Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дэвид Джоравски 4 страница




11. См. литературу, упомянутую в предыдущей сноске, а также: K.E.Bailes. Technology and Society under Lenin and Stalin (Princeton, 1978).

12. См., например, трехтомный труд «Развитие химии в СССР» (М., 1967). Почти полный список ученых и их трудов содержится в «Истории естествоз­нания», обширном библиографическом справочнике по истории науки. Вы­ражение «почти полный» здесь употребляется не только в обычном смысле (из-за наличия неумышленных пропусков), но и в специфически советском смысле: некоторые историки науки и некоторые концепции были намеренно преданы забвению. Так, систематически исключались из списков Борис Гес-сен и другие жертвы террора.

13. Цитаты даны по «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова (4-е изд. М., 1961), а также по более подробному четырехтомному «Толково­му словарю русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (М., 1935-1940; пе­реиздано - М., 1994).

14. Там же.

15. Знаменитое эссе, посвященное этой проблеме, содержится в пятом томе «Собрания сочинений» Н.А.Добролюбова (М., 1962) на С.7-140. На С.560-562 того же тома можно найти сделанное советским редактором издания опи­сание полемики, возникшей вокруг эзопова определения, предложенного Доб­ролюбовым. Особенно заслуживает внимания попытка советского коммен­татора предложить наиболее радикальную интерпретацию добролюбовско-го выражения - включить «народные массы» в состав жителей «темного цар­ства» и одновременно настаивать на том, что они к этому царству не принад­лежат, что они обладают революционным потенциалом, позволяющим пре­одолеть культурную отсталость.

16. Публикация романа В.Д.Дудинцева «Не хлебом единым» (М., 1957) стала сенсацией. Автор даже получил публичный выговор от Хрущева. Тем не менее, книга получила официальное одобрение и была представлена к пуб­ликации; позже она была переиздана (М., 1968). Д.А.Гранин рисовал в своих романах гораздо менее спорные картины из жизни ученых и инженерных ра­ботников, но и его волновала проблема систематической неэффективности их деятельности. Особого внимания здесь заслуживает его роман «Иду на грозу» (М., 1963), а также следующее исследование: Keith Armes, «Daniil Granin and the World of Soviet Science». Survey 20, № 1 (90).

17. См.: David Joravsky, The Lysenko Affair (Cambridge, Mass., 1970). P. 174-176, 290-291 и т.д. См. также: Nancy Heer. Politics and History in the Soviet Union (Cambridge, Mass., 1971). P.151, о выступлении Хрущева перед Цент­ральным Комитетом, где он требовал усилить контроль над научной работой с целью снижения процента халтуры.

18. См. Grigorii Freiman, It Seems I Am a Jew: A Samizdat Essay on Soviet Mathematics (London and Amsterdam, 1980). Перевод и редакция Мелвина Натансона (Melvyn Nathanson), которого я благодарю за предоставление мне копии данного труда. О том, насколько типичен опыт Фреймана, можно про­читать на с.85-94.

19. Для сравнения см. Hamberg, «Invention in the Industrial Research

Laboratory», Journal of Political Economy, 71 (April 1963). P.95-115. Также см. работу Г.Н.Волкова «Социология науки» (М., 1968), С.206-207, где он цити-пует Норберта Винера, который в своей автобиографии высказывал жалость к новым поколениям ученых, работающих на «научных фабриках» и не обла­дающих той индивидуальной свободой, которой наслаждался он сам. Такие исходящие с Запада предостережения о надвигающейся бюрократизации на­уки обычно используются советскими социологами науки, чтобы показать, что трудности советской науки являются частью мировых процессов, или даже для оправдания такого явления, как перехода к коллективному творчеству. См., например: Добров Г.М. Наука о науке. Киев, 1970. С. 186 и далее; Ланге К.А. Организация управления научными исследованиями. Л., 1971. С. 188-241.

20. Примером здесь может являться случай, когда Сталин отверг советы специалистов по производству синтетического каучука. - R.A.Medvedev, Let History Judge: The Origins and Consequences ofStalinism (New York, 1971). P. 108; K.E.Bailes. Technology and Society under Lenin and Stalin. P.375-379: R.A.Lewis, «Innovation in the USSR: The Case of Synthetic Rubber», Slavic Review, 38. № 1 (March 1979). P.48-59.

21.0 ходе советских дискуссий 20-х годов в области экономики и истории см. следующие работы: Alexander Eriich, The Soviet Industrialization Debate, 1924-28 (Cambridge, Mass., 1960); Nicholas Spulber, ed.. Strategy for Economic Growth (Bloomington, Ind., 1964); Nicholas Spulber, Soviet Strategy for Economic Growth (Bloomington, Ind.. 1964); Cyril Black, ed., Rewriting Russian History (New York, 1962); Konstantin Shteppa, Russian Historians and the Soviet State (New Brunswick, N.J., 1962); George Enteen, The Soviet Scholar-Bureaucrat: M.N.Pokrovskii and the Society of Marxist Historians (University Park, Penn., 1978).

22. См. David Joravsky, Soviet Marxism and Natural Science. 1917-1934 (New York, 1961), Chap. 4. Газета «Правда» 31 августа 1922 года сообщила об арес­те и высылке ученых, не называя конкретное их число. С тех пор приводились различные цифры. Число 161 я привожу по книге: Чагин Б.А., Клушин В.И. Борьба за исторический материализм в СССР в 20-е годы. Л., 1975. С.73-74.

23. Фразу, эту ввел в обращение ведущий российский ученый в области экспериментальной психологии Г.И.Челпанов. Ее цитирует Н.И.Бухарин в Работе «Атака» (М., 1924). С.133.

24. См.: David Joravsky. The Lysenko Affair.

25. Лучше всего данный вопрос освещен в работе: W.Girke, H.Janow, Sowjetische Soziolinguistik: Probleme und Genese (Kronberg. Germany, 1974). См. также их антологию: Sprache und Gesellschaft in der Sowietunion (Miinchen, ^75); Lawrence Thomas, The Linguistic Theories ofN.Ja.Marr (Berkeley, 1957). Несколько скороспелая попытка оправдать теории Марра была сделана в ^атье «Langage et classes sociales: Ie marrisme», Langages, 46 (1977). Французские авторы данной работы не желают видеть суровой правды, содержащейся в следующих словах Гирке и Янова: «Обычное определение методики [шко­лы Н.Я.Марра - авт.] как «вульгарной социологии» неоправданно, ибо она в действительности не содержала в себе никаких социологических методов, а лишь механически соотносила языковые условия с социоэкономическими, что вряд ли является признаком какой-либо социологической методики» (С.50).

26. См.: Общее языкознание. Библиографический указатель литературы. изданной в СССР с 1918 по 1962 гг. М., 1962. См. особенно с.З, где редактор протестует против «мнения, к сожалению распространенного среди наших лингвистов», что проблемы общей лингвистики в Советском Союзе игнори­ровались. Показательно и то, сколь скудное внимание уделено советским мыслителям в статье «Язык» (Философская энциклопедия: В 5 т. Т.5. М., 1970). О разочаровывающих результатах возрождения лингвистики см.: W.Girke, H.Janow, Sowjetische Soziolinguistik. Для сравнения см. неубедительные заве­рения в глубоком уважении к советской социолингвистике: Jan Prucha, Soviet Psycholinguistics (The Hague, 1972). P.42-43; а также рецензию на эту работу Дэвида Л. Олмстеда (David L. Olmstead) в журнале «Historiographia Linguistica». 1982, № 1/2. P.145-152.

27. Сталин И.В. Сочинения. Vol.3 (XVI). C.I 14-171.

28. Там же. С. 144.

29. См., в частности, протоколы двух важнейших «павловских сессий»:

Академия наук СССР. Научная сессия, посвященная проблемам физиологи­ческого учения академика И.П.Павлова, 28 июня - 4 июля 1950 г. М.. 1950;

Академия медицинских наук. Физиологическое учение академика И.П.Павло­ва в психиатрии и невропатологии; материалы заседания 11-15 октября 1951 г. М., 1951. См. также: David Joravsky, «The Mechanical Spirit: The Stahnist Marriage of Pavlov to Marx», Theory and Society, 4 (1977). P.457-477. [См. так­же David Joravsky, Russian Psychology: A Critical History (New York: Blackwell, 1989). - Прим. автора, 2000 г.].

30. См.: David Joravsky, «A Great Soviet Psychologist», New York Review of Books, May 16, 1974.

31. Фактическое признание такого скандального положения дел содержит­ся в статье «Сигнальные системы» (Философская энциклопедия. Т.5. С.5).

32. См.: Бухарин Н.И. О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем. Ответ академику Павлову // Красная новь. 1924. № 1-2; данная рабо­та была переиздана большим тиражом как брошюра, а также как часть книги Н.И.Бухарина «Атака» (М., 1924). С.171-215.

33. См.: Выготский Л.С. Психологическаянаука // Общественные науки СССР. 1917-1927. М.. 1928. С.32 и далее.

34. См., в частности, статью П.К.Анохина, где автор открыто признает. что «наиболее уязвимым пунктом учения об условных рефлексах является его отрыв.от общеневрологической мировой мысли». - Анохин П.К. Анализ и синтез в творчестве академика И.П.Павлова//Под знаменем марксизма. 1936. № 9. С.78. Наиболее значительной попыткой примирить доктрину Павлова с современной нейрофизиологией является труд его польского ученика: Jerzy Konorski, Conditioned Reflexes and Neuron Organization (Cambridge, 1948).

35. Gregory Razran, Mind in Evolution (Boston, 1971).

36. Представление об антимарксистских лекциях и публикациях Павлова можно получить из упомянутых выше выступлений Бухарина. О том, как боль-щевики уговаривали Павлова осгаться в России, см.: Ленин В.И. Полное собр. соч. 4-е изд. Т.32. С.48; Т.44. С.325-326; Т.45. С.23.

37. См. об этом: Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психо­логической науки в СССР. М., 1975. С.137 и далее; Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967. С.61 и далее. Марксистскими эмиссарами были К.Н.Корнилов (1879-1957), роль которого в этих событиях отмечена в обеих работах, и А.Б.Залкинд (1888-1936), роль которого в советских иссле­дованиях умышленно игнорируют, поскольку он был осужден во время тер­рора 30-х годов. См. доклад Залкинда, опубликованный в газете «Правда» 10 января 1924 г. Сообщения современников об этих событиях см. в № 2 (19) журнала «Красная новь» за 1924 год и в работе Л.С.Выготского «Психологи­ческая наука». Главной жертвой показательных увольнений стал Г.И.Челпанов (1862-1936) - его сняли с поста директора основанного им Психологичес­кого института. Пост этот был отдан его бывшему ученику и новоявленному марксисту Корнилову.

38. Рамки данной статьи не позволяют мне привести здесь факты, под­тверждающие это утверждение. О генетическом родстве теории Выготского и гештальтпсихологии см.: Eckhardt Scheerer, «Gestalt Psychology in the Soviet Union: The Period of Enthusiasm», Psychological Research, 41 (1980). P.I 13-132. Рьяные декларации, что школа Выготского отличается от идей Пиаже неки­ми «культурно-историческими» акцентами, только подчеркивают пугливое стремление этой школы отказаться от культурно-исторических исследований как таковых. Первое (неубедительное) заявление о наличии существенных отличий от концепции Пиаже содержится в длинном предисловии Выготско­го к работе Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка» (М., 1932). Единственной значительной попыткой ученых школы Выготского заняться культурно-ис­торическими исследованиями была работа А.Р.Лурии «Об историческом раз­витии познавательных процессов» (М.. 1974), представлявшая собой отчет об исследовании разновидностей крестьянского менталитета, проведенном в 1931-1932 годах и запрещенном к публикации на протяжении 40 лет.

39. «Приглаженная» история психотехники дана в работе А.В.Петровско­го «История советской психологии» (М., 1967). С.266-292. «Неприглаженный» пример тех злобных нападок, которые уничтожили эту область психологии в 30-е годы. можно найти в журнале «За марксистско-ленинское естествозна­ние», 1931, № 2. С.34-84. Обзор работы, проведенной в данной области совет­скими учеными после снятия запрета, можно найти в исследовании: B.F.Lomov, «The Soviet View of Engineering Psychology». Human Factors, 1969. № 11. P.69-74; а также в статье Ломова, опубликованной в книге: Michael Cole and Maltzman, eds., Handbook of Contemporary Soviet Psychology (New York, 1969). Совсем недавно контроль над крупнейшими научными институтами перешел из рук последователей Выготского в руки Ломова. Я благодарю Джеймса Вертша за эту информацию, которая может означать, что в сфере советской психологии произошли важные изменения и политическая поддержка пере­шла к так называемой практической школе.

40. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Кафедра научного ком­мунизма. Научное управление обществом. 1967. № 1. С.З. См. также: Linda Lubrano, Soviet Sociology of Science (Columbus, Ohio, 1976); Erik P. Hoffmann «The "Scientific Management" of Soviet Society», Problems of Communism, May-June 1977. P.59-67; Erik P. Hoffmann, «Soviet Views of "The Scientific-Technological Revolution"», World Politics, July 1978. P.615-644; Y.M.Rabkin, «"Naukovedenie": The Study of Scientific Research in the Soviet Union», Minerva 1977. № 1/76. P.61-78.

41. См.: Raymond Bauer, The New Man in Soviet Psyscology (Cambridge, Mass., 1952).

42. Об этой знаменитой мечте юного Маркса рассказано в его работе «Не­мецкая идеология». Обстоятельная критика психологической науки как иде­ологии отчуждения от этого романтического идеала человеческой натуры содержится в следующей работе: Райнов Т.И. Отчуждение действия // Вест­ник коммунистической академии. 1925-1926. № 13-15. О том, как произошел отказ от каких-либо серьезных попыток добиться слияния умственного и фи­зического труда в образовательном процессе, см: Medvedev R.A. Let History Judge. P.503-505.

43. Краткое изложение этих фактов содержится в статье Оскара Анвайле-ра: O.Anweiler and H.Ruffman, eds., Kulturpolitik der Sowjetunion (Stuttgart, 1973). P.34-39,120-123 и далее; Mervyn Matthews, Education in the Soviet Union:

Policies and Institutions Since Stalin (London, 1982). P.153-161. Важнейшее по­становление, принятое 20 августа 1969 г., приведено в сборнике: КПСС в ре­золюциях и решениях. Т.10. М., 1972. С.77-80. См. также: Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М.. 1977;

George Avis, «Preparatory Divisions in Soviet Higher Education Establishment:

Ten Years of Radical Experiment» (эта неопубликованная работа была распро­странена на Втором всемирном конгрессе по советским и восточноевропейс­ким исследованиям в Гармише в 1980 г.); George Avis, «Social Class and Access to Full-time Higher Education in the Soviet Union», M.Sc. diss., University of Bradford. Bradford, England; а также T.A.Jones, «Higher Education and Social Stratification in the Soviet Union», Ph.D. diss., Princeton University, 1978. См. также: David S. Lane and Felicity O'Dell, The Soviet Industrial Worker: Social Class, Education and Control (London, 1978). P. 103-104.

44. См. James Bowen, Soviet Education: Anton Makarenko and the Years of Experiment (Madison, Wise.. 1962). О состоянии дел в сфере опросов обще­ственного мнения см.: M.Dewhirst and R.Farrell, eds., The Soviet Censorship (Metuchen, N.J., 1973). P.122-126. Произведение Макаренко см.: Макаренко А.С. Педагогическая поэма//Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. T.I. М., 1957.

45. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. С. 128.

46. См.: Susan G. Solomon, The Soviet Agrarian Debate: A Controversy in Social Science, 1923-1929 (Boulder, Colorado, 1977).

47. Об исследованиях крестьянского менталитета, предпринятых в 1931-1932 гг. А.Р.Лурией и Л.С.Выготским, см.: ЛурияА.Р. Об историческом раз­витии познавательных процессов. М., 1974.

48. См. рассказ об этом событии в работе: David Joravsky, The Lysenko Affair. P.10-13, а также сноску на С.360.

49. Свидетельств этому так много, что привести здесь их все невозможно. Причем подобные упреки не были характерны исключительно для послеста-динского периода. Так, в недостаточной смелости специалистов упрекали уже в 30-е годы. См.: Joravsky, Soviet Marxism and Natural Science, 1917-1932. P.267.

50. Изобилие сообщений и исследований по этому вопросу как западных, так и советских авторов может даже привести в замешательство. Для начала укажем на такую работу с обширным справочным аппаратом: R.W.Judy, «The Economists», Skilling and Griffiths, eds., Interest Groups in Soviet Politics (Princeton, 1971). P.209-252. См. также: Michael Kaser, «Le debat sur Ie loi de la valeur... 1941-1953», Annuaire de 1'U.R.S.S. (Paris, 1965). P.555-569, где приведены доказатель­ства возрождения экономической науки в 1943-1948 гг. - процесса, который за­тем был прерван Сталиным и возобновился уже после его смерти. Дополни­тельные свидетельства того, как сложно протекал этот процесс во времена ста­линского правления и в последующий период, содержатся в работе: R.Campbell, «Marx, Kantorovich and Novozhilov, Stoimost' versus Reality», Slavic Review, 30, № 3 (October 1961). P.402-418. О самых последних тенденциях в данной области см.: Alee Nove et al., «L'economie sovietique et les economistes sovietiques». Revue d'etudes comparatives est ouest, 12, № 2 (1981). P.121-152.

51. Особого внимания заслуживает работа А.Д.Сперанского «Элементы построения теории медицины» (М., 1935), переведенная на английский язык как «A Basis for the Theory of Medicine» (New York, 1944). Обращает на себя внимание и крайне сдержанный тон посвященной Сперанскому статьи, опуб­ликованной в «Физиологическом журналеСССР» (1968. № 12. С.1488-1489).

52. Правда, 1 августа 1962 г.

53. В английском переводе вышеприведенной фразы из толстовской «Смер­ти Ивана Ильича» («What is the right thing?») слишком чувствуется морализи­рующий оттенок, отсутствующий в оригинале, тон которого - неприкрашен­ная метафизичность. В книге: Philippe Aries, The Hour of Our Death (New York, 1981) так же, как и в книге: Elizabeth Kubler-Ross, On Death and Dying (New York, 1969), делается попытка сблизить метафизическую боль Толстого с «гу­манистической» интерпретацией проблемы с позиций «медицинизации смер­ти». Толстой был бы резко против такого подхода.

54. Томас Грэдграйнд - персонаж книги Чарльза Диккенса «Тяжелые вре­мена», сатирическое изображение утилитарного философа того времени (Прим. ред. - М.Д.-Ф.].

55. Я позаимствовал это сравнение у Уоллеса Стивенса: Connoisseur of Chaos // Wallace Stevens, Collected Poems (New York, 1975). P.215-216. Диалек­тика Стивенса в соединении противоположностей достигает божественного спокойствия. Сталинистский менталитет граничит с истерией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.