КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Н.В.Макарова, Л.В.Николаева, Р.В.Сметанина, В.С.Чирков
Н.В.Макарова, Л.В.Николаева, Р.В.Сметанина, В.С.Чирков РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ
Словарь-справочник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии _____________________________________________________________
Словарь-справочник для студентов специальности 050711 Социальная педагогика
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института педагогики и психологии ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», протокол № 2 от 19 января 2010 г.
Авторский коллектив: В.Г.Маралов, Н.В.Гольцова, С.В. Егоренкова, О.Ю.Лимаренко,
Под ред. профессора В.Г.Маралова, профессора Н.В.Гольцовой
Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор Н.В.Иванова Доктор психологических наук, профессор К.Б.Малышев
Безопасность развития личности в процессе социализации: Словарь-справочник: Учебное пособие для студ. Спец. 050711 Социальная педагогика / Под ред. В.Г.Маралова, Н.В.Гольцовой. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.
Словарь-справочник является учебным изданием, содержащим свыше 180 психолого-педагогических и междисциплинарных терминов, раскрывающих суть безопасности развития личности в процессе социализации. Предназначен для использования в процессе подготовки студентов специальности Социальная педагогика. Междисциплинарный принцип формирования словаря-справочника позволяет использовать его в профессиональной деятельности практических работников социально-педагогических учреждений, ведущих профилактическую и воспитательную работу с подрастающим поколением, занимающихся вопросами формирования безопасного типа личности и культуры безопасности. Может быть полезен аспирантам, преподавателям и исследователям проблем социализации личности и социальной педагогики.
ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2010
Проблема обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности является одной из актуальных проблем современности. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, наметившимся в последние десятилетия ускорением общественного развития и темпов жизни, в результате чего возрастает и вероятность угроз, на которые человек просто не успевает вовремя отреагировать. Во-вторых, участившимися случаями природных, техногенных и иных катастроф. В-третьих, нестабильностью существования общества, которое потрясают то военные конфликты, то экономический кризис, то расовая и национальная нетерпимость. В-четвертых, неготовностью людей к встрече с опасностями, несоблюдением правил личной и общественной безопасности и мн.др. Особое место среди этих проблем занимают вопросы обеспечения безопасности развития детей и молодежи в процессе их социализации. Следует констатировать, что в последнее время интерес к подобным вопросам значительно возрос. Педагоги озабочены проблемами создания безопасной социальной среды в образовательных учреждениях, а также в семье. Психологи разрабатывают методы, формы коррекции психического развития и профилактики негативных форм поведения, технологии психологического сопровождения личности. Медики совместно с педагогами и психологами занимаются созданием и внедрением в здоровьесберегающих технологий. Появилось значительное количество научных исследований и практических разработок в данной сфере, введено в обиход много новых понятий, которые воспринимаются далеко не всегда однозначно. Например: «личность безопасного типа», «виктимная личность», «культура личностной безопасности», «психологическое здоровье», «ненасильственное взаимодействие», «ассертивность» и мн.др. Всё это рождает потребность в учебной литературе, которая помогла бы сориентироваться в специальной терминологии, дала бы представление о сущности безопасности и путях и способах обеспечения безопасности развития детей и молодежи. Имеющиеся справочники в основном посвящены проблемам безопасности жизнедеятельности человека. В них достаточно подробно раскрываются проблемы выживания индивида в чрезвычайных ситуациях, формулируются правила поведения в них, даётся представление об угрозах, главным образом, жизни и здоровью, на которые нужно научиться реагировать адекватным образом и предотвращать их. В то же время понятно, что существует и масса таких опасностей, которые не воспринимаются личностью как непосредственные угрозы жизни и здоровью, но которые опосредованно влияют на её самоопределение, построение жизненного пути, социальное становление, личностное развитие и процесс социализации. Именно о таких угрозах личностному развитию, путях их предотвращения и даётся представление в настоящем словаре-справочнике. Настоящий словарь-справочник дополняет имеющиеся учебные издания по вопросам социализации; ее механизмам, этапам, противоречиям и закономерностям. В то же время он не предусматривает развернутых ответов на многочисленные вопросы, связанные с обеспечение безопасности развития личности в процессе социализации, не подменяет необходимости знакомства со специальной литературой. Он лишь ориентирует в проблеме, даёт трактовку того или иного понятия, описывает структуру какого-либо явления, указывает на возможные направления и пути её решения, отсылает к специальной литературе. Как следует из названия словаря-справочника, все понятия составляют определённые кластеры, которые в силу специфики жанра не сведены воедино, а представлены в соответствии с принятыми нормативами (алфавитный порядок), и группируются вокруг центральных понятий: личность, развитие личности, социализация, безопасность, обеспечение безопасности. Словарь-справочник не носит энциклопедического характера. Ряд понятий в силу тех или иных причин в него не вошли. Это связано либо с тем, что некоторые из них ещё не устоялись в науке и практике, поэтому не могут быть определены однозначно, либо, наоборот, с их широкой распространённостью и известностью, что исключает необходимость их дублирования. В тексте учебного пособия студенты могут встретить понятия, на которые отсутствуют ссылки на источники. Эта категория понятий, которая не имеет научной трактовки и обоснования, но при этом используется в профессиональном лексиконе социально-педагогических работников (антиличность; антиразвитие; организованная среда; неорганизованная среда и др.). Авторы словаря дают собственную трактовку такого рода понятий, сформулированную в процессе специальных исследований обозначенных явлений. Авторский коллектив выражает надежду, что предлагаемый словарь-справочник будет широко использован в профессиональной подготовке студентов – будущих социальных педагогов в условиях высшей школы; окажется полезным педагогам, психологам, социальным работникам, родителям, всем тем людям, которые так или иначе связаны с решением вопросов безопасного развития личности и создания благоприятных условий для её социализации. Материалы словаря могут быть использованы аспирантами, преподавателями и исследователями проблем развития и социализации личности.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |