КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции семьи 6 страница
«Игрок» - характерно восприятие жизни как игры, где есть свои выигрыши и проигрыши. Идут сознательно на риск, взвешивая его последствия (за исключением людей, для которых любая игра, в том числе и жизненная, являются страстью). Это бизнесмены, некоторые типы руководителей, политиков и т.п. «Безответственный тип» - не имеет четких жизненных целей, жизнь зависит от случайных факторов, отношение к любому делу безответственное, стремление быстрее избавиться от него, характерна надежда на «авось», если что-то и делает то только из-под палки, под влиянием страха. «Самореализующийся тип» - категория людей, для которых наиболее важно в жизни использовать полностью свой потенциал, добиться творческих успехов, тем самым, утвердив себя и наполнив жизнь смыслом. Отношение к рискам и опасностям взвешенное и рациональное, не свойственно безрассудство, но и не пасуют перед трудностями. Могут быть представителями самых разных профессий. «Альтруист» - выстраивает свой жизненный путь в направлении реализации себя в других, обеспечения их жизнедеятельности и безопасности. Чувствует себя защищенно, если у других (чаще всего близких людей) все хорошо. «Адаптивный» - наиболее распространенный тип построения жизненного пути. Задача – «быть как все», максимально адаптироваться к условиям жизни и деятельности, избежать возможных опасностей и угроз. В результате могут добиться определенных высот в карьере, но поведение изобилует множеством защит, что в конечном итоге не позволяет полностью реализовать свой потенциал. «Неудачник» - таких людей на каждом шагу преследуют неудачи, подстерегают опасности, их как бы несет по жизни, и они никак не могут взять бразды правления в свои руки. С ними всегда случаются какие-то неприятности, как результат – постоянные обиды, страх, тревога. Причина – неосмысленное отношение к жизни, деятельности, другим людям. Часто используют защиты типа лжи, агрессии, обвинения в своих неудачах других. «Обособляющийся» - люди, которые стремятся отстраниться от социального окружения, забот, обязанностей, работы. Всякие контакты с другими воспринимаются как угроза личностной автономии. Они защищаются путем одиночества, создания своего внутреннего мира, в который не пускают других. Лит.: Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.I. – М., 1980; Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь /Принцип развития в психологии. – М., 1978; Маралов В.Г. Здоровье, жизненный путь и безопасность личностного развития // Образование и здоровье в педагогике ненасилия./Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы ХХIХ Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. – СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. Здоровье человека – состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной её уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Охрана З.ч. (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная Организация Здравоохранения. Согласно уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности. В медико-социальных исследованиях выделяют следующие уровни здоровья: индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека; групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп; региональное здоровье — здоровье населения административных территорий; общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом. С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное. Для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели: отчисление валового национального продукта на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень иммунизации населения; степень обследования беременных квалифицированным персоналом; состояние питания детей; уровень детской смертности; средняя продолжительность жизни; гигиеническая грамотность населения и др. Здоровье закладывается уже в геноме человека. На здоровье также влияют: питание, качество окружающей среды, тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка). Факторы, отрицательно влияющие на здоровье: стресс, болезни, загрязнение окружающей среды, курение, алкоголь, наркотики, старение. В современной науке З. рассматривается как предмет междисциплинарного исследования. Выделяют следующие подходы к его изучению: комплексный, нормоцентрический, феноменологический, холистический, эволюционистский, социально-ориентированный, кросс-культурный, дискурсивный, аксиологический, акмеологический (О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов). Лит.: Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. – М., 2001; Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России. http://www.mediasphera.ru/mjmp/2005/3/31.pdf.; Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, направленный на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и дающий возможность в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Актуальность З.о.ж. вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. З.о.ж. — это реализация комплекса действий во всех основных сферах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. К базовым характеристикам З.о.ж. относятся: - окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; - отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; - питание (умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов); - движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей; - гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание; Формирование З.о.ж. осуществляется на трёх уровнях: - социальном – пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа; - инфраструктурном – конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактическая работа, экологический контроль; - личностном – формирование потребности в З.о.ж., системы ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада. Лит.: Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология, 1996; Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1997; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пос. для студ. Высш. Учеб. Заведений физической культуры. - М., 2002; Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. З.т. – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему, и представляют собой специальные методы и приемы организации учебной, воспитательной работы, досуговой деятельности подрастающего поколения. В соответствии с этим З.т. можно рассматривать как: - технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; - совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья; - качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Цель З.т. обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе и сформировать необходимый и достаточный опыт здорового образа повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организации учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональной организации двигательной активности учащихся; системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Системная последовательность овладения школой и каждым педагогом З.т. включает в себя: - осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее решения; - признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся; - овладение соответствующими компетенциями; - реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями. Лит.: Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие. – Усть-Каменогорск, 2004; Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002. Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослого. Впервые понятие введено в начале тридцатых годов ХХ столетия Л.С. Выготским при изучении закона развития высших психических функций. З.б.р. имеет внешний размер, определяемый разницей в уровнях сложности задач, которые ребенок решает самостоятельно и задач максимального уровня сложности, решаемых с помощью взрослого; внутренний размер – разница между максимальным и минимальным уровнем сложности задач, решаемых с помощью взрослого (Ж.П. Шопина). Внешний размер З.б.р. служит характеристикой психологических особенностей процесса развития ребенка, а ее внутренний размер может быть показателем того, является ли обучение развивающим. На характеристику ЗБР ребёнка оказывает влияние предметное содержание его деятельности, особенности общения и сотрудничества ребенка, в первую очередь, со взрослым. В исследовании данного понятия в отечественной психологии выделяется несколько направлений. Первое направление – использование понятия ЗБР как диагностического принципа, позволяющего охарактеризовать динамику психического развития ребенка Второе направление – рассмотрение понятия З.б.р. как основы для построения периодизации психического развития ребёнка. Например, периодизация Д.Б. Эльконина, в которой автор выделил две принципиально различные тенденции в развитии ребенка: тенденцию к общности с взрослым и тенденцию к самостоятельности, эмансипации от влияния взрослого, которые реализуются в системе «ребенок-взрослый» и системе «ребенок-ребенок». Изменение отношений ребенка в данных системах, их поочередное изменение и составили содержание его ЗБР. Третье – рассмотрение З.б.р. как теоретической основы проектирования содержания и форм учебного взаимодействия в современных, наиболее прогрессивных образовательных системах (система обучения по В.В. Давыдову, Д.Б. Эльконину, Л.В. Занкову и др.). В настоящее время вводится ряд новых понятий, расширяющих понятие З.б.р. К ним относятся: зона вариативного развития, зона негативного (подавляющего и задерживающего) развития, зона негативного развития в условиях неправильно оказываемой (например, чрезмерной) помощи; зона ближайшего развития при социальном противодействии. Кроме того, получает распространение и понятие зоны творческой самостоятельности. Лит.: Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991; Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 1997; Шонина Ж.П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития: Дис… к. психол. н. – М., 2002.
Игровая зависимость (игромания, лудомания, гемблинг – от латинского ludus – игра) – психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм (игры в казино, игровых и компьютерных клубах, тотализаторах и др.), характеризующееся психологической неконтролируемой зависимостью от игры, эмоциональными расстройствами и как следствие депрессивным состоянием. По международной классификации болезней основным признаком И. з. является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, что продолжается, часто углубляется, несмотря на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений, а также личной жизни. Игроки в процессе игры незаметно для себя начинают погружаться в так называемый игровой транс. Игровой транс – это психическое состояние, которое сопоставимо с фармакологическим эффектом от сильнодействующих психоактивных веществ. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение острых эмоциональных ощущений. Тяга к такому времяпрепровождению настолько сильна, что человек постепенно теряет интерес к реальной жизни. И. з. в своем развитии проходит через определенные этапы, которые условно можно разделить на три. На первом этапе формируется основа И.з., которая начинает проявляться в усиленном желании играть. При этом четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, постепенно увеличиваются размеры ставок, игровые сеансы становятся длиннее. На втором этапе И. з. игроку намного труднее только усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив «играть – не играть». Сеансы игры еще больше удлиняются, увеличивается и частота игр. Характер игры приобретает безудержный характер. Поведение игромана определяется все возрастающим азартом и иллюзиями – он верит в свою счастливую звезду, везение, начинает выстраивать свои методы игры. На третьем этапе игромания столь сильна, что у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, и неважны ни огромные долги, ни новая возможность проигрыша. Лит.: Алексеенко Ж.В. Вред из компьютера: когда игры убивают. – М., 2006; Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр. – Кемерово, 1999; Магалиф А.А. Игра или жизнь. – М., 2007. Индивид 1. Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики И.: 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные функции индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая при этом существование моментов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением её неопределенности. В других подходах в понятии И. выделяются два уровня: биологический индивид и социальный индивид. Третьим уровнем является личность. В совокупности они представляют иерархические уровни организации человека (В.В.Столин). Биологический индивид (организм) характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями. Социальный индивид обладает способностью осваивать окружающий мир, овладевать многообразными знаниями, умениями, подчиняться нормам, требованиям, правилам. Лит.: Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск, 1997; Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. Индивидуализация личности – процесс приобретения личностью неповторимых свойств и качеств, в результате чего она становится индивидуальностью. И.л. – это самоопределенность и обособленность личности, её выделенность из сообщества, оформленность её отдельности, уникальности, неповторимости (В.И.Слободчиков, Е.И Исаев). И.л. – одна из фаз становления личности в социальной общности, характеризующаяся стремлением индивида к максимальной персонализации, когда личность отстаивает свою индивидуальность. И.л. как диалектический процесс проходит несколько этапов (Л.Н.Юмсунова): · дифференциация (обособление); · интеграция (объединение); · централизация (стремление к целостности); · спецификация (появление признаков); · типизация (отнесение себя к общности); · автономизация (обретение самостоятельности). Понятие И.л. необходимо отличать от понятия индивидуации, занимающего центральное место в аналитической психологии. Индивидуация, по К.Юнгу, – это «путь к себе», или «самореализация», целью которой является осознание человеком некоего центра внутри его психического бытия (но не внутри его Эго), позволяющее ему не связывать более своё будущее счастье, а иногда и жизнь с некими внешними посредниками, будь то люди, идеи, обстоятельства. Лит.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995; Юмсунова Л.Н. Концептуальные основы индивидуализации личности в образовании. – Улан-Удэ, 2001.
Индивидуальность – сочетание биологических, психологических, социальных свойств человека, отличающее его от других людей. И. – интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве И. человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества (И.И.Резвицкий). Как целостная система, она включает в себя общие черты, характерные для всех людей, особенные признаки, определяемые обществом, в котором живет человек, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации, своеобразием жизненного пути и социальной микросреды. В психологии получило также распространение понятие «интегральная индивидуальность», введенное В.С.Мерлиным. Он понимал структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма, индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности. Для распознания разноуровневых свойств интегральной индивидуальности В.С. Мерлин предложил математический принцип значности, позволивший показать уникальность межуровневых (много-многозначных) и одноуровневых (взаимоодно-значных и одно-однозначных) типов детерминаций подсистем большой саморегулируемой и самоорганизующейся системы «человек — общество». На основе значительного экспериментального материала он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности; в согласовании одноуровневых свойств — специфические психологические закономерности типа компенсации, синергии, взаимного уравновешивания и т.д. Лит.: Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986; Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. – М., 1984. Инфантилизм – сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту; задержка в развитии. Индивид, коему свойственен И. – инфантил – при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действия, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательностью к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и пр.). Различают 4 варианта И.: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный. Простой гармонический И. — равномерная задержка темпа и физического и психического развития, проявляющегося в первую очередь незрелостью эмоционально-волевой сферы, а затем и личности в целом. Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Органический или психический И., связан с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются, например, низкорослость, неправильный рост волос, зубов и т.д. Психогенный И. рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания. Аффективная незрелость и повышенная лабильность формируются под влиянием неправильного воспитания или длительной эмоциональной и социальной фрустрацией. С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность. Лит.: Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск,1997; Психический инфантилизм. - http://www.nevromed.ru /pat_psi/30.htm. Конфликт (от. лат. Conflictus - столкновение) - термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции К. связаны не только с различиями подходов в разных науках, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков К.: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия: 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей К.) Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм К. Самая общая дихотомия вычленяет две неравновеликие группы К.: интрасубъектные или интрапсихические (К. с самим собой) и интерсубъектные (в которых К. всегда происходит между субъектами - как представителями групп или как отдельными индивидами). В соответствии с другой типологией - по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия – выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые К. Кроме этого следует выделить К. типа «личность - группа». По временному критерию К. подразделяются на кратковременные и затяжные (однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия). По характеру протекания К. бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления - явными и латентными. Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд К. по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах (например, конфликты, вызванные неуставными отношениями). С учетом следствий (для личности, группы и/или ее членов) иногда выделяют деструктивный, конструктивный и стабилизирующий типы конфликтов. Деструктивные конфликты расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации. Конструктивные конфликты, в которых происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствуют жизнидеятельности личности или функционированию организации. Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, однако, не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. На современном этапе все большее понимание находят идеи о: 1) неизбежности (а потому естественности как интра, так и интерсубъектных К. и 2) функциональной значимости К. Позитивное влияние К. на личность может проявляться в: интенсификации самопознания и социального познания; ослаблении личностной напряженности; развитии мотивационно-потребностной сферы; создании предпосылок для личностного роста и т.д.; на группу - в поляризации и развитии мнений; повышении сплоченности; повышении эффективности группового взаимодействия; ослаблении внутригрупповой напряженности и пр. Негативное влияние К. на личность может проявиться в: повышении личностной напряженности; снижении самооценки; снижении эффективности деятельности (вплоть до деструкции), возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении психической и социальной адаптации и пр.; на группу - отрицательной групповой динамике, повышении внутригрупповой напряженности, ухудшении общества, снижении эффективности совместной деятельности. К. могут оказывать положительное и отрицательное влияние на межгрупповое взаимодействие. Лит.: Большой психологический словарь/ под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3 -е изд., доп. и перераб. - СПб., 2006. Коррекция психического развития – 1) совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка; 2) способ профилактики нервно-психических нарушений у детей; 3) деятельность психолога по изменению, исправлению личности и отдельных ее психических проявлений; приведение психического развития в соответствие с нормой или некоторой идеальной моделью с учетом индивидуальных возможностей человека. Существуют классификации психокоррекции по разным основаниям: по характеру направленности; по содержанию; по форме работы; по наличию программ; по характеру управления коррегирующими воздействиями; по продолжительности; по масштабу решаемых задач. По характеру направленностивыделяют коррекцию симптоматическую и каузальную; по содержаниюразличают личностную коррекцию, коррекцию эмоциональной сферы, коррекцию волевой сферы, коррекцию поведенческой сферы, коррекцию познавательной сферы, коррекцию игровой и учебной деятельности, коррекцию отношений ребенка; по форме работыразличают индивидуальную, групповую, и индивидуально-групповую коррекцию; по наличию программ - программированную и импровизационную; по характеру управления коррегирующими воздействиями - директивную и недириктивную; по продолжительности: сверхкороткую, короткую, длительную, сверхдлительную; по масштабу решаемых задач – общую, частную и специальную. Основные принципы психокоррекционной работы: принцип единства диагностики и коррекции; принцип нормативности развития; принцип коррекции «сверху вниз»; принцип коррекции «снизу вверх»; принцип системности развития психологической деятельности; деятельностный принцип коррекции. Этапы коррекционно-развивающей работы(И.В. Дубровина): 1 этап. Изучение практического запроса; 2 этап. Формулировка психологической проблемы; 3 этап. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4 этап. Выбор метода исследования; 5 этап. Использования метода; 6 этап. Формулировка психологического диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним проведено не будет; 7 этап. Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы; 8 этап. Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением. Лит.: Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001; Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000; Спиваковская А.С. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2002.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |