Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 8 страница




Лит.: Бестужев – Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М., 1984; Волков Ю. Г, Добреньков В. И, Кадария Ф. Д, Савченко И. П, Шапрвалов В. А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. — Ростов-н/Д., 2001; Кравченко А.И. Социология.- М.,2002.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций (А.В.Петровский). Термин впервые введен С.Л.Рубинштейном, он определял направленность как динамическую тенденцию, которая через систему мотивов детерминирует человеческую деятельность. По его мнению, направленность включает два момента: а) предметное содержание, поскольку направленность всегда связана с каким-то конкретным объектом; б) напряжение, которое при этом возникает.

Традиционно в психологии, вслед за Л.И.Божович и М.С.Неймарк, выделяют три вида направленности: 1) коллективистическую, 2) деловую; 3) личностную. Однако имеются попытки расширить этот перечень. Так Б.И.Додонов предлагает выделять эмоциональную направленность, Е.М.Никиреев – личностно-престижную направленность.

В концепции К.К.Платонова направленность выступает как самостоятельная подструктура личности, наряду с подструктурой опыта, подструктурой психических процессов и биологически обусловленной подструктурой. В подструктуру направленности включены такие мотивационно-динамические свойства, как убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания. К.К.Платонов считал, что данная подструктура формируется преимущественно в ходе воспитания и может характеризоваться уровнем, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Лит.: Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. – М.: «Просвещение», 1986; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.II. – М., 1989; Платонов К.Е. Система психологии и теория отражения. – М., 1982.

Насилие – форма принуждения со стороны одной группы людей (со стороны одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.

Н. – особый тип отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования. И, несмотря на то, что субъективный фактор опосредствован и определён материальными отношениями, Н. существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней (Г.Н.Киреев).

Формы Н. многообразны. Выделяют политическое, социальное экономическое, идеологическое, физическое Н. и мн.др.

В качестве особой проблемы в науке рассматривается проблема правомерности-неправомерности применения Н.. В частности, анархизм, опираясь на этические постулаты взаимопомощи, справедливости и готовности к самопожертвованию, тем не менее, в качестве способа восстановления справедливости и ликвидации неравенства избирает именно силу (насилие) (П.А.Кропоткин). В Этике осознанного действия Р.Хиггинса отстаивается мысль о конструктивности в ряде случаев Н. как жизненной необходимости. Это избавляет, по мнению автора, от катастрофически наивной политики. В Этике благоговения перед жизнью А.Швейцера признаётся, что человек не может избежать Н. над жизнью и её уничтожения, но он, как существо разумное, не будет делать этого из-за простого недомыслия.

Лит.: Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь. – СПб, 2005; Киреев Г.Н. Сущность насилия. – М., 1990; Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991; Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе //Глобальны проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990; Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения //Глобальны проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

 

Неблагополучная семья - семья, не выполняющая свою воспитательную функцию, не в состоянии обеспечить своим детям безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь; сохранить здоровье детей; получить образование; привить нормы и ценности; организовать досуг детей и внутрисемейный климат; удовлетворить потребности в личном счастье и любви.

Лит.: Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988; Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8. – С. 15-19.

 

Ненасилие – отказ от принуждения как способа взаимодействия человека с природой, миром, другими людьми и самим собой.

Впервые данный принцип был сформулирован в восточных религиях и получил название «ахимсы». Ахимса – это, буквально, отказ от насилия. На его основе строились многие положения джайнизма, буддизма, индуизма.

В христианстве Н. – это форма самоуничтожения зла и одновременно форма укрепления духовности и веры. В основе его лежит смирение как убеждение в том, что все от Бога, без его помощи человек ничего сделать не может. Нравственным основанием ненасильственного действия является любовь, которая отличает Сына Человеческого от существ низших и, выливаясь в естественное чувство человеческой благожелательности, производит внешнее и совершеннейшее добро.

В концепции Л.Н.Толстого данный принцип выступает как непротивление злу насилием. М.Ганди заменяет идею непротивления идеей ненасильственного сопротивления. В более широком контексте идея Н. звучит у А.Швейцера - автора Этики благоговения перед жизнью. Признавая тот факт, что человек не может избежать Н. над жизнью и ее уничтожения, тем не менее, он, как разумное существо, не будет этого делать из-за простого «недомыслия», то есть на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что он несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву.

Современная гуманистическая философия, психология, педагогика в разработке проблем Н. акцент делает на уникальности и неповторимости каждой личности, способной самостоятельно строить свой жизненный путь и обладающей всей полнотой ответственности. В частности, К. Роджерс указывает на тот факт, что каждый человек развивается индивидуально, идет своим путем в соответствии со своим глубинным опытом и глубинными переживаниями. Поэтому ненасильственный подход к другому человеку – это отказ от директивности, предоставление возможностей для осуществления свободного выбора, в том числе и выбора в построении себя. Тем самым подчеркивается право личности на автономность, свою позицию, свои взгляды.

На современном этапе развития науки Н. понимается как идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицание принуждения в качестве способа взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми, как утверждение и усиление способности всего живого к позитивному самопроявлению.

Свою конкретизацию принцип ненасилия получает в следующих положениях:

• Н. как альтернатива закону «уравновешивания», как жизнеутверждение, состоящая в способности человека в каждый конкретный момент своей жизни выбирать из ряда альтернатив такие, которые несут в себе наименьший заряд принуждения;

• Н. как особая сила, заключающаяся в уверенности, динамизме, способности к постоянному поиску такого решения, которое наносит минимальный ущерб другим;

• Н. – это одновременно и способность к преодолению эгоцентризма, выражению любви, что проявляется в умении отделять личность от поступков, понимать логику действий другого, принимать человека, вставать в самые различные позиции;

• Н. как независимость, автономность личности, что выражается в способности не идти на поводу у социального окружения, в умении осуществлять свободные выборы с возложением на себя истинной ответственности;

• Н. как ценность это и сам процесс взаимодействия, выражающийся в умении совершать ненасильственное действие и оказывать ненасильственное сопротивление.

Лит.: Антология ненасилия. – Москва-Бостон, 1991; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990; Принципы ненасилия. – М., 1991; Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия.- М., 1997; Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. – М., 1992.

 

Ненасильственное взаимодействие – это взаимное воздействие людей друг на друга без использования открытых и скрытых форм принуждения, когда каждая сторона, сохраняя свою независимость, демонстрирует способность к согласованию действий и достижению позитивного результата. В основе Н. в. лежит позиция ненасилия.

Позиция ненасилия - это система взглядов, ценностей, установок, мотивов, где выражается стремление человека строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление.

Позиция ненасилия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный (познавательный), эмоциональный и поведенческий компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент связан с глубоким усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности, определяет смысловую составляющую позиции ненасилия.

Когнитивный компонент выражается, с одной стороны, в сознательном отказе от намерения совершить принуждающие действия, с другой – в формировании намерения совершить собственно ненасильственные действия, суть которых состоит в поддержке или усилении личности другого человека.

Эмоциональная составляющая предполагает способность субъекта преодолевать свою раздражительность и обидчивость, которые при неблагоприятных условиях перерастают в подозрительность, враждебность и агрессию, а при работе над собой – в уверенность и эмоциональную устойчивость.

Особое значение в структуре позиции ненасилия приобретает поведенческий компонент. Его основу составляет ненасильственное действие, которое может носить инициативный характер или выступать в качестве реакции, другими словами, как ненасильственное сопротивление. Ненасильственное действие может быть описано через такие параметры, как цель, мотив, способ и результат.

Цель ненасильственного действия состоит в усилении личности другого человека, других людей в противовес принуждающему действию, где целью является именно ослабление, подавление личности.

Мотивы ненасильственных действий многообразны, но в любом случае они порождаются на грани необходимости достижения достойного представления о себе и ненанесения ущерба другим людям. К конкретным мотивам можно отнести мотивы помощи, поддержки, сотрудничества и др.

Способы ненасильственного действия также многообразны. Например, организация в противовес дисциплинированию, убеждение вместо наказания, подбадривание вместо унижения и др.

Результат – сохранение мира, хороших отношений, возможности позитивно решать самые сложные проблемы и задачи на фоне доброжелательного отношения, взаимного уважения.

К конкретным ненасильственным действиям относятся: отказ от принуждения; сотрудничество; помощь; любовь; снижение агрессивного потенциала противоположной стороны и др.

В качестве психологических условий принятия позиции ненасилия выступают следующие факторы: принятие себя, преодоление деструктивных психологических защит, преодоление негативных стереотипов, развитие терпимого отношения к людям и др.

Лит.: Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000.

Неорганизованная среда - среда, создающая риски полноценного развития человека как биологического и социального существа.

 

Неформальные объединения молодёжи – это конкретные объединения молодёжи (подростков), члены которых могут различаться по возрасту на несколько лет, но объединены сис­темой отношений, определёнными общими ценностями или си­туативными интересами и отделяют себя от других какими-либо признаками обособления, то есть обладают чувством «Мы». Признаками обособления являются: определённые ценностные ориентации; нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусная структура; эстетические пристрастия (мода); жаргон.

Выделяют следующие признаки Н.о.м.: автономны и организационно не впи­сываются в структуру более высокого порядка; не связаны с миром старших, независимы от него; не имеют чётких собственных организационных параметров; возникают из-за дефицита в формальном объединении того или иного рода актуальной для молодёжи деятельности и общения (Жуков В.)

Мотивы вступления в Н. о. м.: стремление к индивидуальному самовыражению и лич­ностному общению с людьми, разделяющими их убеждения (рэперы, панки, хиппи, экстремалы и металли­сты); явная ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независи­мость (скинхеды, футбольные фанаты, панки и хиппи); направленность на активную деятельность (экстремалы, граффитчики, футбольные фанаты, байкеры); ориентированность на внешние проявления принадлежности к группе, социальную са­мопрезентацию («выделяться, не быть как все») (хиппи, кислот­ники, панки, толкинисты).

Существуют различные классификации Н о. м.: по уровню организационной оформленности и по степени их полезности для общества (Топалов М.Н.); по характеру дея­тельности и их отноше­нию к моральным и правовым нормам, существующим в обще­стве (Панкратов В.) и др.

Лит.: Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000; Мяло К.Г. Время выбора. – М., 1991; Федотова А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №3. – С. 11-16.

 

Образовательное пространство – осваиваемая учащимся окружающая среда для достижения им целей образования.

О.п. человека – это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает и на которое реагирует, вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности. (О.Е.Лебедев)

Под О.п. многими психологами и педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Компонентом О.п. выступает культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей. Модель культурно-образовательного пространства как развивающейся целостности включает в себя:

- пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьных зданий, дизайн интерьера и т.д.), символическое пространство школы (различные символы, настенная информация и т.д.);

- содержательно-методический компонент: концепции, учебные программы, планы, учебники и т.д.; формы и методы организации образования (урок, дидактическая игра, экскурсия и др.);

- коммуникативно-организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды (статусы, роли, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы); коммуникативная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среды субъектов образования); организационные условия (наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей и т.д.).

Лит.: Гинецинский В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. - 1997. - № 3; «Взрослые и дети в образовательном пространстве»: научно-методический сборник. – М., 2001.

Образовательная среда. 1) Часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и объекты с целью развития и создания условий для саморазвития личности. С.о.с. имеет несколько макро- и микроуровней – от федерального, регионального до С.о.с. конкретного учебного заведения, класса, группы. Многие исследователи под О.с. понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.

2) Образовательная среда – часть социокультурной среды, как совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими объединениями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на цели образования. (Лебедев О.Е.).

Структура современной О.с. состоит из взаимодействующих инновационных образовательных комплексов и традиционных моделей, систем стандартов образования, учебных программ и планов и т.п.; нового подхода во взаимоотношениях, основанных на гуманистических ценностях между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Лит.: Аберкомби Н. Социологический словарь. – М., 2004; Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография. – М., 2005.

Общество риска – понятие, объединяющее совокупность концептуальных положений, согласно которым индивиды и социальные группы постоянно испытывают незащищенность перед систематическими опасностями и рисками, вызванными процессом модернизации. О.р. можно охарактеризовать как общество катастроф, в котором его члены объединены одним чувством – чувством страха и неуверенности.

Термин О.р. был предложен немецким исследователем У. Беком сразу же после Чернобыльской катастрофы, продемонстрировавшей всему миру крайнюю уязвимость современной цивилизации.

О.р. - это новая парадигма социального развития. Её суть заключается в том, что господствовавшая в индустриальном обществе «позитивная» логика общественного производства, опирающаяся на идею накопления и распределения богатств, всё более вытесняется «негативной» логикой производства и распространения рисков. В конечном счете, расширяющееся производство рисков подрывает сам принцип рыночного хозяйства и частной собственности, поскольку происходит систематическое обесценивание производственного общественного богатства. Расширяющееся производство рисков угрожает также фундаментальным основам рационального поведения общества и индивида – науке и демократии.

Концепция У.Бека – это пересмотр основополагающей «нормативной модели общества». Если нормативным идеалом прошлых эпох было равенство, то нормативным идеалом общества риска становится безопасность. Социальный проект общества приобретает отчётливо негативный и защитный характер. В обществе риска возникают новые социальные силы, разрушающие старые социальные перегородки. У.Бек полагает, что это будут общности «жертв рисков», а их солидарность на почве неуверенности и страха может порождать мощные политические силы. Общество риска социально и политически нестабильно. Постоянное напряжение и боязнь опасностей раскачивают политический маятник от всеобщей опасности и цинизма до непредсказуемых политических действий.

Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001; Оценка и управление социальными рисками, связанными с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации //Университетское управление: практика и анализ. 2002 №3; Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, в.П. Зинченко. – СПб., 2003; Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн., 2003.

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до его смерти.

Термин О. впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

О. - сложный ациклический процесс, каждый последующий этап которого обусловлен особенностями предыдущего. В отношении механизмов О. в ХVIII в. противоборствовали две концепции - преформизма и эпигенеза. Согласно первой концепции, развитие сводится к росту предсуществующих структур в зародыше, согласно второй, - развитие органов и организма в целом происходит из бесструктурного вещества зиготы.

В соответствии с современными представлениями, О. осуществляется на основе генетической программы развития, заложенной в виде генотипа в зиготе. Реализация этой программы происходит в процессе взаимодействия ядра и цитоплазмы, клеток и тканей многоклеточного организма, а также под контролем меняющихся условий окружающей среды. Генотип задает общее направление развитию, а сложные внутри и межсистемные взаимодействия обеспечивают его конкретное выражение в рамках генетически обусловленной нормы реакции.

О. подразделяется на три основных этапа: период формирования дефинитивного фенотипа (от образования зиготы до полового созревания особи); период активного функционирования зрелого организма; период инволюционных возрастных изменений - старение. Первый период наиболее сложен. У всех многоклеточных организмов он состоит из двух стадий: эмбрионального развития, начинающегося с момента оплодотворения и завершающегося выходом из яйцевых оболочек или рождением, и постэмбрионального. Эмбриональное развитие позвоночных животных и человека включает стадию зиготы (одноклеточного зародыша), дробления (возникновение многоклеточности), гаструляции (формирование зародышевых листков - экто-, энто- и мезодермы), первичного органогенеза, или нейруляции (образование осевого комплекса органов — хорды нервной трубки, сомитов и кишки), вторичного гисто- и органогенеза (развитие тканей и органов), периода роста и функционального созревания плода.

Рождение является переломным моментом О. человека. Организм при этом переходит в новые условия существования (новые формы питания и дыхания, изменение деятельности системы кровообращения и др.). Деление постэмбрионального О. на возрастные периоды основано на морфологических и функциональных изменениях, происходящих в организме после рождения.

Лит.: Бочаров Ю.С. Эволюционная эмбриология позвоночных, М., 1988; Гилберт С. Ф. Биология развития. М., 1992; Психофизиология. Словарь. – М., 2005; Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену. - М., 1983; Белоусов Л. В. Основы общей эмбриологии. - М., 1993; Рафф Р., Кофман Т. Эмбрионы, гены и эволюция. - М., 1986.

Опасность - любое воздействие, способное нанести вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живому существу, механизму, системе. Оценка того или иного фактора как опасного или безопасного зависит от силы, интенсивности, длительности его воздействия на объект, а также от и чувствительности или устойчивости к этому воздействию со стороны самого объекта.

По содержанию и характеру воздействия О. могут быть – физические, химические, биологические, психофизиологические. По природе происхождения О. подразделяются на природные, технические, антропогенные, психологические, экологические, смешанные.

Применительно к проблеме обеспечения безопасности личности О. подразделяются на угрозы жизни и здоровью, психологическому благополучию и социальному благополучию.

К угрозам жизни и здоровью относятся: стихийные бедствия; техногенные катастрофы; военные действия; терроризм; эпидемии; болезни;

перегрузки на работе, в спорте, учебе; угрозы расправы, в случае отказа делать что-либо; физическое насилие, агрессия со стороны окружения; ДТП; пожары; опасность утонуть и мн.др.

К угрозам психологическому благополучию - критические ситуации (стресс, конфликт, фрустрация, кризис); потеря близких людей или их болезнь; расставание с близкими. А также - психологические перегрузки на работе, в учебе, в спорте; публичные унижения и оскорбления; недоброжелательное отношение, непринятие личности; игнорирование; принуждение что-то делать, без согласия человека; манипулирование личностью и мн.др.

К угрозам социальному благополучию относят: бедность; боязнь потерять социальный статус, работу, учебу; угроза не быть востребованным со стороны окружения, не устроиться на работу, учебу; неудовлетворительные условия жизни, работы и учебы; боязнь будущего и др.

Нередко та или иная угроза оказывает комплексное воздействие на личность. Например, болезнь приводит к ухудшению настроения, апатии, а в случае продолжительности и соответствующем отношении начальства приводит к потере работы. И, наоборот, потеря работы некоторыми людьми переживается очень тяжело, что может привести к заболеванию.

Кроме того, О. подразделяются на внешние, внутренние и опасности, которые не относятся ни к той, ни к другой категории.

Что касается внешних О., то они понятны. Многие из приведенных выше угроз как раз к ним и относятся.

К угрозам, исходящим от самой личности относятся: безответственное отношение к своему физическому развитию и здоровью; наличие вредных привычек и пристрастий (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания и др.); конфликтность, неумение строить отношения; выстраивание жизненного пути в соответствии с ложными целями; дезадаптивность, игнорирование требований социума и мн.др.

К угрозам, не зависящим напрямую с окружением и личности, относятся: физические недостатки и сенсорные ограничения; врожденные заболевания; травмы, полученные в результате катастроф, несчастных случаев и др.

Лит.: Междисциплинарный подход в процессе обеспечения безопасности развития детей и молодёжи в процессе социализации / Под ред. В.Г.Маралова, Н.В.Гольцовой. – Череповец, 2009.

Опасный тип личности -это личность, деятельность, поведение и поступки которой наносят вред или ущерб природе, человеку, группе людей, обществу, живому существу, механизму, какой-либо системе.

Сюда относятся: террористы, преступники (убийцы, грабители, насильники, воры и т.п.), хулиганы, асоциальные типы, агрессивные и враждебно настроенные люди, некоторые психически больные. А также - люди с различными акцентуациями характера, конфликтные, неспособные правильно строить взаимоотношения с социумом, стремящиеся к власти.

В любом случае О.т.л. – это человек, который нарушает или не придерживается правовых и моральных норм взаимоотношений с природой, обществом, другими людьми.

Поведение таких людей может носить как преднамеренный, так и не намеренный характер. К последней категории относятся индивиды, чьё необдуманное поведение или случайные поступки наносят вред окружающим.

В современной науке большое внимание уделяется изучению личности преступника как разновидности личности опасного типа. В частности, исследование лиц, виновных в убийствах, грабежах, кражах и других общеуголовных преступлениях, показало, что им в гораздо большей степени, чем законопослушным гражданам, свойственны такие особенности, как слабая адаптированность, отчужденность, импульсивность, агрессивность. Они в целом хуже учитывают прошлый опыт, плохо умеют или вообще не умеют прогнозировать будущее. В духовном мире преступника обнаруживаются такие особенности, которые формируют мотивы преступлений и приводят к их реализации (Ю.М.Антонян, М.И.Еникеев, В.Е. Эминов).

Существуют различные классификации личности преступника. Например, по степени общественной опасности личности и её криминогенной активности выделяют такие типы преступников, как «особо опасный», «десоциализированно опасный», «неустойчивый» и «ситуативный» тип.

Личность становится источником опасности для других не только в том случае, если наносит прямой вред и ущерб окружающему, но и в тех ситуациях, когда она сама является страдательным лицом, подвергнувшимся опасности. Известно, что болезнь, негативные переживания, потеря социального статуса, конфликт, стресс и др. одного человека отрицательно сказывается на других (особенно близких) людях. Этот факт хорошо фиксирует житейская установка: «Я чувствую себя в безопасности, когда моим близким ничего не угрожает.

К особой категории относятся люди, которые представляют опасность для самих себя. Человек – активное существо, он сам строит свой жизненный путь, является субъектом собственной жизнедеятельности. Отсюда понятно, что от того, как он это делает, в каком направлении выстраивает свою судьбу, будет зависеть его и физическое, и психическое, и социальное благополучие, безопасность, направленность развития, успешность социализации. Есть личности, которые безответственно относятся к своему здоровью, ставят фиктивные жизненные цели, занимают самоуничижительную позицию.

Лит.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996; Междисциплинарный подход в процессе обеспечения безопасности развития детей и молодежи в процессе социализации /Под ред. В.Г.Маралова, Н.В.Гольцовой. – Череповец, 2009; Структурированный психологический справочник. http://www.psy-book.ru/?p=408.

Организованная среда – это среда, которая обеспечивает целесообразный образ жизни человека, сохраняя и совершенствуя его индивидуальность и личностное начало, формируя положительный личностно и социально значимый опыт.

Отношение к опасностям – это оценка человеком того или иного фактора, события внешней или внутренней среды с позиции возможного ущерба жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию. Эмоциональным индикатором выступает возникающие чувство тревоги. Выделяют три типа реагирования на угрозу: адекватное, игнорирующее, тревожно-маниакальное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.