Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Магнитогорска. Практически все родители (97%) согласны с тем, что их ребенок – гражданин страны и города




ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ

 

Практически все родители (97%) согласны с тем, что их ребенок – гражданин страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Из них 70% «Согласны полностью», «В целом согласны» и 37% «Согласны отчасти», «Скорее согласны, чем не согласны».

Большинство родителей (92%) считают, что их ребенок хорошо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.

При этом, полное согласие с данным утверждением высказали только 7%, 25% «в целом согласны» и большая часть (41%) «согласны отчасти».

Более двух третей родителей (86%) соглашаются с тем, что их ребенок ориентирован на будущее, легко рассуждает о том, где и кем он будет работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у него будет семья, сколько детей, в каких условиях будет жить и как отдыхать. 84% родителей утверждают, что их ребенок способен не только принять учебную задачу, но и понять ее смысл для себя, который, как правило, связан с успешным будущим ребенка: научусь читать — буду хорошо учиться в школе — поступлю в институт — получу отличную работу! – буду хорошо жить!

94% родителей уверены в том, что их ребенок раскрывается в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Примерно 84% родителей склонны согласиться с утверждением о том, что их ребенок – носитель субкультуры, присущей только ему и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Эту субкультуру составляют персонажи современной детской литературы, фильмов и мультфильмов, популярные общественные и теле-персонажи, музыкальные шлягеры. Только половина (50%) родителей согласны с утверждением, что их ребенку не хватает общения и взаимодействия с родителями. Можно сказать, что он одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – то место, где он реализует потребность в общении. Абсолютно все родители (100%) считают детский сад для своего ребенка — второй семьёй, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его! Причем 70% родителей «согласны полностью» и «в целом согласны».

Практически все родители (95%) соглашаются, что их ребенок ориентирован на познание человека и природы. Человек интересен ребенку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, модные журналы с мужчинами и женщинами, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать о нем самые разные вопросы. Такое же число родителей (95%) видят в своем ребенке — современного человека, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с вами одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнерах одежды и парфюма, магазинах и товарах. 97% родителей согласны с утверждением, что жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. В том числе 56% «полностью согласны» с этим утверждением. Абсолютное большинство родителей (97%) согласны с тем, что ребенок сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Это ребенок, который любит играть, любит сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать. При этом 40% согласны полностью, 40% в целом согласны и 12% согласны отчасти.

Немногим более половины родителей (52%) согласны с утверждением, что педагогический процесс современного детского сада не удовлетворяет простые детские потребности в полной мере — ваш ребенок не успевает заниматься своим любимым делом. В отличие от сверстников прошлого, современные дети мало играют и страдают от этого. Около трети родителей (30%) согласны с тем, что педагогический процесс современного детского сада не удовлетворяет родительским запросам: ребенка должны лучше готовить к школе, у него должно быть больше дополнительных занятий по подготовке к школе, по иностранному языку и т.д. Категорическое несогласие с данным утверждением выразили 17% родителей. Не определили своего отношения к данному утверждению 9% родителей. Все родители (100%) считают, что родителю необходимо хорошее знание ребенка: его интересов и предпочтений, потребностей и ориентаций на виды детской деятельности, их содержание, его образа мыслей и эмоциональных проявлений, его представлений о настоящем и будущем, об окружающем мире, его самостоятельности. 72% родителей с этим утверждением «согласны полностью».

Анкетирование родителей позволило выделить следующие результаты по направлениям.

Интерес, знание ребёнка родителем.

Как показали результаты опроса родителей, 65% пап и мам уверены в том, что знают своего ребёнка. Для 35% родителей ответом был вариант «В зависимости от ситуации (иногда кажется, что совсем не знаю)». Никто из родителей не затруднялся с ответом на данный вопрос и не ответил отрицательно. Вместе с тем, 33% родителей хотят узнать абсолютно всё о своём ребёнке. Около 50% родителей интересуют волнения и тревоги, переживания ребёнка. Это, возможно, связано с собственными тревогами и переживаниями сегодняшнего времени. 30% родителей испытывают потребность в знаниях о психологических и потенциальных способностях собственных детей.

А вот абсолютное меньшинство родителей хотели бы узнать о том, как ребёнок воспринимает настоящую жизнь и что он думает о будущем.

По мнению родителей, в равной степени их ребёнка волнуют проблемы:

– Общественного, социального характера (36%);

– Проблемы познания окружающего мира (36%).

Около 30% родителей уверенны, что детей пока ничего не волнует всерьёз. 16% родителей думают, что ребёнка заботят проблемы личного характера, собственные проблемы. 70% ответов родителей показали, что они хотят видеть в будущем своего ребёнка успешным и благополучным.

На втором по значимости месте для родителей важно, чтобы их ребёнок был здоровым и выносливым (56%). Около 10% родителей понимают, что их ребёнку в будущем будет достаточно трудно в жизни. По одному ответу мы получили, что для родителя важно, чтобы ребёнок был богатым, а один из родителей ещё не задумывался о будущем своего ребёнка.

Суждения родителей по поводу любимых занятий своего ребёнка выглядят таким образом:

– Любят играть (60%).

– Гулять (45%).

– Рисовать (38%).

– Смотреть ТВ (38%).

– Проводить время за компьютером (33%).

– Общаться (35%).

– Учиться (заниматься) (11%).

– Петь и танцевать (8%).

Среди любимых игр своего ребёнка родители назвали подвижные игры (47%), сюжетно-ролевую игру (38%), настольные игры (22%), столько же ответили, что дети любят играть с игрушками. 29% родителей заметили, что дети любят фантазировать, сочинять, придумывать.

Интерес родителей к проблемам воспитания ребёнка.

В первую очередь родители проявляют интерес к проблеме воспитания правильного поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми (73%). Волнуют родителей вопросы воспитания самостоятельности (31%). Для 20% родителей актуальна проблема воспитания интереса к окружающему миру, его познанию ребёнком. К проблеме воспитания личной культуры (приобщение к режиму дня, правильному питанию, опрятности, аккуратности, воспитание культурно-гигиенических умений и др.) выразили интерес 16% всех опрошенных родителей.

А вот вопросы поощрения и наказания детей родителей не волнует, никто из них, не выразил интерес к этой проблеме.

Особенности взаимодействия с ребёнком.

Ответы родителей на вопрос: «Вам легко или трудно общаться с вашим ребенком?» разделились поровну по двум позициям:

— Скорее легко (49%).

— В зависимости от ситуации (51%).

Никто из родителей не ответил, что испытывает трудности в общении со своим ребёнком. Наибольшее удовольствие для родителей при взаимодействии с ребёнком доставляют эмоции и чувства ребенка, разнообразие их проявлений (51%). На втором месте — 40% отметили, что их радуют результаты развития ребенка, изменения, происходящие с ним. 36% опрошенных родителей испытывают чувство радости и удовольствия от инициативности, самостоятельности, настойчивости, активности ребенка.

Для родителей существуют определённые трудности.

Во-первых, это быть интересным для ребенка, построение партнерских отношений с ним (33%).

Во-вторых, трудности процесса воспитания испытывают 29% родителей.

Для 25% родителей сложным является материальное обеспечение жизни ребенка, 16% испытывают затруднения в процессе подготовки ребенка к обучению в школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные родители понимают важность и необходимость знания своего ребенка, его предпочтений и интересов. Для них важно взаимодействие со своим ребёнком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют активности к взаимодействию с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника.

Анализ материалов проведенного исследования в г. Магнитогорске позволяет сделать следующие выводы. Общими особенностями в формировании системы ценностных ориентаций старшего дошкольника являются: преимущественная направленность развивающейся личности маленького магнитогорца в равной степени на себя и на другого человека. Личность дошкольника характеризуется стремлением в большей степени приобретать познавательные умения наряду с физическим совершенствованием. У дошкольника – магнитогорца преобладают ценности человеческих отношений, а затем уже материальных.

Дошкольнику необходимо общение как со сверстниками, так и с взрослыми; ему больше комфортно в мире сверстников, чем взрослых; он не любит одиночества, ему интереснее общение с другими людьми. Вместе с тем, в большинстве родители недостаточно общаются с детьми, и это сказывается на том, что дети недостаточно хорошо знают своих родителей.

Маленький магнитогорец осмысливает свои взаимоотношения с другими людьми, выделяет круг качеств и черт поведения, которые и определяют отношения детей друг к другу, к взрослым. Всё это способствует созданию определённого положения каждого ребёнка в системе межличностных отношений детей. Для старшего дошкольника ребёнок, с которым можно дружить – это хороший, добрый, красивый, умеющий дружить и играть в разные игры. Он должен быть красиво, хорошо и аккуратно одет. Чётко выражена ориентация на друга своего же пола. Немаловажное значение для дошкольника имеет точка зрения взрослого при выборе друзей.

Важно отметить, что современный детский сад обеспечивает детям достаточную степень комфортности, эмоциональное благополучие, позитивное восприятие окружающих взрослых и детей.

У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной стране, городу. Дети воспринимают свою страну, город как место, где живут они и их близкие. Дошкольники видят свою страну большой, сильной и красивой и мечтают сделать жизнь страны и города лучше. Дети предлагают реальные мероприятия по благоустройству города. Это можно расценивать как факт, что дети идентифицируют себя как россияне, магнитогорцы.

демонстрирует толерантное отношение к людям других национальностей, наделяет их положительными общечеловеческими качествами, проявляет желание дружить, общаться, играть с детьми других национальностей.

Информационная среда оказывает существенное влияние на развитие старшего дошкольника на содержание его деятельности, предпочтения, идеалы. К сожалению, современный дошкольник охотнее принимает на себя роль персонажей из зарубежных мультфильмов.

Спецификой субкультуры в пространстве изменяющейся России является сочетание традиционных видов детской деятельности и появление новых предпочтений, таких как компьютер и компьютерные игры, просмотр взрослых телепередач, телевизионных шоу. Характерной чертой дошкольника является то, что ему больше нравятся современные популярные песни взрослого репертуара. Вместе с тем, для магнитогорских дошкольников по-прежнему интересна игра, рисование. Необходимо отметить, что дошкольников привлекают не только детские книги, но и разные энциклопедии, книги о животных.

Магнитогорские дошкольники проявляют большой интерес к игре как к любимому занятию. Лидирующее место занимают подвижные игры, сюжетно-ролевая игра, настольно-печатные игры. Настораживает тот факт, что дети отдают меньшее предпочтение играм-драматизациям, играм-фантазиям, а в большей степени их привлекают компьютерные игры. У магнитогорца-дошкольника сформировано представление о человеке как живом существе, который отличается одеждой, цветом глаз, волос. Для них важны черты характера, личностные свойства, гендерные отличия людей. Дошкольник может самоидентифицироваться. У него четкие представления о себе как человеке, имеющем имя, пол, национальность. Ребёнок характеризует свои личностные достижения, делает самооценку деятельности. Меньшее значение для дошкольника имеют способности, интересы, занятия человека при определении различий людей.

Маленький магнитогорец — это современный человек, осваивающий информационное пространство, с расширенным кругозором о себе и об окружающем мире, открытый к познанию нового, к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Наряду с этим он остается ребенком-дошкольником с характерными для его возраста личностными качествами.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ № 1

Указания: все задания имеют 4 варианта ответов, из которых правильный только один. Номер выбранного Вами ответа обведите кружком в бланке для ответов.

 

1. Что является предметом дошкольной педагогики?

1) ребенок – дошкольник

2) дошкольное образование

3) закономерности процесса развития, воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет;

4) развивающая деятельность педагога

 

2. Методология дошкольной педагогики - …

1) совокупность исходных философских положений, которые лежат в основе теоретических педагогических идей

2) совокупность научных методов исследования

3) обобщенный взгляд на явление;

4) принцип дошкольной педагогики

 

3. Проявления субкультуры детства:

1) то, что отличает мир взрослых от мира детей

2) отклонения в поведении детей дошкольного возраста

3) игры, детский фольклор, вопросы, рисунки, философствование;

4) отношение детей между собой.

 

4. Отличие понятий «образовательный» и «педагогический процесс» дошкольного учреждения

1. отличий нет

2. в центре образовательного процесса «стоит» ребенок, в центре педагогического процесса – педагог – он организатор, главное лицо взаимодействия с детьми

3. в образовательном процессе больше участников (педагог, дети, родители, общественные организации);

4. образовательный процесс рассматривает ребенка как объект воздействия.

5. Средства физического развития дошкольников (выберите наиболее полный ответ)

1) спортивное оборудование

2) солнце, воздух и вода

3) - режим, питание, воспитание культурно-гигиенических навыков; - естественные силы природы; - физические упражнения

4) деятельность воспитателя.

 

6. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении:

1) – учет возраста; - виды деятельности детей

2) – дистанции; - учет пола; - открытость; - эмоциональность и др.

3) – соответствие программе; - региону

4) - равноправие участников образовательного процесса

 

7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это….

1) государственный стандарт дошкольного образования

2) это усеченный вариант государственного стандарта дошкольного образования, где представлены две группы требований вместо трех групп, как для последующих ступеней образования

3) требования к среде, требования к педагогам

4) нормы, обязательные для всех дошкольных учреждений

 

8. В каком возрасте в жизни детей начинает появляться сюжетно-ролевая игра?

1) на 3-м году жизни

2) на 5-м году жизни

3) в старшем дошкольном возрасте

4) на 2-м году жизни

 

9. Средства художественно-эстетического развития детей (выберите наиболее полный ответ):

1) природа, разные виды искусства;

2) музыка, литература, театр;

3) природа, разные виды искусства, игры, эстетика быта

4) кружек художественно-творческого развития

 

10. Комплексные занятия в детском саду…

1) объединяющие комплекс разных видов деятельности, например, физкультурную, математическую, развитие речи и т.д.

2) объединяющие не менее 3-х видов художественной деятельности: музыкальную, художественно-речевую, изобразительную, имеющие тему

3) объединяют различные блоки образовательного процесса (совместная деятельность педагога детей, самостоятельная деятельность детей)

4) объединяющие детей разного возраста

 

11. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности:

1) организация предметной среды; активизирующая роль взрослых; специальное обучение на занятиях и в совместной деятельности

2) учет индивидуальных особенностей ребенка; привлечение ребенка к совместному действию с предметами, игрушками

3) как можно больше предметов и игрушек предоставить ребенку

4) наличие детского сообщества

 

12. Педагогическая теория – это:

1) новые теоретические положения о воспитании

2) система взглядов на воспитание, развитие, обучение детей

3) теоретические положения о воспитании детей

4) наука об особенностях воспитания детей

 

13. Инновационная технология – это:

1) освоение, использование педагогических новшеств, средство обновления образовательной политики

2) современные образовательные программы для дошкольников

3) технологии, которых не было ранее

4) модернизированная часть педагогической теории

 

14. Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей по ФГТ заключается в том…..

1) Что в совместную деятельность входит образовательная деятельность не только в ходе режимных моментов. Но и в процессе организации различных видов детской деятельности

2) Совместная деятельность педагога и детей изменилась по формам

3) Совместная деятельность педагога и детей включает проекты

4) Совместная деятельность педагога и детей включает и самостоятельную деятельность детей

 

15. Особенности семейного воспитания (выберите наиболее полный ответ):

1) в каждой семье воспитание отличается от воспитания в других семьях

2) - воспитание в семье основано на особых чувствах (нежность, ласка, забота, внимание, великодушие, умение прощать);

- семья – разновозрастная группа, а значит - присутствуют разные ценности, которые в идеале должны гармонизировать;

- в семье существует естественная среда для включения в разные виды деятельности;

- широкий диапазон воздействия на ребенка;

- в семье воспитывают все

3) камерный, интимный характер

4) наличие межпоколенных отношений.

16. Преемственность дошкольных учреждений и школы – это:

1) связь между разными этапами развития; двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность работы дошкольных учреждений на требования школы, с другой – опору учителей школы на уровень развития, который достигли дети в ДОУ; преемственность гос.стандартов

2) в школе продолжают развивать и воспитывать в ребенке то, что начали в дошкольном учреждении

3) это двусторонняя связь детского сада и школы

4) принцип дошкольного образования.

 

ВАРИАНТ № 2

Указания: все задания имеют 4 варианта ответов, из которых правильный только один. Номер выбранного Вами ответа обведите кружком в бланке для ответов.

 

1. Научные методы исследования проблем дошкольной педагогики

1) наглядные, словесные, практические

2) методы экспериментально-эмпирического уровня; методы теоретического уровня

3) наблюдение, эксперимент, математические методы

4) метод семейных воспоминаний

 

2. Гуманизация образовательного процесса ДОУ –

1) гуманное отношение к ребенку

2) поставить ребенка в центр всей педагогической деятельности, удовлетворение его потребностей в активности, деятельности, познании, развитии

3) уважение к личности ребенка

4) свобода поведения ребенка

 

3. Аналитические умения и навыки педагога дошкольного образования:

1) умение анализировать любую ситуацию

2) умение анализировать психическое и физическое здоровье ребенка, опыт других

3) анализировать проблемные педагогические ситуации

4) рефлексия своего поведения

 

4. Основная цель образовательного процесса дошкольного учреждения

1) обучение детей

2) развитие детей

3) воспитание, обучение и развитие

4) гармонизация личности дошкольника

 

5. Социальное развитие дошкольников –

1) формирование отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру

2) нравственное воспитание

3) ознакомление детей с правилами поведения в обществе

4) социальные ориентировки ребенка

 

6. Художественно-эстетическое развитие дошкольников –

1) процесс становления эстетического отношения к окружающему и к разным видам искусства, эстетической деятельности

2) развитие умения петь, танцевать, рисовать, лепить и т.д.

3) развитие умения у ребенка воспринимать красивое в жизни

4) музыкальное развитие ребенка

 

7. Познавательная деятельность –

1) деятельность, связанная с получением, переработкой, созданием новой информации

2) это учебная деятельность

3) познание ребенком окружающего мира

4) формирование знаний дошкольника

 

7. Образовательные области, выделенные в ФГТ

1) 10 образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познания, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка)

2) физическое, интеллектуально – речевое, социально- личностное, художественно – эстетическое развитие

3) познание, искусство, культура

4) Основы астрономии, истории, языка

 

8. Семья – социокультурная среда.

1) среда, с помощью которой ребенок знакомится с обществом

2) т.е., часть общества

3) т.е., быт, предметный мир, тип семьи, социальная и этническая характеристика, обычаи, традиции

4) ячейка общества

 

10. Взаимодействие дошкольных учреждений с семьей:

1) посещение семей педагогом

2) способ организации совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон, развивающее общение педагогов и родителей, личностно-значимое, диалогическое

3) помощь родителей дошкольному учреждению

4) инклюзивное образование

 

11. Изучение семьи –

1) многократное посещение педагогом семьи

2) использование психолого-педагогических диагностических методик

3) знакомство с семьей по документам (в детской поликлинике, ЗАГСе)

4) знакомство с фотографиями семей

 

12. Формы преемственности детского сада и школы (дополните перечень)

1) совместные педсоветы, конференции, семинары, экскурсии детей в школу, взаимопосещение уроков, занятий

2) детский сад передает школе детей-выпускников детского сада (подготовительная группа)

3) преемственность программ, методов обучения и воспитания

4) введение дневников, регистрирующих поведение детей

 

13. Готовность к обучению в школе –

1) внутренняя позиция ребенка, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам

2) желание ребенка идти в школу

3) умение ребенка читать, писать

4) уровень развития дошкольника

 

14. Педагогическая диагностика готовности детей к школе предполагает определение

1) школьной зрелости

2) специальной готовности, общей готовности

3) общей готовности

4) выявление эффективности методов и приемов воспитателя

 

15. Психолого-педагогические особенности (основные) детей младшего дошкольного возраста:

1) поведение непроизвольно, определяется внешними обстоятельствами; эмоциональная открытость, отзывчивость; возраст «почемучек»

2) подражание, эгоцентризм, зарождение самостоятельности

3) это возраст «кризиса 3-х лет»

4) игра – ведущая деятельность

 

16.Технология ТРИЗ – это…

1) теория решения изобретательских задач, построенная на разрешении противоречий (игры «Хорошо-плохо», «Что будет, если?»). Используется в познавательном развитии дошкольников, развивает творческое воображение

2) технология развития изобразительных навыков детей

3) методика развития детского творчества

4) совокупность приемов, направленных на культуру общения детей

 

ВАРИАНТ № 3

Указания: все задания имеют 4 варианта ответов, из которых правильный только один. Номер выбранного Вами ответа обведите кружком в бланке для ответов.

 

1. Почему «Дошкольная педагогика» является научной дисциплиной?

1) т.к. она отрасль общей педагогики.

2) т.к. имеет предмет и научные методы исследования

3) т.к. она связана с другими науками: философией, психологией, анатомией, физиологией

4) имеет методологические основы

 

2. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

1) подражание; эгоцентризм; эмоциональное общение, а затем предметная деятельность – ведущая деятельность в раннем возрасте; пластичность; зарождение самостоятельности

2) развиваются бурно все психические процессы

3) дети беспомощны, неразвитость мозга

4) кризис детей 3-х лет

 

3. Сущность принципа «открытость» в построении предметно-развивающей среды дошкольного учреждения

1) т.е. постоянное дополнение, изменение среды

2) связь среды дошкольного учреждения и окружающей среды

3) открытость природе, культуре, обществу, т.е. приближение природы к детям, создание зимних садов, экологических комнат, троп

4) включение родителей в жизнь детского сада

 

4. Педагогические условия развития и воспитания детей дошкольного возраста в игровой деятельности

1) только создание условий для игры (предметно-игровую среду)

2) заинтересовать игрой детей; педагог выступает инициатором в игре; использовать сюжетные игры с воспитательной тематикой

3) привлечение детей к изменению, созданию игровой среды; стимулирование самостоятельной игры с помощью косвенных приемов; использование педагогом разнообразных позиций при организации игр; применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми

4) разновозрастной состав детей

 

5. Современные модели семейного воспитания:

1) воспитывают родители

2) англосаксонская; латино – европейская; скандинавская

3) воспитывают бабушки, дедушки

4) воспитывает улица

 

6. Результатом подготовки детей к школе является:

1) готовность к школе, достаточный её уровень

2) научение ребенка читать, писать, считать

3) развитие всех психических процессов до высокого уровня

4) уровень коммуникативности

 

7. Психологическая готовность включает:

1) достаточный уровень всех психических процессов

2) интеллектуальную, социальную, мотивационную, личностную готовность, высокий уровень развития зрительно-моторной координации

3) готовность ребенка идти в школу с желанием

4) культуру поведения детей

 

8. Воспитание в педагогическом смысле – это …

1) воспитание личности ребенка

2) специально созданные условия, способствующие развитию ребенка

3) воспитание различных черт характера ребенка

4) воспитание социумом

 

9. Целостность физического образования дошкольников предполагает…

1) единство обучения и воспитания, решение в комплексе воспитательных и обучающих задач, решение задач физического воспитания на всех видах занятий, во всех видах деятельности, в различных блоках образовательного процесса, связь в работе инструктора по физвоспитанию с другими категориями сотрудников

2) использование всех форм организации физического образования в детском саду

3) связь физического воспитания на разных возрастных этапах, в разных возрастных группах

4) разный состав детей

 

10. Педагогические основы художественно-эстетической деятельности дошкольников составляют:

1) организация разных видов художественно-эстетической деятельности

2) использование разных видов искусств в воспитании детей

3) задачи, средства, выбор программы, условия, диагностика

4) формирование эстетического восприятия

 

11. Диагностические методики изучения семьи через ребенка

1) беседа с ребенком

2) рисуночная методика; игровые задания; закончи предложение, рассказ

3) наблюдение за ребенком со стороны

4) изучение фотоальбомов семьи

 

 

14. Варианты взаимодействия дошкольных учреждений и школы согласно методическому письму МО РФ от 25.03.1994

1) совместные педсоветы, родительские собрания, праздники и т.д.

2) создание гимназий

3) образовательное учреждение реализует несколько образовательных программ дошкольного и начального общего образования (учреждение типа «школа – детский сад»); начальные классы школы размещаются в дошкольном учреждении на основе договора; дети из детского сада ходят на уроки в школу; дошкольное учреждение и школа на основе договора реализуют общую образовательную программу по какому-либо направлению (например, эстетическому)

4) введение дневника поведения

 

15. Виды современных дошкольных учреждений в России, согласно «Типовому положению о дошкольном учреждении РФ» (2008 года)

1) частные и государственные дошкольные учреждения

2) прогимназии и детские сады

3) детский сад; детский сад общеразвивающего вида; детский сад ухода и присмотра; детский сад компенсирующего вида; детский сад – центр развития ребенка, комбинированного вида, детский сад для детей раннего возраста, детский сад для детей предшкольного возраста

4) инклюзивный вид

 

16. Моделирование образовательного процесса –

1) описание нового образовательного процесса

2) представление о конечном результате образовательного процесса; разработка аналога педагогической деятельности с помощью мыслительного процесса. Моделирование – метод проектирования

3) сочетание, объединение нескольких технологий в образовательном процессе

4) создание условий для развития детей

 

ВАРИАНТ № 4

Указания: все задания имеют 4 варианта ответов, из которых правильный только один. Номер выбранного Вами ответа обведите кружком в бланке для ответов.

 

1. Функции дошкольной педагогики:

1) описательно-прикладная; прогностическая; творческо-преобразовательная; воспитательная

2) социальная; научная; коммуникативная

3) связующая (связь с другими науками), обобщающая передовой педагогический опыт

4) коррегирующая

 

2. Профессиограмма педагога дошкольного образовательного учреждения имеет черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой:

1) большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка

2) сотрудничество, диалогичность, деятельностно - творческий характер, направленность на индивидуальное развитие ребенка, сотрудничество воспитателя и детей, свобода выбора детям и т.д.

3) вся педагогическая работа, направленная на воспитание черт личности

4) гуманистическая направленность

 

3. Доминантные занятия в детском саду – это

1) занятия, главные в серии занятий на одну тему

2) занятия, где преобладает один вид деятельности (например, на музыкальном занятии дети все занятие только слушают музыку или только поют несколько песен и т.д.)

3) занятия, где преобладают или обучающие, или развивающие, или воспитательные задачи

4) преобладают педагогические установки

 

4. Педагогическими условиями развития, воспитания и обучения детей в познавательно-исследовательнской деятельности являются:

1) создание интересных ситуаций

2) педагог должен идти в этой деятельности впереди ребенка, вести его за собой

3) использование различной мотивации; дифференциация, индивидуализация познавательных задач; применение различных типов обучения, их интеграция; расширение видов оценки; задействование современных технологий познавательного развития

4) уровень знаний детей

 

5. Выбор форм взаимодействия с семьей обусловлен:

1) просьбами, вопросами, с которыми к педагогам обращаются родители

2) годовыми задачами дошкольного учреждения по взаимодействию с семьей

3) типом семьи

4) разнообразием видов дошкольных учреждений

 

6. Мотивационная готовность к обучению в школе определяется с помощью:

1) определения желания ребенка идти в школу

2) рассказов-коллизий, беседы с ребенком о школе

3) наблюдения за поведением ребенка со стороны

4) культурой общения дошкольников

 

 

7. Основные, характерные особенности ребенка-дошкольника:

1) неразвитость организма, психических процессов и др.

2) малые параметры роста, веса, объемов

3) дошкольник – особый мир со своими взглядами, позицией. Ведущая деятельность – игра. Первоначальное складывание личности; социализация; зависимость от взрослых

4) негативизм

 

8. «Я – концепция» - это:

1) самооценка ребенка

2) оценка ребенка другими людьми

3) сумма представлений ребенка о самом себе

4) свобода поведения ребенка

9. Автор приема сюжетосложения в педагогической поддержке сюжетно-ролевых игр –

1) Новоселова С.Л.

2) Михайленко Н.Я.

3) Менджерицкая Д.В.

4) Жуковская Р.И.

 

10. Основная цель дошкольных учреждений по отношению к семье и обществу –

1) заниматься педагогическим просвещением родителей

2) исправлять недостатки семейного воспитания

3) оказание помощи семье в воспитании детей

4) маркетинговое изучение семьи

 

11. Линии преемственности дошкольных учреждений и школы, выделенные Дороновой Т.Н.:

1) линия познавательного развития; формирование предпосылок учебной деятельности; развитие самостоятельности; формирование коммуникативных умений

2) линия преемственности содержания, форм, методов обучения и воспитания

3) линия преемственности программ детского сада и школы

4) линия культурного просветительства

 

12. Формирование – это…

1) формирование личности ребенка

2) специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов

3) развитие ребенка

4) наполнение жизнедеятельности ребенка яркими событиями

 

 

13. Блочное планирование – это…

1) планирование по видам деятельности (игровая, образовательная, трудовая)

2) планирование по направлениям развития ребенка: физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое и т.д.

3) планирование педагогической работы: специально организованные занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, свободная, самостоятельная деятельность детей

4) картотечное планирование

 

14. Суть комплексного метода руководства (педагогической поддержки) сюжетно-ролевыми играми (Новоселова С.Л., Зворыгина Е.)

1) ознакомление с окружающим; обучающие дидактические игры; своевременное изменение игровой среды; активизирующее общение с ребенком в игре

2) использовать все методы в комплексе

3) воспитатель проявляет инициативу в организации сюжетно-ролевых игр, а также руководит самостоятельными играми детей

4) свободная игровая деятельность детей

 

15. Основные, типичные недостатки семейного воспитания (наиболее исчерпывающий вариант):

1) использование физических наказаний; пониженная роль отца в воспитании детей

2) преобладание стихийности над целенаправленностью; недооценка родителями самостоятельной деятельности детей; малосодержательное общение; непонимание потребностей, возрастных особенностей

3) разница требований к ребенку со стороны родителей

4) аморальное поведение родителей

16. Конституция РФ обязывает:

1) общество заботиться о воспитании детей

2) родителей заботиться о воспитании детей

3) дошкольные учреждения заботиться о воспитании детей

4) обязательное посещение детского сада

 

ВАРИАНТ № 5

Указания: все задания имеют 4 варианта ответов, из которых правильный только один. Номер выбранного Вами ответа обведите кружком в бланке для ответов.

 

1. Задачи дошкольной педагогики:

1) разработка новых технологий воспитания и обучения дошкольников; изучение перспектив образовательного процесса дошкольного учреждения; обучение, воспитание дошкольников в соответствии с требованиями современного общества

2) обновление содержания дошкольного образования; обобщение передового педагогического опыта

3) изучение ребенка-дошкольника; создание различных видов дошкольных учреждений

4) коррекция поведения детей

 

2. Для оценки уровня развития учебных умений (умение принимать учебную задачу) используется:

1) графический диктант (автор Венгер Л.А.)

2) оценка умения ребенка читать, писать

3) умение ребенка вести себя на уроке

4) проективные методики

3. Прогностические педагогические навыки и умения – это

1) анализ своей педагогической деятельности педагогом

2) способность предвидеть результаты педагогической деятельности, процесс развития ребенка

3) оценка деятельности педагога руководителем дошкольного учреждения

4) способность сочетать теоретические и практические умения

 

4. Познавательно-речевое развитие детей – это…

1) сложный процесс коммуникативного и интеллектуального развития

2) развитие речи и ума ребенка

3) обогащение знаний и развитие речи детей

4) сочетание восприятия и общения детей

 

5. Воспитательные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности (наиболее полный ответ):

1) создать условия для художественно-эстетического развития личности; сформировать художественно-эстетическую культуру; предпосылки для формирования творческого отношения к действительности; приобщать к ценностям культуры

2) приобщение ребенка к различным видам искусства

3) развитие умения видеть, замечать красивое, прекрасное

4) развитие рефлексивности детей

 

6. Цель диагностической методики изучения семьи - … (наиболее полный и точный вариант):

1) определение типа семьи

2) выяснить проблемы, трудности семейного воспитания

3) определение воспитательного потенциала семьи, использование данных для успешного взаимодействия д/с с каждой семьей

4) определение культуры поведения родителей

 

7. Группы кратковременного пребывания – это группы... (наиболее полный и точный вариант):

1) где дети пребывают несколько часов

2) где дети находятся несколько часов на развивающих занятиях по подготовке к школе

3) где дети пребывают на занятиях по подготовке к школе или дети раннего возраста с целью присмотра, адаптации

4) для одаренных детей

 

8. Художественно-эстетическое развитие – это…

1) развитие интереса детей к эстетической стороне деятельности, потребность в творческом самовыражении, инициативность, самостоятельность в воплощении художественного замысла

2) количественные и качественные изменения в художественном развитии ребенка

3) это развитие умения видеть, понимать прекрасное в жизни и искусстве

4) развитие музыкальных способностей

 

9. Средства педагогического общения (наиболее полный и точный вариант):

1) речь, мимика, жесты, пантомимика, локомоторные действия

2) письменные и устные

3) интонация голоса

4) тактильные

 

10. Козлова С.А. – автор программы по социально-нравственному развитию детей –

1) «Я - Человек»

2) «Открытый мир»

3) «Я, ты, мы»

4) «Дружные ребята»

 

11. Роль бабушки и дедушки в воспитании дошкольников заключается…… (наиболее полный и точный вариант):

1) в передаче опыта воспитания молодым родителям

2) в дополнении педагогической поддержки ребенка родителями

3) во всепрощении, попустительстве воспитания (все разрешают, ничего не запрещают)

4) в материальном обеспечении

 

12. Варианты учреждений, обеспечивающих преемственность д/с и школы:

1) гимназии, прогимназии

2) детский сад и школа на основе договора объединяют цикл по какому-то одному направлению развития (эстетическое и др.); детский сад и школа – единое образовательное учреждение; 1 класс базируется в здании дошкольного учреждения; 1 классы в школе только на уроках, а остальное время в дошкольном учреждении, группы на базе учреждений дополнительного образования, семейные группы

3) отделы управления образованием

4) инклюзивные учреждения

 

13. Основные психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста (наиболее полный ответ):

1) высший уровень развития всех психических процессов, предпосылки овладения учебной деятельностью

2) ребенок сравнивает себя с другими, некритичность к себе, личные проблемы, социальное экспериментирование, соподчинение мотивов, способность к творчеству

3) более самостоятельны во всем

4) рефлексивном поведении

 

14. Рекомендации по реализации принципа учета пола в построении развивающей среды дошкольного учреждения

1) разные виды игр, занятий, другой деятельности для мальчиков, девочек

2) отдельные зоны сна в спальне для мальчиков и девочек; отдельные туалетные комнаты; игровой мир мальчиков и девочек и т.д.

3) раздельные группы и даже детские сады для мальчиков и девочек

4) раздельное питание

 

15. Познавательно - исследовательская деятельность организуется в детском саду в форме (наиболее полный вариант):

1) игры

2) образовательной деятельности, объединяющей несколько видов деятельности детей; поисковой деятельности, экспериментирования в блоке совместной деятельности; игры; развлечений, праздников и т.д.

3) занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, экологическому образованию детей и т.д.

4) кружка

 

17.Педагогические диагностические методики для определения уровня интеллектуальной готовности детей к обучению в школе (наиболее полный вариант):

1) беседы на выявление знаний

2) беседы по выявлению знаний; оценка уровня речевого развития; уровня развития психических процессов

3) использование рассказов-коллизий

4) семейные воспоминания

 

Приложение № 2

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ

И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Курсовые работы:

1. Особенности эмоционального развития детей в сюжетно — ролевых играх

2. Специфика сенсорного развития младших дошкольников в процессе экологического образования.

3. Педагогические условия использования игрушек для развития сюжетно- ролевой игры младших дошкольников.

4. Педагогические условия использования экологических сказок в воспитании и развитии старших дошкольников.

5. Использование метода проектов в воспитании и развитии дошкольников.

6. Исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.

7. Культурно — досуговая деятельность в воспитании и развитии дошкольников.

8. Технология организации общения старших дошкольников с природой родного края.

9. Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании младших дошкольников.

10. Технология педагогического содействия играм дошкольников.

11. Особенности организации предметно — развивающей среды в условиях семьи.

12. Педагогические условия использования народных (русских, татарских, башкирских) игр в воспитании старших дошкольников.

13. Управление процессом экологического образования в ДОУ.

 

Выпускные квалификационные работы:

1. Организационно — педагогические условия использования разных видов игр в социально — личностном развитии детей.

2. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям.

3. Педагогические условия использования подвижных игр в самостоятельной физкультурной деятельности детей пятого года жизни.

4. Педагогическая поддержка сюжетно — ролевых игр младших дошкольников.

5. Педагогические условия эмоционального развития детей четвертого года жизни в играх с природным материалом.

6. Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников в поисковой деятельности.

7. Игры - аттракционы — средства социально нравственного воспитания старших дошкольников.

8. Влияние подражания на социализацию младших дошкольников.

9. Технологии использования детской художественной познавательной литературы в развитии младших дошкольников.

10. Технологии использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми четвертого года жизни.

11. Технология использования нестандартного физкультурного оборудования в физическом развитии дошкольников.

12. Организационно — педагогические условия использования праздников и развлечений в экологическом образовании старших дошкольников.

 

Примеры структурирования выпускных квалификационных работ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.492 сек.