Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издание второе, исправленное и дополненное 3 страница




должна быть дельная, должна для чего-нибудь годиться и т.д. Этот разрушающий, едкий взгляд преследует нас неотвязно и повсюду. Как бы пышно ни было у кого-нибудь пальто, как бы изящен ни был парижский выговор его речей, как бы ни была легка его коляска и быстры его лошади, мы ничем не до­вольны, мы готовы предложить ему беспокойный вопрос: что он хочет сказать, куда так спешит и что из всего этого будет?

Так смотрим мы не только на эти пустые радости, но и вообще на все радости жизни. Жизнь человека богата. У нас есть любовь - сродство душ, блаженство, заставляющее нас все забывать.

 

Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души,

Я здесь остался б - наслажденье

Вкушать в неведомой тиши.

Забыл бы всех желаний трепет,

Мечтою б целый мир назвал –

И все бы слушал этот лепет,

Все бы эти ножки целовал...

 

У нас есть науки, искусства, преданность им награждается высокими радостями. Тот же поэт рассказывает их:

 

Никому

Отчета не давать, себе лишь одному

Служить и угождать. Для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Безмолвно утопать в восторгах умиленья –

Вот счастье! вот права!..

 

И все это, всю нашу прекрасную жизнь мы

непременно желаем принести в жертву, мы во что бы ни стало хотим превратить ее целиком только в сред­ство, только в пособие для чего-то другого. Нас вечно движет

 

смутное влеченье

Чего-то жаждущей души.

 

Мы неутолимы, ненасытны, мы презираем само­довольство, в каком бы отношении оно ни выража­лось, мы требуем работы, движения, вперед и вперед - куда же это наконец?

Идти вперед - значит иметь впереди цель, значит быть недовольным настоящим и стремиться к будущему, значит бороться с тем, что не согласно с этими стремлениями, и приводит в исполнение то, что сообразно с нашими идеалами. Одним словом, - значит действовать. К сущности человека принадлежит не только то, что он познает и чувствует, но также и то, что он действует. Жизнь не только есть самоудовлетворение, но и саморазрушение, самонедовольство.

Видели ли вы новорожденного ребенка? Что это? Кусок мяса, как иногда презрительно выражаются. Между тем, ребенок есть человек в возможности. Если рассматривать жизнь как деятельность, то ему предстоит, по-видимому, труднейшая задача. Ему нужно стать человеком и более или менее сознательно он чувствует перед собой эту цель, более или менее сознательно он работает для ее достижения.

Какая задача! Когда сознание начинает действо­вать, он начинает всматриваться в окружающие его два мира - мир природы и мир людей. Что же такое он видит? Где мера тому и другому миру, в

чем заключается их содержание, в чем состоит сущность?

Мера - бесконечность, и содержание - неисчерпаемая глубина, а между тем, так или иначе, но ребенку нужно стать человеком. С неустающим вниманием он смотрит на все его окружающее, и должен как-нибудь приладиться ко всему этому, стать в уровень, подняться на поверхность этого потока людей и явлений, которые мечутся вокруг него, и, наконец, вздохнуть свободно и сказать: ну вот! наконец и я человек!

Чем сознательнее совершается эта работа, тем она огромнее и тем труднее. Не легко понять формы и содержание человеческой жизни; в них отразилась и в них живет вся история человеческого рода. Положим даже не так, может быть, вы не признаете подобной строгой связи в истории. Но каждый имеет полное право признать ее в отношении к себе, каждый может пожелать быть в отношении к истории тем, чем бывает иногда последняя страница в книге, то есть представлять полный результат, полный смысл всех предыдущих страниц.

Какая задача! А между тем, большей частью она исполняется легко, потому что исполнение идет отчасти бессознательно. Чутка и подвижна душа человека; из ребенка, из куска мяса быстро образуется прекрасный человек; все благородное и святое заразительно при­вивается к нему, стремление и мысли в нем заго­раются, как большое пламя от искры, он принимает как что-то родное и знакомое все, что медленно и тяжело было выжито тысячелетиями и незапа­мятными поколениями.

И до тех пор, пока человек исполняет эту

задачу - цель его ясна, стремления живы и сильны, и вы не уверите его, что из жизни ничего не выходит. Потому что, он еще недоволен собой, еще ищет полноты жизни.

С насмешкой, но в то же время с гениальной точностью мысли и выражения, Пушкин описывает это молодое настроение; он говорит о своем Ленском:

 

Цель нашей жизни для него

Была заманчивой загадкой;

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал.

 

Но вот полнота жизни достигнута. Человек восходит на крайнюю высоту, какая ему доступна, наступает то сосредоточение жизни, о котором я говорил. Эта эпоха, по-видимому, самая светлая, часто сопровождается тяжелыми страданиями, вся жизнь во власти человека, и он спрашивает себя: что с нею делать? Нередко это обнаруживается кризисом: люди идут в монахи, цари снимают с себя свои царские короны.

Что же значат эти муки? Очевидно, душа ищет деятельности и томится без нее. А что значит деятельность?

Пока есть задача, которая не решена, пока есть замысел, который не исполнен, пока есть цель, ко­торая не достигнута, - до тех пор возможна дея­тельность. И следовательно, муки души побуждают нас вперед, к неразгаданному и несовершенному. Они суть муки рождения. То новое, что приходит в мир, - таинственное будущее, которое наступает, - оно при­ходит не помимо нас - мы сами его рождаем.

Жизнь часто бывает комедией, но, в сущности, она - глубочайшая драма. Мы не сочиняем этой драмы,

но сами в ней действуем, сами поглощены ее завязкою. Эта драма потеряла бы для нас всю свою цену, если бы развязка зависела от нашего произвола или если бы мы ее знали наперед. Жизнь есть действительное обновление, действительная загадка, и потому великая черта ее открывается в том, что, как не­известно будущее, так и совершенно неизвестно, что выходит из жизни каждого из нас.

 


[1]* Le regne animal, T. I, стр. 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.