КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия и формы интеграции
Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребенком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе. В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах (И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова; Э. И. Леонгард; Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко). Среди различных форм интегрированного воспитания дошкольников называются группы для дошкольников с нарушенным слухом при массовых детских садах, интегрированные дошкольные группы, в которых плохослышащие дети воспитываются вместе со слышащими, интеграция отдельных детей в группы массового детского сада. Создание специальных групп для дошкольников с нарушениями слуха в массовых дошкольных учреждениях рассматривается как один из наиболее распространенных вариантов, удобных для развития плохо-слышащих детей. Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995) рассматривают несколько моделей интегрированного обучения, ориентированных на наличие специальных групп при массовых дошкольных учреждениях. Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособий. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра. Для упрочения связей целесообразно, чтобы специальная группа была связана с обычной группой и связи между ними носили систематический характер. Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно иметь в обычной группе не более двух детей. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал. Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков. Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии. Рассмотрим условия, необходимые для полноценного воспитания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду. 1. Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может Независимо от степени снижения слуха определять ребенка в массовое дошкольное учреждение можно при наличии у него речи, обеспечивающей общение с детьми и педагогами. Ребенок должен уметь участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, выражать свои просьбы, желания, задавать вопросы, а в случае непонимания собеседника уметь переспросить его, попросить уточнить сказанное. Его устная речь должна быть достаточно разборчивой и понятной окружающим детям и взрослым. Ребенок должен уметь пользоваться слуховыми аппаратами, понимать речь окружающих, воспринимая ее на слухо-зрительной основе. Глухой или слабослышащий ребенок в возрасте четырех-пяти лет может уметь читать и понимать короткие, близкие по тематике тексты рассказов, сказок, стихов. Определение ребенка в массовое дошкольное учреждение зависит также от уровня физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют личностные свойства ребенка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами. 2. Готовность массового дошкольного учреждения к работе с Можно условно выделить несколько направлений деятельности воспитателя, в группе которого находится ребенок с нарушенным слухом. Это, во-первых, работа со слышащими детьми группы и их родителями; во-вторых, создание условий для ребенка со сниженным слухом; в-третьих, обеспечение активного участия пло-хослышащего ребенка во всех видах деятельности и общении с детьми; в-четвертых, работа с родителями ребенка, имеющего нарушения слуха. Степень комфортности ребенка в детском саду зависит в значительной степени от отношения к нему других детей, взаимоотношений, складывающихся между ними. Воспитатель должен помочь плохослышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, организовывать и поддерживать их совместную деятельность. Слышащим детям нужно объяснить, что ребенок плохо слышит, что у него есть слуховой аппарат, который помогает ему слушать. Целесообразно предупредить детей о том, что надо разговаривать нормальным голосом, не кричать, не шептать, а говорить так, чтобы ребенок, который плохо слышит, видел лицо. Следует вызвать у детей желание общаться с глухим или слабослышащим ребенком, помогать ему, если он что-то не понял. Целесообразно проинформировать родителей слышащих детей о наличии в группе ребенка со сниженным слухом, потому что они опосредованно влияют на отношения своих детей с этим ребенком. Воспитателю группы массового сада также надо учесть ряд моментов. Необходимо подумать о том, где будет сидеть ребенок со сниженным слухом, чтобы он мог хорошо видеть лица педагога и других детей. Во время занятий, игр, развлечений нужно следить за тем, чтобы ребенок со сниженным слухом не оказывался за спинами других детей, хорошо видел происходящее. Воспитатель должен помнить о требованиях, предъявляемых к его речи: пользоваться голосом нормальной громкости, говорить естественно, в нормальном темпе. Воспитатель обязан знать основные правила пользования слуховым аппаратом: как помочь ребенку надеть аппарат, включить, выключить, поменять батарейку. Родители должны проинформировать воспитателя, на каком расстоянии ребенок слышит речь с аппаратом и без аппарата, чтобы воспитатель мог учитывать это в общении с ребенком. В массовом детском саду важно обеспечивать участие ребенка со сниженным слухом в занятиях и всех видах деятельности. Воспитателю необходимо следить за участием плохослышащего ребенка в общении: начинать общение с детьми, убедившись, что ребенок со сниженным слухом смотрит на ребят, воспринимает их речь. Для того чтобы убедиться, что он хорошо понимает вопросы и задания, иногда нужно попросить повторить задание или вопрос, пересказать его другому ребенку. В ходе занятий важно привлекать ребенка к выполнению работы в паре со своим сверстником, в группе из нескольких человек — следить, чтобы ребенок не работал молча, а участвовал в диалоге наравне с другими детьми. В играх нужно стараться поручать ему разные роли, в том числе главные. Воспитатель проводит работу с плохослышащим ребенком в тесном контакте с его родителями. Он информирует родителей о поведении ребенка в группе, участии в занятиях, играх и другой деятельности; характеризует продвижение в развитии, сообщает о возникших трудностях. В некоторых случаях воспитатель просит родителей заранее ознакомить ребенка с некоторыми текстами, которые могут быть малопонятны из-за незнакомой ребенку лексики. После занятий воспитатель записывает слова, фразы, вызвавшие затруднения, просит родителей уточнить их значение. Если какое-то задание вызывает трудности, то родители также помогают малышу выполнить его дома. Воспитатель должен стремиться привлекать родителей к участию в общей для родителей всех детей деятельности (собраниях, лекториях, праздниках, выставках), не ставя их в обособленное положение. 3. Интеграция ребенка со сниженным слухом в массовое дошкольное учреждение невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в детском саду. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррек-ционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Само по себе посещение массового детского сада не может обеспечить все направления работы, в которой нуждается глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому, как правило, родители проводят с детьми занятия в вечерний период времени, увеличивают их число в выходные дни. Эти занятия включают работу по развитию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной деятельности и др. Содержание занятий заранее обсуждается и планируется с сурдопедагогом. В содержание занятий включаются и те задания, которые рекомендует воспитатель массового детского сада. Организуя обширную работу с ребенком, родителям необходимо помнить и о том, что нагрузка для ребенка может оказаться очень большой, он лишится многих любимых развлечений и занятий: просмотра мультфильмов, катания на горке, свободных игр. От родителей требуется большая гибкость, чтобы посещение массового детского сада, проведение занятий дома, свободная деятельность и игры ребенка естественно сочетались, не вызывали у ребенка усталости и перегрузки. 4. В организации интегрированного обучения дошкольников с нарушениями слуха велика роль сурдопедагогов. Именно они могут посоветовать родителям посещение ребенком массового детского сада, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребенок не готов к интеграции в коллектив слышащих детей. Чаще всего сурдопедагог, в течение определенного периода времени консультирующий родителей, хорошо знающий уровень общего и речевого развития ребенка, может направлять работу тех родителей, у которых ребенок посещает массовое дошкольное учреждение. Дети могут посещать занятия в сурдологическом кабинете, группе кратковременного пребывания при специальном дошкольном учреждении, центрах помощи родителям при некоторых научных центрах. В зависимости от места жительства родителей, возраста ребенка, возможностей родителей заниматься с ребенком занятия можно проводить чаще или реже: от еженедельных занятий до 1—2 консультаций в год. В настоящее время в штатные расписания отдельных детских садов, которые посещают дети с нарушениями слуха в числе шести-восьми, рекомендуется введение должности сурдопедагога (Н. Д. Шматко, 1997). Он возглавляет всю работу по организации коррекционных занятий, консультированию воспитателей, контролю за развитием детей, обучению родителей. Организация коррекционной работы сурдопедагогами сурдо-логических кабинетов, консультативных групп предполагает проведение индивидуальной работы по развитию речи, формированию ее произносительной стороны, обучению чтению и письму, развитию слухового восприятия. Сурдопедагог также дает подробные рекомендации по различным проблемам воспитания ребенка, расширению представлений об окружающем, формированию математических представлений и обучению счету. Педагоги в процессе проведения занятий знакомятся с результатами обучения ребенка за определенный период, подробно комментируют их, знакомят родителей с содержанием и методами работы на предстоящий период, дают советы и ответы на все возникающие вопросы. Систематическая работа сурдопедагогов должна проводиться со всеми глухими и слабослышащими детьми, посещающими массовый детский сад. Это относится и к детям с легкой степенью тугоухости, потому что их речевое развитие может иметь некоторое своеобразие и подготовка к обучению в школе (особенно если речь идет о массовой школе) требует проведения специальной работы. Особое значение имеет систематическое проведение работы с позднооглохшими детьми, важнейшая задача которой — сохранение и развитие имеющейся речи, обучение восприятию устной речи на основе новых способов (слухо-зритель-ного, зрительного), обучение чтению и др. Важное значение имеет организация взаимодействия сурдопедагогов сурдокабинетов, консультативных групп с педагогами и воспитателями массовых дошкольных групп, где воспитываются пло-хослышащие дети. Сурдопедагоги консультируют воспитателей по вопросам организации воспитания ребенка с нарушенным слухом, знакомят с особенностями развития каждого ребенка. Сурдопедагоги объясняют воспитателям характер возможных трудностей, способы их преодоления. Различные формы интеграции плохослышащих дошкольников со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие. Высокий уровень развития ребенка может обеспечить хорошую подготовку к школе и стать основой для дальнейшего обучения в массовой школе. Однако каждый конкретный случай должен тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами, учителями массовой школы. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какое значение имеет термин «интеграция» в специальной литературе? 2.Какими причинами можно объяснить усиление интереса к интеграции дошкольников с нарушениями слуха в массовые дошкольные учреждения? 3.Каковы позитивные стороны интеграции дошкольников в обычные дошкольные учреждения? 4.Какие формы интеграции дошкольников с нарушениями слуха распространены в настоящее время? 5.Посетите группу массового детского сада, в котором находятся дошкольники с нарушенным слухом. Проведите наблюдения за их общением со слышащими детьми в быту и на занятиях. Побеседуйте с воспитателями о трудностях, испытываемых детьми с нарушенным слухом в среде слышащих. Каковы трудности воспитателей в работе с детьми такой категории? Литература Журнал «В едином строю», рубрика «Университет для родителей», «Золотые крупицы родительского опыта» (с 1970). Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. — М., 1997. Леонгард Э. И. Реальность и перспективы жизни детей с нарушенным слухом // Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 24-28 марта 1997 г. - М., 1998. - Вып. 1. Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи / Под ред. А. А. Цыганок. — М., 1998. Миронова Э. В., Шматко Н. Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. — 1995. — № 4. Семья может все: Материалы 4-й Всесоюзной конференции родителей детей с нарушениями слуха / Под ред. Э. И. Леонгард. — СПб., 1992. Шматко Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. — 1999. — № 1—2. Jonsson Т. Inclusive education. Interregional Programme for Disabled People. — United Nations Development Programme, 1994.
Раздел 4. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |