КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алфавитный указатель
Э Ш Ц Ф У Т Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнообразных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. В настоящее время Т. рассматривается в тесной связи с таким понятием, как толерантность (см. толерантность). Дифференцирующими признаками, позволяющими отличить одно понятие от другого, выступают повышение или снижение порога чувствительности к объекту (другому субъекту) и преобладание либо механизма терпения (толерантность), либо механизма принятия (терпимость). Т. как отношение актуализируется в ситуации несовпадения взглядов, ценностей, способов поведения людей, и проявляется в повышении сензитивности (чувствительности) к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). В отличие от толерантного отношения, где ведущим механизмом выступает терпение, Т. отношение характеризуется в первую очередь принятием другого человека, чужого мнения и т.п. Его суть состоит в способности личности включать другого в свое индивидуальное пространство путем понимания, эмпатии, ассертивного поведения. Способность к принятию относится к базисной характеристике личности. Она характеризует меру её зрелости и основана на доверии и ощущении близости людей друг к другу. Принятию окружающих способствует понимание. Понимание представляет по своей сути умение реагировать не на сам поступок, а на лежащие в его основе мотивы, способность выстраивать логические цепочки и объяснять поведение другого человека, усматривать за всем этим глубинные побуждения. Особую роль в этом процессе играет эмпатия. Она дает возможность посредством сочувствия, сопереживания, содействия встать на позицию другого человека, эмоционально идентифицироваться с его внутренним миром, усилить или ослабить его переживания. Принятие, как психологический механизм Т. отношения, тесно связано с ассертивностью (см. ассертивность). При Т. отношении терпение не утрачивает своего значения, но отходит на второй план. Оно проявляется в выдержке, самообладании и самоконтроле. Лит.: Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М., 2004; Маралов В.Г. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям. – М., 2009; Словарь по этике. – М., 1975. Технологии обеспечения безопасности – обобщенное понятие, характеризующее систему конкретных мер, направленных на профилактику возникновения угроз, защиту от опасностей, повышение надежности функционирования живых и неживых систем. Выделяют: - технологии проведения экспертизы, например, экспертиза и оценка риска техногенных систем; - технологии, направленные на предотвращение различных угроз; - технологии поведения в ситуациях, связанных с опасностью, например, овладение правилами дорожного движения, правилами техники безопасности; - технологии, ориентированные на повышение устойчивости живых организмов и технических систем, способности выдерживать повышенные нагрузки, противостоять факторам, которые могут нанести значительный или даже непоправимый ущерб. Применительно к решению проблемы обеспечения безопасности личности в процессе социализации выделяют следующие технологии: - гуманитарная экспертиза безопасности развития личности с учетом этапов онтогенетического развития и своеобразия жизненного пути; - создание безопасной экологической, предметной и социальной среды; - выстраивание взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на ненасильственной основе; - организация учебно-воспитательного процесса всеми общественными институтами (семья, дошкольные учреждения, учебные заведения разных типов и т.п.) с максимальным учетом требований безопасности и обеспечения условий для полноценного физического, психологического и социального здоровья личности - формирование личности безопасного типа, способной самостоятельно противостоять опасностям, быть субъектом своей жизнедеятельности и саморазвития, бережно относиться к своему здоровью и здоровью других людей, строить свои отношения с другими на принципах терпимости и ассертивности. В качестве конкретных примеров можно привести технологию создания безопасной образовательной среды, разработанную коллективом автором под руководством И.А.Баевой, или технологию формирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, предложенную В.Г.Мараловым и его сотрудниками. Лит.: Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. – М., 2009; Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А.Баевой. – СПб, 2006. Толерантность - уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира (Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО). Это не только моральный долг, но и правовая, и политическая потребность. Благодаря Т. становится возможным достижение мира, продвижение от культуры войны к культуре мира. Т. - это искусство жить в мире непохожих людей и идей(А.Г.Асмолов). Понятие Т. используется в медицине и широко применяется в современной психологии. В психологии Т. традиционно понимается как эмоциональная устойчивость к неблагоприятным факторам воздействия среды. Например, говорят о Т. к стрессу, Т. к тревоге, Т. к конфликту. В любом случае, толерантность связывается со снижением чувствительности к стрессогенным факторам. В настоящее время Т. рассматривается в тесной связи с таким понятием, как терпимость. Дифференцирующими признаками, позволяющими отличить одно понятие от другого, выступают: повышение или снижение порога чувствительности к объекту (другому субъекту) и преобладание либо механизма терпения (толерантность), либо механизма принятия (терпимость). Т. как отношение актуализируется в ситуации несовпадения взглядов, ценностей, способов поведения людей, и проявляется в снижении сензитивности к объекту (другому субъекту) за счет включения механизмов терпения. Принятие либо отступает на второй план, либо вообще не актуализируется. Для терпимого отношения, наоборот, характерно повышение чувствительности к объекту, а на первый план выдвигается механизм принятия. Терпение может быть и состоянием, и качеством, и свойством личности. Его функция состоит в сдерживании импульсивных состояний и действий человека. В основе терпения лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль. Выдержка дает возможность затормозить влияние импульсивных, нередко необдуманных действий, мешающих успешному продвижению к цели. Самообладание позволяет не только сдержать импульсивное действие, но и перераспределить энергию между несколькими импульсами и действиями. Например, неприятный человек, с которым ведутся переговоры, вызывает в собеседнике чувства неприязни, презрения и опасения. Первое возникающее желание – прекратить диалог или же нагрубить. С помощью выдержки партнеры сдерживают себя, а с помощью самообладания – перераспределяют внимание с взаимной неприязни на интересы дела. Выдержка и самообладание тесно связаны с самоконтролем - способностью осознавать свои действия, состояние, поведение в целом, не допускать отклонения от задаваемых обществом или самой личностью образцов. Терпение как психическое состояние может приобретать устойчивость и становиться терпеливостью, являющейся уже личностным свойством. Лит.: Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность //Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М., - 2001; Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М., 2004; Маралов В.Г. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям. – М., 2009. Токсикомания - поведение, которое рассматривается как токсикоманическое, если имеет место злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к наркотическим Лит.: Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб., 2001. Тревога - 1) реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых переживаний напряжённости, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы; 2) реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую; 3) эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Источником возникновения Т. является: а) ситуация угрозы, которая не может разрешиться в том или ином поведенческом акте; б) конфликт, который субъект или не осознает, или не в состоянии разрешить путем подавления одного из конфликтующих мотивов. Причиной Т. могут быть также соматические нарушения, недостаток витамина В, токсикоз и др. Реакция Т. представляет собой врожденные механизмы подготовки к осуществлению актов самообороны. Они проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышения артериального давления, возрастающей общей возбудимости, снижении порогов чувствительности и т. п. В психической сфере Т. проявляется в затруднениях принятия решения, в усилении амбивалентности чувств, в нарушениях координации движений и т. п. Различают адаптивные и дезадаптивные реакции Т., которые либо способствуют, либо нарушают нормальную жизнедеятельность субъекта. Дезадаптивные реакции Т. часто ведут к нарушению социальных связей личности с окружающими. Оптимальный уровень Т. повышает продуктивность деятельности. Длительно сохраняющийся высокий уровень Т. является дезадаптивной реакцией и лежит в основе генезиса различных невротических нарушений. Лит.: Психологический словарь /Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983.
Тревожность. 1) Состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. 2) Индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают. Определенный уровень Т. необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако если Т. становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность. Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой Т. с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная Т. в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Различают Т. как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревога). Выделяется также устойчивая Т. в какой-либо сфере (межличностная, экологическая и др.), которую принято обозначать как специфическую, частную, и общая, генерализованная Т., свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Характерные проявления Т.: беспокойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем – либо; мышечное напряжение; раздражительность; нарушения сна; слезливость; пассивность и скованность; неадекватные реакции; возможны покраснения, тики, заикание и т.п. Возникновение Т. у детей дошкольного и школьного возраста может быть вызвано следующими причинами: - Т. обусловлена во многом психодинамическими свойствами, чаще тревожность обнаруживают дошкольники и школьники с меланхолическим и холерическим типом темперамента; - Т. порождает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребенок расценивает не как результат собственных действий, а как везение; - Т. может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, в классном коллективе, здесь тревога обусловливается чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований; - Т. может формироваться под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами, неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности. Таким образом, Т. - это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают. Лит.: Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец, 1995; Психологический словарь /Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. -М., 1983. Угроза – это опасность, которая носит вероятностный характер. Классификация угроз совпадает с классификацией опасностей (см. опасность). Основной характеристикой У. является оценка вероятности их осуществления. Известно, что одни из них можно предсказать и, соответственно, подготовиться к встрече с ними, другие – нет. Наименее предсказуемыми являются угрозы жизни и здоровью. Более предсказуемыми – угрозы психологическому и социальному благополучию. Степень предсказуемости зависит от того, насколько сам человек провоцирует своей жизнью и поведением их возникновение. В качестве особой У. выступает неопределенность будущего, которая вызывает у многих людей тревогу, напряжённость, иногда даже стресс. Например, на вопрос, чего вы больше всего боитесь в будущем, чаще всего следуют такие ответы: «Непредсказуемых ситуаций», «Неизвестности», «Неустойчивости экономического положения в стране», «Неопределенности», «Собственной беспомощности перед лицом грядущих опасностей», «Остаться без средств к существованию» и т.п. Другими словами, неопределенность будущего выступает в виде достаточно определенной опасности, которая отрицательно сказывается на эмоциональном благополучии личности. «Всякое живое существо пугается неизвестности, неопределенности, ищет определенности, а, найдя её, бежит от неё, боится предопределенности» (В.П.Зинченко). Таким образом, в ряде случаев неопределенность будущего гораздо менее опасна, чем его фатальная, роковая негативная предопределенность. Если в первом случае человек испытывает легкое волнение и тревогу, то во втором – отрицательные переживания сами по себе могут привести к печальному исходу. Лит.: Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии, 2007, № 6. Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. К факторам производственной среды относят: травмобезопасность; рабочее место; рабочую зону; напряженность труда; оптимальные условия труда (1 класс ); д опустимые условия труда (2 класс); вредные условия труда (3 класс); опасные (экстремальные) условия труда (4 класс ); вредный производственный фактор; опасный производственный фактор; безопасные условия труда. Травмобезопасность предполагает соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными актами по охране труда. Рабочее место — все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Выделяют постоянное рабочее место; аналогичные рабочие места; предполагаемые аналогичные рабочие места; нестационарное рабочее место. Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, в котором находятся рабочие места постоянного или временного пребывания работающих. Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно - двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно - сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Оптимальные условия труда (1 класс) — это такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным. Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство. Вредные условия труда (3 класс) по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм. Вредный производственный фактор – этопроизводственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. Лит.: Вредные производственные факторы и аттестация рабочих мест / Под редакцией проф. Б.Е. Прусенко. - Москва, 2004
Успех – удачный исход попыток или усилий, удовлетворительное завершение чего-либо. Понятие У. рассматривается в двух семантических пространствах. В пространстве достижения намеченной цели, каких-либо желаемых благоприятных результатов (например, удача в достижении чего-либо). В пространства обретения индивидом некоторого уровня в социальном развитии (статуса, положения в обществе и т.п.). В современной науке У. изучается в самых различных сферах. В частности, философские и социологические подходы рассматривают У. как «жизненное предназначение человека», «ценность, связанную с реализацией позиции в борьбе за выживаемость», «показатель адаптированности к социокультурным требованиям» (М.Вебер, В.Зомбарт, К.Мангейм). В психологии личности достижение У. есть средство удовлетворения инстинктивных потребностей (З. Фрейд), по А.Маслоу - показатель самоактуализирующейся личности, в теории Э. Фромма У. - важная жизненная ценность человека рыночного типа. В отечественной психологии проблема У. разработана недостаточно. В теории деятельности скорее рассматривается понятие «успешность деятельности», нежели сам феномен У. Здесь анализируются лишь некоторые аспекты, имеющие отношение к понятию У., связанные с субъектностью индивида, его жизненной позицией, смысловыми составляющими результативности деятельности. В описании У., согласно теории социальных представлений С. Московичи, важными являются экзистенциальные и прагматические его проявления. Прагматический У. характеризуется такими показателями, как целеустремленность, смелость, настойчивость, воля. Экзистенциональный успех – доброта, жизнерадостность, чувство юмора, красота (Н.И. Нефедова) При этом для людей старшего поколения более весомое значение в описании успеха имеют экзистенциальные его проявления, для молодежи - важнее прагматические составляющие успеха. Лит.: Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе: Дисс.... к. психол. н. - Ярославль, 2004; Ключников С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития – М., 2002. Ущерб – нарушение целостности живых или неживых систем или их способности к полноценному функционированию. Невосполнимый У. означает, что система не может вернуться к нормальному состоянию или полноценному функционированию. По другим определениям, У. - синоним вреда. Данный термин употребляется в ряде значений: 1) убытки, непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, недополученная выгода; 2) вред, наносимый деятельностью одного субъекта другим субъектам или природе, окружающей среде, людям. В юридической науке различают имущественный У. в виде потери имущества юридических и физических лиц из-за причинения вреда или неисполнения взятых по отношению к ним обязательств, а также моральный У. в виде ущемления прав, оскорбления чести и достоинства, подрыва репутации, причиненных противоправными действиями иных лиц. Лит.: Энциклопедический словарь экономики и права. http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_economic_law. Фрустрация (от лат. Frustration - обман, тщетное ожидание, расстройство) - состояние человека, вызываемое объективно неопределенными (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Ф. сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии Ф. человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Уровень Ф. зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником Ф. выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. Лит.: Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995. Ценностные ориентации молодёжи - это важнейшие элементы внутренней структуры формирующейся личности, закрепленные жизненным опытом молодых людей, совокупностью их переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данных индивидов от незначимого и несущественного. Совокупность сложившихся и устоявшихся Ц о. образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система Ц.о с более или менее развитой структурой поведения личности. Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система Ц.о. не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ц.о.м. как самой динамичной части общества первыми претерпевают изменения, вызванные различными процессами, происходящими в жизни страны. Молодежь - специфическая составляющая общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Круг интересов современной молодежи весьма широк и противоречив: молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити; разрушают себя алкоголем, наркотиками и выступают за здоровый образ жизни; часть молодежи охотно участвует в массовых беспорядках, вандализме и одновременно молодые люди активно участвуют в движении «Поиск» и т.п. Одной из особенностей молодежной субкультуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях (хиппи, скинхеды, панки и др.). Ц.о.м. на учебу, продолжение образования, профессию связываются с ценностью благополучия, прежде всего материального. Именно в юношеские годы происходит активное включение индивида в общественную жизнь; главным образом через усвоение знаний общеобразовательных и специальных учебных дисциплин, трудовое обучение, приобретение практических навыков и умений. Для большинства молодежи образование выступает как особая ценность, большая, чем материальные блага. Большинство учащейся молодежи имеет четкую ориентацию на непрерывное образование. При этом в России появились многие возможности самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги – молодежь охотно использует такие возможности. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя и не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. Безработица воспринимается многими не как угроза существованию, а как резерв времени для поиска новых стратегий. Молодежь осознает значимость духовных, человеческих ценностей, выступает за усиление внимания к ним. Однако такая оценка действует скорее на вербальном, чем на поведенческом уровне. В реальной жизни действуют принципы рационализма и прагматизма; происходят процессы размывания норм доброты и милосердия, честности и порядочности и других. Для современной молодежи свойственны как духовно - нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные ценности. Молодое поколение высоко оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Причем у благополучной и неблагополучной молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Лит.: Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социол. исслед. - 2006. - № 6; Семенов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. -2004. - № 1; Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ц. представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ц. не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ц. принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и Ц тесно взаимосвязаны с нормами и предписаниями. Нормы — правила поведения, Ц. — абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Ц. — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Например, жизнь человека — Ц., а ее охрана — норма. Ребенок — социальная Ц., обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Предписание — это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Предписание помогает соблюдать норму. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение Родины — выбор между двумя фундаментальными нравственными Ц. В обществе одни Ц. могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Например, религиозные и патриотические ценности: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным Ц. (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является Ц., а что нет. Лит.: Кравченко А.И. Культурология: Уч.пособ. для вузов. - 3-е изд.- М., 2001. Школьная дезадаптация – затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребёнка в его школьной жизни. Под Ш.д. имеются в виду только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребёнка под влиянием школы, школьных воздействий или спровоцированы учебной деятельностью, учебными неуспехами. Ш.д. определяется и как нарушение равновесия, гармоничных отношений между ребёнком и школой, где страдательным лицом является именно ребёнок. Ш.д. как педагогическое явление напрямую соотносится с несовершенством, грубыми просчётами в системе школьного образования. К причинам, порождающим Ш.д., относятся: поза детей во время урока; обеднённая природными стимулами учебная среда; вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни; дробное, поэлементное изучение наук, овладение отрывочными умениями и навыками, разрушающие целостность мировосприятия и миропонимания у детей; чрезмерное увлечение методами интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Лит.: Безруких М.М., Ефимова С.В. Как помочь детям с трудностями обучения? // Начальная школа. - 1990. - № 10; Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. -2002. - № 1. Эксвизитная ситуация (англ. Exquisite - острый, сильный, исключительный) – это ситуация, в которой противоречие предельно заострено и личностно переживается. В повседневной жизни человек переживает самые разнообразные ситуации, совокупность которых образует его актуальное жизненное пространство. Хотя термин «ситуация» широко функционирует в научной психологии, само понятие ситуации недостаточно определено. Наиболее полное определение ситуации дает М. Тышкова. Ситуация – это система отношений человека с окружающим миром, значимой для жизни, развития и деятельности данной личности. Ситуации, которые характеризуются относительным балансом в системе ее основных элементов, к которым относятся задачи (цели), условия и способы реализации цели принято определять понятием «нормальная ситуация». Нормальная ситуация, обеспечивает успешное функционирование субъекта и достижение поставленных ими целей без чрезмерных усилий. Особый класс ситуаций составляют так называемые «трудные ситуации». Согласно существующему в психологии представлению какая-либо ситуация становится трудной, если возникает рассогласование между основными ее элементами (целями, возможностями субъекта и условиями деятельности), причем это рассогласование превышает некоторый оптимальный уровень, необходимый для нормального функционирования субъекта. В контексте анализа специфики трудной ситуации важным является соотнесение этого понятия с другими элементами психологического тезауруса, близкими по значению с понятием «трудная ситуация»: «проблемная ситуация», «стрессовая ситуация», «эмоциогенная ситуация», «значимая ситуация», «критическая ситуация», «экстремальная ситуация». «кризисная ситуация» и др. На современном этапе все чаще используется термин «эксвизитная ситуация» как родовое понятие по отношению ко всем видам трудных ситуаций. Все ситуации по параметру эксвизитности можно представить себе как некий ряд, континуум с двумя полюсами. Один полюс представляют проблемные ситуации, другой полюс представлен так называемыми «пограничными ситуациями» (К.Ясперс), где от личности требуется способность и терпимость к экзистенциональным переживаниям. Любое экзистенциальное переживание - это всегда и психическое переживание, которое, как правило, эмоционально негативно окрашено, которое воспринимается как психологический дискомфорт (в лучшем случае) или как сильное угнетенное, депрессивное состояние, как состояние отчаяния (в худшем случае). Между этими полюсами континуума эксвизитности располагаются ситуации стресса, фрустрации, конфликта, кризиса. Важным вопросом для понимания специфики трудных ситуаций, возникающих в жизни человека, является вопрос о возможных типах таких ситуаций. Традиционно в качестве трудных в психологии рассматриваются ситуации неопределенности, ситуации столкновения с новыми требованиями, когда нельзя справиться с помощью ранее усвоенных и привычных форм поведения, ситуации, которые требуют поиска нового решения или использования непривычных ресурсов и напряженных усилий. Лит.: Большой психологический словарь/ под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3 -е изд., доп. и перераб. - СПб., 2006. Эмоциональная устойчивость - 1)способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 2) способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации. Для обозначения явления устойчивости в психологии используются такие понятия, как «устойчивость к стрессу», «устойчивость к фрустрации», «эмоциональная устойчивость» и т. д. В основе содержательного определения лежит выделение различных аспектов трудных ситуаций и их воздействия на психическую регуляцию поведения, а точнее говоря, на деятельность и развитие личности. Психологическая устойчивость — это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности. Лит.: Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под. Ред. И.А. Баевой. – СПБ., 2006.
Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Э. также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог К. Роджерс определяет Э. следующим образом. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь. Э. — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень Э. является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.). Лит.: Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. - М., 1997; Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |