КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление советской культуры 1 страница
(из кн. «Петербург: тигель культурной революции») В сентябре 1924 года Ленинград был охвачен катастрофическим наводнением. Нева вышла из берегов, затопив такие городские достопримечательности, как Невский проспект и Васильевский остров. Поскольку в центре города было сосредоточено множество учреждений культуры, им был нанесен особенно тяжелый ущерб. Во многих театрах, например, были уничтожены декорации или отопительные и осветительные системы; с Большого Драматического театра была сорвана крыша [I]. Тот факт, что наводнение случилось ровно через сто лет после знаменитого «великого» наводнения 1824 года, не остался незамеченным. Наивысшая отметка, до которой поднялась вода во время того наводнения, была в центре внимания газетных сообщений, где делались попытки оценить серьезность нынешней катастрофы. Наводнение 1824 года достигло отметки в 4 метра 70 сантиметров, а наводнение 1924 года - 4,5-метровой отметки; таким образом, из всех поразивших город наводнений последнее наиболее приблизилось к уровню 1824 года [2]. Излишне говорить, что сравнения с 1824 годом не ограничиваются лишь высшей точкой, которой достигла вода. Поскольку наводнение 1824 года было темой пушкинского «Медного всадника», основного текста петербургской мифологии, нынешнее наводнение снова подчеркнуло стоящие перед городом экзистенциальные дилеммы, а также вопросы модернизации и авторитарного государства, которые, по мнению многих, затрагивались в пушкинской поэме. 7 октября 1924 года, в тот же день, когда в «Жизни искусства» был напечатан призыв оказать помощь жертвам наводнения, там же были опубликованы отрывки из новой пьесы Н.Н.Евреинова «Коммуна праведных», использовавшего мотивы легенды о Ное и его ковчеге. Пьеса эта, написанная в манере «героического гротеска», посвящена тому, как идеалистические надежды трагически далекой от реальной жизни интеллигенции «терпят крушение», сталкиваясь с реальностью более приближенного к истинной жизни трудящегося класса, который не разделяет донкихотствующий идеализм интеллигентов и способен легко одержать над ними верх. Большая часть действия пьесы происходит на палубе «корабля-отшельника», где расположена анархическая «коммуна праведных», вдохновитель которой - поэт, прозванный «безумцем». Трудно удержаться от предположения, что пьеса частично является насмешкой над В.В.Маяковским - автором «Мистерии-буфф», еще одной вольной интерпретации библейской легенды о Ноевом ковчеге [З]. Таким образом, Евреинов фактически возвещает не только о конце, но и о поражении того этоса, который вдохновлял петроградский культурный Ренессанс в годы «военного коммунизма». Сам Евреинов эмигрировал из России в 1925 году, во время европейских гастролей его труппы. Другие его коллеги по постановке массовых зрелищ, такие как Юрий Анненков и Дмитрий Темкин, покинули страну за год до него (Александр Бенуа эмигрировал годом позже). Однако большинство мечтавших об обновлении театра деятелей осталось; им было суждено стать свидетелями нового сдвига в сфере доминантных форм культурной жизни - сдвига более существенного, чем все изменения в этой области, вызванные до этого к жизни революцией. В середине 1920-х - примерно в 1924-1926 годах - мы уже можем различить контуры тех моделей, институциональных, идеологических и эстетических, которые в 1930-е годы снова проявились в виде признаков, определяющих ту культуру, которую мы называем «сталинизм» [4]. Происходившие примерно в 1924 году изменения были настолько значительны, что можно говорить о возникновении особой постнэповской культуры [5]. Конечно, нэп не перестал полностью влиять на культурную жизнь, но по крайней мере в литературе ужесточение налогов и другие факторы в совокупности привели к уменьшению числа частных издательств и особенно к уменьшению числа названий выпускавшихся ими книг [б]. Более того, некоторые литературные группы начали отрекаться от принципов плюрализма и творческой автономии, на следовании которым они сами настаивали всего несколько лет тому назад [7]. Очевидно, что смерть В.И.Ленина (он умер 21 января) стала прелюдией к наметившемуся сдвигу. Возникла возможность того. что смена руководства приведет к изменению политики в сфере культуры. В тот момент еще не было ясно, в каком направлении она будет изменяться; направление это обозначилось и сформировалось в ходе страстных дебатов, продолжавшихся на протяжении последующих десяти лет. Тем не менее, кое-какие тревожные признаки вырисовывались с самого начала. Например, в Ленинграде усилилась активность цензоров [8]. Явным признаком изменений, происходивших после смерти Ленина, был декрет Петросовета от 24 января, гласивший, что город должен быть переименован в Ленинград [9]. Зиновьев, честолюбивый руководитель городской парторганизации, незамедлительно «протолкнул» новое название, вероятно, надеясь, что оно подчеркнет статус Ленинграда - «города Ленина» - как колыбели революции. Переименование города и последовавшее вслед за этим наводнение были лишь внешними показателями происходивших изменений. Однако тот зловещий резонанс, который получили эти два события, позволяет толковать их как предзнаменования постоянно провозглашавшегося «конца Петербурга» - конца эпохи, когда культурную жизнь города пронизывал особенный этос, и начала мрачных времен, когда некая напоминающая «медного всадника» сила - в высшей степени авторитарная центральная власть (ныне обосновавшаяся в Москве) - стремилась навязать свою волю в сфере творческой деятельности. Ленинградские интеллектуалы, уже преследуемые навязчивой мыслью о том, что их время прошло, подверглись нашествию из Москвы новых культурных течений, которые многие из них находили враждебными и угрожающими. Течения эти включали в себя не только конструктивизм (чье появление часто приветствовалось), но и самозваные «пролетарские» или «революционные» культурные организации, воинственно настроенные против большинства тех течений, которые доминировали в городе на протяжении последних десяти лет. Около 1922 года в Москве образовалось великое множество пролетарских или революционных культурных организаций, каждая из которых представляла какой-то вид искусства. В литературе доминирующей организацией была ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей, основанная в 1921 году); в музыке - РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов, основанная в 1923 году); в изобразительных искусствах - АХРР (Ассоциация художников революционной России, основанная в 1922 году). Конечно, пролетарские и революционные культурные объединения существовали и раньше (в первую очередь. Пролеткульт), но новые организации были настроены заметно враждебнее по отношению к другим деятелям «своей» сферы: один советский историк литературы дал своей книге о руководстве ВАПП удачное название - «Неистовые ревнители» [10]. Каждая такая организация активно боролась за устранение с советской культурной сцены конкретных групп или течений, особенно авангардных и модернистских. Предметом особой ненависти для ВАПП был так называемый «попутчик» - или, говоря другими словами, не связавший себя обязательствами перед революцией писатель, в общем ей симпатизирующий, но не до конца перешедший на революционную сторону. К смятению ВАПП, Троцкий выступил в своей влиятельной в те годы книге «Литература и революция» (1923 г.) с утверждением, что пролетариат был недостаточно культурен для того, чтобы создать литературу мирового уровня, и поэтому в текущий переходный период, до построения бесклассового общества, именно «попутчики» будут являться главной опорой советской литературы [II]. Членов ВАПП возмущало мнение, что в нынешние революционные времена можно терпимо относиться к буржуазным писателям; они требовали установления гегемонии «пролетариев», под которыми в значительной степени подразумевались люди, связанные с партией или комсомолом. Для тех, кто боялся установления господства капитулянтского искусства, нашествие из Москвы пролетарской культуры имело зловещий смысл потому, что принадлежащие к этой культуре группы обычно ставили знак равенства между революционной эстетикой и традиционным реализмом девятнадцатого столетия, против которого была направлена энергия до- и послереволюционного авангарда [12]. АХРР, например, приняла в свои ряды или допустила до участия в своих многочисленных выставках членов нескольких дореволюционных, претендовавших на утонченность вкуса художественных групп, включая некоторых мирискусников, которые когда-то восстали против реализма, но теперь были оскорблены нерепрезентативностью авангардистского искусства. В Ленинграде угроза широкомасштабной перестройки в сфере культуры нарастала, по мере того как в городе одно за одним учреждались отделения пролетарских московских организаций. В конце 1922 года была создана ЛАПП, ленинградское отделение писательской организации ВАПП [13]. АХРР учредила свои местные отделения в 1923 году, а к 1925 году эта организация обеспечила себе контроль над ленинградской Академией Художеств, после того как ее новым Директором стал Е.Е.Эссен [14]. К 1924 году К.С.Малевич с горечью отмечал, что в ленинградском художественном мире «скопляются "духи Периклова времени", которые имеют надежду "опарфенонить" или "оренессанснить" современное динамическое время, "отургенить" литературу» [15]. В ходе происходивших изменений молодежь стали считать еще более ценной силой, чем на протяжении предыдущих двух лет; но теперь под «молодежью» понимались не молодые люди в общем, а политически правильная молодежь. Выражение «рабочая молодежь» стало настоящим лозунгом, но подразумевался под ней комсомол. Утверждение, что тот или иной вид искусства не служит интересам молодежи, был в те годы почти таким же серьезным основанием для нападок, как и обвинение в том, что он не служит интересам рабочих; к примеру, именно на этих основаниях был облит грязью и вынужден в 1924 году закрыться демонстрировавший благородство замыслов и социальную сознательность Передвижной театр П.П.Гайдебурова, одна из колыбелей движения за народный театр [16]. Но значительной силой в области культуры становился не только комсомол, но и партия. Ведущие ее деятели, такие как Л.Д.Троцкий и Н.И.Бухарин, стали вести на культурном фронте еще более активную деятельность, считая, что конечные цели революции не могут быть достигнуты без широкомасштабных культурных преобразований [17]. Определяющей чертой тех лет стала новая воинственность, направленная на создание истинно советской, а не какой-то расплывчатой «революционной» культуры. К 1925 году в статьях ленинградских журналов, занимавшихся вопросами культуры, преобладающей стала новая «тройка» лозунгов: «марксизм», «социология» и «рабочие» (или «орабочение»). Хотя сами по себе лозунги эти были и не новы, теперь их употребление было обязательным: каждый участник игры в строительство новой культуры должен был ими пользоваться и с их помощью обосновывать свою позицию. Как следствие, двумя наиболее употребительными в культурных журналах негативными ярлыками были «аполитичность» и «эстетство»; модным стало неприкрашенное содержание (если, конечно, оно было «правильным»). Для того чтобы обеспечить такую «правильность» в театре, была создана временная комиссия по надзору за репертуаром государственных театров Москвы и Ленинграда; среди ее членов были партийный историк В.И.Невский, А.В.Луначарский и А.К.Воронский [18]; кроме того, в репертуарные комиссии этих театров были назначены представители руководящих органов партии, профсоюзов и организаций пролетарских писателей. Как знак наступления новых времен в сентябре 1924 года в Ленинграде появился новый журнал «Рабочий и театр». До конца 1920-х годов журнал этот соперничал с «Жизнью искусства» в борьбе за звание основного еженедельного органа культуры. Даже внутри самого журнала «Жизнь искусства» произошло перераспределение значимости его традиционных разделов: больше места стало уделяться теперь деятельности различных пролетарских культурных организаций. Сходные изменения происходили в большинстве областей культуры; например, в течение 1925-1926 издательского года заметно увеличилось число произведений, написанных пролетарскими писателями [19]; ученые и бюрократы от культуры начали заниматься изучением реакции рабочих на пьесы, фильмы, произведения изобразительного искусства и литературы, а архитекторы и художники стали уделять все больше внимания проектированию жилых домов для рабочих и рабочих клубов и даже конструированию рабочей одежды. Такие тенденции приобрели особенно роковое значение для той лишенной определенных границ группы ленинградских интеллектуалов, в которую входили формалисты и их ученики как из числа «Серапионовых братьев», так и из числа студентов и членов организаций, связанных с Отделом словесных искусств Государственного института истории искусств (ГИИИ). Они уверенно вступили в 1924 год. Многие из их статей появились в «Жизни искусства» и «Русском современнике»; ими был образован Комитет современной литературы. Однако начатая формалистами перестройка литературной теории и практики фактически так и не вышла за пределы начальной стадии; имена их исчезли со страниц «Жизни искусства», а «Русский современник» принудили закрыться после выхода всего четырех номеров. Позже, в том же году, формалисты подверглись многочисленным настойчивым нападкам со стороны марксистов (до сих пор наиболее враждебная критика в их адрес исходила в основном справа, включая критику со стороны религиозных мыслителей) [20]. ГИИИ также получил нагоняй за невнимание к новой «тройке» - к «марксизму», «социологии» и «рабочим» [21]. В ответ там был в спешном порядке создан в 1924 году Кружок по марксистскому изучению искусств (на заседания которого для чтения лекций был приглашен А.И.Пиотровский) [22]. Вскоре после этого в ГИИИ был создан Комитет по социологии искусства, которому было особо поручено «изучать современное советское искусство» и стараться привлечь к своей Работе такое ценное достояние, как «учащуюся молодежь» [23]. Директор института даже выступил с заявлением, что этот комитет являйся «сердцем» ГИИИ [24]. В институте также была создана Секция по изучению искусствОктября (то есть массовых зрелищ, плакатов и т.д.). которая, в свою очередь, учредила при Академии художеств «постоянный музей Красного Октября», провозгласив, что музейная экспозиция будет организована в соответствии с некой «комплексной марксистской методикой» [25]. Искусство «циркового шатра» было упрятано в музеи. Эра яркой революционной культуры была на исходе; симптоматично, что один из самых колоритных ее деятелей, поэт Сергей Есенин, покончил жизнь самоубийством в конце 1925 года (произошло это в Ленинграде, куда он незадолго до этого переехал из Москвы, спасаясь от душившей его столичной атмосферы). Не следует, однако, считать именно смерть Ленина причиной того серьезного сдвига в культурной политике, который произошел примерно в то же самое время. Можно утверждать, что большее значение здесь имело другое событие, состоявшееся - или не состоявшееся - в октябре-ноябре 1923 года: поражение революционного восстания в Германии. Слишком много революций уже потерпело поражение, и эта неудача нанесла решающий удар давно лелеянным надеждам на неизбежность международной пролетарской революции. Хотя Троцкий по-прежнему настаивал на том, что революции в Европе и на Востоке необходимы и неизбежны и что за ними последует конфронтация с капиталистической гиеной в Америке [26], немногие разделяли с ним веру в то, что это возможно. Та форма интернационализма, которая определяла направление революционных усилий в культурной сфере на раннем этапе, быстро шла на убыль; возникла даже отрицательная реакция, направленная против «западничества». Возникшие антизападные настроения ставили под особую угрозу надежды на формирование космополитической или утонченно-урбанистической культуры. Не случайно именно в 1924 году было закрыто издательство «Всемирная литература»; в том же году Луначарский выдвинул предназначенный для театра лозунг: «Назад к Островскому!» Критики восприняли этот лозунг как сигнал к началу дискуссии о явном несоответствии «левого» театра устремлениям революционной России, поскольку театр этот вышел не из национальных традиций, а из Европы или - что еще хуже - из гнусных Соединенных Штатов [27]. Даже наиболее консервативная с эстетической точки зрения Секция изобразительных искусств ГИИИ и ее московский «двойник» в ГАХН в 1924-1925 годах стали объектом нападок как «рассадники западноевропейского искусства» и подверглись по этой причине «чисткам», а АХРР в своих программных заявлениях отвергла попытку «перенесения переломных форм искусств Запада... (Сезанн, Дэрен и Пикассо) на чуждую им экономически и психологически почву» [28]. До определенной степени воинствующие антизападные настрое-дия, возникшие в партийных и пролетарских кругах, были следствием различий между поколениями, причем молодое поколение обычно было более консервативным. Руководители старшего возраста придерживались более космополитических взглядов, чем новое комсомольское поколение, которое представляло собой в тот момент восходящую политическую силу и пришло в сферу культурной политики, пройдя школу партийной работы на фронтах гражданской войны. Различие во взглядах двух поколений явно чувствуется в эпизоде, произошедшем в 1924 году на совещании при Центральном Комитете, созванном с тем, чтобы разрядить атмосферу вокруг вопроса о «пролетарской литературе». На этом заседании Троцкий при обсуждении теоретических вопросов ссылался на Данте и на итальянского марксиста Антонио Лабриола, а его оппоненты из ВАПП возражали ему, ссылаясь на Виссариона Белинского и на те дебаты, в которые этот домарксистский приверженец отечественной реалистической литературной школы, стоящей на службе общества, был вовлечен в XIX столетии [29]. Два поколения говорили на разных языках. С упадком революционного интернационализма теряли популярность доминировавшие прежде в литературе, кино и драме модели истории, где историческая реальность была представлена как Стремительный прогресс, разворачивающийся в европоцентристской перспективе. Тот факт, что теперь в официальных ритуалах, кино, литературе и т.д. внимание было сосредоточено на одной России, означал потерю географической масштабности. Соответственно возросла важность временного (исторического) измерения. В сравнении с предыдущими массовыми зрелищами, однако, и этот масштаб был уменьшен; грандиозный охват исторических событий с древнегреческих времен до времен настоящих и даже будущих был «урезан» до какого-либо конкретного столетия. Примерно в то же самое время состоялся пересмотр официальной генеалогии революции (результаты этого пересмотра оставались в силе На протяжении последующих шестидесяти лет). Новая версия, служившая теперь источником вдохновения для большинства произведений культуры, вела генеалогию Октября не от Древней Греции или Велики французской революции, а от русских крестьянских бунтов XVII и XVIII веков (восстаний под предводительством Стеньки Разина и Емельяна Пугачева), которые воспринимались как своего рода прелюдия революции, - через восстание декабристов 1825 года - к русской революции 1905 года. Иногда к этому добавлялись другие исторические события, такие как царствование Петра Великого или Ивана Грозного; но нерусских вех в новой генеалогии не было. Может показаться, что работники культуры спешно приспосабливали использовавшиеся ими модели в ответ на сталинское изменение политической линии (в написанной И.В.Сталиным в декабре 1924 года статье впервые была публично провозглашена доктрина возможности построения социализма в одной стране). В действительности платформа для данного политического сдвига была впервые сформулирована Бухариным - Сталин просто ее популяризовал [30]. Более того. в некоторых интеллектуальных кругах уже произошел сдвиг в сторону более русоцентристского самосознания, что проявилось в таких событиях, как Пушкинские торжества 1921 года [31]. А начиная примерно с 1922 года - в то же самое время, когда «красный пинкертон» с его вневременной европоцентристской повествовательной формой стал образцом для подражания практически во всех сферах культуры - в моду все больше и больше входили произведения на темы из российской истории. Это особенно касалось рабочих театров, где в основе многих предназначавшихся для рабочих аудиторий скетчей лежала генеалогия революции, построенная согласно формуле «1825-1905-1917»; обычно авторами этих скетчей были А.И.Пиотровский или кто-нибудь из его коллег, но достаточно типичным было и использование созданных ранее произведений таких писателей, как Александр Блок или Дмитрий Мережковский (который к этому моменту эмигрировал!) [32]. К середине 1920-х годов, когда эта генеалогия приобрела официальный статус, и партия даже посылала для участия в работе правлений театров своего историка (В.И.Невского), не могло быть и речи о какой-либо европоцентристской модели революционного прогресса. Стало очевидно, что движение за создание «Афин на Невском», страстным поборником которого был ранее Пиотровский, теперь обречено. Время от времени А.И.Пиотровский и С.Э.Радлов ставили на сцене переработанные версии произведений классического греческого театра, но их постановки были заклеймены как «чуждые рабочему зрителю» [33]. Вместо этого для заводов и фабрик была подготовлена целая серия пьес, посвященных темам из прошлого России - не только революционным сюжетам, но и истории Петербурга [34]. В сфере культурной политики акцент был сделан уже не на борьбу с традицией, а на создание новых икон, которые могли бы выдержать испытание временем. Редакционные статьи настаивали на том, чтобы к массовым действам, приуроченным к революционным празднествам, подходили не как к эфемерным событиям, а как к ритуалам, которые можно было бы передать «будущим поколениям» с тем, чтобы сформировать у них яркое и возвышенное ощущение революционной истории [35]. Зрителям необходимо было давать «реальную историю, а не подмалеванную версию старорежимного ярмарочного балагана» [36]... Образ Ленина также стал играть более весомую роль в массовых торжествах по случаю революционных праздников, и к 1925 году его огромные портреты стали их обязательной частью. Этот сдвиг в сторону более устойчивой иконографии стал решающим событием в эволюции того, что обозначается понятием «культура сталинизма». Параллельно с переносом акцента на исторические темы произошли иные перемены - литература оттеснила театр с доминирующих культурных позиций. Две резолюции Центрального Комитета ВКП(б) по вопросам литературы 1924, и особенно 1925 года, в течение нескольких лет выполняли функцию непререкаемых догматов в области культуры в целом [37]. Более того, примерно в середине 1920-х годов появились некоторые из тех ключевых произведений, которые в 1930-е годы были провозглашены образцами социалистического реализма [38]. 1925 год был особенно важен для эволюции новой, официальной культуры. В этом году появился роман Ф.В.Гладкова «Цемент» и фильм С.М.Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Они были с энтузиазмом встречены сильными мира сего как долгожданные модели новой советской культуры, в то время как другие произведения (например, «красный пинкертон» Мариэтты Шагинян «Месс-менд»), еще недавно пользовавшиеся поддержкой, постепенно исчезали из виду. В основу «Потемкина» лег благодатный пролетарский и революционный сюжет - мятеж матросов военного корабля как концентрированный образ всей революции 1905 года, и чиновничество решило забыть на время свои предубеждения в отношении авангардизма и одобрить картину. «Цемент» был еще более многообещающим произведением: это был популярный роман, созданный писателем из пролетарской •литературной организации «Кузница» (которая фактически была соперницей ВАПП). Биография героя романа сочетала в себе все желательные данные: он - заводской рабочий, член партии и имеющий многочисленные награды герой гражданской войны. Таким образом, появление романа в год, когда все шумно требовали «орабочения» искусства, было особенно своевременным. Роман был осыпан со стороны официальных кругов непомерными Похвалами. Всех остальных превзошел Луначарский, провозгласив: «На этом цементном фундаменте можно строить дальше» [39]. На самом деле советской культуре не пришлось строить намного «дальше» на протяжении нескольких десятилетий: «Цемент», несомненно, стал наиболее влиятельным романом, содержавшим все основные шаблоны, на которых основывалась стандартная фабула советской литературы сталинских 30-х и 40-х годов, стал своего рода цементной «шинелью» [40]. В годы правления Сталина именно роман, а не театр или кино стал ведущим жанром официальной советской культуры - аналогом тому, чем была Пекинская опера для культуры КНР. Но мы видим, что в те же годы сдвиги происходили и в других жанрах. Интересно, что уже в 1925 году Пиотровский говорил о «беллетризации» театра [41]. Решающей стадией на пути к социалистическому реализму была, однако, не «беллетризация» как таковая, а появление примерно в это же время шаблонной биографии, ставшей важнейшей частью культурной продукции и политической риторики, посредством которых «разыгрывались» основные политические мифы большевиков. «Цемент» был призван сыграть в этой эволюции решающую роль, и поэтому появление этого романа в 1925 году следует воспринимать как веху еще более значительную, чем утверждало руководство страны в своих гиперболических оценках. «Цемент» и «Потемкин» имели и свой аналог в изобразительном искусстве: в данном случае - творчество ленинградца Исаака Бродского, который в те годы наиболее приблизился к позиции официального художника. До революции И.И.Бродский был известен своими «левыми» симпатиями и тем, что он последовательно выступал против абстрактного и «декадентского» искусства. После революции он в значительной степени посвятил себя созданию официальной иконографии (главным образом - портретов большевистских вождей). Две работы 1924-1926 годов стали основой для того, чтобы Бродский превратился в художника-лауреата и стал Давидом русской революции. И та, и другая были провозглашены тогда эталонами новой советской культуры. Первая представляла собой эпическое полотно «Торжественное открытие Второго конгресса Коминтерна» (1920-1924). На этой огромной «заказной» работе изображены шестьсот советских и иностранных делегатов. Функционально она была чем-то вроде «Клятвы в Зале для игры в мяч», самого знаменитого революционного полотна Ж.-Л.Давида (хотя по исполнению «Открытие» скорее напоминало «архитектурные ландшафты» неоклассического Петербурга, создававшиеся в начале XX века). Вторая работа Бродского, выполненная по заказу С.М.Кирова (возглавлявшего тогда Компартию Азербайджана) картина «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925) была похожа на «Клятву Горациев» - наиболее известное нео-классицистское произведение Давида - тем, что она также служила иллюстрацией к теме гражданского долга как высшего призвания человека [42]. Бродский стал членом АХРР в 1923 году, и его популярность среди известных большевиков была немаловажной причиной процветания этой организации, особенно в его родном Ленинграде. Работы Бродского стали козырями АХРР, которая, совместно с различными правительственными органами, устраивала выставки этих живописных произведений и набросков к ним в Москве, Ленинграде и других крупных городах, находившихся под особой опекой партийного руководства [43]. Бродского особенно ценили потому, что его могли воспринимать как прямого преемника Репина, с которым он когда-то работал и которого члены АХРР считали образцом для подражания. Советские власти обхаживали Репина с тем, чтобы художник вернулся из эмиграции в Финляндии, надеясь, что он создаст для них такие же официозные исторические полотна, как и Бродский (наибольшее, чего удалось добиться, - это выполнения их заказа сыном Репина) [44]. Они обхаживали и Горького, с которым Бродский также поддерживал отношения. Таким образом, молодые больше не «оттесняли» в сторону старшее поколение. Во многих кругах, включая официальные, крайне престижным считалось привлечение старшего по возрасту авторитетного деятеля (в идеале - с дореволюционной «родословной»), чтобы он выполнял роль символа каждой отдельной области культуры. Тенденция эта снова выявилась в 1930-е годы, когда А.М.Горький принял на себя эту функцию в области литературы, а Н.Я.Марр - в лингвистике. Итак, можно сказать, что наводнение 1924 года было предвестником новой культуры, претендующей на гегемонию. Многие ленинградские интеллектуалы - как сторонники «высокого» искусства, так и сторонники искусства «левого» - доблестно сражались, пытаясь остановить ее напор [45], но эта борьба опустошила их так же, как наводнение опустошило городские театры. Но, без сомнения, это - слишком Упрощенный взгляд на происходившие события. В 1924-1926 годах, несмотря на все бряцание оружием со стороны пролетарских группировок и других воинствующих элементов, несмотря на все политическое Давление с целью «орабочения» и т.д.. культура страны в общем и целом все еще переживала переходный период, находясь в состоянии неопределенности и не будучи скованной какими-то жесткими рамками. В Конце концов, все три модели, официально выбранные для новой культуры - «Цемент», «Потемкин» и живопись Бродского, - относятся к разным школам. Более того, не каждая из этих моделей сохранила свой статус в 30-е годы (к тому времени «Потемкин» был в немилости, а Бродского «затмил» С.В.Герасимов). Сегодня, задним числом, можно различить в разнообразном ландшафте того времени контуры социалистического реализма, но тогда они не были такими четкими.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |