КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устойчивые факторы 3 страница
Иностранные дипломаты, купцы и «солдаты удачи», поступившие На службу Московскому государству, сходились во мнении: российское правительство и общество были «варварскими», или, по крайней мере, настолько отличались от европейских правительств и обществ, что представляли собой особую цивилизацию, такую же экзотическую и загадочную, как Восток или Новый Свет [52]. Теоретики международных отношений и даже мыслители, рисовавшие утопические картины мирового порядка, не считали возможным включить Моско-вию в Великую Христианскую республику - сообщество цивилизованных наций. Большинство планов мирного международного политического устройства, предложенных в течение XVII столетия, включая «Великий план» герцога де Сюлли, составленный им для Генриха IV, и проект всеобщего мира Уильяма Пенна, были составлены без учета возможной роли Московии в осуществлении этих систем или вообще не упоминали ее как государство [53]. Впервые Россия была допущена в коалицию европейских государств лишь в конце XVII века, и то ради борьбы с неевропейской державой (Османской империей). Петру I в конце концов удалось сделать Россию участницей Балтийской коалиции, направленной против Швеции, что можно справедливо считать дебютом нового игрока -России - на поле европейских политических игр. Но все попытки Петра убедить великие европейские державы, что Россия заслуживает большего, не увенчались успехом. Обращаясь к Франции, Петр требовал поставить его «вместо и на место» Швеции, потому что европейская система переменилась. Политические пропагандисты петровской эпохи, такие как барон П.П.Шафиров, пытались при обосновании позиции России использовать нормы европейского международного права, но убедить Европу удалось лишь отчасти [54]. Несмотря на активное участие России в системе европейского «баланса сил» в XVIII веке, противники стремились дискредитировать ее. Фридрих Великий заметил в своем язвительном обзоре российских манер, нравов и дипломатии, что потенциально это очень сильная держава, способная стать «арбитром Севера». Тем не менее он утверждал, что, как и Османская империя, Россия принадлежит «наполовину Европе, наполовину Азии» [55]. Во время кризисов, например, в ходе наполеоновских войн или Крымской кампании, противники России с завидным упорством пытались добиться ее исключения из европейской семьи государств. В течение XIX века подобные обвинения в адрес России звучали все реже, возобновившись лишь после революции 1917 года. Другим показателем маргинального характера российской культуры были те огромные затруднения, с которыми столкнулись московские князья - чьи владения были расположены на перекрестке трех культурных влияний - при выборе для себя подходящего титула, который соответствовал бы их достоинству и объему власти и в то же время наглядно демонстрировал бы правителям других стран (а заодно и собственным подданным) источники их легитимности и суверенитета. Серьезность этой проблемы можно оценить, проследив эволюцию их титула, который на протяжении шести столетий менялся не менее пяти раз. В XVII веке московский князь именовался Великим князем всея Руси. Впоследствии правители добавили к этому титулу: Божьей милостью, государь или господарь, самодержец и царь.Вместе с этими переменами периодически обновлялся и перечень территорий, которыми владел государь, но, как нам представляется, четкой процедуры или рациональных обоснований для внесения той или иной территории в этот перечень не было. Обычно решающим доводом тут становилась политическая целесообразность: например, желание произвести впечатление на католический Запад, не нанеся при этом оскорбления мусульманскому Востоку [56]. Обновляя свой титул, чтобы продемонстрировать рост своей власти и независимости, князья использовали большей частью (хотя и не исключительно) заимствования из византийского культурного наследия. И все же их имперские притязания никогда не были столь обширны, как у византийских императоров. Даже после падения Константинополя в 1453 году московские князья упустили возможность заявить о своих правах на скипетр императора как светского главы ойкумены -православного мира. С их точки зрения, провозгласить собственную независимость было гораздо важнее, чем взваливать на себя бремя византийского универсализма. На протяжении XVI и XVII веков они упорно противились этому искушению, несмотря на неустанные призывы и католического, и православного духовенства. Патриарх Константинопольский, находясь под властью Турции, обращался к Ивану IV как «Царю и государю всех православных христиан всей Вселенной от востока до запада и до океанов». Он призывал Ивана принять императорский титул и освободить своих единоверцев из-под власти турок; но его мольбы (как и многие другие) не были услышаны [57]. В то же самое время Иван не пошел на увещевания католических эмиссаров, таких как иезуит Поссевин, и отказался присоединиться к крестовому походу против турок, за участие в котором ему были обещаны ко-Ролевский титул и бывшая столица империи - Константинополь. Однако век спустя, когда московские дипломаты убеждали папскую курию признать право российских правителей на царский титул, они ни разу не делались на византийское наследие. В доказательство прав московских Царей они говорили о покорении ими трех «царств»: Казанского, Астраханского и Сибирского. Но эти царства не считались частью европейской системы, и в глазах Рима обладание ими не имело особого веса. Создания де-факто империи, состоящей из нехристианских народов, было недостаточно, чтобы добиться де-юре признания Европы [58]. Подобным же образом, создавая имперскую идеологию, московские князья и их преемники были вынуждены прибегать к заимствованиям (прагматическим и выборочным) из всех трех культурных традиций, не соглашаясь при этом считать ни одну из них источником или мерилом своей власти. На уровне практической политики они столкнулись с троякой проблемой. Им нужно было обосновывать свои претензии на бывшие владения Киевской Руси, на часть наследия Золотой Орды и на членство в европейской системе государств. Одновременно они должны были защищать и свою светскую власть, и религиозную целостность страны от посягательств католического Запада и мусульманского Востока. В данном контексте представляется уместным интерпретировать нашумевшую доктрину «Третьего Рима» как теорию, превозносящую чистоту русской веры и сплоченность государства, а не как пламенный призыв к экспансии в мессианских целях или к завоеванию мирового господства. Как свидетельствуют недавние научные публикации, сам автор идеи о том, что «два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть», монах Филофей, никогда не применял своей теории к сфере внешней политики; теория «Третьего Рима» «не нашла особой поддержки в России даже спустя столетие после его смерти» [59]. В своей имперской политике, так же как и в риторике и ритуалах, московские князья и их преемники по-разному строили свои взаимоотношения с европейскими и азиатскими народами. В конце XIV -начале XV веков Москва более органично входила в систему «степной» дипломатии, чем в сообщество европейских государств. В своей дипломатической переписке со странами азиатского региона русские использовали местный язык межнационального общения - среднеазиатский тюрки. Они с легкостью вступали в союзы с татарскими ханствами: вначале с Крымом и Казанью, а позже, из-за подстрекательств Ногайской Орды, повернули оружие против Казани, своего прежнего союзника [60]. Даже после завоевания Казани политика Московии оставалась скорее прагмагичной, чем догматичной. Позволив местной татарской знати сохранить большую часть своих земельных владений и держа под контролем процесс российской колонизации и миссионерскую деятельность православной церкви. Российское государство приспособилось к «системе» средневолжского региона как достойный наследник ханства. Конечно, Петр Великий попытался ассимилировать население этого региона пугем более активной административной деятельности, централизации управления и принудительной христианизации; но Екатерина II отвергла эту политику и стала проводить курс терпимости и даже сотрудничества с местным населением [61]. Российские правители осознавали, что они по прагматическим соображениям не могут погакать тем мечтам о «крестовом походе», которые были свойственны менталитету православных христиан, оказавшихся под мусульманским владычеством. Попытка России развязать военную кампанию по освобождению христиан вызвала бы ответный джихад со стороны мусульман; а в пределах Российской Империи было столько же мусульман, готовых поддержать турецкого султана, сколько на Балканах и в турецкой Армении христиан, готовых поддержать русского царя. Но в то же время цари были убеждены, что они не вправе отказываться от наследия Византии. Даже ПетрI, при котором внешняя политика России приобрела всецело светский характер, считал себя обязанным заявить султану, что он не может оставаться безразличным к судьбе христианских народов под османским владычеством [62]. В конце XVIII и в течение всего XIX века Россия как никогда раньше сблизилась с европейской культурой посредством участия в «европейском концерте», международных договорах и коалициях, интеграции в систему мировой торговли и внешних займов, и, наконец, контактов в области литературной, музыкальной и художественной жизни. Тем не менее, даже в этот период европеизации в сфере российской внешней политики явственно ощущались следы того маргинального культурного статуса, который складывался на протяжении 500 лет. Это особенно ярко проявилось в ходе идейно-политических диспутов, которые вели российские политики (а со второй половины XIX века - и все образованное общество) по вопросам идентичности Российской Империи и внешнеполитической стратегии России в евразийском контексте. В общих чертах ситуацию можно обрисовать следующим образом: в Министерстве иностранных дел и других бюрократических правительственных учреждениях сосуществовали две различные группировки, соперничавшие друг с другом за влияние на царя и за право разрабатывать и проводить внешнеполитическую стратегию. Сторонники и противники этих группировок характеризовали их как «национальную» (она же «русская») и «немецкую» партии. Приверженцы одной из этих группировок считали, что Россия должна преследовать свои внешнеполитические интересы посредством участия в европейской системе государсгв. Они придавали первоочередное значение участию России в «европейском концерте», то есть в регулярных или экстренных встречах представителей великих держав для совместного Разрешения назревших политических проблем и для поддержания неофициальной системы «баланса сил» - системы, которая в XIX веке с удивительным успехом помогала сохранить общий мир в Европе. Такой внешнеполитической ориентации придерживалось большинство российских министров иностранных дел, начиная с К.В.Нессельроде: А.М.Горчаков, В.Н.Ламздорф, М.Н.Муравьев, С.Д.Сазонов. Их взгляды, как правило, разделяли и министры финансов, начиная с М.Х.Рей-терна: Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте, В.Н.Коковцов. Идейным и политическим центром другой группировки был Азиатский департамент Министерства иностранных дел, частично - Военное министерство; ее поддерживали военачальники и генерал-губернаторы, служившие на окраинах империи. Приверженцы ее подчеркивали уникальное геокультурное положение России, простирающейся между Европой и Азией. Они требовали проведения более активной наступательной политики на Балканах и в Азии, как бы это ни отразилось на сложившихся взаимоотношениях России с европейскими державами. Они отстаивали идею освобождения Балкан от турецкого владычества, завоевания Кавказа, проникновения в Среднюю Азию, а также выступали за проведение военных акций, которые грозили столкнуть в Афганистане Россию с Англией, а в Корее и Маньчжурии - с Японией. К этой группировке принадлежали такие колоритные фигуры, как граф Н.П.Игнатьев, фельдмаршал князь А.И.Барятинский, генералы М.Г.Черняев, Р.А.Фадеев и М.Д.Скобелев, генерал-губернатор Туркестана К.П.Кауфман и члены так называемой «безобра-зовской клики» при дворе Николая II [63]. Противоречия между обязательствами России перед европейской системой и перед православными славянскими подданными Османской империи породили на протяжении XIX века целую серию политических кризисов: греческое восстание 1820-х годов, Крымскую войну, русско-турецкую войну 1877-1878 годов и эскалацию напряженности с 1907 по 1914 годы. И в каждом из этих случаев российские политики буквально разрывались между двумя возможными стратегиями поведения. Одна возможная стратегия означала мирное разрешение конфликта средствами европейской дипломатии, другая - одностороннее вмешательство во имя высшей преданности славянскому или православному единству, прикрытой разглагольствованиями о национальных интересах России. Греческое восстание поставило Россию перед выбором: поддержать ли революцию (что противоречило ее монархическим принципам и могло даже поставить под сомнение легитимность существования самой России как поликультурной системы) или допустить кровавое подавление восстания единоверцев, что шло вразрез с требованиями нравственности и ставило под угрозу идеологическое лидерство России в православном мире [64]. В 1870-е годы восстания в Боснии и болгарских провинциях Османской империи вновь вызвали кризис в правительственных верхах России в связи с вопросом об интервенции. Александр II был далек от панславизма; его ведущие министры выступали против войны. Но давление «справа», со стороны громогласных националистов-панславистов, организовавших «славянские комитеты», заручившихся поддержкой прессы и пользующихся нескрываемой симпатией образованного общества, создало обстановку, когда правительство не могло с легкостью отказаться от вооруженного вмешательства, не скомпрометировав при этом себя в глазах зарубежной общественности и собственного народа [65]. В последние годы существования монархии сложилась схожая ситуация, когда миссия России как защитницы православных славян от турок вновь чрезвычайно усложнилась из-за традиционных политических и стратегических проблем. Накануне первой мировой войны русское правительство пыталось играть на славянском вопросе, чтобы отстоять свои позиции в рамках европейской системы государств. Но его неумолимо влекло к эмоциональному решению сербского вопроса. Панславистские настроения сквозили в выступлениях российских дипломатов на Балканах, энергично разжигались политиками правого толка и волновали широкие круги российской общественности. Следует особо отметить, что ни в одной из этих кризисных ситуаций российские правители не проводили осознанно мессианского внешнеполитического курса и не были воодушевлены идеей священного долга. Но повседневную дипломатическую деятельность нельзя искусственно оторвать от культурного контекста. В случае с Россией двойственность внешнеполитического курса проистекала из постоянных сомнений относительно своей культурной идентичности и своего места в мировом сообществе. И именно в период новой истории противоречащие друг другу представления о России как европейской державе и как наследнице древних евразийских империй пришли в открытое столкновение. Этот вопрос не был решен революцией 1917 года; он лишь принял иную форму. Революционный взрыв, вызвавший начало гражданской войны и иностранной интервенции, с трагической внезапностью выявил, насколько хрупкими были связи России с европейской системой и насколько периферийное положение по отношению к европейскому культурному региону она может вновь занять. Подняв знамя мировой пролетарской революции, Россия оказалась в международной изоляции; молодой Советской республике пришлось отчаянно бороться, чтобы не остаться парией среди других наций. Лишь постепенно (и то без особого энтузиазма) Советский Союз был допущен в мировое сообщество. Процесс дипломатического признания СССР со стороны ведущих держав обернулся долгой, временами приостанавливающейся борьбой, которая затянулась более чем на пятнадцать лет, разрешившись, наконец, в 1934 году принятием СССР в Лигу Наций. Тем не менее дипломатические отношения зачастую оставались напряженными, а в 1940 году, после нападения на Финляндию, Советский Союз был исключен из Лиги Наций (это была единственная страна, прошедшая через такую унизительную процедуру). Маргинальный характер культуры Советской России сказался и в бурных внутрипартийных дебатах о положении советской системы по отношению к остальному миру. Могут ли большевики удержать государственную власть без поддержки со стороны полномасштабной социалистической революции в Европе? Или их судьбу определит освобождение азиатских народов от ига империализма? Или, наконец, должен ли Советский Союз рассчитывать лишь на свои собственные силы, строя социализм в одной, отдельно взятой стране [66]? На заре советской истории Николай Бухарин четко обрисовал эту дилемму в своем докладе на XII съезде РКП(б) в 1923 году: «Советская Россия и географически, и политически лежит между двумя гигантскими мирами: еще сильным, к сожалению, капиталистическим империалистическим миром Запада и колоссальным количеством населения Востока, которое сейчас находится в процессе возрастающего революционного брожения. И Советская республика балансирует между этими двумя огромными силами, которые в значительной степени уравновешивают друг друга» [67]. Поскольку советское руководство пыталось создать себе два совершенно противоположных образа, один для Европы, другой для Азии, оно вскоре встало перед той же дилеммой, что и московские князья XVI века. Находясь на окраине Европы и Азии, советские лидеры говорили и действовали с разными акцентами и интонациями в зависимости от того, к кому они обращались: к пролетариату развитой индустриальной страны, крестьянству колониального мира или к своему собственному народу. Они не могли отказаться от своего лозунга построения уникального общества, не потеряв при этом легн-тимность в глазах собственных граждан. Но они не могли также проповедовать свою мессианскую веру за рубежом, не рискуя оказаться в еще большей изоляции. В первое десятилетие существования Советской власти непосреД' ственным поводом для раскола в среде высшего политического руководства стал широко известный спор между Л.Д.Троцким, Н.И.Бухариным и И.В.Сталиным по вопросу о степени важности и возможных сроках мировой пролетарской революции. Но и победа Сталина над его оппонентами не стала последней точкой в дискуссии о характере и направленности советской внешней политики. Дебаты вновь развернулись, хотя и в несколько смягченной форме: между М.М.Литвиновым, который выступал как приверженец достаточно традиционной политики отстаивания интересов СССР в рамках европейской системы (т.е. системы коллективной безопасности и Лиги Наций), и В.М.Молотовым и А.А.Ждановым, которые предпочитали вести независимую, даже изоляционистскую линию и всячески подчеркивать, что Советский Союз равно чужд и тому, и другому крылу «империалистического лагеря» [68]. В ходе войны Сталин выдвинул ряд серьезных инициатив, направленных на реинтеграцию СССР в новый международный миропорядок. Однако в глазах иностранных дипломатов и военных действия СССР выдавали его безразличие или пренебрежение к принятым в «цивилизованных» странах стандартным нормам поведения на международной арене [69]. Хотя Советский Союз пошел на роспуск Коминтерна в 1943 году и осудил авантюрные революционные прожекты, он не отрекся от практики политического сотрудничества с зарубежными компартиями и не прервал контактов с ними. Напротив, СССР всячески побуждал эти партии служить верными проводниками советского внешнеполитического курса в деле создания нового мирового порядка, где и они смогут занять свое законное место в созданных по воле «Большой тройки» коалиционных правительствах. Но когда в зоне фронтира вдоль всех границ Советского Союза вспыхнули гражданские войны - или хотя бы возникла угроза таковых, -политика возвращения в мировое сообщество потерпела крах [70]. Нарастающая изоляция Советского Союза во второй половине 40-х годов была не просто следствием разрыва союзнических отношений с Западом, так называемой «холодной войны». Она была также вызвана ослаблением международной коммунистической системы и зарождением национальных версий социализма: сначала в Югославии, а затем, после смерти Сталина, в Венгрии, Польше, Китае, Румынии и Чехословакии. В последующие десятилетия - вплоть до недавнего времени -Светское руководство продолжало упорно биться над дилеммой: как сохранить особое культурное положение СССР, единственного государства в мире, осуществляющего строительство коммунизма, и в то ж е время действовать в рамках мирового сообщества с традиционных Державных позиций. Напряжение спало, лишь когда в 1985 году М.С.Горбачев провозгласил «новое политическое мышление». Заключение Усилия правителей России и Советского Союза преодолеть геокультурные проблемы, связанные с четырьмя устойчивыми факторами - экономической отсталостью, уязвимыми границами, поликультурным обществом и маргинальным характером культуры, - привели к парадоксу: созданию могущественной империи, которая покоилась на зыбком фундаменте. Беспрецедентный по своей мощности рост государственных территорий имел своей целью получение доступа к дополнительным ресурсам, укрепление границ, прорыв в Европу, участие в разделе наследия азиатских империй и интеграцию целых народов в состав государства. Однако ни одна из основных проблем не была разрешена. Если экспансия к чему-то и привела, то лишь к увеличению трудностей. Внешность оказалась обманчивой. Временами казалось, что стремление построить современное индустриальное общество с самостоятельной научно-технической базой увенчалось успехом: сначала накануне первой мировой войны, затем в конце 1930-х годов, и вновь - в 1950-е годы; но к концу столетия стало очевидным, что эти ожидания не оправдались. Строительство огромной империи слишком дорого обошлось для ее внутреннего развития: по уровню накопления капитала, технологических новшеств и преимуществ гражданского общества - по всем этим критериям Советский Союз отставал от стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, то есть именно от тех стран, на которые он сам хотел равняться. Экспансия привела к парадоксальному эффекту в отношении человеческого потенциала и материальных ресурсов России. Население росло за счет завоеваний и естественного воспроизводства, но с первых веков существования государства расширение территорий вызвало отток рабочей силы из центра страны, а попытки приостановить уход на окраины закончились введением крепостного права. Позднее колонизация привела к напряженности в межнациональных взаимоотношениях. Неоднократные попытки советского правительства заселить богатые, но глухие и непривлекательные регионы Сибири привели к неадекватным результатам. На протяжении всего существования Российской Империи и Советского Союза были приобретены пахотные земли, районы добычи соли и пушнины, минеральные ресурсы. Но безбрежные просторы страны порождали огромные транспортные проблемы, на разрешение которых уходили значительные средства: вначале на строительство каналов на северо-востоке страны, затем на создание разветвленной сети железных дорог. Система сообщения никогда не удовлетворяла предъявляемым к ней требованиям. Это остается справедливым и в отношении дорожной системы современной России: ограниченные финансовые возможности страны делают «автомобильную революцию» недостижимо!". Попытки создать систему безопасных и хорошо защищенных границ, побеждая или устраняя соперников по борьбе за контроль над спорными пограничными территориями, либо вызывали появление новых соперников, либо заходили в тупик на стадии интеграции завоеванных земель в государственную систему: вновь приобретенные территории превращались в зону сепаратистских движений и вторжений извне. Завоеваниям подвергались народы зон фронтира и те из соседних стран, которые, в свою очередь, отставали от России в вопросах государственного устройства, военной техники, человеческого потенциала и материальных ресурсов. Эти народы настолько отличались от русских в культурном отношении, что ассимилировать их было нелегко; к тому же русские не располагали избыточным населением, чтобы с легкостью наводнить своими переселенцами завоеванные территории (исключение составляли, возможно, лишь земли казахов, башкир и татар Поволжья). Расходы на управление этими народами и контроль над ними, на подавление восстаний, повторное интегрирование бунтарей после гражданских войн и чужеземных вторжений были просто неисчислимыми. По этим причинам внешняя мощь государства создавалась и подвергалась преобразованиям в исключительно неблагоприятных условиях, на слабом и шатком фундаменте. Военные поражения вновь и вновь грозили расчленением страны: не просто потерей некоторых территорий, но в буквальном смысле исчезновением государства или сжатием его до границ Московского княжества XV столетия. Так было в годы Смутного времени, в первые годы Северной войны, в ходе наполеоновской кампании 1812 года, после поражения в Крымской войне, в ходе революции 1905 года, которая Началась на фоне русско-японской войны, во время гражданской войны 1917-1920 гг., в начале второй мировой войны, и, наконец, совсем недавно. Такой ход событий едва ли дает российским правителям повод для излишнего оптимизма в отношении перспектив выживания государства. Даже прорыв «капиталистического окружения» после второй мировой войны путем создания вдоль границ СССР буферной зоны из социалистических стран не помог стабилизировать ситуацию в зонах фронтира. Китайский «буфер» рухнул в конце шестидесятых, возобновив давнее соперничество за пограничные территории. Социалистическое государство в Афганистане было расшатано гражданской войной, которой не смогли положить конец даже его советские союзники. После многочисленных вторжений советских войск на территорию Восточной Европы - в Восточную Германию в 1953 году, в Венгрию в 1956 году и в Чехословакию в 1968 году - весь защитный барьер фактически рассыпался в течение удивительного 1989 года (annus mirabilis). Перестройка и «новое политическое мышление» во внешней политике были последними попытками разрешить парадокс зыбкого могущества державы. Целью было преодолеть ограничения, которые налагали на страну четыре устойчивых фактора ее внешней политики; положить конец противоречию между мощной надстройкой и слабым социально-экономическим базисом; отыскать «третий путь» между тотальной властью государства и состоянием гражданской войны; возродить великую державу, уверенную в своей стабильности и безопасности. Чтобы осуществить такой рывок вперед, советское руководство начало кампанию по преодолению экономической отсталости, стабилизации положения на границах Союза, по поиску равновесия между требованиями национальной автономии и великорусским национализмом, а также по разрушению образа маргинального в культурном плане государства путем интеграцииСССР в европейское сообщество. Как и в более отдаленные времена, все эти устойчивые проблемы оказались сплетенными в один запутанный узел. Шаги, предпринятые в одной сфере, вызывали те или иные последствия в другой. Попытки внедрять западные технологии, расширить доступ к информации, признать религиозные и этнические различия, чтобы оздоровить экономику и приблизиться к европейским стандартам толерантности, вызвали в многонациональном государстве мощные центробежные процессы. Вывод войск из Афганистана, став символом политических перемен в одной из зон фронтира, возможно, повлиял тем самым на китайскую неуступчивость и на националистические движения в мусульманских республиках. Но любая попытка применить вооруженную силу, чтобы удержать под своим контролем ухудшающуюся ситуацию на приграничных землях (неважно, по ту или эту сторону границ), сведет на нет все усилия по реструктуризации экономики при иностранном содействии. Хотя советское руководство отказывалось признавать существование взаимосвязи между развитием внешней торговли и экспортом технологий, с одной стороны, и контролем над вооружениями, демократическими реформами и рыночной экономикой - с другой, такая связь реально существует. Можно повторить еще раз: политическая власть, сколь бы далеко ни простирались ее притязания, не может с легкостью изменить устойчивые факторы внешней политики. Но реальный прогресс в деле преодоления экономической отсталости или ослабления маргинального характера культуры - если это не вызовет серьезной опасности на границах и не создаст угрозы сложившемуся поликультурному равновесию - может продвинуть Россию далеко вперед по пути разрешения давнего парадокса зыбкого могущества. Если именно этот парадокс - а не географический, культурный или экономический детерминизм - лежит в основе российской внешней политики, то преобразования (а они непременно должны состояться), по всей вероятности, откроют эру совершенно иной российской внешней политики, а значит, эру совершенно иного восприятия России мировой общественностью, что существенно упрочит и стабильность в мире, и перспективы международного сотрудничества [71]. Пер. с англ. И.Пагавы, О.Леонтьевой Примечания 1. Hans Rogger, «Origins of the "Russian menace"». Meeting report, Kennan Institute for Advanced Russian Studies, 7 December 1987. 2. Последним из существующих исследований по этой проблеме является работа Альберта Ресиса: Albert Resis «Russophobia and the "Testament" of Peter the Great, 1812-1980», Slavic Review 44 (1985). P.681-693. См. также подробный анализ данного вопроса у Бориса Муравьева: Boris Mouravieff, Le Testament de Pierre le Grand (Neuchatel: Baconniere, 1949), а также (с другой точки зрения): L. R. Lewitter, «Testament apochryphe de Pierre le Grand», Polish Review 6 (1961). P.27-44.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |