КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное развитие дошкольников
Социальное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Методологической основой социального развития дошкольников является положение философии о взаимосвязи человека и общества, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. Психологические основы социального развития освещены в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.), которые отмечают, что социальная ситуация развития – это система отношений между ребёнком и социальной действительностью, что социальное развитие ребёнка происходит в общении со сверстниками; признаками социального статуса ребёнка являются базисные черты личности ребёнка (активностью, самостоятельность, творчество, произвольность). Психологи свидетельствуют, что в дошкольном возрасте развивается психический пол ребёнка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения. Педагогические основы социального развития дошкольников включают задачи, условия, образовательные программы. Основополагающие идеи социально-нравственного воспитания дошкольников были заложены в исследованиях советских педагогов Ф. С. Левин – Щириной, А. В. Суровцевой, В. Г. Нечаевой, Е. М. Кульчицкой, Л. А. Пеньевской, С. В. Петериной. Задачи социального развития: 1. развитие нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности и др.); 2. формирование умения понимать себя, других, владеть гуманными способами отношения к себе и другим; 3. формировать способность владеть своим поведением. Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ. Цели: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений. Задачи: · развитие игровой деятельности; · приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; · формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Содержание образовательной области «Коммуникация» в ФГТ. Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: · развитие свободного общения со взрослыми и детьми. · развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности; · практическое овладение воспитанниками нормами речи. Условия социального развития дошкольников: создание в группе положительного микроклимата, использование в комплексе разных видов детской деятельности, использование технологий социально-личностного развития, взаимодействие с семьёй по социально-личностному развитию детей. Социальное развитие также отражается в общих образовательных программах. Так, например, в программе «Детство» социальное развитие рассматривается как центральное направление развития ребенка. Козлова С. А. разработала концепцию социального развития ребенка. Автор рассматривает социализацию детей в триединстве: как адаптацию к социальному миру, принятие этого социального мира, способность и потребность преобразовывать мир. Концепция построена на следующих положениях: направленность на человека, познание себя и нахождение своего места в мире, овладение ценностями мира. Технологическая часть концепции включает систему занятий, игр, праздников и развлечений для социального развития детей. Концепция и технология отражена в программе «Я – человек», построенной по тематическому и возрастному принципу. Л. В. Коломийченко представляет собственную концепцию и программу социального развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Содержание работы с детьми дифференцировано по возрастным периодам, по разделам и блокам. Например, младший дошкольный возраст – раздел «Человек среди людей», «Человек в культуре». Старший дошкольный возраст – к разделам младшего возраста добавляются разделы «Человек в истории», «Человек в своём крае». В программе представлены показатели социального развития. Например, к 4 годам ребёнок различает и называет некоторые атрибуты русской традиционной культуры; с удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек; отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности. Технологическое сопровождение программы представлено блочно-тематическими планами, конспектами разных форм работы с детьми, пакетами диагностических методик, настольно-печатными играми, тематическими альбомами. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» представляет интеграцию дидактических игр и занятий, направленных на социальное развитие, где дети тренируются в поиске выхода из затруднительных жизненных ситуаций, например, «Найди свое место в ряду», «Найди свою группу». Термин «социальное развитие» не может быть употреблен вместо термина «нравственное развитие», т.к. социальное развитие шире по значению. Нравственное и духовное развитие являются составными частями социального развития. Кроме того, социальное развитие предполагает экономическое, патриотическое, трудовое, краеведческое воспитание. В ряде исследований используется термин «социальная компетентность дошкольников» (уверенность), которая предполагает наличие у ребёнка следующих компонентов: когнитивного (способность понять и познать другого человека и самого себя); эмоционально-мотивационного (отношение к другим людям, к самому себе); поведенческого (выбор способов общения, способов разрешения конфликтов). Составными частями социально-личностного развития дошкольников являются правовое воспитание, экономическое воспитание, патриотическое воспитание, краеведческое воспитание, этнокультурное воспитание, трудовое воспитание. Вопросы экономического воспитания дошкольников разрабатывают А. Д. Шатова, Л. Н. Галкина и др. Данные авторы представили программы, знакомящие детей в доступной форме с деньгами, рекламой, с трудом как продуктом. Авторы предлагают серию игр, заданий, связанных с экономическим воспитанием дошкольников. Проблему правового воспитания дошкольников освещает Т. Н. Доронова. Автор предлагает знакомить детей и упражнять их в соблюдении прав и обязанностей, обозначенных в Конвенции о правах ребёнка. Н. Н. Копытова предлагает технологию правового образования дошкольников, включающую дидактические игры («Я имею право», «я не должен»), конспекты занятий («Как поступить правильно», «Ты и твоё имя», «Ваши права, дети»). Кроме того, предлагается система методической работы с воспитателями по данной проблеме и система взаимодействия с родителями по данной проблеме. Вопросами патриотического, гражданского воспитания дошкольников многие годы занимается Э. Суслова, которая разработала технологию, развивающую у дошкольников толерантность, включающую систему игр, занятий, праздников по ознакомлению детей с культурой народа, к которому принадлежит ребёнок, и культурой других народов. Акцент делается на воспитание у старших дошкольников элементов планетарного мышления. В настоящее время проблема патриотического воспитания расширилась до границ краеведческого и этнокультурного воспитания (Е. С. Бабунова). Имеется достаточное количество программ по приобщению детей к истокам народных культур, познанию собственного края. Например, программа «Наш дом – Южный Урал» под ред. Е. С. Бабуновой; О. А. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина «Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края)». Пособия по социально-личностному развитию: Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Кошелева А. «Эмоциональное развитие дошкольников». Для диагностики социально-личностного развития можно использовать методики: например, тест (Любина Г. и Микулик Л.). Выбирается один ребёнок, о нём студент беседует с воспитателем, заполняя таблицу (колонки «Да» или «Нет»).
Обработка данных Если на большинство вопросов с 1 по 11 воспитатель ответил утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 – отрицательно, то ребёнок в группе ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатель утвердительно ответил на большинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на большую часть вопросов с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в обстановке группы. Коллектив кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» в течение ряда лет работал над проблемой социально-личностного развития дошкольников совместно с дошкольными учреждениями. Результаты работы отражены в двух монографиях, в пособиях по диагностике социально-личностного развития и технологиям. В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с социальным развитием детей, которые будут является критериями для диагностики. Таким образом, социальное развитие дошкольников – одно из направлений развития детей, которое может рассматриваться под углом зрения Концепции целостного развития личности, то есть широкого задействования возрастных, индивидуальных, личностных качеств ребёнка, опору на субкультуру детства. Педагогическая деятельность в процессе социального развития детей должна быть направлена на взаимодействие, сотрудничество, содружество.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 7184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |