КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая деятельность как диалог культуры ребёнка и педагога
Педагогическая деятельность – это общественно значимая деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения (Бабунова Т. М.). Педагог является одним из главных участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Прообраз современного педагога – садовница в детском саду Ф. Фребеля в Германии. Должностные обязанности всех категорий сотрудников дошкольных учреждений обозначены в квалификационных характеристиках. Профессиональные обязанности воспитателя: осуществлять воспитание, обучение, уход, присмотр, реализацию образовательной программы; определять педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей ребенка и потребностей семьи; нести профессиональную ответственность за жизнь ребенка, заботиться об эмоциональном благополучии, физическом, интеллектуальном, социально-личностном развитии. Права современного педагога: 1. право выбора технологий воспитания детей; 2. право повысить свою квалификацию и требовать от руководителей ДОУ организации условий для образовательного процесса. Кроме того, эти требования отличаются в зависимости от аттестационной категории педагога. Педагог первой квалификационной категории должен знать технологии диагностики уровня личностного развития детей, творчески применять технологии и программы, иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее трёх лет. Педагог высшей квалификационной категории должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю первой квалификационной категории, уметь использовать средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей, разрабатывать новые педагогические технологии и методики, вести работу по их апробации, иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее пяти лет (Примерная должностная инструкция воспитателя. – М., 2003). Один раз в пять лет каждый педагог проходит курсы повышения квалификации и аттестацию на категорию. Семушина Л. разработала профессиограмму педагога дошкольного учреждения, которая охватывает круг умений и навыков: коммуникативные, организаторские, прогностические. В современных исследованиях выделены важные для педагога способности: - способность понимать психологическое состояние ребенка; - устанавливать контакт; - передавать информацию; – организовывать деятельность ребенка. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Элементами педагогического мастерства являются: - направленность личности (интересы, ценности, идеалы); - профессиональные знания (предмет, владение технологией); - педагогические способности (креативность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, оптимистичность, прогнозирование); - педагогическая техника (умение управлять собой, умение взаимодействовать). Уровень педагогического мастерства постоянно совершенствуется, изменяется с профессиональным ростом, стажем педагогической работы. Возможно и нужно достигать вершин педагогического мастерства, становиться мастером своего дела, иметь учеников, быть победителем конкурсов, обладателем правительственных наград «Отличник», «Заслуженный работник образования», Медали имени К. Д. Ушинского. В настоящее время в дошкольных учреждениях расширяется круг категорий работников, появились узкие специалисты: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, специалист по изодеятельности, специалист по иностранному языку, ритмике, экологии, информатике. Возникла проблема взаимосвязи всех категорий сотрудников, проблема профессионализма, сохранения целостности и качества образовательного процесса дошкольного учреждения. Специалистов для дошкольного образования готовят в педколледжах, педагогических институтах, педагогических университетах. Начинает набирать темпы многоступенчатая подготовка специалистов (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Создаются новые типы образовательных учреждений типа «вуз - колледж», объединения дошкольных факультетов и факультетов педагогики и методик начального образования для подготовки специалистов учреждений типа «детский сад - школа», т.е. наблюдается явление интеграции. Стало возможным получение квалификации «Воспитатель детского сада», «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии», «Организатор методической деятельности дошкольного образования» с дополнительной специализацией или специальностью; «бакалавр педагогики», «магистр педагогики». В 2011 году планируется ввести в действие ФГОС ВПО 3 поколения («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»). Таким образом, к педагогам дошкольного образования предъявляются высокие требования, на них лежит большая ответственность по воспитанию основ личности будущего гражданина, обладающего высоким интеллектом, креативностью, нравственностью, здоровьем. Приведем примеры гимна и оды в честь этой нелегкой профессии.
Неизвестная современная поэтесса Любопытных, неловких с виду я в большую жизнь поведу, И артисты будут завидовать воспитателю в детском саду.
Борисова С. (студентка 2 курса факультета дошкольного воспитания Магнитогорского государственного университета 1997 г.) Педагог – звучит-то смело! До всего ему должно быть дело: Как детей организовать; Во что играть, что показать; Как занятие провести; Как в мир взрослых их ввести. Креативность, мастерство – главные достоинства! Порази всех, педагог, ты своей способностью. Сумей понравиться ты детям; Сумей и сам их полюбить – тогда занятия и игры Без усилий будешь проводить. Сказки, игры, догонялки Вас в мир детства увлекут. Дети, можешь быть уверен, вас в свою игру возьмут. Вас попросят рассказать, объяснить и показать: почему бывает день и ночь? Почему проходит быстро дождь? Отчего бывает радуга? И зачем работает фабрика? Покажи свои уменья И сумей их применить. Без этого педагогического увлечения Тебе, поверь, уже не жить!
Задания: Запомните: Основные профессиональные умения и навыки, необходимые современному педагогу дошкольного образования. Проверьте себя: Императивный стиль педагогического общения: – заискивающее общение; – общение на равных с ребёнком; – грубое подавление, в основе которого имеет место неучёт особенностей личности ребёнка.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |