Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети о себе и своей стране




В ходе проведенного исследования были выявлены особенности отношения дошкольников к своей стране, к людям, которые ее населяют, идентификации себя как жителя России.

Полученные данные позволяют констатировать, что у старших дошкольников имеются определенные представления о своей стране, людях населяющих, а также о других странах. Эти представления опираются на информацию, полученную из разных источников: занятия, проводимые в детском саду, рассказы родителей, телевизионные передачи, собственный опыт ребенка. Большинство магнитогорских дошкольников знают название страны, в которой они живут: «Россия», так ответило более двух третей опрошенных детей. При этом около трети дошкольников путают понятия страна и город, называя вместо страны город Магнитогорск, в котором они проживают. У дошкольников имеются некоторые представления о других странах мира. Перечень стран, которые знают дети, достаточно обширен и включает более двадцати названий. Однако назвать три — четыре страны смогло очень небольшое число детей (менее 10%). Около четверти всех опрошенных детей вспомнили одну – две страны.

Чаще других магнитогорские дети называли (в порядке убывания): Америку, Турцию, Англию, Китай, Германию, Египет, Францию, Японию.

В числе стран, которые знают дошкольники, также: Италия, Испания, Япония, Индия, Бразилия, Украина, Казахстан, Таджикистан, Австралия и др. Некоторые дети дали ошибочные ответы, указан вместо стран континенты, города, края и др.: «Страна пустыня, еще я знаю Верхнеуральск, Африка» (Эльвира); «Украина, Турция, Крым» (Лена Р.); «Москва, Казахстан» (Влада Т); «Америка, Африка» (Вика Р.). Отдельные дети называли планеты: «Земля», «Юпитер»; пустыню, а также волшебные страны: «Знаю страну чудес и страну китайского языка» (Оля Е. Следует отметить, что более трети детей не смогли вспомнить ни одной страны кроме России: «Россия, а других стран больше нету» (Женя П.), «Мама знает, а я забываю, только свой город знаю» (Арина Б.).

Большинство маленьких магнитогорцев твердо уверены в том, что Россия большая страна. Уверенность детей отражается в том, какими словами они характеризуют страну. Типичные ответы детей: «Самая большая», «Большая, огромная», «Очень большая», «Просто огромная». Однако подтвердить свои слова доводами, дать пояснения смогли лишь немногие дети: «Да, очень большая, очень много городов» (Эльвира К.); «Большая, в ней живет же много народу» (Катя К.). Буквально единицы считают Россию маленькой страной: «А мама говорит, что маленькая, я думаю, что маленькая» (Милана Р.).

Представления старших дошкольников о городах страны оказались недостаточно содержательными. Всего дошкольниками были названо более двадцати российских городов, однако большинство детей не смогли рассказать о каких-либо достопримечательностях городов, поделиться своими впечатлениями. Около половины всех опрошенных детей назвали один – два города. Первые места среди городов, которые знают магнитогорские дошкольники, занимают Москва и Челябинск. Это закономерно, так как Москва – столица нашей страны, а Челябинск – областной центр: «Москва, там президент живет» (Вероника К.). Достаточно часто дети называют города и районные центры Челябинской области, в которых у многих детей живут родственники, и сами дети там бывают: «Челябинск, Миасс, Верхнеуральск, там я был» (Илья Г.).

Среди других городов России были названы Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа Сургут, Сочи, Геленджик, Туапсе, Волгоград, Курск, Новосибирск, Саратов, Пермь, Тверь и др. Знание этих городов дошкольниками, как правило, обусловлено личным опытом детей: они или ездили в эти города отдыхать вместе с родителями, или слышали о них от родственников: «Курск знаю, мы там с папой были» (Сергей Е.).

Наряду с городами России часть детей назвали города, расположенные в других странах, а так же страны и регионы: «Я слышала о Турции, в Ейске была и на Черном море» (Маша А.) «Турции, Челябинск, Волгоград, ну точно, я был в Турции» (Матвей Н.), «Я знаю в какой бывал и знаю, как ее зовут. Я был в Казахстане и еще далеко» (Сергей Е.). Около трети детей не смогли назвать никаких городов, при этом поясняли, что они нигде не были, других городов не знают или видели их только по телевизору: «В деревне был у бабашки» (Витя Г.), «Я была на 12 участке и была в деревне, города я не знаю» (Женя А.). «Не бывал нигде» (Егор М.); «Много, только не знаю как называются» (Лена К.).

Ответы детей на вопрос о том, кто живет в нашей стране, показали, что для дошкольников национальность не является важным признаком, определяющим состав населения. Более половины детей дали общие определения: «люди», «все», «много кто»: «Люди, их очень много» (Лера М.). Часть детей перечисляли все живые объекты: люди, животные, птицы. «Люди, лев, сова» (Вика М.) или называли группы жителей страны, выделяя их по родственным или еще каким-либо признакам: «Люди, родители, соседи» (Егор М.), или называли конкретных людей: «Моя невеста» (Иван К.). Интересно, что отдельные дети назвали президента страны: «Президенты, люди, животные» (Полина К.); «Путин, Медведев» (Лера К.). Только небольшое число детей назвали национальности проживающих в стране людей, прежде всего русских: «Все люди российские» (Степа К.), «Все русские» (Данил К.); «Русские и нерусские» (Настя А.). При этом некоторые дети называли национальности, не характерные для страны, а так же расы или давали неправильные, искаженные названия: «Китайцы, россияне, казачи» (Матвей Р.); «Русские, кумысы, башкиры, германцы, а еще есть негры» (Даша Р .); «Русские, английские. Есть японцы и татары» (Паша Б.). Около половины опрошенных детей не знают представители каких национальностей проживают в нашей стране. Некоторые дети не знают, что такое национальность: «Какие еще национальности?» (Вова К.); «Я не знаю, что такое национальность» (Сергей Р.); «Не знаю, весь Китай ездит» (Дима П.). Около 20% детей знают одну — две национальности, три – четыре национальности смогли назвать около 15% детей. Наиболее часто магнитогорские дошкольники называют две национальности: башкиры и татары, что отражает специфику этнического состава населения региона. Достаточно часто дошкольники называют китайцев и таджиков. «Русские, китайцы, башкиры и еще» (Егор М).

Среди национальностей, которые знают магнитогорские дети, также таджики, азербайджанцы, казахи, чеченцы, евреи и др., всего около двадцати, однако данные национальности были представлены единичными ответами. «Разные, русские, чукчи, китайцы» (Ваня Н.). Беседа показала, что все дети любят свою страну. Свое отношение они выражали эмоциональными ответами. Большинство детей считают свою страну самой лучшей. Типичные ответы детей: «Люблю, потому что она хорошая и добрая» (Аня М.); «Конечно люблю, потому что она лучше, чем другие» (Андрей А.); «Люблю сильно, сильно, потому что она красивая» (Милана Р.); «Люблю, потому что я в ней живу нормально» (Даша Б.); «Да, просто люблю» (Арина В.). Некоторые дети любят страну, потому что они здесь родились, здесь живут их родители, друзья: «Да, она же моя» (Аля М.); «Да, потому что я здесь живу, поэтому и люблю» (Женя П.). «Люблю, здесь есть друзья, мама, папа» (Витя Ю.); «Люблю, я здесь родился» (Данил Т.); «Люблю, я здесь в садик хожу» (Артем Ф.).

По мнению дошкольников, в России все есть, и жить интересно: «Много интересного есть» (Катя К.); «Люблю все, все в ней есть» (Ульяна П.). Есть у дошкольников и свои личные причины, за что они любят Россию: «Да, потому что здесь есть щучье озеро» (Лена Г.); «Потому что она мне нравится, очень сильная и свежий воздух, есть звери» (Женя А.); «Здесь никто не вредничает» (Георгий); «Да потому что у меня есть компьютер» (Матвей Н.).

Ярким выражением любви дошкольников к своей стране является и желание жить только в своей стране. Около половины опрошенных дошкольников назвали Россию в качестве места своего проживания.

Основными доводами дошкольников были:

– то, что Россия хорошая страна, в ней хорошо жить: «В России, потому что лучше жить и все люди хорошие» (Кристина О.); «Потому что в России хорошо» (Аня М.); «В своей стране остался бы, в Магнитогорске, потому что здесь лучше» (Сеня Л.);

– принадлежность к стране по национальности, месту рождения: «В России, потому что я русский» (Егор М.);

– язык, на котором говорят в стране: «Потому что по русскому говорят» (Лена Г.); «В России, потому что в другом городе говорят не по-русски, а я только по-русски говорю» (Илья О.);

– красота родной страны: «Потому что красиво тут» (Даша С.).

Достаточно много дошкольников (около 30%) посчитали возможным выбрать другую страну для проживания. Такой выбор, по-видимому, связан не с отрицательным отношением к своей стране, а с возможностями современного дошкольника увидеть другие страны мира. Наиболее популярной у маленьких магнитогорцев оказалась Турция. Выбор этой страны не случаен, так как многие дошкольники вместе с родителями имеют возможность отдыхать в Турции. Турция привлекает детей своим теплым климатом, морем, солнцем: «Турцию, потому что там тепло, море, пляж» (Лера К.). «Турция, там хорошо, можно купаться, в России только города и магазины» (Арина Б.). «Я бы выбрала Турцию, там нет зимы и холода» (Лена К.); «Я бы выбрал Россию и Турцию, потому что в России хорошо, а в Турции жарко» (Семен Б.). Отдельные дошкольники выбирали другие страны, потому что считают, что там интересно, есть что-то привлекающее детей: «Франция, там кажется интересно» (Оля Е.), «Америка. Просто Америка – это самый интересный город в жизни» (Настя Б.); «Англия, там королева есть» (Ангелина Ю.); «Америка, там макдоналдсы» (Данил Т.). Важным при выборе другой страны оказалось и знание языка: «Можно и в Англии жить, только с переводчиком» (Даша П.). Часть детей хотели бы поехать в другую страну, но не определились, в какую именно: «В любую, захотелось с любыми людьми поговорить» (Игорь П.), «Я не знаю, я хочу поехать во все страны потом выберу» (Анжела О.). Были и оригинальные ответы: «Я не выбрал, а правил бы ими, а жил бы в Магнитогорске» (Даурен М.). Дети охотно рассказывали о желаниях, которые они могли бы исполнить с помощью волшебной палочки для своей страны и города. Желания детей отражают их стремление сделать жизнь всех людей лучше.

Больше всего дети хотят, чтобы все были счастливы, жили хорошо и дружно: «Чтоб всем было хорошо, Всегда было Солнце, и все были добрые и чтобы у бабушки не болела нога» (Полина 3.); «Чтоб хорошие сны людям снились, счастье людям было, чтоб люди хорошо отдыхали» (Ксюша К.). На втором месте по важности для дошкольников здоровье всех людей и их близких: «Чтобы люди хорошо жили и не умирали» (Вика); «Хочу, чтобы все улыбались и никогда не болели» (Настя А.), «Чтобы все были добрые и не болели» (Таня Л.); «Чтобы никто не умирал, чтобы у всех были братья и сестры» (Артем Ф.). Многие дошкольники мечтают о красивых городах, домах: «Чтоб наш город стал еще красивее» (Арина Т.); «Не знаю, чтоб все было хорошо и красиво» (Максим С.); «Чтобы все красивые были, не обижали друг друга» (Ангелина Н.).

Современные дошкольники не хотят войны: «Чтобы войны не было. Чтобы всегда жили и не умирали, чтобы все хорошо жили» (Миша О.); «Чтобы никто не болел, чтобы войны не было, это плохо» (Паша Б.).

Дети хотят, чтобы у всех были семьи: «Чтоб не бросали маленьких детей мамы» (Аня М.); «Чтоб у всех детей была мама» (Маша С.); «Чтобы у всех были папы» (Ваня О.); «Чтобы у всех были братики» (Лиза Р.); «Чтобы было много игрушек, чтобы мама с папой были рядом» (Дима С.).

Многие дети озабочены тем, чтобы везде было чисто, много зелени, проявляют заботу о природе: «Чтоб чисто было, и никто не мусорил» (Егор М.); «Всегда было лето, были красивые цветы» (Рома З.); «Чтобы природу не засоряли. Животных не убивали и птиц всяких» (Миша П.).

Дети думают о благоустройстве родного города: «Хочу, чтобы в нашем городе новые дома стали, а то эти старые и садик тоже новый» (Ярослав С.); «Новые магазины, новые площадки, чтобы много зверей было» (Настя Т.). Часть детей мечтают о развлечениях и праздниках: «Я бы загадала сделать малютку пони, яркое солнышко, чтобы люди загорали» (Аня М.); «Чтобы батуты работали летом и зимой и все прыгали и веселились» (Георгий С.); «Хотел много мультиков, много игр и все» (Сергей Е.); «Чтобы фонтаны были большие, была огромная горка и огромный телевизор» (Аня Ю.), а также об игрушках: «Чтоб было больше кукол» (Катя К.).

Некоторые дети хотели бы сделать всем подарки: «Всем бы подарил по машине, убрал бы мусор везде, сделал бы всех добрыми» (Женя О.); «Всем кукол бы много подарила» (Арина В.). В жизни и желаниях современных дошкольников присутствуют деньги и материальное благополучие: «Хотел бы, чтобы у людей много денег было, у всех машины, много квартир» (Вова С.); «Чтобы у всех было много денег» (Катя К.); «Чтобы денежки появились, чтоб родители были здоровые» (Рита О.). Среди желаний детей были и волшебные: «Чтоб тут не было никаких неприятностей, чтоб тут выросли кокосы, чтоб тут были алмазы» (Илья Г.); «Стать русалкой и попасть на необитаемый остров, чтобы все русалками стали» (Вера Б.).

Часть детей загадали желания, касающиеся их семьи или их самих: «Чтобы мама и папа никогда не ругались» (Федя Ш.); «Чтобы моя сестра нашла себе парня, она давно хочет найти себе парня» (Сеня Л.); «Я бы загадала, чтобы было много ларьков, где много игрушек и чтобы я стала королевой красоты» (Лена К); «Чтобы я познакомилась с английскими девочками» (Лиза П.); «Велики бы скоростные сделал» (Кирилл С.); «Чтобы в нашей группе была большая комната и очень красивая воспитатель» (Саша З.). Около трети опрошенных детей отметили, что среди их друзей есть представители других национальностей. Чаще всего дети называют национальности башкиры и татары: «Есть друг, башкир Рафик» (Данил Т.); «Да, Альберт татарский»; «Да, Азалия и Ренат, они, наверное, китайцы» (Таня Л.); «Да, Хаким, таджик вроде бы» (Коля П.). Однако назвать национальность своих друзей смогли не все дети: «Анара, ну точно не русская» (Илья Г.); «Не знаю, я никогда это не пробовал отгадать» (Алеша М.); «Да, но не знаю кто» (Рита О.). Следует отметить, что более трети опрошенных детей не смогли ответить на вопрос о том, есть ли у них друзья другой национальности.

Предложение детям рассказать что-либо о своих друзьях другой национальности вызвало у детей большие затруднения. Чуть более 10% детей смогли назвать некоторые особенности, связанные с этничностью. Это особенности внешности: «Ну, они почти похожие, только волосы разные» (Матвей Н.); «Они с черными волосами, как покрашенные» (Миша О.), а также владение языком: «Они говорят на другом языке» (Саша К.); «Они говорят на мальчика — она, а на девочку он, а русские так не говорят» (Настя Б.). Около трети детей назвали качества, никак не связанные с этничностью (хороший, веселый, красивый) или говорили о совместных играх. Более трети детей ничего не смогли рассказать о детях другой национальности, отказавшись отвечать на вопрос. Около половины детей высказали желание познакомиться с детьми другой национальности. Дети хотят приобрести новых друзей, играть вместе: «Хотела бы, мне нравится с ними играть» (Кристина О.); «Хочу, просто мне интересно» (Георгий С.); «Да, чтобы новые друзья были» (Никита Б.); «Да, другой язык же у них» (Артем С.). Некоторые дети называли, с кем именно они хотят подружиться: «С англичанами, потому что английский язык я чуть-чуть лучше знаю» (Лиза П.). Небольшая часть детей не высказали желания знакомиться с детьми другой национальности.

И только у отдельных детей нежелание знакомиться с представителями другой национальности сопровождалось проявлением отрицательного отношения к ним: «Нет, они некрасивые и глупые, не хочу с ними играть» (Катя К.); «Не, только не их, потому что я их не знаю и знать не хочу» (Сергей); «С китайцами я дружить не буду, потому что они говорят «Я-я-я-я» (Алеша З.).

Большинство детей выбирали для игр с детьми другой национальности типичные детские игры: догонялки, прятки, строитель, куколки, конструктор, т. е. те игры, в которые они играют всегда: «В какие игры? В обычные» (Вова К.).

Часть детей назвали свои любимые игры: компьютер, бэтмен, железная дорога. Некоторые дети называли народные игры (Гори, гори ясно), и только единицы детей выразили желания узнать игры другого народа: «В их игры» (Сеня Л.).

Таким образом, в целом большинство старших дошкольников имеют некоторые представления о родной стране, ее городах, национальном составе. Дети проявляют ярко выраженное эмоционально положительное отношение к родной стране, воспринимают свою страну как место, где живут они и их близкие, где им хорошо. Дошкольники видят свою страну большой, сильной и красивой и мечтают сделать жизнь лучше. Представление старших дошкольников о национальностях не очень содержательны. Знание этнических особенностей представителей других национальностей ограничивается, в основном, некоторыми особенностями внешности и языка.

При этом большинство дошкольников демонстрирует проявление толерантного отношения к людям других национальностей, наделяет их положительными общечеловеческими качествами, проявляет желание дружить, общаться, играть с детьми других национальностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.