Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 11 страница




- низкий уровень самопринятия и самоуважения, приводящие к внутренней конфликтности, и, как следствие, к выбору неоптимальных стратегий самоутверждения;

- экстернальность как неспособность принять всю полноту ответственности на себя, в результате начинает доминировать тенденция к избеганию неудач;

- неумение устанавливать удовлетворительные отношения с окружением, что приводит к внешней конфликтности, агрессивности, обидчивости и т.п.

Лит.: Маралов В.Г. Здоровье, жизненный путь и безопасность личностного развития // Образование и здоровье в педагогике ненасилия./Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы ХХIХ Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. – СПб, 2008; Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. – СПб, 2006; Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000;

 

Психологическое сопровождение развития личности - буквально - идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Термин впервые введен в обиход Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередниковой в книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей».

П.с. – система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (М.Р.Битянова).

Преимущества выбора стратегии сопровождения в качестве ведущей в системе взаимодействия «взрослый-ребенок», в отличие от других стратегий, например, стратегии поддержки, состоит в следующем:

- оно дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед;

- признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития.

- взрослый не является опорой, простым «костылем», на который в случае необходимости может всегда опереться ребенок (некоторые дети вообще привыкают к «костылям» и не могут без них сделать ни шагу). Он побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т.е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

Если «поддержка» ориентирована на прошлое, на исправление дефектов, то «сопровождение» – на будущее и настоящее, на использование имеющегося потенциала личности ребенка, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества. Если «поддержка» призвана вносить постоянные коррективы в организацию педагогического процесса, в развитие личности ребенка, то сопровождение – предупреждать возможные отклонения и осложнения, ориентировать на профилактическую деятельность, которая дает возможность изначально исключить проявления дефектов. Здесь осуществляется принцип перехода от помощи и поддержки к задействованию механизмов саморегуляции и саморазвития всех звеньев, участвующих в педагогическом процессе.

Лит.: Бардиер Г., Ромаразн И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев; СПб., 1993; Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

Психотерапия (буквально – «излечение души») – одна из форм оказания человеку психологической помощи, наряду с психологическим консультированием и психологической коррекцией. Этот термин стал широко использоваться после публикации книги английского врача Э.Тьюка в 1872 г. «Иллюстрированное влияние разума на тело», где одна из глав так и называлась «Психотерапия».

На современном этапе определения психотерапии даются в трех аспектах: медицинском, психологическом и интегральном.

С медицинской точки зрения, психотерапия – это система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека.

С позиций психологии, психотерапия - особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений.

В интегрированном подходе - психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочивание нарушений деятельности человека как организма и как личности психологическими средствами.

В настоящее время можно выделить четыре направления психотерапии: психодинамическое, поведенческое, гуманистическое и нетрадиционное.

Психодинамическое направление – базируется на психоанализе. Основа – доведение до осознания вытесненного в бессознательное.

Поведенческое направление – базируется на принципах бихевиоризма. Центральное понятие – это научение, которое используется для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур.

Гуманистическое направление преследует цель восстановления целостности и единства личности посредством осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Нетрадиционное направление – включает в себя самые разнообразные концепции, начиная с биоэнергетических подходов, заканчивая трансперсональными.

Выделяют три основные формы психотерапии: индивидуальную, групповую, семейную.

Индивидуальная психотерапия – это терапия, осуществляемая в диаде «психотерапевт-клиент». Иногда работу ведут два психотерапевта. Практикуется во всех направлениях.

Групповая психотерапия – здесь в качестве лечебного фактора используется сама группа, которая оказывает влияние на личность.

Семейная психотерапия – психотерапия в семье и при помощи семьи. Наибольшее распространение в последнее время получила системная семейная психотерапия.

К конкретным видам психотерапии относятся: суггестивная, арттерапия, музыкальная терапия, игровая терапия, сказкотерапия, кризисная терапия, терминальная терапия и мн.др.

Общепринятой классификации методов психотерапии не существует. Наиболее распространенной классификаций методов психотерапии на сегодняшний день является классификация, предложенная Волбергом, в соответствии с которой выделяют три группы методов:

1) поддерживающие – цель – укрепление и поддержка защитных сил, выработка новых способов поведения;

2) переучивающие – цель – изменение поведения за счет активного использования поощрения и порицания;

3) реконструктивные – цель – осознание конфликта, послужившего источником расстройств.

Лит.: Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии.- Киев, 1999; Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- СПб., 2000; Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.- Минск, 1997; Линде Н.Д. Основы современной психотерапии.- М., 2002; Соколова Е.Т. Общая психотерапия – М., 2001; Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского.- СПб., 1998.

Развитие личности - естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений индивида как социального существа.

В общем плане, применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии, а также о саморазвитии.

Физическое развитие - количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие, в свою очередь, это процесс изменения и становления психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации, под которой в широком смысле слова понимается процесс вхождения личности в социальную общность. Согласно концепции А.В.Петровского, социальное развитие личности осуществляется в процессе вхождения ее в новую социальную среду.

Автором выделяется три фазы личностного становления:

1) адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности;

2) индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации;

3) интеграция – детерминируется противоречием между стремлением быть, идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и поэтому развитию его самого как личности в группе. Если противоречие не устраняется, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.

В ходе социального развития человек овладевает особенностями культуры, нормами и правилами конкретного социума. Процесс идет нормально, если личность успешно проходит все этапы. Однако она может и «застревать», например, на этапе адаптации или на этапе индивидуализации. Кроме того, развитие на каждом этапе может идти в разрез с просоциальными ожиданиями. Всё это свидетельствует об отклонениях в социальном развитии, что представляет опасность не только для самой личности, но и ближайшего ее окружения.

Лит.: Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

Реабилитация – комплекс интегрированных мер и мероприятий, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение ребенка (человека) к общественно полезной деятельности; формирование у него устойчивого положительного отношения к жизни, труду, семье, учению.

Лит.: Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб., 1997.

Риск – вероятность наступления негативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия, уровень неопределенности в предсказании результата.

Согласно толковым словарям русского языка Р. определяется как: 1) возможная опасность; 2) действие наудачу в надежде на счастливый исход; 3) возможный убыток или неудача в каком-либо деле; 4) опасность, от которой производится страхование имущества.

В научном плане выделяются три аспекта анализа данного феномена: 1) Р. как опасность, угроза; 2) Р. как вероятность определенных возможностей, т.е. риск трактуется как ситуация выбора; 3) Р. как способ снятия состояния, ситуации неопределенности путем реализации имеющихся возможностей в реальность. В реальной жизни все три аспекта риска, как правило, переплетаются в единое целое, т.к. любой выбор предполагает снятие неопределенности, но, в то же время, он может таить в себе определенную угрозу или опасность, поскольку с ним связаны некие ожидания, вариативность осуществления которых и представляет собой ситуацию риска.

Число рисков, угрожающих обществу и отдельному человеку, достаточно велико. Риски носят физиологический, экономический и социальный характер.

Понятие риска характеризуется следующими составляющими:объект риска; субъект риска; степень риска; оценка риска; интенсивность риска.

Объект риска – сфера деятельности, общество, организация, человек, для которых возможно наступление негативного последствия.

Субъект риска – источник возможного негативного последствия.

Степень риска – сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события.

Оценка риска – определение вероятности причинения вреда, тяжести последствий.

Интенсивность риска – вероятность (частота) реализации опасности для заданного промежутка времени, то есть число рассматриваемых случаев в единицу времени, отнесённое к численности когорты.

Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001; Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2007.

 

Риск социальный – опасность, имеющая социальную природу. Это мера ожидаемого последствия определённого явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.Р.с. возникает по причинам общественного характера, как следствие стечения неблагоприятных факторов, негативно воздействующих на социальное функционирование человека в среде или на его жизнедеятельность в целом.

Возможные социальные риски: преступность, здоровье, материальное обеспечение населения (семьи), безнадзорность, беспризорность, социальное сиротство, безработица, социально обусловленные заболевания, политическая ситуация, экономическая ситуация, межнациональные отношения и проблемы, межконфессиальные отношения и проблемы, деструктивное влияние СМИ, миграция, демографическая ситуация, экология, кризис исторических и культурных ценностей, влияние западной культуры.

Причины возникновения социальных рисков: экономическая ситуация, неэффективная работа управленцев, неразвитость законодательства, низкое качество образования, культурно-исторические традиции, низкий уровень жизни, внешняя угроза, деструктивная деятельность СМИ, традиции семейного воспитания, радикальный либерализм, резкие изменения социально-экономической политики, недостаточное финансирование работы по профилактике социальных рисков.

Группы социальных рисков:

- наиболее значимые и важные риски, проявления которых можно ожидать с наибольшей вероятностью;

- значимые риски, проявления которых можно ожидать с достаточной степенью вероятности, но в зависимости от дополнительных условий;

- риски, вероятность проявления которых незначительна, проявление которых носит специфический и (или) эпизодический характер.

Анализ Р.с., или социальный риск-анализ – процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения. Анализ социального риска заключается в использовании всей доступной информации для идентификации (выявления) опасностей и оценки риска до наступления определенного события, обусловленного этими опасностями.

Управление Р.с. – процесс прогнозирования, оценки и минимизации социальных рисков; системный подход к принятию управленческих решений, процедур и практических мер для предупреждения или уменьшения негативных социальных последствий опасности. Среди механизмов общественного воздействия (управления) на социальные риски выделяют: предупреждение (устранение) риска; снижение (контроль) риска; поглощение риска.

Лит.: Лупей Н.А., Степанова С.В. Социальное страхование в России: состояние и проблемы //Финансовый менеджмент – 2002. - №5; Самара Г., Ноготкова М. Дети в обществе риска: социализация и адаптация //Alma mater. Вестник высшей школы. 2006, № 11; Феофанов К.А. Российская социология риска: состояние и перспективы //Социс. 2007. № 4.

 

Роль социальная – функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого индивида, занимающего ту или иную позицию (И.С.Кон).

Один и тот же человек может выполнять различные Р., например, отца, сына, руководителя, покупателя, пассажира и т.д. В каждом обществе существуют некоторые схемы, «идеальные модели» поведения функционально связанных людей – жениха и невесты, покупателя и продавца, старшего и младшего.

Р. бывают разных типов: институционализированные, межличностные и конвенциональные.

Институционализированные Р. – это закрепленные правовыми актами и чётко сформулированные правила социального поведения. Одни Р.с. требуют от индивидов, чтобы соответствующие им формы поведения проявлялись во всех ситуациях. Действие других ограничено специфическими социальными условиями.

Межличностные Р. характеризуют положение и поведение человека в системе внутригрупповых связей на основе места, занимаемого им в совокупности неофициальных отношений.

Конвенциональные Р. – это то, что требуют и ожидают от конкретного человека в данной конкретной ситуации, если заранее известно то положение, который он занимает в обществе.

Р., которая долгое время выполняется человеком, например, роль руководителя, может усваиваться им, становиться как бы неотъемлемой частью личности и индивидуальности. Другими словами, личность и в домашней обстановке продолжает вести себя как на работе. Такая Р. называется интернализированной.

Лит.: Кон И.С. Социология личности. – М., 1967; Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М., 1983.

Самоактуализация личности - это умение человека стать тем, кем он способен стать (А.Маслоу). Т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д.

Согласно А.Маслоу, потребность в С. является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности низшего порядка.

На базе потребности в С. рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования

С. является высшей ступенью саморазвития человека, логически продолжая и завершая процессы самоутверждения и самосовершенствования. Цель её состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем законам должен был бы вызывать отчаяние.

В качестве путей и способов самоактуализации А.Маслоу выделяет следующие:

· живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда «Я» реализует самого себя;

· жизнь есть процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация – это непрерывный процесс, когда предстоят многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать и др.;; самоактуализация означает выбор возможности роста;

· способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

· способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;

· способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

· не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

· это моменты высших переживаний, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

· самоактуализация выступает также как способность человека к разоблачению собственной психопатологии - умения выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Результат С. – ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, полноты того, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность.

Лит.: Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб, 1997.

Самоопределение личности – выявление и утверждение собственной позиции в различных жизненных ситуациях, носящих проблемный характер, выбор способов самоосуществления, проявляющих собственно личностные особенности каждого человека.

С. личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество (Сафин В.Ф., Ников Г.П.).

С. представляет из себя относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.

Наряду с понятием личностное С. в науке широко используются и другие, например, такие, как жизненное С., профессиональное С. и другие.

Жизненное С. – выбор собственного жизненного пути, дающего возможность в той или иной мере реализовать себя.

Профессиональное С. – это определение в сфере труда, связанное с выбором и освоением какой – либо профессии или группы профессий. Идеальным считается такое профессиональное С., когда выбранная профессия полностью соответствует интересам личности, в ней находится личностный смысл, обладает для ее освоения всеми необходимыми способностями, имеется возможность полностью реализоваться в ней, получая за свой труд моральное и материальное вознаграждение.

Все три вида С. тесно связаны друг с другом и буквально «вплетены» друг в друга. Например, профессиональное С. является важнейшей частью жизненного С. В свою очередь как профессиональное, так и жизненное С. зависят от того, какой личность желает стать, как она определяется в конкретных жизненных ситуациях, т.е. от личностного самоопределения.

Особо выделяется понятие коллективистического С. К.с. – особенность групповых межличностных отношений в коллективе, выступающая в форме избирательного отношения индивида к воздействиям данной конкретной общности, при котором он принимает одни из групповых влияний и отвергает другие в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, идеалов. К.с. выступает в качестве альтернативы конформности, с одной стороны, и нонконформности, негативизма, с другой (А.В.Петровский).

Лит.: Психологическая теория коллектива /Под. Ред. А.В.Петровского. – М., 1979; Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4.

 

Саморазвитие личности – фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.). Специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств (Низовских Н.А.).

С. осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. Оно выражает в особой форме своеобразие внутреннего мира личности, который имеет свои пространственно-временные координаты, где осуществляется непрерывный диалог с собой и значимыми другими людьми.

Первостепенное значение имеет вопрос, является ли человек субъектом С. или эту роль выполняют другие. В науке установлено, что при благоприятных условиях субъектом С. личность становится в подростковом возрасте.

В качестве единицы анализа С., её «кирпичиком» являются акты самопостроения как способность воплощаться в то, что совсем недавно было осознанным или неосознанным проектом самого себя.

С. личности осуществляется в рамках индивидуального жизненного пути. Подлинное С. означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего самосуществования.

Формами саморазвития являются: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности. Самосовершенствование – сознательно управлять процессом собственного развития. Самоактуализация – реализовать себя в мире путем познания смысла жизни, достичь полноты самосуществования.

В качестве механизмов С. выступают самопринятие и самопрогнозирование. Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществить выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития.

Процесс С. сопряжен и определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером С. является барьер отсутствия ответственности у субъекта за собственную жизнь, которая определяется, в основном, стечением случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит.

Лит.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2004; Низовских Н.А. Человек как автор самого себя. – М., 2007; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

Сексуальное насилие – это действия, при которых человек силой, угрозой или обманом принуждается вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальной активности.

С. н. проявляется в двух формах: не включающее половой контакт и предполагающее физический контакт.

С. н., не включающее половой контакт: эксгибиционизм (демонстрация половых органов); вуайеризм (систематическое подглядывание за другими людьми); детская порнография (использование детей в качестве моделей для порнографических материалов); «грязные» телефонные звонки; словесные оскорбления и скабрезные замечания.

С. н., предполагающее физический контакт: развратные действия; насильственный петтинг; манипуляция с половыми органами или принуждение к ней; инцест (сексуальные действия с родственниками); изнасилование (половое сношение, совершенное с применением физического насилия, угрозы или с использованием беспомощного состояния потерепевшего); принуждение к анальному или оральному сношению.

С. н. – один из видов преступного поведения, ответственность за которое предусмотрена УК РФ.

Лит.: В.В. Марков. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – М., 2001.

Се­мей­ная сре­да − кон­крет­ная се­мья, вклю­чаю­щая язы­ко­во-куль­тур­но-бы­то­вую об­ста­нов­ку, оп­ре­де­лен­ный пси­хо­ло­ги­че­ский мик­ро­кли­мат, стиль и методы воспитания и т.д., ока­зы­ваю­щие то или иное влия­ние на ка­ж­до­го чле­на се­мьи.

Когда говорят о С. с., то подразумевают довольно широкий класс явлений. Это и физическая структура, и размер жилищного пространства, и специфика организации социального пространства, характеризующего особенности взаимоотношений между членами конкретной семьи. С. с. - динамичная система, которая находится в постоянном изменении, обусловленном, прежде всего, изменениями в целостной общественной системе.

С. с. является персональной средой жизни и развития детей; важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

С. с. может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора социализации ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

С.с. создает условия безопасности и защиты, как физической, так и психической в любой период жизни. Семейное воспитание, равно как и его отсутствие, формирует судьбу каждого человека. Отношение родителей к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между родителем и ребенком имеют серьезные последствия для его развития. Вместе с тем С.с. может нести опасности в процессе социализации своего ребёнка. Источником опасности становятся семьи, не выполняющие свои функции; которые не в состоянии обеспечить своим детям необходимые условия быта и взаимопомощь, сохранить здоровье, получить образование, привить нормы и ценности, организовать досуг, а порой просто удовлетворить потребности в личном счастье и любви.

Лит.: Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 8; Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989.

Семейное воспитание — это систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Главная и общая задача С.в. - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях. Болееконкретная – усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.

Цели и средства С.в. обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры. С.в. обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. С.в. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.

Главные линии С.в.:

- постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах и т. д.);

- помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес;

- формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.