Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 13 страница




Социальные последствия – ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие результаты преобразований в обществе, сказывающиеся на социальных отношениях групп, общностей, индивидов.

С.п. могут быть положительными или отрицательными (с т. зр. развития социальной системы), непосредственными или отдалёнными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д.

С.п. соотносятся, как правило, с социальными целями и проблемами, являются важным понятием социальной политики. Социальная политика должна учитывать противоречивый характер развития общества, неизбежность «платы» за прогресс. Она постоянно стоит перед выбором: экономический или социальный «выигрыш» или «проигрыш», сейчас или позднее, интересы каких групп предпочесть в первую очередь, как установить баланс непосредственных и более отдалённых последствий.

Проблема выбора С.п., даже прогнозируемых, может обостриться при ориентации на сугубо экономические методы хозяйствования. Они, с одной стороны, усиливают материальную заинтересованность, способствуют развитию производства, а с другой, – способны вызвать нерегулируемые социально-экономические процессы, отразиться на положении отдельных социальных групп и социальной структуре общества в целом, вызвать усиление социальной дифференциации, нарушение принципов социального равенства и справедливости.

Основные проблемы, связанные с С.п. возникают тогда, когда планируемые положительные последствия не наступают или оказываются ослаблены и отдалены во времени, а негативные - не удаётся предотвратить.

Лит.: Социальная политика: Толковый словарь / Отв. ред.Б.В. Ракитский. – М., 2002; Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии //Социс. 2007. №6; Холостова Е.И. Социальная политика – М., 2005.

Социальные санкции – меры воздействия социальной группы или общества в целом на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий, норм и ценностей. Различают позитивные и негативные санкции, связанные соответственно с поощрением и наказанием.

Лит.: Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права – Ростов н/Д., 2001; Учебный социологический словарь /Под ред. С.А. Кравченко- М., 1995.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

С.к. включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания поведения людей в рамках предписанных норм и санкций. Выделяются: нормативный аспект (ценностно-нормативные регуляторы поведения) и институциональный (система субъектов социального контроля).

В обществе существуют различные сферы С.к.: религия, мораль, право, искусство, познание и обучение.

Контроль выполняет ряд функций. Согласно Т. Парсонсу, функция С.к. состоит в минимизации расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Эта функция состоит из трёх согласованных функций: регулятивной, охранительной стабилизирующей Регулятивная функция предполагает, что С.к. является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества. Суть охранительной функции в том, что С.к. служит сохранению в существующем обществе принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. Эта функция позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению. С точки зрения стабилизирующей функции С.к., организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях, чем способствует неизменности социального порядка. С.к. может быть формальным и неформальным. прямым и косвенным; мягким и жёстким, что зависит от мягкости-жёсткости применяемых санкций.

По форме различают общий и детальный С.к. В процессе успешной социализации формируется самоконтроль. Высокоразвитый самоконтроль уменьшает необходимость применения внешнего контроля. В современных общества основным способом реализации С. к. является право.

Лит.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения – М., 2001; Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива – М., 1996; Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права – Ростов н/Д., 2001; Учебный социологический словарь/ Под ред. С.А. Кравченко – М., 1995.

 

Социальный опыт ребенка - это опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, представлениях о должном.

С.о. индивида или индивидуальный социальный опыт – опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на его понимание жизни и отношение к различным ее проявлениям, определивший содержание его установок и знаний, уровень развития умений и навыков.

В современной психолого-педагогической науке существует два подхода к анализу С. о. ребенка.

Согласно первому подходу, С. о. ребенка — это результат специально организованно­го усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых.

Согласно второму подходу, С. о. присущ ребенку изначально как некая «априорная» сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (осо­бенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Ещё Л. Н. Толстой говорил, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой, а взрослые уже утратили этот «канал» восприятия мира.

С.о. может быть как положительным, так и отрицательным. Усвоение положительного С.о. ведет к формированию у детей просоциальной направленности, развитию нравственности и воспитанности, положительных качеств личности, социально одобряемого поведения, соответствующего половозрастным социальным ролям. Усвоение отрицательного опыта может привести к формированию у ребенка асоциальной направленности, несформированности социальных чувств, интересов, навыков и умений, послужить причиной социальной и педагогической запущенности школьников.

С. о. ребенка является результатом его социализации, воспитания и обучения. Овладение С. о. происходит различными, но взаимосвязанными путями: импринтинг, стихийная социализация, целенаправленная социализация.

С. о. - всегда результат собственных действий ребенка и активного его вза­имодействия с окружающим миром. Овладеть С.о. - значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

В исследованиях выделяют четыре элемента психолого-педагогического механизма становления С. о. ребенка. Эти четыре элемента раскрываются через понятия: деятельность, социальная роль, позиция, социальные отношения.

Лит.: Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб., 2005; Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. /Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004; Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002; Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации в современных условиях // Учитель. 2005. № 1.

 

Социальный престиж – сравнительная оценка обществом или группой и её членами социальной значимости различных объектов, явлений – их позиции и положения в обществе, свойств и характеристик, символов и знаков этих свойств и т.д.

Признание особой социальной значимости и ценности того или иного явления, осуществляемое на основе соотнесения его с системой норм и ценностей, принятой в даннойсоциальной общности, приводит к наделению его особой привлекательностью, желательностью. Высоко оцениваемое явление выступает как побудитель определённых желаний, чувств, намерений, действий, поведения членов общности, вызывает гамму сложных чувств и процессов у индивидов, включая стремление к социальному признанию, одобрению, поощрению, к идентификации, к занятию соответствующего положения и т.д.

Оценки престижности – один из действенных регуляторов социального поведения, предпочтений, решений, принимаемых членами группы. В обществе и различных группах складываются сложные системы престижных оценок фактически всех значимых факторов и сторон их жизнедеятельности. Системы престижных оценок как регуляторы поведения во многом определяют такие важные социальные процессы, как профессиональная занятость, социальные перемещения, структура потребления и т.д., и должны учитываться в сферах социального управления, при разработке социальной политики.

Лит.: Горшков М.К. Богатство и бедность в представлении россиян //Социс. 2004. №3; Денисова Д. Капитализация человечности //Эксперт. 2005. №22; Социальная политика: Толковый словарь / Отв. ред. Б.В. Ракитский. – М., 2002; Шкаратан О.И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества //Мир России. 2004. №1.

 

Социум – социально-культурная целостность, взаимосвязь и взаимозависимость людей, образующих общности различного уровня.

Лит.: Борцов Ю.С. Социология. - Ростов – на – Дону, 2002.

Среда - это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.е. те из окружающих их условий, от которых зависит их существование и продолжение рода.

С. - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой систе­мой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной сто­роны, человек вносит в неё что-то своё, в определен­ной степени влияет на неё, изменяет её, но в то же время и С. влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвер­гать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Понятие С. является ключевым в теории средового подхода (Ю.С. Мануйлов) в значении потен­циального средства воспитания, отражающего ее педагогическую сущность. С точки зрения средового подхода С. - это одновременно условие и средство воспитания. С. как средство воспитания означает, что очень большую роль играет она сама, а не взаимодействие с ней субъекта.

Ребенок взаи­модействует с социальной С. на макроуровне (об­щество, человечество) и на микроуровне, т. е. на уров­не «ближайшей чувственно воспринимаемой среды». Для ребенка - это семья, классный и школьный коллектив, коллектив посещаемого им учреждения до­полнительного образования, коллектив детской обще­ственной организации (если он с ней взаимодействует), временные воспитательные коллективы и общности (лет­ний лагерь, сборы, отряды и др.); коммуникативно-игровые неформальные общности, различные нефор­мальные одновозрастные и разновозрастные общнос­ти в сфере досуга.

Лит.: Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М., 1988; Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании.– М., Н.Новгород, 2002.

Средовой подход – феномен современного социально-педагогического знания, синтезирующий в себе все достоинства и достижения педагогики среды и отражающий современный уровень проблем взаимодействия ребенка и среды его жизнедеятельности.

Теоретическую основу С. п. образуют его понятийный аппа­рат, семантика и прагматика. С. п. описывается в терминах: среда, ниша, стихия, трофика среды, образ жизни обитателей среды, цель, действие, меченые.

Функционально среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность.

Среда состоит из ниш и стихий, под влиянием которых протекает жизнь индивидуумов, формируется и развивается их личность. Ниша — это более или менее однородная в питательном отношении (питание в данном случае имеет широкое толкование) часть среды, представляющая собой пространство воз­можностей. Возможности ниш — это объективные возможности среды, сулящие ее обитателям благо или вред, огорчение или радость. Выделяются природные, социальные и культурные ниши - это творения разума и рук человеческих. Ниши характеризуются устойчивостью и постоянством, воспроизводимо­стью, вместимостью и пространственно-временной локализованностью. Набор возможностей — главный отличительный признак ниши.

Трофика (греч.) - в широком смысле трактуется как питание индивидуума, необходимое для функционирования всех систем его организма: для работы ума, рук, сердца, движения чувств, мыслей, осязания, перемещения, выполнения прочих действий. Можно выделять трофику эмоциональную (приводящую в дви­жение чувства), интеллектуальную (возбуждающую мысль), духовную (активизирующую волю) и физическую (питающую тело).

Стихии - это властвующие над людьми мощные силы, которые охватывают и увлекают, обращают и изменяют, метят захваченных ими индивидуумов и программируют их поведение. Стихии могут быть созидательными, конструктивными, позитивными и разрушительными, деструктивными, негативными.

Образ жизни обитателей средыесть способ бы­тия, а значит, одновременно и способ деятельности, общения и отношения, равно как способ познания, преобразования присвое­ния и приспособления к среде, а если касаться результатов, то и способа формирования и развития личности ребенка. Основу образа жизни составляет со-бытие как ситуация развития ребенка.

Целью С. п. является тип личности растущего человека, которую необходимо воспитать.

Действия со средой – это целерациональные действия, которые, по сути, есть строго спланированные управленческие действия. Они работают одновременно на цель, способы, средства, результат.

Меченые - это обитатели среды, которых коснулась та или иная стихия, и оставила отпечаток на внутреннем или внешнем их облике, на образе мыслей, чувствований, жизненных повадках, склонностях, интересах и пристрастиях, на всей пластике человече­ского поведения, привычках, внешних атрибутах, манере говорить, держаться, двигаться, носить одежду, обращаться и пр.

Концептуальной частью средового подхода является его семан­тика - совокупность теоретических положений, раскрывающих значение его составляющих элементов в контексте идеи изучения, проектирования по среде и продуцирования с помо­щью среды воспитательного результата. Функция семантики - разъяснение системы отношений основных понятий к существующей реальности, которые необходи­мы для понимания сути смысла, назначения, места с. п. в теории и практике воспитания.

Прагматика С. п. - совокупность правил комбинирования его частей для реализации заложенного в нем воспитательного потен­циала.

Лит.: Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М., Н.Новгород, 2002; Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 2001.

 

Средовой подход в воспитании -это технология опосредо­ванного через среду управления процессом формирования и развития личности ребенка.

Включает в себя средовую диагностику, средовое проектирование и средовое продуцирование воспитательного результата. Каждая составляющая его часть представлена спе­цифическим набором логических ходов и технических действий со сре­дой.

Средовая диагностика как направление исследовательского поис­ка в С.п. может быть охарактеризована: 1) по­казателями параметров среды, по которым можно производить её оценивание и судить об актуальном типологическом развитии лич­ности ребенка; 2) методами сбора информации; 3) процедурами и порядком диагностирования. Показателями параметров среды, по которым производится оценивание и экстраполяция оценок на личность, являются характеристики ниш и стихий.

Средовое проектированиеявляет собой технологию проектирова­ния среды и средообразовательного процесса, необходимого для реализации воспитательного замысла. Средовое проектирование включает в себя четыре момента: 1) прогнозирование разрешающих возможностей среды как области поиска управленческих решений; 2)конструирование надлежащих значений её ниш; 3) моделирование средообразовательных стратегий, необходимых для того, чтобы придать нишам нужные значения; 4)плани­рование мер, направленных на реализацию данных средообразова­тельных стратегий. Каждый из этих элементов в развернутом виде являет собой ряд действий.

Средовое продуцирование система действий со средой, обеспе­чивающих практическую реализацию управленческого замысла в реальных, а потому не всегда соответствующих проекту условиях функционирования воспитательной системы. Технология средового про­дуцирования - это техно­логия получения среды с надлежащими значениями образующих ее ниш и, в конечном итоге, развивающейся в среде и формирующейся под ее влияниями личности. Это составляет цель средового подхода в воспитании.

Технологию продуцирования воспитательного результата можно представить и как технологию опосредованного через среду управле­ния процессом формирования и развития личности ребенка и как технологию средообразования и воспитания средой. Она складывается из ряда средообразовательных действий, продуктом и следствием которых является среда, а последствием или конечным результатом — тип личности. Выполняя действия, субъект управления ориентируется на цель, которую он поставил перед собой: дети должны что-то иметь и уметь, чем-то владеть, обладать, а значит Быть. Далее он ориентиру­ется на те переменные управляющие параметры образа жизни сооб­щества учащихся, которые необходимо утвердить, чтобы оказался возможным положительный результат.

Лит.: Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – М., Н.Новгород, 2002.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Лит.: Охрана труда. Курс лекций для руководителей и специалистов / Национальная ассоциация центров охраны труда. - Нижний Новгород, 2007.

 

Стратегия воздействия – форма организации человеком (или группой людей) своего влияния на другого человека (группу людей) с целью получения определенного результата.

В настоящее время в науке выделяют три основные стратегии воздействия: императивную, манипулятивную и развивающую (Г.А.Ковалев).

Императивная стратегия воздействия – это воздействие, целью которого является осуществление контроля над поведением и установками другого человека, их подкрепление и направление в нужное русло. В крайнем выражении императивное действие - это прямое принуждения личности. Реализация императивной стратегии происходит чаще всего там, где человек в силу тех или иных обстоятельств обладает ограниченными возможностями для осуществления самостоятельного выбора поступков или решений.

Манипулятивная стратегия воздействия - скрытое внедрение манипулятором в психику человека целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у него (человека) в данный момент (Е.Л.Доценко).

Развивающая стратегия воздействия – направлена на позитивное изменение личности, выстраивается на основе субъект-субъектных отношений людей в процессе взаимодействия. В основе её лежит диалог, базирующийся на принципах открытости, безоценочности, терпимости и принятии партнерами по взаимодействию друг друга.

Лит.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М., 1997; Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2001; Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1987. № 3.

Страх -отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности (К.Изард).

К. Изард относит страх к «фундаментальным эмоциям». В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза.

Современные психологи определяют страх как аффективно-заостренную актуализацию инстинкта самосохранения, которая обусловливается смутной угрозой или реальной опасностью.

В целом страхи свойственны многим, это нормальное явление, если человек чего-то боится или опасается. В то же время у некоторых людей страхи занимают центральную часть их переживаний и отрицательно сказываются на личностном развитии. Страхи характерны как для взрослого человека, так и для ребенка. Однако, у детей они приобретают особую остроту и эмоциональную окрашенность.

А.И. Захаров выделил следующие виды страхов у детей: возрастные и невротические.

Возрастные страхи возникают у эмоционально чувствительных детей и отражают особенности их психического и личностного развития. Невротические страхи имеют следующие отличия от возрастных страхов: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта страха, а так же всего нового и неизвестного (т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения). У детей существует более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.

Исследования показывают, что менее всего подвержены страхам дети в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и у девочек заметно увеличивается. В 8-10 лет страхи приобретают социальную обусловленность. Страх у детей вызывают: природные явления и стихийные бедствия (темнота, гроза, пожар, наводнение и т.д.); сказочные герои, персонажи книг и кинофильмов (леший, приведение, Фантомас, динозавры и т.д.); животные (змея, волк, крокодил, таракан и т.д.); непонятные символы (отражение, горящие глаза, шаги в коридоре и т.д.); несчастные случаи и рискованные занятия (падение с горки, катание на коньках, плавание и т.д.); транспортные средства (машина задавит, трамвай ноги отрежет, в лифте застрянешь и т.д.); факторы школьной жизни (учителя, директор, старшеклассники, экзамены и т.д.); смерть, одиночество, незнакомые люди, боль, наказания и социально-экономические изменения в обществе (И.М. Грановская; Р.М. Никольская).

Лит.: Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. - М.,1993; Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000; Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

Страхование гражданской ответственности - правоотношения по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов.

Лит.: Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / СВ. Белов. А.В. Ильницкая. П.Ф. Козьяков и др.: Под ред. СВ. Белова. - М., 1999.

 

Стресс (от англ. Stress - давление, нажим, напряжение) - психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Можно выделить С. психический (информационный и эмоциональный - в ситуациях угрозы, обиды, опасности и др.) и физиологический. Основоположник теории канадский физиолог Г. Селье выделяет три стадии его развития. Первая стадия - реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. Вторая стадия - сопротивление, когда организму удается успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Третья стадия - истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.

Наряду с понятием «стресс» Г.Селье ввел понятие «адаптационный синдром» (1936 г). «Адаптационный синдром» - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятное воздействие (стрессоры).

Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических. Стресс – неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам.

Наиболее часто встречающимися факторами возникновения стрессового состояния в природе являются: одиночество, потеря ориентировки, различные травмы и т.д. В качестве примеров стрессовых ситуаций можно рассмотреть экзамены, агрессивное поведение окружающих, горе, сильную радость и т.д.

Лит.: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под. Ред. И.А. Баевой. – СПБ., 2006; Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М., 2001; Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.- Ростов н\Дону, 1998.

 

Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с конкретными опасными последствиями.

Лит.: А.С. Бобков, А.А. Блинов, И.А. Роздим. Е.И. Хабарова. Охрана груда и экологическая безопасность в химической промышленности -M., 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.