Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. психотерапии, целью которой является вызывание экзистенциального сознания вины и одновременно осознания того




психотерапии, целью которой является вызывание экзистенциального сознания вины и одновременно осознания того, что человек может получить любовь и поддержку других, несмотря на собственное несовершенство.

Найкан-терапия (от япон. найкан - саморефлексия, самонаблюдение) разработана в Японии священнослужителем И. Йошимото.

По прибытии в найкан-центр пациент (найканш) получает от психотерапевта краткую информацию о своем участии в сеансе психотерапии и прослушивает короткую магнитофонную запись-инструкцию. Через полчаса он начинает применять найкан, сидя в углу (или лицом к стене) за ширмой. Пациент может принять любое удобное для себя положение на подушках, однако ему запрещено лежать (из опасения, что он заснет).

От найканша требуется в основном поразмышлять о собственном прошлом и сообщить свои мысли психотерапевту - учителю (сенсею). Первая задача - поразмышлять о том, как он вел себя в младшем школьном возрасте по отношению к матери и что чувствовал при этом. О том, что сделала для него мать (20 % времени медитации), какие услуги оказал ей он (20 %), какие доставил огорчения и заботы (60 %). Все это делается для того, чтобы вызвать в памяти найканша события того времени и свое тогдашнее поведение. Через час-два появляется психотерапевт, совершает поклон перед ширмой, открывает ее, кланяется еще раз и спрашивает пациента, о чем тот думал. Найканш рассказывает, что получал и что давал взамен, какие доставлял хлопоты. В заключение получает задание вспомнить о себе в более позднем возрасте (когда учился в старших классах) и о своих отношениях с матерью в тот период. Если вопросов не возникает, разговор завершается поклонами, и психотерапевт дает пациенту возможность размышлять далее.

В ходе каждого очередного разговора психотерапевт благожелательно выслушивает пациента, называет следующую тему, отвечает на вопросы и, возможно, иногда произносит слова поддержки вроде: «Пожалуйста, поразмышляйте глубоко».

Обычно предметом рефлексии становятся временные трехлетние промежутки (у пациентов старшего возраста - пяти-и десятилетние, вплоть до настоящего времени).

Глава И- Медитация

Затем объектом медитаций становится отец - опять же начиная с раннего школьного возраста пациента и до сегодняшнего дня. Подобным же образом размышляют о дядях и тетях, учителях, соучениках, начальниках, коллегах, супругах, детях и других значимых в жизни найканша лицах. Могут также задаваться специальные темы, такие, как ложь, воровство, нарушения дисциплины, азартные игры и выпивка.

Обычно найкан-медитация длится неделю - каждый день с 5 до 21 часа.

Часто техники медитации бывают связаны с такими понятиями, как янтра и мантра.

Первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в виде наскальных рисунков. В последующем, созерцая их, он вызывал у себя адекватные эмоциональные переживания: Сначала это были изображения реальных образов (людей, зверей, деревьев), а потом - их символов. В этом отношении верха совершенства достигла египетская символика.

Изображения разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое состояние человека. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопления и разряда энергии, вызывает у человека чувство напряженности, тревоги. Наоборот, S-об-разная кривая, называемая линией грации, формирует чувство гармонии, успокоения. Закругленные линии можно назвать легкими, ломаные - твердыми. Фигуры с радиально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением о завершенности, круг - с космической бесконечностью и абсолютной гармонией. Разное психическое воздействие оказывают фигуры симметричные и несимметричные, уравновешенные и неуравновешенные. Многие фигуры, известные нам как геометрические, считаются священными почти во всех религиях и являются основными элементами в изображении так называемых чакр в системе Лайя-йоги (о них поговорим позже).

Кроме того, концентрация внимания на фигуре со сбалансированным центром (уравновешенной фигуре) вызывает у человека чувство успокоения, а концентрация на несбалансированной фигуре - чувство дискомфорта, напряжения.

Гипноз. Новейший справочник

Эффект воздействия формы на психическое состояние человека лежит в основе практики Лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внимания на реальных или воображаемых графических изображениях - янтрах.

Медитация на янтре

Примите медитативную позу, расслабьтесь. Мысленно представьте круг, треугольник, прямоугольник, звезду и другие простые геометрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь зафиксировать те специфические эмоциональные состояния, которые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере тренировки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.

Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Считается, что основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное и суггестивное воздействие человеческой речи определяется не только содержанием информации, но и выразительностью, громкостью, музыкальностью произносимых слов.

Как мы уже отмечали, слова, смысл которых конкретен (блеск, свет, ночь, тепло, сладко и т.д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следовательно, в результате, потому что и т.п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его психологическое воздействие. Если мы хотим сформировать образ какого-то человека, то нужно говорить не о человеке вообще, а о конкретных качествах конкретного субъекта.

Медитация «Лотос с тысячью лепестков»

На Востоке цветок лотоса символизирует всеобщую связь явлений и предметов во Вселенной. Работа с этим образом позволит преодолеть эти ограничения.

Расслабьтесь, войдите в медитативное состояние. Выберите слово, образ или идею, которые будут служить центром лотоса. Сначала лучше использовать слова, имеющие положительное значение: «счастье», «покой», «любовь», «друг», «свобода» и т.п., что послужит формированию благоприятного состояния.

Повторите про себя выбранное слово. При этом у вас неизбежно возникнет определенная ассоциация. Представьте возникшие

Глав а 11: Медитация

в связи с такой ассоциацией слово, идею или образ как один из лепестков, прикрепленных к центральному слову Примерно в течение семи секунд попытайтесь определить связь, существующую между ними... Не следует слишком напрягаться, стараясь понять смысл этой связи... Она может стать моментально ясной... а может остаться и непонятной...

В любом случае вернитесь к центральному слову и ждите следующей ассоциации.

Согласно психолингвистике, на эмоциональное состояние человека оказывают влияние не только смысл и интонация речи, но и определенное звукосочетание слов. Такие слова, как «монотонный», «флаг», «дрожжи», «Владивосток», имеют мягкое звучание, а слова «роса», «роза», «пробуждаю», «трава», «рассвет» звучат твердо, стимулируют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интересно, что звук «р» присутствует в слове «красный» почти во всех европейских языках.

Известно, что все звуки речи делятся на гласные и согласные. Согласные подразделяются на твердые и мягкие. Гласные получаются при озвученном выдохе и характеризуются высотой основного тона и сопровождающих его обертонов. Последние принято называть формантными тонами. Самый высокий фор-мантный тон у звука «и», самый низкий - у звука «у».

Поэтому при воздействии словом важно не только его смысловое содержание, но и звуковая структура. Так, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвердить простым экспериментом. Предложите испытуемому назвать воображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одинаковые.по форме, но различные по величине фигуры. Обычно для самой маленькой фигуры выбирается название «ли», а для самой большой - «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» - расслабленности, мягкости, теплоты. Наличие звуков «а», «е», «и» вызывает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «у» ассоциируются с мрачным, темным. Доминирование звуковой символики над содержанием Понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые. Аналогичную мотивированность акустико-артику-Ляционных признаков языкового знака свойствами предмета




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.