КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции семьи 9 страница
Адекватный тип реагирования характеризуется объективным отражением угрозы. Люди этого типа не преувеличивают и не приуменьшают их. Это обусловлено умением правильно ориентироваться в ситуации, всесторонне учитывать все обстоятельства и последствия своих действий и действий других людей, присчитыванием вероятностей событий, способностью вовремя актуализировать свой собственный опыт и опыт аналогичных событий, описанный в литературе, в жизни социального окружения. Тревожно-маниакальный тип. Эта категория людей многие события или факты жизни воспринимают преувеличенно, выстраивая в своем сознании несуществующую угрожающую картину. Поэтому любая царапина, незначительное недомогание или конфликтная ситуация воспринимается ими как угроза ни больше, ни меньше жизни. Иногда бывает даже сложно со стороны предугадать, что так встревожило человека. Причин такого способа реагирования много. В частности, немаловажную роль играет здесь собственный негативный опыт, а также массированное запугивание со стороны других людей. Игнорирующий тип реагирования, наоборот, характеризуется явным преуменьшением опасности. Даже при реальной угрозе человек воспринимает её как незначительную, беспечно отмахиваясь от предостережений. Хорошо всем известны факты, когда человек, заболев, отказывается обращаться к врачу, уповая на «авось»: «А, ерунда, само пройдет!». Ещё в большей степени это характерно для проблем психологического плана. Например, неприятности на работе или даже конфликты попросту игнорируются. Специальные исследования (М.А.Котик) показали, что восприятие события как угрожающего определяется его отрицательной валентностью (значимостью для личности) и оценкой вероятности его наступления. Например, человек будет испытывать тревогу по поводу небольшой царапины лишь при 45% вероятности наступления события, возможность же получения смертельной травмы вызовет тревогу уже при 2% вероятности. Таким образом, чтобы жизненное событие воспринималось как угрожающее и обращало на себя внимание человека, оно должно обладать высокой отрицательной валентностью. Индивидуальные же варианты проявления этого закона, согласно приведенным характеристикам типов реагирования, очень вариативны. Для одного человека получение небольшой царапины даже при невысокой вероятности наступления события воспринимается как угроза жизни. Для другого – возможность серьезной травмы при высокой вероятности – факт не стоящий, чтобы на него обращать особого внимания. Лит.: Котик М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям //Вопросы психологии. 1994. № 1; Маралов В.Г. Здоровье, жизненный путь и безопасность личностного развития // Образование и здоровье в педагогике ненасилия./Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы ХХIХ Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. – СПб, 2008. Охрана детства – система правовых, социально-экономических, организационных, медицинских и образовательных мер, обеспечивающая сохранение жизни и здоровья детей. Основное назначение О.д. – обеспечить полноценное прохождение детьми этапов онтогенеза.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Лит.: Охрана труда. Курс лекций для руководителей и специалистов / Национальная ассоциация центров охраны труда – «Биота-плюс».- Нижний Новгород, 2007. Пассивный протест ребенка -форма защиты ребенка против требований взрослых, резких высказываний в его адрес, систематической лживости. Она проявляется в отстранении от общения не только с людьми вообще, но даже с близкими людьми, отказе от пищи, от игр. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников. Решающее значение для формирования этого защитного механизма имеет эмоциональное отвержение со стороны взрослых. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Является противоположной формой защитного поведения форме «активный протест ребенка». Лит.: Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. Педагогизация микросреды - это педагогически целенаправленный и управляемый процесс преобразования реальной среды жизнедеятельности ребенка в среду, благоприятную для развития его личностного потенциала, индивидуализации и гражданского становления, в фактор повышения эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения (в первую очередь, школы) и других субъектов среды. Основная идея П.м. – использовать микросреду жизнедеятельности детей в воспитательных целях. Одним из путей П.м. является интеграция воспитательного взаимодействия школы и её среды в целях качественного преобразования реальной среды жизнедеятельности ребенка в благоприятном для его развития направлении. Об использовании возможности влияния улицы на ребенка говорил в свое время С.Т. Шацкий: «… как во всяком постоянном явлении социального порядка, улица имеет свои методы воспитания при помощи среды. Недаром так называемые «уличные мальчишки» обладают большой практичностью и хорошо ориентируются в сложных условиях окружающей их жизни». П.м. есть процесс оптимизации её факторов на основе интеграции процессов повышения педагогической культуры личности; развития эмпатии и аффилиации у детей и окружающих их взрослых; педагогического преобразования предметно-пространственной среды. Лит.: Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (Организационно-технологический аспект): Дисс… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1993; Гольцова Н.В. Педагогическая социология. – М., 2006; Шацкий С.Т. Избранные пед. соч.: В 2-х томах /Под ред. М.Н. Скаткина. -М.,1980. - Т. 1.
Педагогическая ситуация – реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них. П. с. является составной частью педагогического процесса, это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. В П.с. перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. Сущность любой П.с. заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая педагогическая ситуация по сути - проблемная. П. с. всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии и т.п.. Классификация педагогических ситуаций: 1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне урока, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.) 2. По степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные) 3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные) 4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые) 5. По участникам (ученик-ученик, ученик-преподаватель и т.д.) 6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические) 7. По содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические. 8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные) Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения). Лит.: Вульфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. – М., 1983; Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.,1990; Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. – М., 2001; Педагогика ненасилия – это направление в отечественной гуманистически ориентированной педагогической науке и практике, которое возникло в начале 90-х годов двадцатого столетия. Первоначально П.н. не имела своего четко предмета и обозначилась как общественное движение педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства детей и юношества, против жестких постулатов традиционной педагогики. Ее возникновение было обусловлено проникновением гуманистических идей в образовательную сферу, пониманием того факта, что в образовании также должны происходить кардинальные перемены, которые были характерны в то время для общества в целом. Постепенно был определен и собственный предмет исследования - формирование у всех участников образовательного процесса позиции ненасилия (см. ненасильственное взаимодействие). Методологической основой данного направления является принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общечеловеческая ценность (см. ненасилие) В разработке своего содержания и конкретных технологий П.н. опирается на идеи зарубежной и отечественной гуманистически ориентированной психолого-педагогической науки и практики. Первостепенное значение для нее имеют взгляды таких гуманистов, как Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, К.Роджерс, М.Монтессори, С.Френе, Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский и мн.др. В то же время она учитывает реалии современного мира, стараясь избежать тех ошибок, которые, были, например, характерны для представителей свободного воспитания. Цел ь П.н. – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинства других людей, бережного отношения к природе, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения. Задачи П.н.: 1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия (позиции ненасилия): формирование негативного отношения к войне, миролюбия как способности к взаимопониманию, отрицанию насильственных методов разрешения социальных конфликтов; ненасильственное отношение к природе; гуманное отношение к другим людям, в том числе и к себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека. 2. Гуманизация обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей: гуманизация существующих методов и форм работы в учебных заведениях и в семье, системы взаимоотношений взрослых и детей; разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия; реформирование подготовки будущих педагогов в колледжах и вузах, развитие у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения. Достижение основной цели и конкретных задач П.н. обеспечиваются посредством специальных технологий, которые условно можно объединить в три группы: • технологии, связанные с оптимизацией отношения педагогов к собственной личности и другим участникам образовательного процесса; • технологии, направленные на гуманизацию взаимодействия педагогов и учащихся, построенные на таких принципах, как обеспечение условий для осуществления свободного выбора, умение присоединять учащихся к своим целям и задачам и присоединяться в случае необходимости к целям и задачам детей; преодоление у всех участников образовательного процесса тревожности, страха, чувства неполноценности; • технологии, направленные на развитие способности у учащихся к ненасильственному взаимодействию, в конечном итоге, позиции ненасилия. Лит.: Козлова А.Г. За педагогикой ненасилия – будущее. – СПб, 1996; Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000; Философия и практика ненасилия /Под ред. А.Г.Козловой, В.Г.Маралова, М.С.Гавриловой. – СПб, 2005.
Педагогическая поддержка – этопроцесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С.Газман) Понятие П.п. введено в гуманитарное знание Н. Б. Крыловой и получило развитие в работах Т. В. Анохиной, О. С. Газмана, Н. Н. Михайловой, Т. В. Фроловой, С. М. Юсфина и других. С их точки зрения П.п. рассматривается, прежде всего, в русле оказания помощи человеку (ребенку) в решении его проблем. О.С.Газман считал П.п. важнейшим механизмом запуска самоопределения через помощь ребенку. А. Г. Асмолов понимает П.п. как содействие ребенку в его развитии. А. В. Мудрик определяет П.п. как помощь в социальном воспитании (в процессе социализации). Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин определяют её через категорию помощи развитию и саморазвитию индивидуальности ребенка. Т. В. Анохина определяет П.п. как систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой деятельности. Т. В. Фролова трактует П.п. как деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. В. П. Бедерханова указывает, что при нахождении ребенка в реальной ситуации конфликта взаимодействия макро- и микросистем, П.п. строится педагогом как процесс перевода жизненной ситуации ребенка в проект образовательной ситуации. Через неё ребенок приобретает возможность занять рефлексивную позицию по отношению к конфликту, обнаружить культурные способы, позволяющие ему выстраивать и реализовать собственную позицию в создавшейся ситуации. Одним из основных принципов концепции П.п. является личностный подход. В его контексте под П.п. понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный (субъектный) потенциал ребенка с целью оказания помощи в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Лит.: Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.- М; 2002; Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. №3; Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М; 2002.
Педагогическая ошибка — несоответствие между двумя группами объектов педагогической деятельности, один из которых является эталоном (грамматическое правило, правильный ответ на задачу, решение, которое привело бы к желаемому результату), а второй — чем-то, имеющим место в действительности. Существуют П.о. объективного происхождения (следование профессионала-педагога таким социальным предписаниям, которые противоречат парадигмам образовательного процесса) и субъективного происхождения: профессиональная некомпетентность, личностная профнепригодность. П.о. может быть результатом профессионально-педагогических заблуждений. Профессионально-педагогические заблуждения - устойчивые, эмоционально окрашенные компоненты профессионального мышления учителя, в которых имеет место неадекватное отражение реальности или несоответствие принятым смысловым и этическим нормам, что негативно влияет на профессиональное становление и стратегию педагогических действий. П.о. поддаются типологии по различным основаниям: причинам совершения, масштабам и тяжести последствий, содержанию деятельности, в которой допущены; по степени конфликтогенности. Лит.: Большая современная энциклопедия. – М., 2005; Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993; Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.
Педагогическое взаимодействие – это взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения. Традиционно, когда ведется речь о П.в., чаще всего обращается внимание не столько на взаимодействие, сколько на способы воздействия педагога на учащихся, в результате которого происходит изменение личности последнего в виде приобретенных знаний, умений, личностных качеств. Но такой подход является односторонним. Учащиеся также оказывают активное влияние на изменения в личности педагога, которые выражаются в следующем: · Изменения в результате учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; · Перестройка личности в результате приобретения педагогического опыта; · Изменение и перестройка методов работы на основе анализа её эффективности; непосредственные личностные изменения в результате углубленного самопознания и самосовершенствования. Поэтому П.в. – это всегда двусторонний процесс, в котором осуществляются акты: · общения в трех его составляющих сторонах: коммуникативной, перцептивной и интерактивной; · выстраиваются отношения, проявляющиеся в когнитивном, аффективном и поведенческом аспектах; · идут процессы обучения и воспитания, затрагивающие все стороны личности субъектов взаимодействия. При этом необходимо отметить, что не всякое взаимодействие приводит к личностным изменениям: во-первых, оно должно осуществляться длительное время либо быть достаточно интенсивным; во-вторых, изменения могут происходить только на уровне одного из субъектов взаимодействия; в-третьих, при неблагоприятных условиях такие изменения могут носить и негативный характер. Специфика педагогического взаимодействия проявляется в типах ориентации педагогов на определенную модель взаимодействия с учащимися (см. модели педагогического взаимодействия). Лит.: Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми /Под ред. В.Г.Маралова. – М., 2005.
Перевоспитание – это система воспитательных воздействий педагога, направленная на переделку неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех качеств, привычек, норм, которые противоречат нормам и требованиям общества. Лит.: Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб., 1997. Персонализация – процесс обретения личностью общественно -значимых, индивидуально – неповторимых свойств и качеств, позволяющих самобытно выполнять определенные социальные роли, активно влиять на восприятие сверстниками, педагогами родителями и другими людьми себя и оценку собственной личности и деятельности. А.В. Петровский, разработавший концепцию П. в отечественной науке, обосновал наличие у индивида особой социогенной потребности «быть личностью», т.е. потребность в П. Названную потребность человек удовлетворяет через стремление включить свое «Я» в сознание, чувства и волю окружающих людей посредством активного участия в совместной деятельности. В её ходе он приобщает их к своим интересам и желаниям и, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет свою потребность в П. Лит.: Гольцова Н.В. Педагогическая социология. – М., 2006; Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М., 1984. Показатели социальной безопасности ребёнка – это характеристики обеспечения безопасности ребенка на социальном уровне развития его личности. В качестве глобального критерия безопасности личности как состояния отсутствия различного рода угроз для её развития Н.А. Лызьпредлагаетрассматривать здоровье человека на всех уровнях его структурной организации: физической, природно-психической, личностно-психологической, духовно-нравственной. Отсюда критерием социальной безопасности ребенка является его здоровье на социальном уровне развития. В психолого-педагогических исследованиях выделяются внешние и внутренние показатели социальной безопасности ребенка. В качестве внешних (объективных) П.с.б.р. предлагают рассматривать характеристики нормативности социального развития ребенка. Сюда относят: развитие взаимоотношений ребенка с членами референтной группы (периодизация А.В. Петровского); Становление общественной направленности личности (Н.Ф. Полицын) и др. Внутренний (субъективный) П.с.б.р. – переживание им чувства психологической защищенности в системе взаимоотношений «ребёнок-ребёнок», «ребёнок – взрослый» в результате удовлетворения его социальных потребностей. Показатели психологической защищенности детей в социальной сфере: 1) удовлетворение потребности в аффилиации, в личностно-доверительном общении, отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии (И.А. Баева); 2) защищенность интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская); Обеспечение социальной безопасности ребёнка – специфическая деятельность по созданию условий по защите от социальных рисков, способствующая повышению психологического здоровья. Лит.: Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: Дисс. … д.п.н. - Таганрог; Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой.- СПб, 2006.
Положительное самочувствие ребёнка - состояние эмоционального благополучия ребёнка в результате удовлетворение его возрастных потребностей. Являясь особым классом психических состояний, П.с.р. имеет характерные особенности: 1. Целостность. Так, Н.Д. Левитов отмечает, что психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. 2. Ситуативность. По мнению Ю.Н. Сосновиковой, психические состояния - реакция па настоящую, существующую в данный момент «теперь» и «сейчас» обстановку». В педагогических исследованиях в русле личностно-ориентированного подхода, гуманизации процесса обучения рассматривается влияние школьной организационной культуры на самочувствие школьника. Эмпирическими показателями положительного самочувствия ребёнка, по мнению Скрипичниковой И.В ., являются: общее эмоциональное состояние ученика в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достигать успеха и положительных учебных результатов; отношение к ситуациям проверки знаний; ожидание оценок со стороны значимых других; самооценка; удовлетворенность отношениями с учителем; удовлетворенность взаимоотношениями в первичном коллективе. Понятие П.с.р. в психологических исследованиях, наряду с понятиями «психологический комфорт ребенка», «психологическая безопасность личности», выступают детерминантами психологического здоровья ребенка. Программы психологического здоровья направлены, во-первых, на создание условий по обеспечению психологической безопасности ребёнка в образовательном учреждении, во-вторых, - на формирование у детей такого набора психологических качеств, которые позволили бы жить в гармонии с собой, с окружающей средой и адекватно выполнять социальные роли, предлагаемые обществом. Результатом достижения ребенком П.с., является доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивающих основу для позитивной самореализации растущей личности (И.О.Карелина). Показателями нарушенного П.с.р выступают следующие (И.В.Скрипичникова): - заниженная самооценка ребёнка, его психологическая зажатость в общении, застенчивость, неуверенность в себе, мнительность, подверженность комплексам; - завышенная самооценка, в результате которой возникают неадекватность восприятия и реакций на окружающих, непреодолимое стремление к лидерству без достаточных на то оснований; - неудачный опыт самореализации в различных социальных институтах, межличностных контактах, чем обусловлена боязнь общения, зажатость; - физическая и психическая неполноценность: различные невротические состояния, заикание, маленький или слишком большой рост и т.д. Лит.: Скрипичникова И.В. Влияние организационной культуры школы на эмоциональное благополучие ученика: Дис… к.. психол. н.- Самара, 2004; Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И.А. Баевой.- СПб.: Речь, 2006.-288с. Пространство детства - это воспитательное пространство, создаваемое, в основном, усилиями воспитателей, которые организуют разнообразную деятельность детей и систему их взаимоотношений. П.д. создается и наполняется отношениями к людям (старшим, младшим, ровесникам, родным и незнакомым), к событиям социума, явлениям природы и культуры, к самим себе. Это - своеобразная «субъективная реальность», доступ к которой получают далеко не все взрослые. Я. Корчак убеждал воспитателей в необходимости уважать детскую жизнь: ее тайны и отклонения от образцов, ее достижения и неудачи, ее текущий час и мечты: «Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств» (Я. Корчак. Как любить ребенка). Лит.: Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1981; Голованова Н. Ф. Школьная педагогика.- С-Пб., 2007.
Профилактика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. П. – понятие междисциплинарное и используется в медицине, педагогике, праве. В частности, с т.зр. медицины, важнейшей составной частью всех П. мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни. В праве П. направлена на предупреждение преступного образа жизни, поведения, деятельности. В социально-педагогической концепции П. понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин девиаций в развитии личности и ее жизнедеятельности и обеспечение их преодоления. Выделяют несколько видов П.: первичную, вторичную и третичную. П. п. включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих отклонения социально значимых личностных и поведенческих характеристик среди детей и молодежи. Вторичная П. состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные проявления. Под третичной П. понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию. Существуют общественная и индивидуальная П. Индивидуальная П. предусматривает соблюдение правил жизнедеятельности в быту и в образовании (на производстве). Общественная П. включает систему мероприятий по охране жизни, здоровья и т.п. коллектива. Лит.: Мартынова, М.С. Российский подросток и ПАВ: опыт педагогической профилактики: Уч.метод. пособие/С.С.Гиль, М.С.Мартынова. – М.,2004; Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Учебное пособие /Под редакцией В. С. Лучкевича и И. В. Полякова). - СПб, 2005. Прощение – особый поступок нравственного содержания одного человека (обиженного) по отношению к другому человеку (обидчику), нанесшему ему своими действиями, словами или иным каким-либо другим способом физический, материальный или моральный ущерб. Простить - это значит перестать упрекать человека за нанесенную обиду, не ставить ему в вину плохой поступок. Прощая друг друга, люди разрывают порочный круг озлобленности и мести. Прощение избавляет от ощущения вины и возвращает уверенность в себе. Путь прощения - это путь сочувствия, великодушия и мудрости. Прощая других, личность освобождается от горького чувства обиды. В настоящее время в науке разработаны стадии осуществления акта прощения и стадии принятия прощения (Р.Энрайт). Стадии процесса прощения: 1. Фаза открытия: а) осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место; б) признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе; в) признание стыда, если это отвечает обстоятельствам; г) осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды; д) осознание личностной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (или постоянные мысли о ней);
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |