КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Говорить по-большевистски
Стивен Коткин (из кн. «магнитная гора: сталинизм как цивилизация») «Магнитка учила нас строить. Магнитка учила нас жить». Елена Джапаридзе, комсомолка [I]. Доставшие от анонимности барачной жизни, жители барака № 8 в Магнитогорске прикрепили рядом со входом вывеску со списком всех живущих в нем. В нем указывались их имена, отчества и фамилии, год рождения, место рождения, классовое происхождение, профессиональное занятие, членство в комсомоле или партии (или отсутствие такового) и место работы. Как объяснял инициатор: «Когда был написан список, например, когда было написано, что Степанов, арматурщик, комсомолец, ударник, выполняет производственную программу на столько-то процентов, работает на строительстве доменного цеха - сразу получается впечатление у незнакомого товарища - какой состав людей здесь живет» [2]. Подобные акты самоидентификации стали обычным явлением и охватили все общество. При изучении рабочих царской России главной задачей было объяснить, как произошло, что «за период меньше чем 60 лет рабочие самой политически "отсталой" европейской страны превратились из маленького сегмента касты крепостных крестьян в самый революционный и сознательный в классовом отношении пролетариат в Европе» [З]. По отношению к советским рабочим можно поставить прямо противоположный вопрос: как произошло, что за период меньше чем двадцать лет революционный пролетариат первого в Европе самопровозглашенного рабоче-крестьянского государства стал самым пассивным рабочим классом в Европе? Существенная часть ответа на этот вопрос, как и на вопрос о характере и могуществе сталинизма, содержится в этом простом листке бумаги, прикрепленном к магнитогорскому бараку. Стало привычным, что в исследовании о жизни рабочего города значительное внимание уделяется формам самовыражения рабочих, по крайней мере в экстремальных ситуациях (например, во время забастовок и демонстраций), а также исследованию причин рабочих волнений. Но в Магнитогорске не было ни забастовок, ни восстаний, а все демонстрации сводились к организованному государством прославлению режима и его руководства. Бросалось в глаза отсутствие в этом широко раскинувшемся городе металлургов организованного рабочего протеста. Для советского режима и его защитников в этом не было ничего парадоксального. Отсутствие забастовок логически вытекало из заявления, что власть принадлежит самим рабочим, и именно поэтому они с энтузиазмом приветствуют политику индустриализации, «их» политику. Сам массовый энтузиазм советских людей тех лет придает этому взгляду кажущееся правдоподобие. Действительно, если в советской прессе тех времен и можно обнаружить разрозненные свидетельства о недовольстве рабочих, то, согласно официальным источникам, все проявления рабочей сознательности были в подавляющем большинстве направлены на поддержку status quo [4]. Несоветские авторы, не доверяя таким подвергнутым государственной цензуре выражениям рабочей сознательности, первоначально выдвинули две версии причин кажущейся «пассивности» советского рабочего класса при Сталине. Согласно одному из них, монолитная организационная структура режима и политика репрессий исключали любую возможность проявления независимости рабочих и тем более коллективных выступлений - аргумент, поддержанный свидетельствами многих выходцев из Советского Союза [5]. Согласно другой точке зрения, вполне совместимой с первой, отсутствие политической активности рабочих объяснялось дезинтеграцией рабочего класса в результате гражданской войны, а также так называемой «крестьянизацией» рабочей силы, которая началась с 1930-х годов, когда уцелевший пролетариат был «разбавлен» свежим пополнением. Сторонники этой точки зрения отмечали характерную для новых пролетариев культурную отсталость, заставлявшую их мечтать о твердой руке царя-батюшки и не способствовавшую формированию у них склонности преследовать «собственные» классовые интересы [б], В противовес заверениям советских источников о гармонии между рабочим классом и правящим режимом эти ученые предполагали, что объективно существовал антагонизм между ними, даже если преобладающее число доступных источников свидетельствовало о поддержке режима. Как реакция на утверждение, что у режима и народа не было общих интересов, поднялась волна «ревизионистской» школы. Соглашаясь с некоторыми из своих предшественников по вопросу о существовании широкой народной поддержки Сталина и его политики. ревизионисты оценивали такую поддержку не как показатель «незрелой сознательности» «отсталого» пролетариата, а как выражение подлинных личных интересов, связанных с улучшением положения рабочих или с социальной мобильностью. Такой взгляд позволял не только признать факт отсутствия заметного социального протеста, но даже и предположить наличие в обществе истинного социального согласия [7]. Расхождение во взглядах в споре противных сторон едва ли могло бы быть более глубоким: либо недовольные рабочие, презирающие режим, либо довольные рабочие, аплодирующие ему («по незрелости» или же «сознательно»). По-видимому, настало время подойти к рассмотрению данной проблемы под иным углом. Не может быть сомнений в том, что режим носил репрессивный характер, что состав рабочего класса изменился за счет притока в его ряды миллионов крестьян, и что многие тысячи рабочих, в свою очередь, «выдвинулись», став руководителями и партийными работниками. Но пригодность всех этих концепций для понимания жизни и поведения рабочих ограничивается, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, данные категории почерпнуты из языка той самой эпохи, пониманию которой они должны были бы служить. Двигаясь от первичных источников к вторичным, поражаешься, до какой степени споры и категории того времени пронизывают «аналитические» работы последующих лет. К примеру, историки берутся исследовать «кре-стьянизацию» рабочей силы в 1930-х годах именно потому, что власти мыслили в рамках этого определения и собирали соответствующие данные. Для нас же тот факт, что значительное число крестьян влилось в ряды рабочего класса, должен быть важен не потому, что это предопределило их «отсталость» и даже не тем, что они были крестьянами, а тем, что режим определил их как крестьян и относился к ним как к таковым. Во-вторых, ограниченность существующих концепций проявляется в том, что авторские оценки здесь колеблются вокруг двух противоположных полюсов - репрессий и энтузиазма. Историк может «демонстрировать» то поддержку режима со стороны рабочих, обращаясь к официальным источникам, то существование рабочей оппозиции, ссылаясь на источники, вышедшие из среды русской эмиграции. Но задумаемся - как мы можем выявить социальную поддержку? Какие признаки позволяют засвидетельствовать ее существование? Является ли отсутствие организованного политического протеста признаком дезинтеграции общества или, напротив, признаком социальной сплоченности, или же мы не можем утверждать ни того, ни другого? Разумно ли, изучая социальную поддержку властей, оперировать групповыми категориями, и если да, то по каким критериям следует выделять такие группы? По уровню доходов и социальному положению? По уровню образования? Членству в партии? Классовой принадлежности? Наконец, какова относительная ценность источников -официальных или же эмигрантских, - которые часто рисуют диаметрально противоположные друг другу картины событий? При наличии столь несовместимых точек зрения на положение рабочего класса при Сталине важный шаг вперед был сделан Дональдом Филтцером. Начав с того, на чем остановился Соломон Шварц (хотя и не указывая этого), Филтцер умело сочетал внимательное и глубокое изучение материалов советской прессы тех лет с новым, исчерпывающе точным прочтением эмигрантских свидетельств, и продемонстрировал при этом тонкое владение искусством парадокса и противоречия. Характеризуя сталинскую индустриализацию как эксплуататорскую в марксистском смысле этого слова, он предположил, что рабочие должны были в таком случае осознать свои «классовые интересы» и воспротивиться отчуждению «прибавочной стоимости» со стороны зарождающейся элиты, или бюрократии. Но рабочие этого не сделали. В поисках объяснений этого парадокса Филтцер возродил к жизни прежнюю гипотезу о том, что старый рабочий класс был раздавлен индустриализацией: деполитизированный, он мог отныне предпринимать лишь индивидуальные акции протеста, такие как смена работы и пьянство. Филтцер также утверждал, что хотя в стране и образовался новый «рабочий класс», его представителям были не под силу коллективные выступления - пролетарии были поглощены, как и прежде, задачей личного выживания в трудных условиях постоянного дефицита, потогонной системы ударного труда, физического запугивания и публичного осмеяния. В то же самое время автор показал, что рабочие часто «сопротивлялись» новым трудовым порядкам, только не на коллективной основе. Он признавал важность самовыражения рабочих, проявлявшегося в различных сферах поведения (текучести кадров, «волынке»), а не считал такое поведение, как обычно, признаком Дезориентации и апатии. Но вместе с тем Филтцер не отнесся с достаточной серьезностью к огромному массиву дошедших до нас выскаэываний современников, позволяющих реконструировать самоидентификацию рабочего и исходящих от самих рабочих или от представителей других социальных групп, включая власти [8]. В результате предложенный Филтцером анализ превращения рабочих в составную часть сталинской системы, хотя и остается лучшим по сей день, не был доведен до конца. Подход, предлагаемый в данной работе, состоит в том, чтобы выявить преобладавшие в то время способы понимания и анализа проблем труда, трудового процесса, рабочего. Отправной точкой для моего исследования станет реконструкция восприятия современниками следующих проблем: производительности труда, трудовой дисциплины и трудоспособности, социального происхождения и политической лояльности. Моей целью будет показать воздействие этих понятий на образ жизни рабочих и на понимание ими самих себя. Такие представления не могут быть сведены к «идеологии» - уместнее говорить о них как о динамично изменяющихся властных отношениях. Вот почему задача состоит в том, чтобы рассматривать эти понятия не с точки зрения их смысла и не как систему символов, но как вопрос маневра и контрманевра, короче говоря, как составную часть тактики повседневного выживания. Социальные последствия специфической трактовки понятий «труда» и «рабочего» стали столь масштабными, поскольку эти понятия были тысячью нитей сплетены с введенными тогда приемами и методами решения проблем идентичности. Эти приемы могли быть самыми разнообразными: от анкет до формальных оценок уровня профессионального мастерства (разрядов), от производственных норм и сдельных расценок до трудовых книжек и автобиографических откровений. Я обращаюсь к самим этим методам и к контексту ситуации, где они применялись, чтобы исследовать, каким образом обычные слова о труде и рабочем месте смогли стать детерминирующим фактором того, как понимали рабочих другие, и того, как рабочие понимали самих себя.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |