3-5. Впоследствии пьеса получила новое название («Корабль праведных». С названием этим еще более тесно перекликается название произведения Ольги Форш «Сумасшедший корабль» (Форш О. Сумасшедший корабль: Повесть. Л., 1931), где в слегка беллетризованной форме рассказывается о Доме искусств в эпоху «военного коммунизма» и также используется метафора «Ноева ковчега». Другое упоминающееся в пьесе учреждение, «Общество покровительства животным», производит впечатление насмешки над еще одним интеллектуальным институтом, учрежденным А.М.Горьким, - над Комиссией по улучшению быта ученых (известной как «Кубуч»). 4. Примером здесь может служить образование в 1925-1926 годах Федерации советских писателей (ФОСП), которое во многом предвосхищало образование в 1932-1934 годах Союза писателей (к примеру, в ФОСП входило большинство фракций - за исключением крайне «левых» и «правых»; при создании этой организации была разработана платформа, направленная на коренное улучшение писательского быта). 5. Данное утверждение справедливо не для всех областей культуры. В частности, исключением была популярная музыка. 6. B.C. Книжный рынок в 1925 году // Новая книга. 1925. № 3-4. С.24-25. 7. Писатели приветствуют Октябрь: Содружество//Жизнь искусства. 1925. №45 (7-10 ноября). С.7. 8. См. письмо К.А.Федина к А.М.Горькому: Литературное наследство. Т 70: Горький и советские писатели. Неизданная переписка.М., 1963. С.474. 9. Не Питер, а Ленинград: Письмо тов. Зиновьева Петросовету // Красная газета. 1924. № 18 (24 января, вечернее издание). C.I; Траурный пленум Пет-росовета // Там же. С.2. 10. Шешуков С. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1970. См. также: E.Brown, The Proletarian Episode in Russian Literature, 1928-1932 (New York: Columbia University Press, 1953); H.Ermolaev, Soviet Literary Theories, 1917-1934: The Genesis of Socialist Realism (Berkeley: University of California Press, 1963). 11. Троцкий Л.Д. Литература и революция.Изд. 2-е, дополн. М., 1924. С.164-165. 12. См.: Классики - попутчики - пролетписатели (передовая) // На литературном посту. 1927. № 5-6. С.5. 13. Ефремов Е. Творческий быт ЛАППа // Жизнь искусства. 1929. № 15 (7 апреля). С.7. 14. Эссен Е.Е.Октябрь и работник искусства // Жизнь искусства. 1925. №45 (7-10 ноября). С. 19. 15. Малевич К.С. Открытое письмо голландским художникам Ван-Гофу и Бекману // Жизнь искусства. 1924. № 50 (9 декабря). С.13. 16. См.: Ионов И. Регалии Передвижного театра // Жизнь искусства. 1924. № 6 (5 февраля). С.5. (Позже Передвижной театр был снова открыт, а в 1927 году закрылся навсегда). В сфере изобразительного искусства сложилась более сложная ситуация. Почти все активисты АХРР были молодыми людьми, однако многие из них изучали изобразительное искусство в рамках комсомольского движения. Это было особенно характерно для ленинградских отделений Ассоциации; см.: Гингер B.C. Ячейка АХРР в Академии художеств // АХРР. Ассоциация художников революционной России. Сборник воспоминаний, статей, документов / Сост. И.А.Гронский М., 1973. С.136-151. 17. См., например: Троцкий Л.Д. Вопросы быта: Эпоха культурничества и ее задачи. 2-е изд. М., 1923. С.3-4. 18. В Наркомпросе // Жизнь искусства. 1925. № 26 (30 июня). С.22. 19. Лелевич Г. Аттестатзрелости // Жизнь искусства. 1926. № 52 (21 декабря). С.8. 20. Весь пятый номер журнала «Печать и революция» за 1924 год был посвящен дискуссии на эту тему. См. также Троцкий Л.Д. Литература и революция. Глава 5.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |