Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 4 страница




4) недоверие к власти, предъявление к ней различных требований;

5) поведенческий аспект, связанный с протестом, экономической и политической активностью (гражданское неповиновение, голодовки, забастовки, митинги, демонстрации и др.).

В качестве причин возникновения социальной напряжённости выступают техногенные (аварии, катастрофы), природные стихийные бедствия, эпидемиологические и социальные факторы. К числу социальных факторов относятся: эффективность управления на всех уровнях, состояние экономики, качество жизни населения, кризисные явления и др.

Снятие социальной напряжённости, а значит, и повышение Б.с. обеспечивается посредством:

- усиления роли государства одновременно с построением гражданского общества, обеспечением адресной социальной защитой населения, снятия вопроса массовой безработицы и т.п.;

- на миркоуровне – путем групповой психотерапии, создания центров социальной реабилитации и адаптации;

- на личностном и межличностном уровне – созданием условий для техногенной безопасности, прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, урегулированием и разрешением конфликтов и мн.др.

Лит.: Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М., 2002.

Безопасность экологическая – совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку (Т.А.Хоружая).

Объектами Б.э. являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Система Б.э. — механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека (А.Г.Шмаль). Она включает в себя: комплексная экологическую оценку территории; экологический мониторинг; управленческие решения.

В качестве конкретных методов обеспечения Б.э. выступают следующие (Т.А.Хоружая [2]):

- методы контроля качества окружающей среды;

- методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.;

- комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.);

- методы управления качеством окружающей среды.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная (В.И.Коробкин, Л.В.Передельский). Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

Лит.: Коробкин В. И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону, 2003; Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности. — М., 2002; Шмаль А. Г. Методология создания национальной системы экологической безопасности // Экологический вестник России. 2005. № 7.

 

Безопасность экономическая - состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, защита экономических интересов страны на всех уровнях.

Объектом Б.э. выступает как экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность.

Структура Б.э. включает в себя три части (С.В.Блохин).

Первая – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил.

Вторая – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектор, т.е. на все уровни – государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

Третья – защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

В качестве показателей Б.э. выступают: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Лит.: Блохин С.В.Понятие экономической безопасности. http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0506/090508.htm.; Экономический словарь. http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aaciianiinou.html.

Безопасные отношения – отношения между людьми, построенные на основе сотрудничества и доверия, взаимного принятия и терпимости. Конфликты, если они и возникают, носят конструктивный характер, не отражаются отрицательно на эмоциональном благополучии личности. Чаще всего такие отношения возникают, когда люди принимают в процессе взаимодействия позицию ненасилия (см. ненасильственное взаимодействие), придерживаются тактики ассертивного поведения (см. ассертивность).

Применительно к образовательной сфере Б.о. педагога к учащимся проявляется в его способности ориентироваться на положительные качества учеников, эмоциональной расположенности к ним, предоставлением самостоятельности. Это достигается посредством умения учителя не раздражаться в ситуациях, когда ребенок проявляет качества личности, не соответствующие ожиданиям и принятым стандартам поведения, выработкой способности не «подгонять» учеников под желаемый идеализированный образ, в конечном итоге ориентацией на личностную модель взаимодействия с детьми.

Лит.: Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми /Под ред. В.Г.Маралова. – М., 2005.

Безопасный тип личности – личность способная анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы, зависящие и независящие от её деятельности, избегать опасности и опасных ситуаций, а в случае необходимости действовать грамотно, рационально, со всей ответственностью и пониманием происходящего.

По определению Л.И. Шершнёва, это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу ради блага России, сохранения жизни на Земле.

Модель безопасной личности включает в себя четыре подструктуры (Н.А.Лызь, см. рис 1.).

 

Рис. 1. Модель безопасной личности

 

Эти подструктуры условно разделяются на инвариантное, устойчивое – ситуативное, относящееся к конкретной деятельности. К первому блоку относятся подструктуры системной устойчивости, отражающие базовые личностные образования, позволяющие человеку осуществлять смысловую регуляцию жизнедеятельности на основе образа мира и ценностей, ко второму – подструктуры готовности, взаимосвязанные единством предмета деятельности.

Другое разделение подструктур безопасной личности – по принципу «выхода» на деятельность и принадлежности сознанию. Первая группа включает интенциональную и личностно-психологическую подструктуры – смысловую регуляцию отдельной деятельности и всей жизнедеятельности в целом, вторая – когнитивно-инструментальную и духовно-нравственную подструктуры – представления о конкретных объектах и способах деятельности по обеспечению собственной безопасности, а также ценности как составляющие образа мира. Первая группа объединяет динамические характеристики безопасной личности, вторая – содержательные.

На основании модели безопасной личности выделены тригруппыобразовательных задач, направленных наформирование:

1) готовности к обеспечению безопасности;

2) личностно-психологического уровня системной устойчивости (поддержка становления системы смысловой регуляции жизнедеятельности, качеств субъекта жизни);

3) духовно-нравственного уровня системной устойчивости (воспитание человека, ориентированного на созидание себя и мира в контексте единства с собственным «сущностным началом», человечеством, природой).

Лит.: Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном пространстве вуза: Автореф. дисс. … д.п.н. – Ставрополь, 2006; Шершнев Л. И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Информационный сборник «Безопасность». 1994. № 7 – 12.

В

Виктимный тип личности (от англ. Victim – «жертва») – личность, подверженная риску стать жертвой опасности в связи с недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и, если надо, действовать. Данный тип личности исследуется в рамках виктимологии. Это наука, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной помощи.

В.т.л. характеризуется такими физическими, психологическими и социальными чертами и признаками, которые способствуют превращению её в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т.д.). Поэтому нередко виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам и т. д.

Виктимность зависит от личностных характеристик, социального статуса лица, степени конфликтности ситуации, места и времени развития ситуации.

К настоящему времени разработано несколько классификаций типов виктимной личностей. Для примера приведем классификацию жертв преступлений, предложенную В.А.Туляковым, основанную на характеристике мотивации ведущей виктимной активности человека: 1. Импульсивная жертва – характеризуется преобладающим бессознательным чувством страха, подавленностью реакций и рационального мышления на действия правонарушителя;

2. Жертва с утилитарно-ситуативной активностью. Добровольные жертвы. Рецидивные, «застревающие» жертвы, в силу своей деятельности, статуса, неосмотрительности в ситуациях, требующих благоразумия, попадающие в криминальные ситуации;

3. Установочная жертва. Агрессивная жертва, «ходячая бомба», истерическая личность, вызывающим поведением провоцирующая преступника на ответные действия.

4. Рациональная жертва. Жертва-провокатор, сама создающая ситуацию совершения преступления и сама попадающая в эту ловушку.

5. Жертва с ретретистской активностью. Пассивный провокатор, который своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью и доступностью подталкивает преступников к совершению правонарушений в отношении именно его (оставленные без присмотра вещи, ключи в замке дверей, деньги и ценности на видном месте и др.)

Лит.: Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. – М., 2006.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные – до года – периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. Возникают при переходе человека от одной ступени развития к другой, связаны с системными, качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте обычно выделяют: а) кризис первого года жизни; б) кризис трех лет; в) кризис 6-7 лет; г) кризис подросткового возраста. Существуют кризисы и зрелых периодов, но они не носят столь выраженного характера и не привязаны так жестко к определенным возрастным границам, как в детстве.

Согласно имеющимся данным любой кризис имеет как позитивное, так и деструктивное значение. Деструктивный компонент развития в кризисе направлен на старую систему отношений с миром. Положительный смысл поведения человека в кризисные периоды обусловлен попыткой построить новую систему отношений. Конструктивная и деструктивная составляющие кризиса принципиально нерасторжимы, для того чтобы построить новое, необходимо освободить место, устранив старое.

Н.К.Поливанова выделяет в структуре В.к. три фазы: предкритическую, собственную критическую фазу и посткритическую.

Предкритическая фаза кризиса возрастного развития состоит в том, что ребенку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Происходит расчленение человеком двух миров — старого и нового, различение реальной и идеальной формы. В предшествующий стабильный период индивид был полностью погружен в ситуацию игры, учения или другой деятельности. Теперь сама эта ситуация предстает ему как таковая, может быть пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих других.

Собственно критическая фаза, характеризуемая наибольшим обострением возникающего противоречия, распадается на три этапа.

На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать свои наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях.

Второй этап — этап конфликта. Это наиболее драматичный этап кризиса. С другой стороны, именно конфликт выступает как необходимое условие развития индивида в кризисе.

Третий этап – рефлексия собственных способностей, приводящая к возникновению новообразований кризиса. Н.К.Поливанова рассматривает рефлексию как этап кризиса, представляющую собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным.

Дифференциация самооценки как проявление отношения к мере собственных возможностей создает основу перехода в посткритическую фазу. Она состоит в преодолении кризиса, по Л.С.Выготскому — в создании новой ситуации развития. Посткритическая фаза представляет собой переход к новой ведущей деятельности, поиск нового «значимого другого»; для семилетки — учителя, для подростка — сверстника, а может быть, и нового взрослого.

Лит.: Поливанова Н.К. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии.1994. № 1. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 1997.

Внешкольная среда – это социальная среда, в которой преобладает процесс социализации ребенка над процессом воспитания. Она интегрирует в себе не организованное, педагогически несостоятельное, часто вредное, влияние на личность, и педагогически целесообразное, развивающее воздействие.

Лит.: Воспитание учащихся по месту жительства: Книга для учителя / В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.; Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Плоткина. - М., 1987; Острые проблемы воспитания: поиски решения /Под общей ред. Б.З. Вульфова. - М., 2003.

 

Воспитательный коллектив – особый вид трудового коллектива, его разновидность наряду с производственными, научными, армейскими коллективами. Он обладает общими с ними чертами, но имеет и специфические черты. К специфическим чертам в первую очередь относиться особенность его социальной функции – воспитание. Она определяет своеобразие его структуры: любой воспитательный коллектив – комплекс двух относительно самостоятельных коллективов - воспитателей и воспитанников, педагогов и учащихся, обучающихся и обучаемых. При этом воспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы обеспечить воспитывающий характер жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников (Новикова Л.И.)

Современная концепция детского коллектива начинает развиваться со второй половины 60-х годов ХХ столетия. Она является итогом интеграции накопившихся в сфере педагогики и смежных с нею наук знаний о нем и закономерностях его развития. Основой такой интеграции стал системный подход к детскому коллективу как педагогическому объекту исследования. Он дал возможность соединить имеющиеся в науке данные в единую систему представлений о детском коллективе как цели, субъекте и объекте воспитания. Вводится и трактуется понятие «воспитательный коллектив». По мнению авторов концепции (Х. Й. Лийметс, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой), его введение позволяет исследователям изучать коллективы, функционирующие на базе самых различных воспитательных институтов общества с единых методологических позиций, фиксируя в них общее, свойственное всем им как В.к., особенное, что характерно для каждого из них как В. к. особенного типа, и то единичное, что свойственно именно данному коллективу.

Исследование В. к. опирается на психолого-педагогическую теорию коллектива, представленную в работах классиков и современных исследователей психологии и педагогики - Е.С. Аркина, В.М. Бехтерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Х.Й. Лийметс, А.Г. Кирпичника, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой, А.В. Петровского, Н.Л. Селивановой и др.

В.к. – сложное социально-педагогическое и психолого-педагогическое явление. Он имеет определенные цели, задачи, организованную структуру, органы самоуправления. В нем складываются системы отношений между его членами в различных сферах жизнедеятельности, нормы и ценности, определяющие характер этих отношений. Воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие и определяющие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления воспитанниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого своего члена в арену самовыражения и самоутверждения.

Изучение того, на какие стороны личности влияет коллектив, имеет в педагогике давнюю традицию. В ее русле выдвигалось и разрабатывалось немало продуктивных идей. В общем виде они сводились к тому, что коллектив: а) влияет на различные стороны личности неодинаково, и это влияние может быть как положительным так и отрицательным (В.М.Бехтерев; С.М.Риверс); б) развивает и обогащает природные задатки ребенка (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий); в) формирует социально необходимые качества: коллективизм, трудолюбие, ответственность (А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский); г) влияет на нравственность подрастающего человека (Т.Е. Конникова, М.Г.Казанкина); д) дисциплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований общества (А.С. Макаренко, В.М.Коротов); е) приобщает школьника к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность (Е.А. Аркин, Л.И.Новикова).

Лит.: Дифференциация воспитательных коллективов и интеграция их влияния/ Воспитание старшеклассников во временном коллективе: Межвузовский сборник научных трудов. – Кострома, 1989; Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Пед. соч.: В 8 т. Т. 1. – М., 1983; Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. – М., 1978; Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979; Шацкий С.Т. Школа и строительство жизни // Пед. соч.: В 2т.- Т 2.- М.,1980.

 

Воспитательное пространство – это понятие, характеризующее единство места, среды и взаимодействия людей друг с другом, оказывающее целенаправленное влияние на развитие, становление и формирование индивида как личности. В.п. - это одна из сфер воспитания.

Существует несколько подходов к характеристике В.п.

В.п. понимается как педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (Л.И.Новикова). Как часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С.Мануйлов). Как сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемая условиями социальных субъектов различного уровня и способная выступить интегрированным условием личностного развития человека – и взрослого, и ребенка (Д.В.Григорьева).

В современных педагогических исследованиях используются и анализируются такие понятия, как «воспитательное пространство класса», «воспитательное пространство группы продленного дня», «воспитательное пространство области», «воспитательное пространство микросоциума».

В.п. микросоциума включает в себя взаимосвязанные воспитательные, культурно-просветительные, общественные и другие организации, местные средства массовой коммуникации, специалистов различного профиля. «Центром кристаллизации» В.п. может быть любое социально-педагогическое, культурно-просветительное учреждение. Большинство исследователей считают, что школа – наиболее предпочтительное учреждение в качестве «центра кристаллизации», так как оно, с одной стороны, формирует опыт воспитания ребенка в целостном педагогическом процессе, а с другой, - обладает способностью транслировать такой опыт во внешкольную среду.

Условиями эффективного функционирования В.п. являются: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистического воспитания; «мягкая» структура пространства, его событийность, диалоговый режим создания; разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами пространства.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки взаимодействуют с различными компонентами микросреды, но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

Выделяют следующие возможности для развития и формирования личности, которые содержаться в В.п. (Л.И.Новикова; Н.Л.Селиванова и др.):

· возможность свободы принятия ребенком решения о его вхождении в воспитательное пространство;

· свободы выбора ребенком деятельности и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;

· построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; возможность более интенсивного проживания различных ролей;

· выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены;

· возможность освоения пространств: культурного, природного, информационного и т.д.

В.п. – это не данность, а результат педагогической деятельности.

Лит.: Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. – СПб., 2002; Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – Н.Новгород, 2002; Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 2001.

Воспитательная система – это комплекс воспитательных целей; субъектов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности B. c. Создаётся для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.

Выделяются традиционные В. с. массовых школ, системы сельских малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных учебных заведений (с углублённым изучением отдельных дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.) имеют много общего с системами массовых школ. При этом отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей. Кроме того, поддерживают более тесные связи с высшими учебными заведениями и научными учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание учебного труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, профессионального обучения с досуговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоциональные потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитационные функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.

По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические. Характерная черта гуманистической B. c. - ориентация на личность ребёнка как основную цель, результат и показатель эффективности В. с. Создание гуманистической В. с. начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её основными идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.

Сложившиеся В. с. гуманистического типа отличаются: наличием педагогической концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентаций и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку ощущение душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутренними силами; взаимодействие со средой и др.

Любая В. с. явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организационного оформления, функционирования в максимальном режиме, обновления и перестройки. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, который проявляется либо в неудовлетворённости учебной жизнью, либо в затруднениях при проведении традиционной работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.

Развитие В. с. - педагогически управляемый процесс. Определяя основные характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения детского коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и детьми совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученического коллектива в школе, средового подхода. Основные критерием педагогической целесообразности В. с. признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение педагогического коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.

Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в современных условиях; педагогическое осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в национальной школе); исследование роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в различном социальном окружении.

Лит.: Караковский В. А. Воспитай гражданина. - М., 1987; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. - М., 1989; Воспитательная система массовой школы. Сб. научн. трудов. - М., 1992; Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004;. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И. П. Подласый. – М., 2003.

 

Готовность быть спасенным – психологическое состояние человека, выражающее его согласие выполнять инструкции профессиональных служб по оказанию спасательных действий. Характеризуется, с одной стороны, готовностью человека к выполнению определенного действия – выражение внутреннего согласия человека на оказание ему помощи, с другой, - его умением мобилизовать свои внутренние ресурсы по сохранению психологического комфорта и безопасности.

Данное состояние проявляется в ситуациях угрозы личной безопасности человека (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, терроризм и пр.), сопровождающихся нарушением психологического комфорта человека (появление панических, тревожных состояний). В этих ситуациях в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности состояние готовности людей быть спасенными может быть разным. Так у одних людей происходит мобилизация внутренних жизненных ресурсов; у других – его снижение или даже срыв работоспособности, ухудшение здоровья, физиологические и психологическими стрессовыми явлениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.