Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 3 страница




2. Б.л. есть понятие индивидуальное, личностное, имеющее отношение к конкретной и живой личности.

3. Б.л. представляет собой понятие универсального характера, отражающее все стороны и потребности человеческой личности.

4. Б.л. тесно связана с таким положением человека, в котором он свободно и в мирной обстановке реализует свои обязанности и права.

5. Характерная черта Б.л. состоит в том, что она в реальной жизни существует в правоотношении, обязательным субъектом которого является гражданин, чья безопасность обеспечивается, и любой другой субъект, обеспечивающий законными средствами безопасность данного гражданина. К таким субъектам относятся: государство в лице компетентных органов, частная полиция, общественные объединения (народные дружины), граждане, осуществляющие право на необходимую оборону.

В разработке проблемного поля Б.л. выделяется несколько подходов:

- юридический подход – предполагает определение правового статуса субъективных прав и свобод личности;

- социально-философский подход – исследуется социальная обусловленность института Б.л. внеправовыми факторами и его социальные последствия для личности и общества. В рамках данного подхода выделяются онтологический, аксиологический и гносеологический аспекты личной безопасности (Л.Ф. Скубченко);

- психолого-педагогический подход – разрабатывается теория обеспечения культуры Б.л.как способа построения разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности (В.В. Сапронов).

Лит.: Сапронов В.В. Безопасность жизнедеятельности / Уч.- метод. пос. для учр. Проф. Образ. По разделу: современный комплекс проблем безопасности. – М., 2004; Скубченко Л.Ф.. Личная безопасность (Институционально-правовой и аксиологический аспекты): Дисс. … к. юрид. Н.- Ростов-на-Дону, 1999.

 

Безопасность личностная - проявляется в способности человека выстраивать такую систему межличностных отношений, в результате чего не возникает угрозы появления деструктивных переживаний хотя бы для одного из участников отношений.

Л.б. субъективно для человека выражается в переживании своей защищенности в результате удовлетворения потребности в личностно безопасном характере отношений.

Процесс воздействия опасности, возникающей в результате нарушения Б.л. человека, имеет статический и динамический аспект изучения. Статический аспект нарушения Б.л. представлен:

- источником опасности (например, другой человек и его действия);

- объектом, который подвергается опасности (конкретная личность, её эмоциональная и мотивационно-потребностная сфера);

- средствами, которыми источник опасности воздействует на объект опасности (вербальные, невербальные, в том числе физические);

- условиями, нарушающими Б.л. (факторы риска).

Относительно источника все опасности можно классифицировать по степени угрозы для объекта:

· Вымышленная опасность - отношения тревожного человека с другими людьми, которые не носят объективно угрожающего характера;

· Действительная опасность - может иметь реальный характер, когда опасные отношения, возникают в результате конфликта; формальный характер – отношения имеют признаки личностно опасных, но они не значимы для объекта; абстрактный характер – есть потенциальная возможность возникновения опасных отношений (конфликта).

Динамический аспект опасных отношений предполагает цель, которую ставит источник опасности по отношению к объекту, процесс самого воздействия источника опасности на объект, результат этого воздействия – переживание человеком деструктивных эмоциональных состояний.

Лит.: Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М., 2002.

Безопасность международная - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.

Принципы Б.м. предусматривают утверждение мирного сосуществования как основы межгосударственных отношений, обеспечение равной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях – недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация; роспуск военных группировок; безусловное уважение суверенных прав каждого народа; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов; укрепление доверия между государствами; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма; искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма; исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества); установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств. Неотъемлемая часть международной безопасности – действенное функционирование закрепленного Уставом ООН механизма коллективной безопасности.

Лит.: Большой энциклопедический словарь. http://dic.academic.ru /dic.nsf/enc3p/193430

 

Безопасность национальная – это безопасность многонационального народа страны как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве. В основе анализа сущности Б.н. лежит понятие национальные интересы. В частности, национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства практически во всех сферах жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной и др.). Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации многообразны, к важнейшим из них относятся следующие:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Лит.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации

(утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

 

Безопасность: обеспечение – это специфическая деятельность по созданию условий, способствующих повышению уровня защищенности живых и неживых систем от внешних и внутренних угроз.

О.б. – широкое понятие, содержание которого будет зависеть от того, чья безопасность обеспечивается, кем и каким образом. Если это сооружение или механизм, то его безопасность будет зависеть от надежности, долговечности, функциональности, способности выдерживать нагрузки, условий эксплуатации, профилактической работы обслуживающего персонала, соблюдений правил эксплуатации и техники безопасности. Если это процесс – то безопасность обеспечивается соблюдением этапов его развертывания, например, технологических цепочек и, опять-таки соблюдением правил и техники безопасности. Если это природный объект, то на первое место выдвигается проблемы экологического характера, например, обеспечение чистоты атмосферы, водных, лесных ресурсов и т.п., создание условий для выживания и существования различных видов животных, растений и др.

Применительно к человеку, О.б. включает широкий комплекс мер, связанных с сохранением жизни, здоровья, психологического и социального благополучия.

Во-первых, это создание безопасной природной, материальной, социальной среды, решение задач безопасности на государственном уровне. Во-вторых, забота о человеке, создание ему со стороны государства, социальных институтов, ближайшего окружения условий, необходимых для нормальной жизни, функционирования и развития.

В-третьих, обучение правилам безопасного поведения во всех сферах жизни: на производстве, в быту, в природе, на дорогах и многое другое.

В-четвертых, это воспитание и формирование безопасного типа личности, которая, с одной стороны, способна самостоятельно противостоять опасностям, с другой – максимально самореализоваться, выстраивать свой жизненный путь в безопасном направлении, с третьей, - не быть источником опасности для других людей, самой себя и окружающего мира.

В-пятых, проведение необходимых мероприятий профилактического, коррекционного, реабилитационного характера.

 

Безопасность: общая теория - отсутствие риска, заслуживающего внимания.

В О.т.б. предпринимается попытка сформулировать наиболее общие положения защиты человека от опасных и вредных факторов и воздействий, независимо от того, где и в какой форме эти воздействия проявляются.

В защите от опасных и вредных факторов могут нуждаться следующие области деятельности: защита человечества в целом; защита нации; защита предприятия, учреждения; защита значительной персоны, технических систем и пр.

В рамках данной теории предпринимается попытка раскрыть наиболее общие категории безопасности: ущерб, вредности и опасности, неисправности, несовершенства, качество, надёжность, защищённость, живучесть, долговечность и др.

Характеризуются механизмы возникновения ошибок: психология ошибок, социология ошибок, исправление ошибок, работа над ошибками и т.д.

Дается описание обеспечения безопасности в различных сферах в случае: аварий, катастроф, несчастных случаев, стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

Рассматривается безопасность: технических средств, стационарных объектов, транспортных средств, больших технических объектов, оборудования и мн.др.

Формулируются некоторые универсальные правила обеспечения безопасности:

1. Люди склонны нарушать правила. Поэтому следует предусматривать на случай нарушения правил защитные меры, уменьшающие ущерб.

2. Защитные средства иногда не срабатывают. Поэтому следует предусматривать меры на случай несрабатывания защитных средств.

3. Следует по возможности готовиться не только к маловероятным нежелательным ситуациям, но и к некоторым таким, что представляются невероятными, но вообразимы.

4. При расследовании катастрофы следует искать не виновных, а недостатки правил и конструкций, которые сделали возможными действия, приведшие к катастрофе.

5. Избежание опасных ситуаций и действий защищает лучше, чем любые защитные меры, которые могли бы быть использованы в этих ситуациях и действиях.

6. Обычно чем сложнее, тем хуже: сложная конструкция чаще ломается, сложный план чаще проваливается, сложные правила реже выполняются.

7. Обычно новое опаснее старого (но не очень старого). Поэтому по отношению к новому следует проявлять дополнительную бдительность.

8. Наибольшей опасности следует ожидать там, где соприкасаются зоны ответственности различных субъектов, осуществляющих управление и обеспечивающих безопасность, а также там, где несколько субъектов отвечают за одно и то же.

9. Обычно следует соблюдать правила, даже если смысл их не вполне понятен и даже в ситуации, в которой они представляются излишними. Иногда следует нарушать правила, но только из соображений безопасности.

10. Следует решать моральные проблемы обеспечения безопасности до того, как возникнет срочная необходимость применять полученные решения. Эти решения следует выражать в виде правил.

11. При трудностях выбора между несколькими вариантами действий лучше отдавать предпочтение не более дешёвому, приятному, удобному, впечатляющему и пр., а менее опасному.

12. Нельзя вполне доверять никому, включая специалистов по обеспечению безопасности.

Лит.: Бурьяк А. Общая теория безопасности. - http://gen-sec-theory.narod.ru/

 

Безопасность общественная – составной элемент национальной безопасности, включающий систему защиты общества, человека от преступности, коррупции, теневой экономики, любых форм антисоциального поведения, комплекс мер по предотвращению социальной напряженности в обществе в связи с межнациональными, конфессиональными, территориальными, политическими, экономическими и иными конфликтами.

Б.о. представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле Б.о. является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане.

Обеспечение Б.о. – гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным.

Структурно система безопасности общества включает в себя:

а) наличие разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа действий;

б) правовую основу, т.е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);

в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему безопасности – совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов обеспечения безопасности.

Лит.: Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть /Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комисарова. - М, 2002.

 

Безопасность промышленная - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах (ОПО) и последствий указанных аварий.

В теории Б.п. выделяют составляющие опасного производственного объекта и правила промышленной безопасности.

Составляющие опасного производственного объекта – это участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие, объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному принципу и входящие в состав опасных производственных объектов.

Опасный производственный объект (ОПО) - предприятие или его цех, участок, площадка, а также иной производственный объект, обладающий одним или более признаками (признаками опасности), указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности ОПО». Определение производственного объекта как опасного происходит в ходе его идентификации.

Идентификация опасных производственных объектов - отнесение объекта в составе организации к категории ОПО и определение его типа в соответствии с требованиями ФЗ «О промышленной безопасности ОПО».Идентификация опасных производственных объектов осуществляется на основе всесторонней оценки риска аварии.

В случае установления безопасности производственных объектов оформляется Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта. Этодокумент, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Основными понятиями декларацииявляются декларируемый объект,расчетно-пояснительная записка, информационный лист. Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности - документ, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий. Информационный лист - это приложение к декларации промышленной безопасности, предназначенное для информирования населения (граждан, проживающих вблизи опасного производственного объекта).

Правила промышленной безопасности – правила, устанавливающие общие требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, и направленные на предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах и на обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Деятельность в области Б.п. включает комплекс мер: проектирование, строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (ОПО); изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО; проведение экспертизы Б.п.; подготовку и переподготовку работников ОПО в необразовательных учреждениях.

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется на основании Положения о ПК - документе, разрабатываемом организацией эксплуатирующей ОПО по организации производственного контроля за соблюдением требований Б.п. на ОПО.

В РФ действует Государственный реестр опасных производственных объектов - единый банк данных (система управления базами данных и единая база данных производственных объектов), основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об ОПО, которые эксплуатируются юридическими лицами (организациями) на территории РФ. Регистрация объекта в государственном реестре - занесение в банк данных государственного реестра сведений о действующем объекте, присвоение ему регистрационного номера в государственном реестре и выдача свидетельства о регистрации этого объекта эксплуатирующей его организации. Исключение объекта из государственного реестра - занесение в банк данных государственного реестра сведений об исключении объекта из государственного реестра вследствие ликвидации, вывода из эксплуатации (списания с баланса) объекта или изменения объекта, в связи с которым у объекта не стало признаков опасности.

Отдельные виды деятельности в области Б.п. подлежат лицензированию органом, специально уполномоченным в области Б.п., или его территориальным органом в соответствии с законодательством РФ

Лит.: Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов. А.В. Ильницкая. П.Ф. Козьяков и др.: Под ред. СВ. Белова. - М., 1999; А.С. Бобков. А.А. Блинов. И.А. Роздим. Е.И. Хабарова. Охрана груда и экологическая безопасность в химической промышленности – M., 1997.

 

Безопасность профессионального развития - понятие, характеризующее позитивную направленность профессионального развития, когда человек в избранной им сфере деятельности поступательно достигает вершин профессионального мастерства, реализуется как личность, не подвергаясь при этом деформациям и деструкциям (см. профессиональная деформация личности).

Наиболее изученным в этом отношении является профессиональное развитие учителя. Л.М.Митина выделяет две модели профессионального развития педагога - модель адаптивного поведения и модель профессионального развития

Модель адаптивного поведения – в сознании учителя доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий и норм. При этом педагог пользуется наработанными алгоритмами решения ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Модель профессионального развития – учитель характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Это дает возможность личности стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Именно такая модель и является наиболее благоприятной и безопасной для профессионального развития личности.

При первой же модели возможен следующий сценарий, который, несомненно, следует отнести к категории опасного профессионального развития:

· на стадии собственно профессиональной адаптации идет процесс приспособления к требованиям общества, педагогического коллектива, который вступает в противоречие с приобретенными в вузе знаниями и умениями;

· на стадии профессионального становления необходимость приспособления к требованиям руководства и сообщества вступает в противоречие с выработанными к тому времени у учителя индивидуальным стилем деятельности и общения, собственными приемами и технологиями;

· на стадии профессиональной стагнации, когда он уже приспособился к требованиям профессиональной среды, возникают предпосылки для снижения активности, роста, невосприимчивости к новому, использованию своего положения для «подавления» школьников. Именно на этой стадии возможны профессиональные деформации личности (см. профессиональная деформация) и феномены эмоционального выгорания личности (см. эмоциональное выгорание).

Приведенный пример анализа безопасного и опасного сценария профессионального развития личности учителя вполне применим и к другим сферам профессиональной деятельности.

Лит.: Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.

 

Безопасность психологическая – состояние психологической защищенности личности, группы, общества от угроз.

Психологическая защищенность – относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности соблюдения своих прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, просоциальная активность, ответственность, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п.

Б. п. является одной из составляющих национальной безопасности и включена в безопасность социальную.

В современных исследованиях Б. п. личности рассматривается с разных позиций.

При социальном подходе Б.п. личности связывают с качеством жизни. Здесь под Б.п. личности понимают ощущение личностью своей удовлетворенности условиями жизнеобеспечения своей семьи, условиями трудовой деятельности, социально-политическим и экономическим укладом в стране (В.М.Львов, Н.Л.Шлыкова). Она определяется характером разрешения противоречий между профессиональными, материальными, духовными потребностями и условиями жизнедеятельности.

Согласно собственно психологическому подходу, Б.п. определяется субъективным восприятием личностью своей защищенности или незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Выделяют несколько состояний Б.п. личности (И.А.Баева). Состояние стабильной Б.п. (устойчивость личности к внешним и внутренним воздействиям). Состояние отсутствия Б.п. (подверженность срывам в функционировании личности, проявляющимся в поведении и деятельности). Состояние неустойчивой Б.п. (как возможность перехода в первое либо второе состояние под воздействием внешних и внутренних факторов).

Социально-психологический подход делает акцент на взаимоотношениях личности с окружением. Б.п. здесь понимается как осознанное и действенное отношение к условиям жизни и другим людям, обеспечивающим необходимый душевный комфорт и равновесие (Б.А.Еремеев).

Лит.: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. – СПб, 2006.

 

Безопасность психологическая в образовании – это такое стояние образования, при котором обеспечивается психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности

Психологическая безопасность среды определяется как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников.

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность проявляется в переживании своей защищенности или незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

В содержательном плане предпринимаются попытки определить опасности, риски, угрозы в образовании. Например, в качестве факторов педагогического риска могут выступать следующие: условия обучения (освещение, размер мебели и мн.др.); учебная нагрузка; взаимоотношения.

К школьным факторам риска, которые негативно сказываются на здоровье и развитии, относят: педагогическую тактику, провоцирующую возникновения стресса; интенсификацию учебного процесса; несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным особенностям учащихся; нерациональную организацию учебной деятельности и др.

Аналогичным образом определяются и угрозы участникам образовательного процесса. Основной из них является насилие в разных его формах: физическое, эмоциональное, психологическое. Так психологическое насилие к ребенку проявляется в публичных оскорблениях, унижениях, обвинениях, изоляции, предъявлении чрезмерных требований и др.

Одно из центральных мест отводится созданию психологически безопасной образовательной среды. Основным условием её создания является организация взаимодействия, основанного на диалогическом общении, сотрудничестве, отказе от психологического насилия. Достигается посредством специального активного социально-психологического обучения всех участников образовательного процесса.

Следующий аспект, который рассматривается в психологии безопасности образования, - это помощь в преодолении кризисных ситуаций.

В качестве особой проблемы выделяют насилие в школе. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. К последствиям применения насилия к детям относятся: нарушения физического и психического развития; заболевания, нарушения социальных норм поведения.

В качестве особой группы вопросов рассматриваются вопросы обеспечения психологического здоровья педагога.

Лит.: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении /Под ред. И.А.Баевой. – СПб, 2006.

Безопасность социальная – интегральное понятие, характеризующее состояние государственных, экономических и общественных институтов и социальных общностей вместе взятых.

Важнейшей её характеристикой является уровень социальной напряженности. Чем выше социальная напряженность, тем ниже уровень безопасности и, наоборот.

Социальная напряженность – массовый адаптационный синдром, отражающий степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях – дезадаптации различных категорий населения к хронической фрустрации, трудностям (понижению уровня жизни и социальным изменениям). Она проявляется в ряде симптомов – резкий рост недовольства, недоверия к властям, конфликтность в обществе, тревожность, ухудшение демографической ситуации, компенсаторные реакции (агрессия, поиск врагов, надежда на чудо), стрессогенность отношений и др.

Выделяют следующие формы социальной напряжённости:

1) определенные социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, продолжительность жизни);

2) криминальные явления;

3) психологические настроения: тревога, массовое недовольство или депрессия, агрессия или надежда на чудо, увлечение мистикой или паника;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.